Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" ( от 3 - 5 лет)
рабочая программа (младшая, средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски"
предназначена для детей дошкольного возраста от 3х до 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.progr_.docx | 188.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Волшебные краски»
(для детей от 3 – 5 лет)
Автор Яковец Марина Анатольевна
Содержание
| Страница |
1.Комплекс основных характеристик программы | |
1.1 Пояснительная записка | 3 |
1.2 Цели, задачи и принципы Программы | 4 |
1.3 Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста | 5 |
1.4 Содержание программы | 5 |
1.5 Планируемые результаты | 6 |
2. Комплекс организационно- педагогических условий | |
2.1 Календарный учебный график | 6 |
2.2 Условия реализации Программы | 8 |
2.2.1 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 8 |
2.2.2 Социальные партнеры по реализации программы | 9 |
2.3 Оценочные материалы | 9 |
2.4 Методические материалы | 13 |
2.4.1 Обеспечение образовательной деятельности авторскими учебными и программно-методическими пособиями | 14 |
2.4.2 Перечень материала для продуктивной деятельности | 14 |
2.5. Развивающая предметно-пространственная среда | 14 |
2.6 Информационно-методические условия реализации программы | 14 |
3.Кадровое обеспечение | |
Список литературы | 14 |
4. Приложения | |
4.1 Комплексно- тематический план работы с детьми | 15 |
4.2 Картотека пальчиковых игр |
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.
Программа кружка рассчитана на один год для детей младшей группы. Продолжительность занятий 15 мин., 1 раз в неделю.
Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи программы:
1.Образовательная:
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник
рисования.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными
художественными материалами и инструментами.
2. Воспитательная:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка)
- Учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.
3.Общеразвивающая:
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление по освоению нетрадиционных техник рисования;
- Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы
Деятельность педагогов в процессе реализации программы осуществляется с учётом ряда принципов, определяющих характер взаимоотношений с детьми:
- Принцип систематичности – вся работа строится в системе, без пропусков.
- Принцип последовательности – от простого к сложному, от знакомого к новому.
- Принцип дифференциации – предполагает учёт психологических особенностей, типичных индивидуальных различий. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов образовательных областей.
- Принцип личностной ориентации – требует построения работы с учётом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей.
- Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения.
- Принцип гуманизации – предполагает построение педагогического процесса на полном признании гражданских прав учащихся. Этот принцип ставит педагога и ребёнка на одну ступень – ребёнок заслуживает такого же уважения, как и педагог.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, предлагаю возможности вариативных путей решения задач; развиваю наблюдательность стимулирует к творческим поискам и находкам.
- Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности
1.3. Возрастные характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастная характеристика, контингента детей младшего возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
1.4 Содержание программы
Содержание программы ориентировано на совершенствование работы с различными инструментами и материалами, возможностями освоения разных способов рисования. Применяются технологии:
- ТРИЗ
- Педагогика сотрудничества
- Игровое обучение
Методы и приёмы:
- Словесный ( беседа, пояснение, вопросы)
- Наглядный ( показ способов действия, иллюстрации, образы)
- Практический ( повторение, упражнение )
- Диагностический
- Игровой
Программа предполагает широкое использование рисунков для создания тематических выставок, украшения предметно-развивающей среды, интерьера ДОУ. Программа может быть использована как в системе дошкольного образования (художественная мастерская) так и в учреждениях дополнительного образования .
Предусматривается 2 этапа работы:
- - дети 3-4 лет
- - дети 4-5 лет
В ходе реализации этих этапов происходит знакомство с новыми техниками нетрадиционного рисования.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 5-10 человек в подгруппе. Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий с каждой подгруппой - не более 20 минут.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутки, гимнастику для глаз.
Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Активными участниками воспитательного процесса являются родители. Для родителей проводятся консультации, мастер классы, открытый просмотр совместной деятельности, выставки детских работ, анкетирование и т.д..
Год обучения. ( 1 час в неделю )
ГОД ОБУЧЕНИЯ | ВСЕГО ЧАСОВ | ТЕОРЕТИЧЕСКИХ | ПРАКТИЧЕСКИХ |
1 год | 32 | - | 32 |
2 год | 32 | - | 32 |
1.5. Планируемые результаты
- Наличие знаний, умений, навыков, полученных детьми за период обучения в кружке, позволяющих им совершенствовать и реализовывать творческие способности.
- Художественно-творческая активность участия в конкурсах, выставках, мастер-классах.
- Воспитанники проявляют себя как творческие личности.
- Получают радость от совместного творчества.
Результаты через наблюдение педагога при работе, с помощью диагностики два раза в год: начало учебного года (сентябрь) и окончание ( май) (смотри оценочные материалы), а так же устраиваются выставки два раза в год.
- Календарный учебный график
Программа рассчитана на 2 года. Деятельность по дополнительной общеобразовательной программе проходят 1 раз в неделю, в вечерние часы.
Наименование | Младшая группа | Средняя группа |
Учебный год | 2020-2021 | 2020-2021 |
Возраст | 3-4 года | 4-5 лет |
Количество групп | 1 | 1 |
Содержание
1 | Количество возрастных групп за 2 года | 2 группы |
2 | Начало учебного года | 01.09.2020, 2021года |
3 | Окончание учебного года | 29.05.2021, 2022 года |
4 | Продолжительность учебного года | 35 недель |
5 | Продолжительность учебной недели | 5 недель ( понедельник – вторник) |
6 | Летний оздоровительный период | с 1.06.2021г. по 31.08.2022 г. |
7 | Режим работы ДОУ в учебном году | 7.00 – 19.00 |
8 | Режим работы в летний оздоровительный период | 7.00 – 19.00 |
9 | График каникул | Зимние каникулы с 31.12.2021 – 10.01 2022 |
10 | Мониторинг качества освоения программного материала воспитанниками | С 01.09. по 10.09.2020, 2021 По 20.05.2021, 2022 г. |
11 | Периодичность проведения групповых родительских собраний | 1собрание – сентябрь – октябрь 2собрание – январь – февраль 3 собрание – апрель-май |
12 | Праздничные ( выходные дни) | В соответствии с календарём
30 декабря 2021 – 10 января 2022 23 февраля 2022 – День защитника Отечества 8 марта 2022 – Международный женский день 1 мая 2022 г.- Праздник весны и труда 9 мая 2022 г. – День Победы 12 июня 2022 г.- День России |
Образовательная деятельность по дополнительному образованию
Совместная образовательная деятельность | Начало СОД | Младшая группа | Средняя группа |
15.30 | 15.30 | ||
Количество СОД | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю | |
Время начала и окончания СОД | 15.30 – 15.45 | 15.30 – 15.50 | |
Минимальная продолжительность Перерыва между СОД | 10 минут | 10 минут |
- Условия реализации программы
Для развития художественно-творческих способностей необходимы условия:
- Систематическая работа по авторской программе «Волшебные краски» 1 раз в неделю во вторую половину дня в 15.30 час.
- Создание предметно-пространственной среды для организации продуктивных видов деятельности. В группе оборудован центр художественного творчества. В свободном доступе находятся: разнообразные материалы (бумага разного формата и разной фактуры, акварель, гуашевые краски, карандаши, мелки, ватные палочки и т.д)
- Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребёнка. От мотивации зависит вовлечённость в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы
- Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Я стараюсь практически использовать продукты их деятельности (оформление детского сада, групповой комнаты, спальни, использование в игре, на занятиях, подарки родным и близким)
- Собраны картотеки пальчиковых игр и физминуток
- Есть в наличии дидактические игры, развивающие фантазию, воображение, творчество.
- Средства ИКТ позволяют детям посмотреть презентации, фильмы, послушать музыку во время работы.
- Эффективное взаимодействие педагога и родителей позволяет более плодотворно развивать творчество у детей.
2.2.1. Особенности взаимодействия с воспитанниками
А.Н.Леонтьев не случайно включает воспитателя детского сада в «малый, интимный круг» общения ребёнка-дошкольника. Он пишет: «Известно, как своеобразны отношения детей этого возраста к воспитательнице, как необходимо для ребёнка её внимание к нему и как часто он прибегает к её посредству в своих отношениях со сверстниками»
Педагог сегодня испытывает необходимость творчески преобразовывать дошкольников, творчески взаимодействовать с ним, а так же сотрудничать со своими воспитанниками. В связи с этим из важных условий воспитания является сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми. Оно так же обуславливается необходимостью индивидуального подхода, т.к. каждое воздействие на ребёнка преломляется через «внутренние условия» - индивидуальные особенности без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Во взаимодействии с дошкольниками воспитатель должен придерживаться концепции дошкольного воспитания, где раскрыты основные вопросы альтернативной личностно-ориентированной модели, где воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Её цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Спецификой является то, что взрослый не подгоняет развитие каждого ребёнка к определённым канонам, а предупреждает возникновение тупиков личностного развития.
Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является одним из важных условий формирования творческой активности детей.
Модель общения между педагогом и ребёнком получила название «Субъектно-субъектной» модели. Объект педагогической деятельности становится её субъектом лишь в том случае. Если педагог понимает индивидуальность воспитуемого, учитывает его потребности, эмоции, возможности, а так же стимулирует активность дошкольника, при этом, не подавляя своим авторитетом. Так педагогическая деятельность из традиционной субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную, что делает её сложной, нестандартной, творческой.
2.2.2. Социальные партнёры по реализации программы
Программа «Волшебные краски» включает
в себя совместную работу с детьми,
педагогами и родителями. Вся деятельность
построена на тесном сотрудничестве между
всеми участниками педагогического процесса.
Работа с педагогами и работниками культуры
включает в себя: консультации, открытые
занятия для педагогов, просмотр видеофильмов
и презентаций, обзор литературы по данной
теме, посещение культурных учреждений
нашего города.
Одним из разделов программы является –
работа с родителями. Некоторые родители
испытывают трудности при творческой
работе с детьми. Не знают, как развивать у детей творчество,
имеют малое представление о технике выполнения детских работ, либо не имеют вообще, не знают чем занять детей дома. Многие не понимают важности данного воспитания и обучения. Такие родители нуждаются в педагогических советах. Необходимо доводить до их сведения всю важность продуктивной деятельности детей, её роль в развитии творческих способностей.
Родители должны знать:
-основные техники рисования;
-возрастные особенности развития детей данного возраста;
-понимать значимость формирования творческо й активности;
-уметь помочь детям и педагогам в организации продуктивной деятельности.
Следовательно, организуя продуктивную деятельность с детьми, педагог должен обеспечить и работу с родителями.
При работе с родителями в данной программе предлагаются следующие формы работы:
Консультации, папки-передвижки, проведение тематических бесед, просмотр продуктивных видов деятельности, совместное участие в конкурсах, выставки детских работ, анкетирование, родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.
Только в тесном сотрудничестве со всеми социальными партнёрами можно добиться развития всесторонних творческих способностей детей
2.3.Оценочные материалы
С целью отслеживания результата регулярно, два раза в год, проводится диагностика на основе наблюдений.
Это делается с целью определения прогресса в развитии личности ребёнка. Среди существующих алгоритмов анализа наиболее удобной и всеобъемлющей является диагностика продуктивной деятельности по Т.С.Комаровой – доктора педагогических наук, автора целостной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а также соавтора образовательной программы «От рождения до школы»
Мониторинг характеризует уровни:
-Требует внимания: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
-Освоил частично (находится в стадии формирования): проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
-Освоил полностью: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания, владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА
Уровни освоения умений и навыков | ОП
| ОЧ | ТВ | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Группа | |||||||
Младшая группа 2020-2021г. | 0% | 50% | 60% | 40% | 40% | 10% | |
Средняя группа 2021-2022 г. | 0% | 70% | 60% | 20% | 40% | 10% |
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Дети должны знать и уметь применить |
содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие; | ||||||||||
| передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно); | |||||||||
| строение предмета (части расположены, верно, или нет); | |||||||||
цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные); | ||||||||||
| характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными). | |||||||||
простейшие правила организации и уборки рабочего места | ||||||||||
умение просить о помощи взрослых | ||||||||||
умение выполнить работу по образцу | ||||||||||
сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе | ||||||||||
эмоционально-положительное отношение и интерес к художественно-творческой деятельности | ||||||||||
вносить элементы своего творчества | ||||||||||
применять свои умения и навыки в других видах деятельности |
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | Дети должны знать и уметь применить |
содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие; | ||||||||||
| передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно); | |||||||||
| строение предмета (части расположены, верно, или нет); | |||||||||
цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные); | ||||||||||
| характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными). | |||||||||
простейшие правила организации и уборки рабочего места | ||||||||||
умение просить о помощи взрослых | ||||||||||
умение выполнить работу по образцу | ||||||||||
сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе | ||||||||||
эмоционально-положительное отношение и интерес к художественно-творческой деятельности | ||||||||||
вносить элементы своего творчества | ||||||||||
применять свои умения и навыки в других видах деятельности |
2.4.Методические материалы
2.4.1 Методическое обеспечение реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
- материально – техническая база (бумага для рисования разного формата, гуашевые краски, акварель, кисти №3,5,6, трафареты, ватные палочки, одноразовые вилки, ватные диски, салфетки, оттиски овощей, пробки, поролон, жёсткая кисть )
- дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей
- методическое обеспечение (методическая литература; образцы, показ приёмов техники; фотографии и рисунки работ)
- картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
- Литература: стихи, загадки, пословицы
№ | Виды работ | Формы занятий | Примы и методы | Дидактичес-кий материал | Техническое оснащение занятий | Итог |
1 | Рисование пальчиками | Творческо-продуктивная деятельность детей в форме игры | Практическая работа, словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный, индивидуально-фронтальный, коллективно-групповой методы. Диалоги, устное изложение, упражнения, наблюдения-приёмы | Фотографии, мультимедийные материалы, таблицы, наглядно- иллюстративный материал | Мультимедийный проектор, маркеры ,карандаши, акварель, гуашевые краски, пальчиковые краски, кисти (синтетика, нейлон, коза), бумага разного формата для рисования, ватные палочки, ватные диски, одноразовые вилки, влажные и бумажные салфетки, трафареты, втулки бумажные, поролон, пробки и др. | Выставки работ. Участие детей в конкурсах |
2 | Рисование ладошкой | |||||
3 | Рисование ватными палочками | |||||
4 | Рисование оттисками | |||||
5 | Рисование одноразо-выми вилочками | |||||
6 7 | Рисование тычком- сухой жёсткой кистью Рисование поролоном (примаки-вание) |
2.4.2. Перечень материала для продуктивной деятельности
-Листы бумаги для рисования разного формата
-Акварель, гуашевые и пальчиковые краски
-Кисти для рисования (синтетика, нейлон, коза), карандаши, фломастеры
-Салфетки бумажные и влажные
-Ватные палочки, диски
-Одноразовые вилочки
-Поролоновые губки, бумажные втулки, пробки
-Трафареты
-Оттиски овощей
-Образцы рисунков, картинки
-Куклы, игрушки, персонажи, муляжи и т.д. для создания игровых ситуаций
2.5. Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая предметно-пространственная среда и её составляющие – одно из самых основных средств развития творчества детей. В неё входят:
-Центр художественного творчества
-Центр театрализации
-Центр музыкального развития
-Центр конструирования
2.6. Информационно-методические условия реализации программы
Наглядные средства:
- Коллекции разнообразных материалов
- Тематические альбомы «Народные промыслы»,
- Книги по различным технологиям изготовления работ с иллюстрациями и схемами
- Электронно-образовательные ресурсы (слайд-шоу, презентации, видеофильмы)
Технические средства:
- Мультимедийное оборудование (экран, проектор)
- Телевизор
- Коллекция презентаций, звукозаписи
Художественные средства
- Художественные материалы (картон, бумага для рисования, тонированная бумага, гуашевые краски, пальчиковые краски и т.д)
- Инструменты (кисти разной жёсткости, различные виды печаток, ватные палочки, влажные салфетки, клеёнки, фартуки и т.д.)
- Детские работы
- Кадровое обеспечение
- Воспитатели
- Руководитель по дополнительному образованию
- Психолог
Список литературы
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
- Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие.
- Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256с.
- Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
- Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
- Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
- Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
- Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112с.
- ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
- Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.
- ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об обра-зовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
4.Приложения
- Комплексно-тематический план работы с детьми
Картотека пальчиковых игр для детей младшей группы
СЕНТЯБРЬ
Тема 1. «Здравствуй, детский сад»
«В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, В детский сад идти пора. | Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети машут кистями рук. |
Тема 2. «Мой дом»
Дом
Молоточком я стучу, Дом построить я хочу. Строю я высокий дом, Буду жить я в доме том. | - постукивать кулачками друг о друга. - соединить кончики пальцев обеих рук. - поднять выпрямленные ладони вверх. - похлопать в ладоши. |
Тема 3. «Урожай»
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту мнем-мнем. А потом, а потом мы ее жуем-жуем. Ам! | - говорить ритмично, руками показать как мы рубим капусту. - показать, как мы трем морковку. - пальчики щепоткой – посолить. - руками "мять" капусту. - класть по очереди щепотками в рот. |
Тема 4. «Наш быт»
«Варись, варись, кашка»
Варись, варись, кашка, В голубенькой чашке, Варись поскорее, Булькай веселее! «Буль! Буль!..» Варись, кашка, сладка Из густого молока, Из густого молока, Да из мелкой крупки... (Говорком.) У того, кто кашку съест, Вырастут все зубки! А. Рождественская | Водят указательным пальцем по ладошке другой руки(«варят кашку»). Произносят слова и сжимают и разжимают пальцы. «Варят кашку». Грозят пальцем. Щелкают зубами. |
ОКТЯБРЬ
Тема 1. «Животный мир»
«Мышка»
У серой малышки — Маленькой мышки В это воскресенье Будет день рожденья! Вот она ушками махала! Уж она лапками стучала! Шевелила хвостиком И звала всех в гости к нам! | — собираем пальцы обеих рук в щепоть и двигаем ими по столу, изображая мышек. — раскрываем ладони и приставляем их к ушам, машем сомкнутыми пальцами. — хлопаем ладонями по столу. — сгибаем и разгибаем указательные пальцы, изображая мышиные хвостики. — потираем ладони одна о другую. |
Тема 2. «Я – человек»
Шалун
Наша Маша варила кашу Кашу сварила, малышей кормила. Этому дала, этому дала, Этому дала, этому дала, А этому - не дала. Он много шалил, Свою тарелку разбил. | - чертить круговые линии на ладошке. - загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. - указательным пальцем другой руки постукивать по большому пальцу. |
Тема 3. Народная культура и традиции в игре
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | - соединяем ладони и растираем их друг о друга. - пальцами одной руки растираем каждый палец другой руки от основания до кончиков. |
Тема 4. Музыкальная гостиная «Краски осени»
«Дождь»
Капельки-дождинки Упали на травинки. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. На ладошки дети Ловят капли эти. Кап-кап капельки, Кап-кап маленьки. | раскрываем одну ладонь, имитируя дождевые капли. подушечками пальцев другой руки постукиваем по ней, делаем то же самое с другой ладонью. |
НОЯБРЬ
Тема 1. Я в мире людей «Дружба»
«Котик»
Котик маленький сидит И ушами шевелит. Вот как, вот как, Как ушами шевелит. Котик маленький замерз Прикрывает лапкой нос. Котик-котик, Котофей! Быстро мы тебя согреем! Прыг-скок, прыг-скок! Прыгай с пятки на носок! | раскрытые ладони прикладываем к ушам, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы, показывая, как котик шевелит ушами, потираем нос поочередно то одной, то другой ладонью. прыгаем или сидя шевелим ногами, переставляя стопы с пятки на носок. |
Тема 2. Транспорт
Машины
По шоссе идут машины, По асфальту едут шины. По дороге не беги, Я скажу тебе: «Би-би». | Крутят воображаемый руль. Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу. Погрозили пальцем. Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим». |
Тема 3. Школа здоровья «Здоровей-ка»
«Перчатки»
Нарядили ребятки Свои пальчики в перчатки. Раз, два, три, четыре, пять — Надо всех пересчитать. Десять пальцев — как отряд, И костюму каждый рад. Стать сильными стараются, Спортом занимаются. | Сжимаем и разжимаем дважды пальцы обеих рук. Во время счета сгибаем поочередно все пальцы. сжимаем и разжимаем пальцы. Действия выполняем обеими руками одновременно. |
Тема 4. «Кто как готовится к зиме»
«Зайчата»
Вот встречаются зайчата. Как согреться нам, ребята? Чтобы побыстрей согреться, Надо спинками тереться. | Сжать пальчики в кулаки, а указательные и средние выпрямить – «ушки». «Зайчики»-кулачки прыгают. Дети трут кулачками друг о друга. |
Тема 5. «Мамина неделя»
Колобок
Тесто мы месили, Пирожки лепили. Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, Получился колобок. | Делают круговые движения кулачками. Лепят «пирожки». «Тарелочки». Соединяют подушечки пальцев, округляют ладони. |
ДЕКАБРЬ
Тема 1. Здравствуй, зимушка-зима
«Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой, Но мы пойдем гулять с тобой | Загибают поочередно левой руки, начиная с мизинца. |
Тема 2. Город мастеров.
«Мастер»
Мастер шкафчик мастерил, Ровно досочки пилил, Молотком по ним стучал, Точно гвозди забивал. Дверки сделал и замок, Ключик сделать он не смог. | — ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности стола, совершая движения вперед-назад. — сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гвозди». — соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскрываем и закрываем «дверки». — соединяем пальцы обеих рук в замок. Игру можно повторить несколько раз. |
Тема 3. Зима-волшебница.
«Санки»
По горе несутся санки, В них Наташка и Оксанка. По другой несутся горке Санки с Мишкой и Егоркой. Где гора кончается, Там они встречаются. | - двумя или четырьмя сомкнутыми пальцами одной руки «едем» по внутренней поверхности другой руки вниз от локтя до кисти. - тоже самое по другой руке. - сцепляем пальцы обеих рук в замок. |
Тема 4. Новогодний калейдоскоп
«Елочка»
Праздник приближается, ёлка наряжается: Шарики висят, Звёздочки горят, А хлопушка - бом Конфетти кругом! | -пальчики двух рук пропустить между собой (елка). - «фонарики», кисти рук крутятся в воздухе. - хлопок в ладоши. - «клюем» пальчиками. |
ЯНВАРЬ
Тема 1. «В гостях у сказки»
Курочка Ряба
Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла. Ой, яичко уронила. Посмотрите-ка, разбила! | - бег пальцами по столу. |
Тема 2. «Зимние забавы»
Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пошли гулять, Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись, Все в снегу домой пришли, Суп поели, Спать легли. | - загибают пальчики. - ладошки под щечку. |
Тема 3. Этикет
«Тихо — громко» Е. Тиличеевой
У ребяток ручки хлопают, Тихо-тихо ручки хлопают. Громче хлопают, Сами хлопают, Ну и хлопают, Вот так хлопают! У ребяток ножки топают, Тихо-тихо ножки топают. Громче топают, Сами топают, Ну и топают, Вот так топают! Ю. Островский | Тихо хлопают в ладоши. Громко хлопают. Тихо топают ногами. Громко топают. |
Тема 4. Птичкам холодно зимой.
«Птичка»
Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам, к нам. Маленькой птичке Зернышек я дам, дам, дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет. Маленькая птичка Песенки поет, поет. Чик-чирик! Чик-чирик! Н. Найденова | Взмахивают руками-«крыльями». «Крошат» зерно (мелко перебирают пальцами). Стучат указательными пальцами по коленям. Взмахивают руками-«крыльями». |
ФЕВРАЛЬ
Тема 1. «Маленькие исследователи»
Шарик
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, Воздух вышел - Стал он тонкий и худой! | Пальцы сложить в замочек. Медленно их разводим. Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут. Хлопаем. Смыкаем ладошки друг с другом. |
Тема 2. Путешествия и открытия
«Дорожки»
На каждой ладошке Есть три дорожки. Все дорожки мы найдем, Пальчиком по ним пройдем: Раз дорожка, два и три — Пальцем каждую потри! | указательным пальцем одной руки растираем ладонь другой вдоль линий. |
Тема 3. Неделя мужества «Наши защитники»
Наша армия.
Аты - баты, аты - баты! На парад идут солдаты! | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
Тема 4. «Моя семья»
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, | - загибают поочередно пальцы, начиная с большого. - хлопают в ладоши. |
МАРТ
Тема 1. Встреча весны «Женский день»
«Оладушки»
Как вчера у бабушки Мы пекли оладушки. Раз-два, румяные Раз-два, горячие! Раз-два, их жарили! Три — поворачивали! Вкусные оладушки Ели мы у бабушки! | кладем кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем! их на тыльную сторону. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки. повторяем первое движение. ладонью гладим тыльную сторону другой руки, меняем руки |
Тема 2. Миром правит доброта
«Пес»
Возле будки дремлет пес, Спит, закрывши лапой нос. Накормить его забыли, С поводка не отцепили, И голодный наш Трезор Грустно охраняет двор. Я налью побольше щей, Накормлю его скорей! | соединяем ладони с сомкнутыми пальцами крест-накрест и качаем кистями рук вправо-влево, вперед-назад. ладонной стороной кисти одной руки поглаживаем тыльную сторону другой затем руки меняем. поднимаем кисти рук ладонями наружу, сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы. |
\Тема 3. Я и мои друзья в мире игры
«Оладушки»
Динь-дилень, Динь-дилень! Светит солнце целый день, Жарит нам оладушки, Как у нашей бабушки — Пирожки песочные Румяные и сочные! | — поднимаем руки вверх, расправляем ладони и пальцы и покачиваем кистями рук вправо-влево. — слегка похлопываем по столу то тыльной, то ладонной стороной кисти, словно переворачиваем оладушки на сковороде. — соединяем ладони обеих рук с сомкнутыми пальцами так, чтобы сверху оказывалась то одна, то другая ладонь. |
Тема 4. «День смеха», «Цирк», «Театр»
"Часы "
Мышь полезла в первый раз Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла второй раз "Бом, бом!" Мышь скатилась кувырком. "Бом, бом, бом!" | Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. Один хлопок над головой. Руки "скатываются" на пол. Два хлопка. Руки "скатываются" на пол. Три хлопка. Руки "скатываются" на пол. |
АПРЕЛЬ
Тема 1. «Быть здоровыми хотим»
«Плескалочка»
Лейся вниз, Вода текучая. Вверх тянись, Дитя растучее. Смывайся, беда, Как с гуся вода. Л. Яхнин | Дети проводят ладонями по телу от головы до ног. Поднимают руки и тянутся вверх, вставая на носки. Проводят ладонями по лицу сверху вниз. |
Тема 2. «Весна шагает по планете»
«Птички»
В гости к нашей сестричке Весной прилетали птички: Эта птичка — совушка, Ну, а эта — скворушка. Эта птичка — воробей, Ну, а эта — соловей. Это — дятел, это — стриж, Это же — поющий чиж. Эта птичка — коростель, Эта птичка — свиристель, Ну, а это издалека Прилетела к нам сорока. | Поднимаем обе руки и машем кистями, изображая крылья птиц. Называя птиц, поглаживаем, разминаем или растираем поочередно каждый палец. |
Тема 3. «Встречаем птиц»
«Скворцы»
Птенчики скворцов зовут: «Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим С вами в небо полетим!» | собираем пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрываем «клювики». соединяем кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья. Машем кистями, как крыльями. |
Тема 4. «Волшебница вода»
«Дождик»
Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще — Станет трава гуще! Только нас не замочи, Зря в окошко не стучи! Русская народная песня | Поднимают руки и встряхивают кистями. Стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой. Встряхивают кистями рук. Плавно поднимают руки вверх. Грозят пальчиком. Стучат кулаком по ладони другой руки. |
МАЙ
Тема 1. Неделя весны и памяти
«Солнце»
Солнышко яркое в небе сияло, Лучами своими нас согревало. Тучки по небу быстро бежали, Лучики в тучках надолго застряли. Но появился ветер могучий И разогнал все мрачные тучи. Солнышко снова на небе сияет, Жаркие лучики нас согревают. | — поднимаем ладони над головой, растопырив все пальцы наподобие лучей, и делаем вращательные движения кистями рук. — соединяем пальцы в замок и сцепленными кистями рук выполняем перекатывающие движения. — поднимаем руки вверх и совершаем волнообразные движения вправо-влево. — снова поднимаем руки вверх и расправляем пальцы-«лучи». |
Тема 2. Безопасное детство
«На крыше»
Серый кот залез на крышу. Ну а там сидели мыши. Как увидели кота, Разбежались кто куда. | «Пробегают» пальцами от коленок до макушки. Быстро «пробегают» пальцами вниз от макушки до колен. |
Тема 3. Неделя дружбы с природой.
«Жук»
Жук залез на лесенку, Распевает песенку: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я на лесенке сижу!» С лесенки жучок упал И сердито зажужжал: «Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я под лесенкой лежу!» Мы жучка поднимем, Ласково обнимем! | — раскрываем ладонь и разъединяем пальцы, ставим ее ребром на поверхность стола. Пальцами второй руки перебираем пальцы первой, словно поднимаемся по ступенькам. — то «поднимаемся» на «лесенку», то «спускаемся» с нее. — поднимаем обе руки вверх и опускаем их на стол, несколько раз хлопая по поверхности. — поглаживаем ладонями тыльные стороны кистей обеих рук. |
Тема 4. «Вот какие мы стали большие»
«Цветочек»
Как у Насти маленькой Есть цветочек аленький, А его лепестки —. Это пальцы у руки. Раз, два, три, четыре, пять Учим Настеньку считать! | раскрываем ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживаем ее круговыми движениями тем же указательным пальцем— слегка нажимаем на подушечки пальцев во время счета или поглаживаем каждый палец от основания до подушечки. Повторяем все для другой руки. |
Тема 5. «Здравствуй, лето!»
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, Паучок ползёт опять, | Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям. Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа *Волшебные краски*
Программа имеет художественную направленность с нравственно-патриотическим уклоном. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, учатся видеть красоту родной природы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебные краски".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебные краски"....
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Краски творчества» (нетрадиционные техники рисования)
Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Краски детства»
Пояснительная записка, цели и задачи......