Формирование цветового восприятия у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа)

Петрушенко София Васильевна

С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.

Возраст 3-4 лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности. Цвет оказывает определённое воздействие на деятельность центральной нервной системы человека. Красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС. Зелёный уменьшает кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение. Синий замедляет сердечную деятельность, действует седативно. Тёмные и холодные цвета снижают эффективность умственной деятельности, а светлые и тёплые улучшают мыслительную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование цветового восприятия у детей дошкольного возраста.

С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности.

Возраст 3-4 лет наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности. Цвет оказывает определённое воздействие на деятельность центральной нервной системы человека. Красный возбуждает, согревает, активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС. Зелёный уменьшает кровяное давление, успокаивает, снимает напряжение. Синий замедляет сердечную деятельность, действует седативно. Тёмные и холодные цвета снижают эффективность умственной деятельности, а светлые и тёплые улучшают мыслительную деятельность.

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать то, что младшие дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т.д. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи органов зрения, т.е. цвет обязательно нужно увидеть. Поэтому на начальном этапе ребёнка луяше обучать таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, то есть видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе можно используовать следующие игры:

Игры на подбор нужного цвета: 

  1. Собери капельки в стакан
  2. Сложи пирамидку
  3. Собери «цветик-семицветик»
  4. Посади бабочку на цветок такого же цвета

Игры на сравнение предметов по цвету: 

  1. Подбери пару
  2. Какие шарики улетели
  3. Цветная карусель
  4. Какого цвета не хватает
  5. Разноцветные комнаты

После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у ребёнка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические (цветные) цвета спектра радуги и ахроматические цвета: белый, черный, серый. Хроматические цвета делятся на две группы: тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные тона (голубой, синий, фиолетовый). Зелёный находится посередине спектра и считается нейтральным. Каждый хроматический цвет имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень его чистоты.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. В более сложных заданиях с чередованием цвета добавляется белый и фиолетовый цвета. Голубой цвет усваивается в последнюю очередь, так как дети часто его путают с синим. Знакомство с голубым цветом переносят на более поздний период, когда дети получат представление об оттенках. Для ознакомления детей с цветовой гаммой можно применять следующие дидактические игры: 

– Радужный круг. 
– Собери радугу.
– Цветной волчок.
– Собери бусы для кукол.

Последним этапом цветового восприятия у младших дошкольников формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-желтый), имея в виду яркость. Младшим дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Дети лучше запоминают оттенки, если получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок). В работе над оттенками можно применять такие дидактические игры: 

– Окраска воды. 
– Три воздушных шарика.
– Волшебные краски.
– День и ночь.

Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых. На занятиях необходимо знакомить детей с системой цветов спектра, с последовательностью их расположения. В этой работе поможет картина с изображением радуги или радужный круг. Дети в игровой форме усваивают порядок расположения цветов в спектре, делят цвета радуги на тёплые и холодные.

Занятия:

-  "Жаркое лето и холодная зима" (на одной части листа дети рисуют лето тёплыми цветами, на другой – зиму холодными цветами);

- "В гостях у Солнышка и Снежной Королевы", "Ясно и пасмурно". На занятиях дети вспоминают и рассказывают о том, когда им было холодно, а когда жарко, что они при этом ощущали.

- "Радостно и грустно" с помощью музыки и красок педагоги с детьми воссоздают два контрастных эмоциональных состояния. Для более прочного усвоения детьми цветовой гаммы радуги можно использовать игры: "Волшебный круг", "Собери бусы для Снежной королевы и Весны", "Волшебный калейдоскоп".

-"Мы – волшебники" дети учатся смешивать краски: смешав красную и желтую – получилась оранжевая, соединив синюю и красную – появилась фиолетовая краска.

Создание проблемных ситуаций, в которых дети самостоятельно находили бы решение: например, составить цветы оранжевого цветка из красных и желтых лепестков; нарисовать огурцы при наличии желтой и синей красок, нарисовать фиолетовую тучу с помощью красной и синей красок.

- "Цветущий луг" дети создают живописную композицию с использованием 3-х основных цветов приёмом смешивания красок по сырому.

Для закрепления приёмов смешивания красок, с детьми - дидактическая игра "Приготовим куклам сок", где в прозрачных бутылочках смешивается вода разных цветов и получается желаемый цвет.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) играет большую роль в развитии цветовосприятия. Главная задача – учить детей использовать приобретённые умения и навыки, выразительные средства: цвет, смешение красок, использование тёпло-холодных тонов для создания различных композиций.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

Литература: 

  1. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук». – Ярославль, «Академия развития» 1999 г.
  2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры детей» –  М. Просвещение 1988 г.
  3. Казакова Т.В. «Развивайте у дошкольников творчество» – М. Просвещение 1985 г.
  4. Комягин Н. С. «Приглашение к творчеству» (М. Просвещение 1988).
  5. Нищева Н.В. «Разноцветные сказки» – М. 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....

формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

в данном материале раскрываются принципы формирования фонетического восприятия у детей дошкольного возраста....

Опыт работы на тему: «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН»

Я работаю в логопедическом кабинете детского сада. Так как в логопедическом кабинете зачислено большинство детей с фонетико – фонематичеким недоразвитием речи, я решила более подробно исследовать фоне...

Консультация "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи "

Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процесс...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру...

Педагогический проект: «Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в игре и повседневной жизни»

Создать систему работы по развитию ознакомление детей с цветом и цветовой гаммой  в игре на  занятиях и повседневной жизни ....

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...