Путешествие в сказочный лес
учебно-методический материал по математике (старшая группа)

Симакова Надежда Владимировна

Развитие математических способностей посредством игры «Путешествие в сказочный лес».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_putesh-e_v_skazochnyy_les1.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Инжавинский детский сад «Березка»

       

Образовательная область: познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений: интегрированное занятие по  математике в старшей группе (от 5 до 6 лет)

на тему:

              «Путешествие в сказочный лес»

             

             Воспитатель:

         Симакова Надежда Владимировна

                                 

                             

                     

                          р.п. Инжавино

                                   2024 год

Цель:

Развитие математических способностей посредством игры «Путешествие в сказочный лес».

Задачи:

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели,  пространственные представления; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку.

-Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, память, воображение, связную  речь; способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

-Воспитывать интерес к математике, самостоятельной деятельности, дружеским отношениям и бережному отношению к природе, аккуратности.

Оборудование:

Сообщение, аудиозапись «Звуки леса», фигурки зайчат и ёжика, цифры от 1 до 10 (на каждого ребенка), деревянные поленья, игрушки (белка, сова), куклы из кукольного театра (Баба Яга, старичок - Лесовичок), герои к сказке «Репка», цветы из геометрических фигур, листочки в клетку, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Надежда Владимировна. Сегодня я пришла в детский сад и на своем телефоне увидела сообщение, адресованное группе «Сказка». Это же ваша группа так называется? Значит я пришла правильно. Давайте его прочитаем! Хотите?  Интересно, что в нем написано,  и кто его прислал…(воспитатель открывает сообщение).

Садитесь на свои места и будем читать сообщение

Здравствуйте, ребята!

Приглашаем вас в наш сказочный лес.  Сорока рассказала мне, что вы веселые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать, сравнивать и решать задачи. Хотите проверить свои знания? Если вы  не боитесь трудностей, то мы  ждём  вас в нашем  лесу в четверг.

Жители сказочного леса.

Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в путешествие? Хотите побывать в сказочном лесу?

Дети: Да!

Повторение и закрепление изученного:

Воспитатель: Ребята, а какой у нас сегодня день недели?

Дети: Четверг!

Воспитатель: Значит, ждут нас сегодня. А какой день недели тогда был вчера?

Дети: Среда.

Воспитатель: А какой будет завтра?

Дети: Пятница.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие дни недели бывают еще?

Дети: Понедельник, вторник, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?

Дети: Семь!

Воспитатель: Молодцы! Дни недели вы знаете хорошо. Тогда в путь! Закройте глаза и про себя посчитайте до трёх.

(Звучит аудиозапись «Звуки леса»).

Воспитатель: Слышите, как поют птицы и нежно шелестят листья деревьев? Мы с вами очутились в лесу на сказочной полянке. Откройте глаза. На опушке леса с цифрами играют  зайчата (на доске прикреплены фигурки зайчат). У каждого зайчика только одна карточка с цифрой. У самого маленького зайчика – цифра 1. Вдруг из леса выполз ёжик (прикрепляю на доске ёжика). Зайчата сначала испугались его, но он встал в сторонку и стал наблюдать за ними.

Устный счет:

- Посчитайте, сколько зайчат играют на поляне. (9)

Каким по счёту будет ёжик, если мы его посчитаем вместе с зайчатами?

-Десятым.

- А теперь назовите числа в обратном порядке, начиная с наибольшего.

- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

- Молодцы!

Зайчата продолжали играть, а ёжик стал за ними наблюдать и подслушивать.

- Какое число при счёте идет за числом 3? – спросил один зайчик у остальных зайчат.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим себя. Какое число назвали бы вы? Покажите.  (4)

(дети показывают карточку с цифрой)

- Какое число при счете идет за числом 5 – спросил другой зайчонок.

-Какое число назвали бы вы? Покажите. (6)

- Назовите соседей числа 8? (7 и 9)

Воспитатель: Молодцы ребята!  Ребята, вы справились с заданием.

Ёжик всё слышал, и ему очень понравилось, как считали зайчата. И он попросил зайчат взять его в игру. Зайчата были очень хитрые, и предложили ёжику решить задачи.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ёжику решить задачи. Ответ показывайте цифрой.

Задачи на сообразительность:

Под кустами у реки

Живут майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать

Ты их можешь сосчитать? (4)

Вот медведица идет,

Медвежат своих ведет.

Сколько здесь всего зверей?

Сосчитай-ка поскорей! (3)

Вот грибочки на лужайке

В жёлтых шапочках стоят.

2 грибочка, 3 грибочка.

Сколько вместе будет?..? (5)

(на доске крупная иллюстрация к сказке «Репка»)

В землю репка села крепко,

Одному не справиться.

А за старым дедом следом

Хвост длиннющий тянется.

Все пришли до одного.

Сколько было их всего? (6)

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Дети: Из русской народной сказки «Репка»

-Какой по счету стоит бабка? (вторая)

-А дед?  (первый)

-Кто стоит третьим? (внучка)

-Кто стоит между внучкой и кошкой? (Жучка)

А кто стоит последним? (мышка)

Воспитатель: Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Дружбе, тому, что нужно помогать друг другу и т.д. (ответы детей)

Воспитатель: Ну, молодцы, ребята, помогли ёжику решить задачи, а значит, подружили его с зайчатами. А мы путешествуем дальше, а кто нам встретится в лесу, узнаем из заданий (воспитатель загадывает загадку).

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: Белка (Игрушка)

Белка: Здравствуйте, ребята.  Очень рада видеть вас в нашем лесу. Я вам  приготовила задание, справитесь с заданием – узнаете одно из любимых моих  лакомств.

Задание

Ребята, у вас на доске висит листок, на котором стоят точки, кто может их соединить от 1 до 10 и посмотреть, что у вас получится.

Дети: гриб.

Белка: Ребята, какие съедобные грибы вы знаете и почему нельзя есть поганки? (ответы детей).

Белка: Молодцы! Красивые у вас гриб получился, аппетитный. Мне зимой он очень пригодятся! Спасибо! А сейчас я вас приглашаю на грибную поляну отдохнуть.

Физминутка:

За грибами

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклонились)

Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)

Мы идем искать опять. (наклоны вперед)

Мы в лесок пойдем, (маршируют)

Мы грибок найдем.

В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)

Светло-шоколадной.

Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)

Под листок свой бок! (руки на поясе)

Воспитатель: Спасибо, белка, за твои задания, а нам с ребятами нужно путешествовать дальше. У нас мало времени. До свидания!

(дети закрывают глаза, звучит таинственная музыка)

Воспитатель: Ребята, что-то темно становится и похолодало вроде. Страшновато! Я вижу избушку на курьих ножках (дети открывают глаза). Какие волшебные слова надо сказать, чтобы избушка повернулась к нам?

Дети: Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом! (избушка поворачивается)

Воспитатель: Кто живет в этой избушке? (ответы детей).

(Появляется Баба яга - воспитатель надевает на руку куклу из кукольного театра).

Баба Яга: Чего пожаловали ко мне?

Дети: Путешествуем.

Баба Яга: Давно я вас поджидаю, ребятушки. Задание вам приготовила, очень сложное. Нужно выложить поленницу из дров, но не простую. Справитесь, отпущу вас, а нет, будете жить у меня в лесу, мне будет веселее.

Логические задания:

- отсчитайте 6 поленьев (используя поленья) и выложите из них домик.

- из 4 поленьев выложите квадрат, возьмите еще 1 полено и положите его в квадрат, чтобы получилось 2 треугольника;

- отсчитайте 6 поленьев и выложите прямоугольник, возьмите еще одно полено и положите в прямоугольник, чтобы получилось 2 квадрата.

Баба Яга: Ну, молодцы! Не ожидала, что сообразительные вы такие. Хвалю и отпускаю вас. Счастливого пути!

Воспитатель: Какие вы, ребята, эрудированные! Не подвели друг друга! Продолжаем наше путешествие по сказочному лесу (появляется сова, игрушка)

Сова: Я, ребята, рада вас видеть. Мудрой меня зовут не зря. Многому я научилась за свой век, на многие вопросы ответы знаю. Попробуйте и вы на мои вопросы ответить. Я очень люблю цветы. Посмотрите какие цветы на моей лесной полянке. Но это цветы необычные. Состоят они из геометрических фигур (на доску прикрепляются цветы)

-  Назовите все геометрические фигуры, которые вы увидели в этих цветах.

- Сколько треугольников, какого они цвета? (зеленые, на доску прикрепляют цифру 3)

-Сколько кругов, какого они цвета?  (желтые, на доску прикрепляют цифру 3)

- Чего больше кругов или треугольников (равное количество геометрических фигур)

- Сколько квадратов, какого они цвета? (синии, на доску прикрепляют цифру 6)

- Сколько овалов, какого они цвета? (красные, на доску прикрепляют цифру5)

- Чего больше квадратов или овалов (квадратов)

- Сколько ромбов, какого они цвета? (оранжевые, на доску прикрепляют цифру 4)

- Сколько прямоугольников, какого они цвета? (сиреневого цвета, на доску прикрепляют цифру 2)

- Чего больше ромбов или прямоугольников (ромбов)

Сова: Молодцы! Много знаете, отлично справились с заданием.

Появляется старичок – Лесовичок.  (Воспитатель надевает на руку куклу из кукольного театра).

Лесовичок: Приветствую вас гости дорогие. Всё путешествие за вами наблюдал и доволен остался. Ни одного жучка не обидели, ни одного цветка не сорвали, ни одну ветку не сломали. Хочу подарок вам сделать. Возьмите себе на память по шишке. Она вам будет о нашем путешествии напоминать. (Дети берут шишки и благодарят Лесовичка).

Воспитатель: Ребята, поздно уже, пора в детский сад возвращаться. Закройте глаза и посчитайте до трех.

Итог занятия:

- Понравилось вам путешествие в сказочный лес, чем?

- С какими сказочными героями и животными встретились?

Сегодня на занятии вы были все активные:

        -Молодцы! Очень хорошо знаете прямой и обратный счет;

        -Правильно называете дни недели;

        -Умеете решать задачи;

        -Хорошо знаете геометрические фигуры и правильно их называете;

        -Мне очень понравилось с вами сегодня заниматься. И я надеюсь, когда вы пойдете в школу, то будете также хорошо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Путешествие по сказочному лесу»

Задачи:1. Познакомить с цифрой «0» .Формировать представление о числе «О».2. Закреплять умение соотносить цифры с количеством, счёт в пределах 9, знания о геометрических фигура...

Мастер-класс для педагогов «Путешествие по сказочным областям технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательном процессе ДОУ.- знакомство с игровой развивающей технологией ...

Путешествие в сказочную страну. №2. Рисование сказочной страны.

1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие способности....

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие по сказочным областям технологии В.В, Воскобовича "Сказочные лабиринты игр"

Мероприятие знакомит с игровыми технологиями В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игр" и её применение в разных формах работы в детском саду....