Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
консультация на тему
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Консультация для родителей
Малышу не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет понять их отличительные особенности, но, в то же время, порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его предметов и явлений, систематизировать знания.
В процессе сенсорного воспитания ребёнок совершает значительный скачок в познании различных свойств предметов и явлений. Обследуя предмет, мы выделяем 3 основных характеристики: размер, форму и цвет. Цвет, как свойство предмета, является наиболее сложным для детского восприятия. Точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной среды. Однако без специального обучения процесс развития цветового восприятия может затянуться.
Восприятие цвета может быть одним из счастливых качеств, которыми природа наделила человека. К.Паустовский сказал об этом так: «Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения – счастливый человек…»
Классифицируем цвета.
В 1922 году американская комиссия по колориметрии с целью установления единой терминологии о цветах приняла следующие термины:
ахроматические цвета – неокрашенные цвета (белые, серые, чёрные)
хроматические цвета – окрашенные цвета (все остальные).
Все цвета отличаются друг от друга по следующим признакам: цветовой тон, насыщенность, светлота.
Цветовой тон – качество цвета, которое определено его названием (красный, оранжевый, зелёный).
Насыщенность – степень большей или меньшей выраженности определённого цвета.
Светлота – относительная яркость цвета по отношению к образцу, которая может быть выражена в количестве белой или чёрной краски, добавленной в основной цвет.
Кроме того необходимо добавить, что цвета оказывают эмоциональное воздействие на человека, могут вызывать радость, ликование, грусть, печаль. Так, цветоведы вынуждены были принять деление всех цветов по цветовому тону на тёплые и холодные.
Почему цвета связывают с температурой? Тёплой считается красно-жёлтая гамма цветов, она ассоциируется с огнём. Холодной – сине-голубая гамма цветов, которая ассоциируется с водой, льдом. Отсюда и деление на тёплые и холодные. Зелёный относится к нейтральным. Холодная гамма создаёт впечатление успокоенности, отдалённости пространства. Тёплая гамма дарит ощущение радости, энергии, активности. На данное время психологи не открыли причины влияния цвета на психику человека. Контраст используется для передачи противоположных начал. Цветовой контраст – это светлое и тёмное,тёплое и холодное. С помощью контраста передаётся выразительный сюжет в состоянии природы или настроении человека. Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить прочные основы необходимо и можно.
Актуальность.
На протяжении ряда лет на базе детского сада я провожу наблюдения за тем, как развивается цветовосприятие у детей. Программа ставит перед нами ряд задач: учить различать и называть основные цвета спектра и их оттенки; способность выбирать цвет по образцу, по словесному указанию, соотносить цвет настроению. Развивать тонкую зрительную дифференциацию при сравнении оттенков каждого цвета. Формировать умение воспринимать и различать сложные цвета, группировать цвета и оттенки. Развивать фантазию и воображение. Я провожу исследовательскую работу: как сделать процесс усвоения наиболее интересным для детей, а знания и умения - более яркими и чёткими. И пришла к выводу, что дидактическая игра наилучшим образом поможет решить поставленную проблему.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить проблему познания окружающей действительности в игре сумел Ш.А. Амонашвилли. Он показал, как через игру можно ввести ребёнка в сложный мир познания. Педагог играет, общаясь с детьми, и вот это драгоценное умение взрослого человека встать на один уровень с ребёнком, с лихвой вознаграждается блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к учителю.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-либо знания, овладевают определёнными умениями и навыками, учатся обобщать, классифицировать, выделять основные признаки и др.
Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребёнку как игровое задание, которое, как правило, заинтересовывает детей. Они выполняют действия (игровые), тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает в роли организатора.
Мной подобраны и разработаны дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие.
Вывод:
Главную идею предложенного опыта работы по развитию цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру можно выразить афоризмом: «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль». (И. Гёте) Разработанные и подобранные игры учитывают возрастные особенности детей, а так же задачи педагогической работы с детьми. Каждая игра для ребёнка – это процесс познания и творения красоты, поиска нового, удивления и радости, что составляет обязательное условие успешного психического развития ребёнка. Игры помогают детям обогатить свои впечатления об окружающем, расширяют их кругозор, стимулируют интересы, оптимизируют отношения с взрослыми и сверстниками. Предметный мир начинает приобретать для них яркость, чёткость, становится объектом познания и преобразования. Игры стимулируют все виды детской активности, самостоятельность и творчество
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
По развитию цветовосприятия детьми седьмого года жизни
Учимся различать цвета и запоминать их названия
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво-не красиво».
Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении.
Для каждой возрастной группы определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоением ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой деятельности.
Порой нелегко научить детей различать цвета и запоминать названия. Одном из вариантов закрепления цвета может быть знакомство детей с стихами. Дети обращают внимание на ироничный характер, воспринимают с юмором – и, сами того не ведая, учатся правильно называть цвета.
Жили на свете желтые дети, а рядом с ними дети синие.
И, конечно, дети красные. Все дети были разные.
Мамы и папы у них были непохожие.
Вот в какой стране раз посчастливилось мне
Целый месяц пожить И королевой побыть.
Страна была не простая обычная, а цветная!
Вот зеленая мама. Очень важная дама.
А рядом синий сын. Он у мамы один.
И дочка тоже одна, Желтая вся она.
Вот оранжевый папа. У папы такая же шляпа.
Ведет озорных сынков- двух неразлучных дружков.
Два веселых брата- «Красный и желтый, ребята».
Вот фиолетовый дед. Во фрак и цилиндр одет.
А рядом малютки- внучки. Держат друг друга за ручки.
У синей – синий цветок.У красной – красный платок
Цветная страна, цветная. В мире одна такая.
Придумана, создана мною. Горжусь я страною.
Живут в ней люди цветные: Веселые, грустные, злые,
Серьезные и озорные. Учусь ими я управлять,
И смешивать, и узнавать. Картины учусь я рисовать.
Цвет и его особенности
Изобразительное творчество – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Главное – это создание пространство безопасности и доверия. Этим пространством для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примерят» себя к окружающему мир. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые спонтанно проявляются в символической, значимой для ребенка и, возможно, необычной для остальных форме.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравится – не нравится», «красиво-не красиво».
Цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передавать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как перенести на бумагу то, что возникло в воображении.
Для каждой возрастной группы определены задачи ознакомления детей с цветом предметов, явлений окружающей жизни, освоением ими умения видеть, различать, называть цвета и использовать их при создании изображения в творческой деятельности.
Программа для старшей группы по формированию у детей восприятия цветов, представлений о цветах и их создании и развитии у детей чувства включает целый ряд задач:
- Закреплять знания усвоенных ранее цветов и оттенков;
- Познакомить детей с цветовыми эталонами: расположение цветов в цветовом спектре на пример радуги;
- Расширять представление детей о получении оттенков любого цвета в краске зависит от количества добавленной в нее белой. А познакомив детей с акварелью и способами рисования ею, показать, что светлота оттенков зависит от количества добавленной воды;
- Научить детей передавать 2-3 оттенка цвета при рисовании карандашами путем регуляции силы нажима на карандаш.
Считается, что семь цветов расположенных в спектре радуги, являются основными, а все остальные получаются посредством их смешивания. В живописи основных цветов и того меньше – всего три- красный, желтый и синий. Они называются хроматическими цветами. Еще есть так называемые «не цветные» (ахроматические) цвета – белый и черный. При их смешивании получается третий ахроматический цвет – серый
Все остальные цвета можно получить, смешивая между собой красный, желтый, синий, черный и белый цвета. Полученные в результате цвета называются производными
В какой последовательности расположены цвета в радуге? Поможет безошибочно ответить нехитрая фраза, которая звучит так:«КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН».
Теперь возьмем первую букву каждого слова , получим К – красный, О – оранжевый, З – зеленый, Г – голубой, синий, Ф – фиолетовый. Запомнить, в какой последовательности расположены цвета в радуге, чрезвычайно полезно. Ведь каждый производный цвет, присутствующий в радуге, получается путем смешивания двух его соседей. Например, оранжевый цвет получают при смешивании красного и желтого, зеленый – желтого и синего, фиолетовый – синего и красного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста через дидактическую игру
Дидактические игры для детей дошкольного возраста, развивающие цветовое восприятие....
Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"
В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Цель¨ создание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения Задачи¨...
Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....
Система работы над развитием пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, длины, ширины, высоты, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного т...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая ...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»....