ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир звуков и букв»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений. На занятиях формируются представления о музыкальных, двигательных, речевых ритмах. Вся деятельность осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети овладевают движениями артикуляционной, общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с артикуляционными укладами звуков и с элементарными приемами самомассажа. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение занятия позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всей деятельности и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается.
Программа «Волшебный мир звуков и букв » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kuzhka_munge_t.v._.docx | 49.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Теремок» с.Сарыг-Сеп Каа-Хемского района РТ
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
детский сад №1 «Теремок»
________/Араптан Т.Д./
от «__» _____ 2020 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный мир звуков и букв»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: воспитатель Мунге Т.В.
С. Сарыг-Сеп 2021
Пояснительная записка
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни - это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А. И. Буренина.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. У многих детей этот процесс задерживается в силу разных причин. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сфер - занятия логопедической ритмикой, которая базируется на взаимосвязи речи, музыки и движений. На занятиях формируются представления о музыкальных, двигательных, речевых ритмах. Вся деятельность осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети овладевают движениями артикуляционной, общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с артикуляционными укладами звуков и с элементарными приемами самомассажа. Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Такое построение занятия позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всей деятельности и соответственно повышает результативность в усвоении знаний. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не заучивается.
Программа «Волшебный мир звуков и букв » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Анализ целей и задач позволит педагогам, родителям лучше понять сущность Программы, ее актуальность, соответствие требованиям ФГОС ДО.
Цели Программы
– Раскрытие основных направлений речевого развития детей 2–7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2–7 лет.
– Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
– Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению. – Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи Программы
– Развитие потребности активно мыслить.
– Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
– Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
– Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
– Развитие логических форм мышления.
– Формирование предпосылок учебной деятельности.
– Формирование инициативности, самостоятельности.
– Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
– Развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
– Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
– Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
– Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Рисование
- Артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- Артикуляционные упражнения для развития органов артикуляции и речевого дыхания;
Участники программы - дети 3-6 лет.
Срок реализации программы-3 года
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май
Режим занятий – 3-4 года 1 раз в неделю во второй половине дня – 10-15 минут. (32 занятия )
4-5 лет 1 раз в неделю во второй половине дня – 15-20 минут (32 занятия)
5-6 лет 1 раз в неделю во второй половине дня – 25-30 минут(32 занятия)
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
- Здоровьесберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Формы подведения итогов
1. Вводная диагностика – сентябрь
2. Итоговая диагностика – май.
3. Открытые мероприятия для воспитателей и родителей- май.
Конкурс чтецов.
Вторая младшая группа (3–4 года)
Характеристика речевого развития детей 3–4 лет.
В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3–4 лет появля ются прилагательные, наречия и другие части речи. Активный словарный запас ребенка этого возраста состав ляет 1900 слов. Совершенствуется звукопроизношение. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах. Дети овладевают грамматическими формами (употребляют множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменяют основу глагола и т. д.). Осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными. Дошкольникам доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна. Постепенно дети подводятся к составлению связных выска зываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба», «Колобок» и др.).
К четырем годам при нормальных условиях развития ребе нок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим. Исследованиями установлено, что правильное произноше ние звуков очень важно для формирования полноценной личности, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбо ра профессии. Ребенок с хорошей речью легко вступает в контакт со свер стниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют общение с окружающими; часто у детей с дефектами речи наблюдается задержка в психическом развитии. Правильное звукопроизношение очень важно при посту плении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чет кое произношение звуков. Детям с дефектами речи трудно определить количество звуков в слове, их последователь ность, назвать слова, начинающиеся на заданный звук. Дошкольники с плохим фонематическим слухом испытывают трудности в овладении навыками грамотного письма. Материалы обследования свидетельствуют о том, что 15– 20 % детей, поступающих в школу из детских садов, имеют нарушения в произношении звуков, что говорит о необходи мости работы в этом направлении. Наблюдаются следующие особенности произношения. 1. Согласные произносятся смягченно («зюк» — жук, «сярик» — шарик). 2. Свистящие звуки «С», «З» и «Ц» произносятся недостаточ но четко, часто совсем не произносятся («абака» — собака), заменяются: «С-Ф» («фолнце» — солнце), «З-В» («ваяц» — заяц), «Ц-Ф» («фапля» — цапля), «С-Т» («тобака» — собака), «З-Д» («донт» — зонт), «Ц-Т» («тветок» — цветок). 3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недоста точно четко, часто заменяются: «Ш-С-Ф» («сапка», «фапка» — шапка; «коска», «кофка» — кошка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук), «Ч-ТЬ-Ц» («оцки», «отьки» — очки), «Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка» — щетка). 4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа», «ямпа» — лампа; «ыба», «лыба» — рыба). Имеются особенности и в словопроизношении: – сокращение («тул» — стул; «весипед» — велосипед);
– перестановки («шапля» — шляпа; «корвик» — коврик);
– уподобление одного звука другим («бабака» — собака);
– слияние («Мафеда» вместо «Мария Федоровна»);
– добавление звуков («реблята» — ребята).
С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3– 4 лет по развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха.
Методические рекомендации
На данном этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии в течение года.
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Кроме того, решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.
Большое внимание уделено эмоциональному состоянию ребенка, что способствует формированию прочных познавательных навыков.
Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных словах (ква-кваква, му-у-у, и-го-го), в словах и во фразовой речи. При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дошкольники учатся произносить его четко, длительно, то есть вырабатывается умение интонационно выделять звук. Способы произношения звуков демонстрируются ребенку взрослым. Это подготавливает дошкольника к интонационному выделению согласных звуков и умению управлять своей артикуляцией. Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки. Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой и индивидуальной работы. Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат.
Навыки правильного, четкого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируются не сразу; чем младше ребенок, тем меньше у него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает малыш.
Усвоению программы «От звука к букве» на данном этапе обучения способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, стихотворения, которые подобраны таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей 3–4 лет.
Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют раз витию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.
Заучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.
Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения.
Не каждый дошкольник может запомнить стихотворный текст на занятии, поэтому желательно привлекать родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома с детьми.
Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
У детей 3–4 лет начинает активно развиваться внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет включать в занятия загадки. Их тематика ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует расширению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, обогащает его словарный запас.
На занятиях проводятся физкультминутки (упражнения), направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации. Кроме того, эти упражнения развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. В игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.
Задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыками письма.
В целях лучшего усвоения Программы имеется дополни тельный речевой и игровой материал для работы вне занятий, однако по усмотрению педагога он может быть использован и на занятиях.
Обучение происходит в определенной системе и последовательности, что очень важно не только для усвоения Программы, но и для развития способностей ребенка.
Занятия, предложенные в сценариях, носят комплексный характер и направлены на развитие речи и психики ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворений — слуховую память, нахождение различий в двух похожих рисунках — зрительное внимание.
Однако основной задачей каждого занятия остается развитие звуковой культуры речи с целью подготовки детей к обучению грамоте.
Предложенные сценарии являются одним из возможных вариантов проведения занятия. Выбор содержания занятия зависит от уровня подготовленности детей и от их количества в группе. Педагог может использовать конспект целиком или частично по своему усмотрению.
При работе по данной технологии (методике) к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха.
Программа на учебный год
- Развитие звуковой культуры речи.
Формировать умения:
• Правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи.
• Правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «З», «Ц» изолированно, в словах и во фразовой речи.
• Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.
• Способствовать развитию интонационной стороны речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
• Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.
• Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.
• Знакомить с терминами «звук», «слово».
- Развитие графических навыков (с целью подготовки руки ребенка к письму).
Формировать умения:
– рисовать вертикальные и горизонтальные линии;
– рисовать округлые линии;
– закрашивать контуры предметов.
- Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Сентябрь
Занятие 1. Звук «А». Рисование дорожек, заучивание потешки.
Занятие 2. Звук «У». Игра «Узнай, какой игрушки не стало», заучивание потешки.
Занятие 3. Звук «О». Рисование дождика из тучки, заучивание потешки.
Занятие 4. Звуки «А», «У», «О» (закрепление). Развитие моторики, повторение потешек.
Октябрь
Занятие 5. Звук «Ы». Заучивание стихотворения, рисование дорожек
Занятие 6. Звук «Э». Рисование дорожки, заучивание стихотворения.
Занятие 7. Звук «И». Рисование зернышек, заучивание стихотворения.
Занятие 8. Звуки «Ы», «Э», «И» (закрепление). Развитие моторики, повторение стихотворений.
Ноябрь
Занятие 9. Звуки «М-МЬ». Заучивание стихотворения.
Занятие 10. Звуки «Н-НЬ». Рисование ниточек к шарикам, заучивание стихотворения. Занятие 11. Звуки «Б-БЬ». Развитие моторики, заучивание потешки.
Занятие 12. Звуки «П-ПЬ». Рисование колес к вагончикам, заучивание стихотворения.
Декабрь
Занятие 13. Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ» (закрепление). Рисование окошек в вагончиках, игра «Кто внимательный?».
Занятие 14. Звуки «Д-ДЬ». Рисование домика, заучивание стихотворения.
Занятие 15. Звуки «Т-ТЬ». Заучивание стихотворения.
Занятие 16. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» (закрепление). Рисование шариков на елке, повторение стихотворений.
Январь
Занятие 17. Звук «Г». Игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения.
Занятие 18. Звук «К». Заучивание стихотворения.
Занятие 19. Звуки «Г», «К» (закрепление). Рисование дорожек, игра «Кто внимательный?», заучивание стихотворения.
Занятие 20. Звуки «В-ВЬ». Заучивание стихотворения, рисование ручек к ведеркам.
Февраль
Занятие 21. Звуки «Ф-ФЬ». Заучивание стихотворения, закрашивание предметов одежды. Занятие 22. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ» (закрепление). Повторение стихотворений, рисование дорожек.
Занятие 23. Звук «Х». Рисование дорожек, заучивание стихотворения.
Занятие 24. Звуки «Л-ЛЬ». Заучивание стихотворения, рисование клубочков для котят.
Март
Занятие 25. Звуки «С-СЬ». Рисование дорожек, заучивание стихотворения.
Занятие 26. Звуки «З-ЗЬ». Рисование ручек к корзинкам, заучивание стихотворения.
Занятие 27. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ» (закрепление). Игра «Кто внимательный?», повторение стихотворений.
Занятие 28. Звук «Ц». Развитие моторики, рисование зернышек цыплятам.
Апрель
Занятие 29. Закрепление пройденного материала (гласные звуки). Штриховка предметов.
Занятие 30. Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Штриховка предметов, повторение стихотворений.
Занятие 31. Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Рисование листочков на березе, игра «Кто внимательный?».
Занятие 32. Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Штриховка предметов, рисование дорожек.
Май
Закрепление пройденного материала
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года ребенок:
– правильно и четко произносит гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи;
– правильно и четко произносит согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» изолированно, в словах и фразовой речи;
– может произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп (быстро — медленно) речи, речевое дыхание;
– использует выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
– понимает значение терминов «звук» и «слово»;
– умеет выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии, штриховать несложные предметы.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4–5 лет)
Характеристика речевого развития детей 4–5 лет
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов. Дошкольники начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы), употребляют обобщающие слова. К пяти годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000–2500. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.
Некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно. Типична и обратная замена звуков (шапка — «сапка», жук — «шук»).
У многих наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л»), что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов.
Вместе с тем дошкольники 4–5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи, что очень важно для обучения элементам грамоты.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, красное платье, красная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около и т. д.).
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.
Дошкольники овладевают правильным произношением практически всех звуков родного языка. Однако у некоторых из них наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Таким детям необходима помощь логопеда.
У дошкольников 4–5 лет формируется осознание своих произносительных умений.
Работа в средней группе по развитию фонематического слуха строится с учетом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребенка к следующему этапу обучения — развитию звукобуквенного анализа.
Методические рекомендации
На этом этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии.
1. Развитие фонематического слуха.
2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).
Работа по развитию фонематического слуха начинается с обучения детей умению интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц»), шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»), сонорные звуки («Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Н-НЬ», «Р-РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»). Такая работа способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков.
Изучение звука проходит в четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.
1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.
2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.
3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.
4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове.
Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или протопать ритмико-слоговую структуру слова.
Дошкольники знакомятся с графическим изображением слова — прямоугольником; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову.
Эта новая задача введена автором с целью подготовки к следующему этапу обучения. Многолетний опыт работы показывает, что решение данной задачи не вызывает у дошкольников трудностей, а, наоборот, делает процесс обучения развивающим, так как дети начинают работать с моделями слов.
На первых занятиях в игровой ситуации дошкольники учатся различать на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» — «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» — «з-з-з» и «песенку маленького комара» — «зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «К-КЬ», «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» и др., и дети знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным, занимательным, доступным.
Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.
В потешках, стихотворениях для разучивания изучаемый звук встречается чаще других, что позволяет услышать этот звук, способствует его лучшему произношению. Заучивать стихотворения предлагается с опорой на сюжетный рисунок, помогающий лучше понять и запомнить содержание. У детей развивается произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.
Задания «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Как и в предыдущей группе, широко используются загадки, содержание и тематика которых значительно расширяются, — это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметах окружающего мира и др. Отгадывание загадок развивает образное мышление, речь, внимание, память.
Использование рабочей тетради ребенком 4–5 лет позволяет начать работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы. С этой целью на каждом листе в правом нижнем углу нарисован шарик. Руководствуясь объяснениями взрослого, ребенок должен раскрасить его в зеленый цвет, если все задания выполнены правильно; в желтый — если одна-две ошибки; в красный — если задания выполнены неправильно. Дошкольнику также предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки, которые были допущены в ходе выполнения задания.
В занятия включены задания по подготовке руки ребенка к письму:
1. Развитие произвольных движений пальцев рук.
2. Формирование элементарных графических навыков.
Они проводятся в игровой, занимательной форме. Например, «Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке» и т. д.
Первые задания желательно выполнять фломастерами: письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми. Когда дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать ручкой или карандашом.
С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.
К концу года даются упражнения на штриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки дошкольников совершенствуются.
Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движений для овладения навыками письма.
Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются во время физкультминуток.
На первых занятиях желательно выполнять задание вместе с дошкольниками, чтобы они могли подражать движениям педагога.
Сначала упражнения выполняются медленно, педагог следит за правильностью положения рук и пальцев детей и точностью переключения с одного движения на другое.
Если у ребенка что-то не получается, будьте терпеливы, обратитесь за помощью к родителям, чтобы они помогли малышу научиться выполнять то или иное движение.
Программа на учебный год
- Развитие фонематического слуха.
• Продолжать знакомить с терминами «слово» и «звук».
• Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.
• Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «Т-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.
• Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.
• Познакомить с тем, что слово можно обозначить прямоугольником (простейшее моделирование).
• Формировать умения
: – различать на слух твердые и мягкие согласные;
– определять и изолированно произносить первый звук в слове;
– называть слова с заданным звуком.
• Ознакомление со способами интонационного выделения звука в слове.
• Продолжать работу по развитию интонационной стороны речи: умению произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
• Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.
2. Развитие графических навыков. Продолжать рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; заштриховывать раз личные предметы.
3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук). Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.
Сентябрь
Занятие 1. Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование коротких, отрывистых линий.
Занятие 2. Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Занятие 3. Сравнение слов по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и короткие), моделированием, рисование иголок ежикам.
Занятие 4. Знакомство с многообразием слов, их звучанием: звонко, громко, тихо; рисование солнышка.
Октябрь
Занятие 5. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование иголок на елках.
Занятие 6. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Занятие 7. Знакомство с многообразием слов, игра «Подскажи словечко», нахождение несоответствий в рисунках.
Занятие 8. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, заучивание стихотворения Я. Козловского.
Ноябрь
Занятие 9. Звуки «С-СЬ» («песенки большого и маленького насоса»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, раскрашивание листиков на березе, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
Занятие 10. Звуки «З-ЗЬ» («песенки большого комара и маленького комарика»), знакомство с твердыми и мягкими согласными, заучивание стихотворения Б. Заходера, рисование ушей зайчикам.
Занятие 11. Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках.
Занятие 12. Звук «Ц», рисование огурцов, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
Декабрь
Занятие 13. Звук «Ш» («песенка ветра»), рисование шариков, заучивание потешки.
Занятие 14. Звук «Ж» («песенка жука»), моделирование, рисование желудей, заучивание стихотворения И. Солдатенко.
Занятие 15. Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. Занятие 16. Звук «Щ», моделирование, рисование щеток, заучивание стихотворения С. Михалкова.
Январь
Занятие 17. Звук «Ч», моделирование, рисование предметов.
Занятие 18. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание потешки.
Занятие 19. Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов, заучивание стихотворения О. Высотской.
Занятие 20. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование, рисование неваляшки, заучивание стихотворения Е. Александровой.
Февраль
Занятие 21. Звуки «М-МЬ», рисование мишки, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. Занятие 22. Звуки «Б-БЬ», моделирование, заучивание стихотворения Г. Сапгира, рисование бус.
Занятие 23. Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, заучивание стихотворения Д. Хармса. Занятие 24. Звук «Г», нахождение различий в двух похожих рисунках, заучивание стихотворения Г. Сапгира.
Март
Занятие 25. Звуки «Г-К», моделирование, закрашивание предметов, заучивание стихотворения Т. Шорыгиной.
Занятие 26. Звуки «Д-ДЬ», штриховка и рисование кругов, заучивание стихотворения М. Дружининой.
Занятие 27. Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, заучивание стихотворения В. Берестова.
Занятие 28. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворений.
Апрель
Занятие 29. Закрепление пройденного материала. Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ», повторение стихотворений, штриховка.
Занятие 30. Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование, раскрашивание предметов.
Занятие 31. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование, рисование березки, повторение стихотворений.
Занятие 32. Закрепление пройденного материала.
Май
Закрепление пройденного материала
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года ребенок:
– правильно произносит все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо обратиться к логопеду);
– различает короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие;
– делит слова на слоги;
– дифференцирует твердые и мягкие согласные, называет их изолированно;
– определяет и называет первый звук в слове (без призвука гласного);
– произвольно регулирует темп, силу голоса, речевое дыхание;
– рисует вертикальные, горизонтальные и округлые линии, может штриховать несложные предметы;
– выполняет упражнения для пальцев и кистей рук
СТАРШАЯ ГРУППА (5–6 лет)
Характеристика речевого развития детей 5–6 лет
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (слова ми, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. д.).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.).
Они стремятся правильно произносить слова в родитель ном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб — хлебница, сахар — сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов.
В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5–6 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Методические рекомендации
Основные задачи этого этапа обучения.
1. Развитие звукобуквенного анализа.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Формирование первоначальных навыков чтения.
4. Подготовка руки ребенка к письму.
Предмет изучения — звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется во всем многообразии (одновременно дошкольники знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат — гласный, синий — твердый согласный, зеленый — мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква»: звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.
Эти определения понятны дошкольникам, хотя они несколько отличаются от тех, которые даются другими специалистами (звук — членораздельный элемент человеческой произноси мой речи, буква — письменный знак звука).
Работа по звукобуквенному анализу проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о звуках и буквах.
Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву.
Использование образца и ограничение клеткой позволяет детям писать буквы одинаковой высоты и ширины, при письме сохранять одинаковое расстояние между буквами, а самое главное — тут же увидеть ошибку, если какая-нибудь буква пропущена (количество клеток равно количеству букв в слове).
Процесс написания букв в клетках создает положительное отношение к обучению, так как это действие почти не вызывает у детей затруднений, потому что основные элементы буквы они научились писать еще на предыдущем этапе обучения. Кроме того, имеются задания на соединение, штриховку, что также способствует подготовке руки ребенка к письму.
По мере ознакомления с буквами дошкольники учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Это сложный процесс для детей 5 лет, но данная методика позволяет сделать его доступным большинству, так как чтению слогов дошкольник учится постепенно, по мере изучения букв.
Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, с которыми они уже познакомились, что избавляет дошкольников от механического чтения.
К шести годам они смогут различать звуки и буквы по обще принятым группам.
Работа на данном этапе предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5–6 лет на материале алфавита, однако последовательность ознакомления со звуками и бук вами несколько отличается от традиционных букварей, она заимствована из букваря
В. В. Репкина (М.: Республика, 1993). Опыт показывает, что такой порядок изучения букв очень эффективен.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э», потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце (занятия 1–5), что уже на следующем этапе — ознакомления с сонорными согласными — позволяет детям (на занятиях 6–9) читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дошкольникам показывается условное обо значение гласных звуков — красный квадрат.
При ознакомлении со звуками и буквами всегда дается изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, и в конце. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) может встречаться только в одном слове и в одном месте.
На первых занятиях предусмотрено много заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.
Затем дети знакомятся с сонорными согласными («Л», «М», «Н», «Р»), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). Необходимо помнить о том, что при изолированном произношении согласных нужно научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа — не «ЭЛЬ», а «Л», лев — не «ЭЛЬ», а «ЛЬ»), что будет способствовать различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.
По мере ознакомления с согласными дошкольники учатся читать слоги с изученными буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных — синий квадрат (занятия 6–9). На седьмом занятии начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению словами (делению слов на слоги дети научились на этапе развития фонематического слуха).
Ниже дана методика ознакомления детей с ударением (см.: Е. Н. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998).
«Начинать обучение выделению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша), потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно про износить целиком (если произнести его по слогам, получится столько ударений, сколько в слове слогов). Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.
Затем дети учатся самостоятельно находить ударный гласный звук в слове, знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов».
На десятом занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с его графическим изображением. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что обозначает начало предложения.
Составлению предложений ребенок учится при помощи сюжетных картинок. Прежде чем прочитать или составить графическую модель предложения, дошкольники рассматривают картинку, отвечают на вопросы педагога.
Знакомство со следующей группой гласных букв (Я, Е, Ё, Ю — йотированные гласные) (занятия 12–15) вызывает у детей 5– 6 лет определенные трудности, если вводить правило, кото рое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука — «ЙА», «ЙУ», «ЙЭ», «ЙО».
Конкретное мышление дошкольника тут же вступает в действие, и слово «юла» дети пишут так: «йула», а яма — «йама».
Поэтому мы представляем детям йотированные буквы как буквы, предназначающие мягкость согласным, после которых они пишутся. Если согласный звучит мягко, то после него пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными (занятия 18–22, 24), что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости.
Здесь за основу взята методика С. М. Бондаренко (Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991).
Звонкие и глухие двойняшки
Некоторые звонкие и глухие звуки очень похожи друг на друга — постоянные двойняшки. При их произношении одинаково складываются губы, одинаково движется язык, только при произношении глухих звуков не подключается голос.
По мере расширения круга согласных увеличивается количество слов, которые дети учатся читать; они начинают читать несложные тексты, небольшие веселые стихотворения, в которых часто встречается изучаемый звук.
Чтение текстов начинается с рассматривания рисунков и происходит по цепочке: дошкольники читают один за другим по заданию педагога. Первыми начинают те, кто читает лучше остальных.
Это один из самых сложных этапов, поэтому желательно привлечь к работе всех детей, предложив им следить за чтением товарищей, находить допущенные ошибки.
Дошкольники познакомятся с одиночными согласными «Х», «Ц»; с мягким согласным «Й»; с разделительной и смягчающей функцией «Ь»; с разделительной функцией «Ъ».
На занятиях 30–32 закрепляются полученные знания.
В каждое занятие включены физкультминутки, на которых дошкольники делают различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Во время таких физкультминуток звучат веселые стихотворения, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений (в то же время дошкольники упражняются в произношении изучаемого звука).
Большое место на данном этапе занимают стихотворные тексты, загадки, игры «Подскажи словечко», которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для совершенствования фонематического слуха.
Программа на учебный год
Развитие звуко-буквенного анализа
• Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
• Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
• Закреплять умение делить слова на слоги.
• Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
• Формировать умение:
– различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
– определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
• Продолжать знакомить с графическим изображением слова — прямоугольником (моделирование).
• Познакомить с условным обозначением звуков: гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат (моделирование).
• Формировать умение:
– обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков;
– писать слова с помощью графических изображений;
– писать печатные буквы в клетке, используя образец;
– соотносить звук и букву;
– писать слова, предложения печатными буквами;
– проводить звуковой (фонетический) анализ слова.
• Способствовать развитию фонематического восприятия.
• Формировать умение читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
• Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
• Познакомить с термином «предложение».
• Формировать умение: – правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»; – составлять предложение из двух, трех, четырех слов; – записывать предложение условными обозначениями. • Способствовать развитию графических навыков.
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Сентябрь
Занятие 1. Звук «А» и буква А. Графическое изображение звука «А». Рисование матрешек, написание буквы А в клетке. Место звука и буквы в слове.
Занятие 2. Звук «О» и буква О. Графическое изображение звука «О». Рисование мячей, написание буквы О в клетке. Игра «Схема-слово».
Занятие 3. Звук «У» и буква У. Графическое изображение звука «У». Рисование крючков, написание буквы У. Игра «Соедини правильно».
Занятие 4. Звук «Ы» и буква Ы. Графическое изображение звука «Ы». Игры «Слово, схема», «Ну-ка, буква, отзовись».
Октябрь
Занятие 5. Звук «Э» и буква Э. Написание буквы Э в клетке. Игры «Закончи предложение», «Напиши правильно», «Кто больше».
Занятие 6. Закрепление пройденного материала, написание и чтение слов АУ, УА. Игры «Кто в каком домике живет», «Закрась правильно», «Звуки и буквы».
Занятие 7. Звук «Л» и буква Л, написание буквы Л, чтение слогов. Игры «Схема-слово», «Раздели правильно». Графическое изображение звука «Л».
Занятие 8. Звук «М» и буква М, написание буквы М, чтение слогов. Графическое изображение звука «М». Игры «Загадки и отгадки», «Слоговые домики». Чтение слов «мама», «мыло». Знакомство с ударением.
Ноябрь
Занятие 9. Звук «Н» и буква Н, написание буквы Н, чтение слогов. Игры «Соедини правильно», «Подскажи словечко», «Слово, схема, предмет».
Занятие 10. Звук «Р» и буква Р, написание буквы Р, чтение слогов, знакомство с предложением, чтение предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закрась правильно», «Слова и слоги».
Занятие 11. Закрепление пройденного материала. Игры «Звук потерялся», «Как зовут мальчика», «Закрась правильно», «Звук и буква».
Занятие 12. Буква Я, написание буквы Я, чтение слогов, знакомство с твердыми и мягкими согласными. Игры «Загадки и отгадки», «Как зовут девочку». Чтение предложения и его графическая запись.
Декабрь
Занятие 13. Буква Ю, написание буквы Ю. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Как зовут девочку и мальчика». Чтение слов и их графическая запись.
Занятие 14. Буква Е, написание буквы Е, чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Составление предложения и его графическая запись.
Занятие 15. Буква Ё, написание буквы Ё. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Слушай, смотри, пиши», «Буквы рассыпались», «Подскажи словечко».
Занятие 16. Звук «И» и буква И, написание буквы И. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Предмет, схема, слово».
Январь
Занятие 17. Закрепление пройденного материала. Твердые и мягкие согласные. Игры «Напиши правильно», «Кто больше». Чтение предложения.
Занятие 18. Звуки «Г-ГЬ», «К-КЬ», буквы Г-К. Написание букв Г-К. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Слово, схема». Составление предложения и его графическая запись.
Занятие 19. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», буквы Д-Т. Написание букв Д-Т, чтение слогов, предложения. Написание букв Д-Т. Игры «Загадки и отгадки», «Узнай, какой звук потерялся».
Занятие 20. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы В-Ф. Написание букв В-Ф, чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Определи место звука в слове». Запись слов зна ками, фонетический разбор слов.
Февраль
Занятие 21. Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы 3-С. Написание букв З, С. Чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Определи место звука в слове», «Допиши и про читай». Фонетический разбор слов.
Занятие 22. Звуки «Х-ХЬ», буква X, написание буквы X, чтение слогов, слов, предложения. Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».
Занятие 23. Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы Б-П, написание букв Б-П, чтение слогов. Игры «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Буквы рассыпались». Чтение предложений.
Занятие 24. Звуки «Ж-Ш» и буквы Ж-Ш. Написание букв Ж-Ш. Чтение слогов. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема». Запись и чтение слов.
Март
Занятие 25. Звуки «Ч-Щ» и буквы Ч-Щ. Написание букв Ч-Щ, чтение слогов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Фонетический разбор слов.
Занятие 26. Звук «Ц» и буква Ц. Написание буквы Ц. Чтение слогов, стихотворения. Игры «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались».
Занятие 27. Звук «Й» и буква Й, написание буквы Й. Чтение слов, стихотворения. Игры «Подскажи словечко», «Предмет, слово, схема».
Занятие 28. Буква Ь, написание буквы Ь. Чтение слов, стихотворения, фонетический разбор слов. Игры «Буква потерялась», «Слово, схема», «Допиши слово».
Апрель
Занятие 29. Буква Ъ, написание буквы Ъ, чтение слов, стихотворения. Игры «Слово, схема», «Звук, буква, слово», «Найди букву».
Занятие 30. Закрепление пройденного материала. Игры «Кто катается на карусели», «Какой звук потерялся», «Допиши правильно», «Разгадываем ребусы», «Отгадываем загадки».
Занятие 31. Закрепление пройденного материала. Игровые упражнения «Допиши буквы и прочитай слова», «Составь и запиши предложения». Игра «Подскажи словечко». Занятие
32. Закрепление пройденного материала. Чтение стихотворения, знакомство с алфавитом.
Май
Закрепление пройденного материала. (Можно использовать материалы занятий 25–31).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года ребенок: – знает буквы русского алфавита; – пишет печатные буквы русского алфавита в клетке; – понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»; – определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце; – различает гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; – пользуется графическим обозначением звуков (гласные — красный квадрат, твердые согласные — синий квадрат, мягкие согласные — зеленый квадрат); – умеет записывать слова условными обозначениями, бук вами; – соотносит звук и букву; – пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами. – определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком; – проводит звуковой анализ слов; – читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты; – правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»; – составляет предложение из двух, трех слов, анализирует его; – читает небольшие стихотворные тексты (2–4 строчки).
Список используемой литературы:
- Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2010 г.
- Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 5-6 лет». Москва: Издательство ЮВЕНТА , 2011г.
- Е.В.Колесникова. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Приложение к учебно-методическому пособию «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Москва :Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Дорисуй и раскрась» Рабочая тетрадь для детей 4-5лет. Москва :Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е. В. Колесникова. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Москва : Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В. Колесникова. «Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Е.В.Колесникова «Прописи для дошкольников 5–7 лет». Москва: Издательство «ЮВЕНТА», 2011 г.
- Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2 - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ» №273-ф3 от 29.12.2012, Приказом Министерства образования и науки РФ ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебная бумага»
Направленность - художественнаяВозрастная категория - для детей 6-7 летСрок реализации - 1 год....
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный крючок"
Программа дополнительного образования детей «Волшебный крючок» направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" ( от 3 - 5 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные краски" предназначена для детей дошкольного возраста от 3х до 5 лет ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный песок» (для детей 3-7 лет )
Дополнительная общеобразовательная программа«Волшебный песок»(для детей 3-7 лет )...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебные ниочки"
Ниткография- оригинальный и необычный вид руко...
Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный мир танца"
Дополнительная программа по хореографии для детей 5-7 лет....