Методическая разработка: «Использование метода акватерапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
методическая разработка (старшая группа)

Ирина Петровна Ильичова

В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку к социализации. Формирование личности и психических процессов напрямую связано с развитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.r._pkvaterapiya.docx597.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Использование метода акватерапии в коррекционной работе

учителя-логопеда»

«Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле».

Леонардо да Винчи

D:\Desktop\

В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку к социализации. Формирование личности и психических процессов напрямую связано с развитием речи.

В настоящее время для нас, логопедов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Поэтому в логопедической практике логопеду приходится подбирать такие приемы работы, которые будут максимально эффективны в работе с такими детьми. В соответствии с этим, мы все чаще сталкиваемся с поиском новых, комплексных методов работы.

Работая с детьми, имеющими проблемы в речевой сфере, мы стали применять в своей практике нетрадиционную методику, такую как кватерапия. Акватерапия – одна из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Определяя актуальность данной проблемы, хочется отметить, что использование элементов игровой деятельности такой как акватерапия, дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников. Именно поэтому мы обратились к этой форме работы. Игры с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дети проигрывают, проговаривают с помощью игрушечных фигурок в воде. В играх с водой более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и мимика). Все умения, навыки и знания усваиваются ими гораздо быстрее и проще

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

#1056;азвитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

2. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

3. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

4. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

#1057;табилизация эмоционального фона.

При введении игр с водой мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, элементарные гигиенические правила и правила безопасности работы с водой.

Требования к работе:

В основном занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2 – 3 человека). Длительность занятия, с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа, составляет 15 – 20 минут.

Материалы, используемые при акватерапии:

  • Контейнер для воды;
  • Наборы с разноцветными фигурками и камнями из пластмассы;
  • Соломинки для коктейля;
  • Маленькие кораблики;
  • Набор букв с магнитами;
  • Магнитные удочки;
  • Набор камней разного размера;
  • Пластмассовые мелкие игрушки;
  • Пластмассовые и резиновые шарики разного размера;
  • Непромокаемые фартуки;
  • Бумажные и тканевые салфетки.
  • Пластмассовые корзиночки разного размера;
  • Картотека игр с водой
  • Художественное слово: стихи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика в стихах)
  • Аудиозаписи (шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя и т.д)

Правила работы:

  1. Дети играют с водой только под присмотром логопеда!
  2. Температура воды не должно превышать 36 С, допускается снижение температуры с 1 до 6 С.
  3. Перед играми с водой дети надевают фартук, так мы приучаем ребенка содержать одежду в чистоте.
  4. Обязательно перед игрой озвучиваем детям инструкцию: «Никакие предметы в рот не брать»!
  5. Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам:
  • набирай воздух через нос,
  • не поднимай плечи,
  • надувай живот «шариком»,
  • выдыхай медленно и плавно, старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.

ехнология проведения акватерапии:

Организуя игры с водой, мы используем художественное слово: потешки, стихи, описательные загадки. Зачастую игры сопровождаются прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что вних участвуют как дети, так и взрослые. В естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Хочется среди такого разнообразия игр с использованием воды, выделить игры, направленные на развитие познавательного интереса в рамках коррекции речевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для развития диафрагмального дыхания, которое является основой в логопедической работе, можно предложить следующие виды игр, которые носят, как обучающий, так и психотерапевтический эффект.

Например, упражнение «Фонтанчик» лучше выполнять с кипяченой водой, в индивидуальном стакане. Ребенок, удерживая губами коктейльную трубочку, производит «бульки» в воду, то сильнее, то спокойнее, на одном выдохе постарается сделать несколько вкл-выкл фонтана.

Еще вариант упражнения «Сделай шторм», ребенку предлагается длительной сильной воздушной струей вызвать «шторм» на воде или на песке. В «Парусной регате» принимает участие несколько детей. В широкую емкость с водой опускают парусники и предлагают детям отправить парусник в плаванье с помощью длительного выдоха. Выигрывает тот, кто быстрее придет к финишу.

Очень действенным и эффективным на логопедических занятиях для регуляции мышечного тонуса и снятия напряжения с мышц пальцев рук, а так же для совершенствование мелкой моторики являются следующие упражнения: положить ладони на воду, почувствовать полное расслабление

пальцев, погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать кулачки, погрузить пальцы в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно, погрузить пальцы в воду, и легкими движениями создавать «волны», при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в теплую воду.

Артикуляционные упражнения языка так же можно сочетать с движениями рук в воде, таким образом, отрабатывая темп выполнения упражнения.

Например, выполняя упражнение «Лошадка», можно щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать» по воде, можно в так кидать в воду мелкие камушки.

Выполняя «Часики», можно языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по воде рисовать движения стрелок часов.

При автоматизации поставленных звуков так же можно использовать игровые приемы.

Например, при автоматизации звука Р можно рисовать на воде букву Р, произнося одновременно звук Р, либо рисовать непрерывную вертушку на воде, пока хватает выдыхаемого воздуха. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая поиск буквы в воде с произнесением звука. При автоматизации слогов, слов можно отшлепывать слоги на воде.

С помощью аква-игр можно работать с ребенком над грамматическим строем речи.

Например, в этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории. Так ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка — полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое)

При подготовке к обучению грамоте ребенок, по заданию, удочкой с магнитом или рукой вылавливает со дна ванночки заданные буквы, обозначающие гласные или согласные звуки. Кроме этого, ребенок по словесной инструкции вылавливает определенные буквы и составляет слово.

Работая над связной речью в играх с водой, можно отрабатывать грамматические категории, предложно-падежные конструкции. Выполня

действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказы-описания, придумывает волшебный мир перевоплощений. При этом,одновременно проводится работа и над развитием мелкой моторики (описывая внешний вид рыбки, ребенок проводит пальцем по частям рыбки, ее тела)

В контейнере для акватерапии можно менять температуру воды, устраивать шторм и бурю, сопровождать игры музыкой и эффектами света (мигающие свечи, начавшийся дождь, звездопад и т. д.), что невероятным образом влияет на эмоциональное состояние ребенка, обеспечивая, тем самым, длительный, пронесенный через свои глубинные состояния эффект от коррекционных занятий. Ведь то, что эмоционально окрашено и вызывает сильные эмоции (в данном случае, хочется надеяться, что исключительно положительные), запоминается на длительное время. В воде можно проигрывать любые ситуации, исключая возможность ошибок, ведь здесь все можно исправить, переделать и картинка будет полной и насыщенной.

В заключение можно сказать, что игры с водой вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе для детей дошкольного возраста с нарушением зрения»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Но когда речь идет о детях с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), тут без специально организова...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками"

Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...