Кружок по сенсомоторному развитию у детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Cизых Анна Викторовна

Кружок по сенсомоторному развитию у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Кружок по сенсомоторному развитию у детей раннего возраста»

Актуальность и новизна:

Ранний возраст наиболее благоприятен для сенсорного развития: для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств, развития восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине. Полноценное сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

        В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с сыпучими материалами, с бумагой, с пластилином, с краской, на нанизывание, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Обучение детей проводится с 1,5-летнего возраста. Подобран материал по пальчиковым играм, используется не стандартное оборудование для самомассажа рук. Занятия проводятся в игровой форме.

Цели реализации программы: способствовать накоплению сенсорно опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, гармоничное развитие детей.

Образовательные задачи: 

Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности  развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, речи;

воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

воспитание художественного вкуса;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Уровень сложности и направленность: программа рассчитана на базовый уровень сложности, направленность – социально-педагогическая.

Категория учащихся: дети от 1,5 до 3 лет. Специальный отбор не проводится.

Объем и срок освоения  программы:

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

1

5 часов 20 минут

16 минут

Форма обучения и особенности организации образовательной деятельности: очная, занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Отличительные особенности: присутствие героя на каждом занятии.

Условия реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Проводится два раза в неделю (во второй половине дня, продолжительностью 8 минут). Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Специальный отбор не проводится. Наличие базовых знаний и специальных способностей не требуется.

Планируемые результаты освоения программы:

К концу года обучения обучающийся:

Знает: не менее 6 пальчиковых игр, основные цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый, некоторые геометрические фигуры и формы (шар, куб, круг, квадрат).

Умеет: сортировать сыпучие материалы, нанизывать на ниточку бусины, на ощупь различать качество предметов и называть их.

Приобретает навыки: работы с бумагой, пластилином, ватой, сыпучими материалами.

Учебный план

п/п

Тема

Задачи

Количество часов

1

Игры с пирамидками

развитие общей координации движений, развитие умения чередовать предмет по величине.

8 минут

2

Пушистые котята

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание аккуратности при работе с сыпучими материалами.

8 минут

3

Нарядим солнышко

развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.

8 минут

4

Любимые фрукты

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение сортировать семечки по цвету.

8 минут

5

Красный, желтый, синий, зеленый

развивать умение различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

8 минут

6

Петушок и его семья

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие умения сортировать семена по размеру, воспитание доброжелательности.

8 минут

7

Спрячемся от дождика

развивать умение у детей группировать предметы по цвету и по форме, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

8

Полезные овощи

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие исследовательского действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка, развитие умения правильно называть овощи, раскрашивать, не  выходя за контур.

8 минут

9

Мамы и их детѐныши

формировать умения определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру, развитие общей координации движений.

8 минут

10

Веселые зайчата

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие эмоционального отношения к результату своей деятельности.

8 минут

11

Загадочные пуговки

развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук

8 минут

12

Подарок мышке

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение сортировать семечки по цвету и размеру.

8 минут

13

Чудесный мешочек

формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи

8 минут

14

Поможем собачке

развитие эмоционального отношения к результату своей деятельности, развитие мелкой моторики пальцев рук, умения сортировать фасоль по цвету, воспитание сопереживание герою.

8 минут

15

Цветная башня

Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение).

8 минут

16

В гости к синичке

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание аккуратности при работе с сыпучими материалами.

8 минут

17

Составь фигуру

уточнять представления о форме, цвете, размере, развивать воображение, мелкую моторику.

8 минут

18

Зеленая елочка

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение катать из ваты шарики круговыми движениями между ладоней

8 минут

19

Ленточки для кукол

учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета

8 минут

20

Снежный ком

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики, формирование контроля за мышечными ощущениями.

8 минут

21

Разложи по коробочкам

фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов, развитие общей координации движений.

8 минут

22

Снегопад

развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение катать круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики из бумаги, ваты, формирование контроля за мышечными ощущениями.

8 минут

23

Укрась ёлочку

способствовать освоению геометрических фигур как эталонов формы, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

24

Украшение для ёлочки

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук при работе с бусинами.

8 минут

25

Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине

учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт

8 минут

26

Подарки

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие исследовательского действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка.

8 минут

27

Забавные прищепки

учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету, развитие общей координации движений, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

28

Снежные комочки

развитие умения составлять целое из двух частей, развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, при помощи сминания  белой бумаги в комочки.

8 минут

29

У куклы Кати в гостях

продолжать учить детей различать геометрическую фигуру (круг), предметы круглой формы

8 минут

30

Снеговички

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, умения составлять целое из двух частей.

8 минут

31

Выбери пуговки

воспитывать умение группировать предметы по величине, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

32

Мишка в берлоге

развитие координации общих движений, развитие мелкой моторики пальцев рук, отрыванием кусочков от листа белой бумаги.

8 минут

33

Нанизывание бус разной формы

продолжать учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек).

8 минут

34

Веселые человечки

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, умения выкладывать палочки по образцу, внимания.

8 минут

35

Веселый грузовик

формировать представление о форме, величине предметов.

8 минут

36

Зимняя прогулка

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, умения сыпать крупу тремя пальчиками

8 минут

37

Палочки цветные

фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

8 минут

38

Маленькие ежата

совершенствование мелкой моторики пальцев и рук, развитие зрительного внимания и пространственной ориентации, формирование навыков выразительности, пластичности движений.

8 минут

39

Закрой окошки

учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

40

Избушка

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание аккуратности при работе с сыпучими материалами.

8 минут

41

Матрешки

продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд

8 минут

42

Бусы для мамы

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук при работе с бусинами.

8 минут

43

Привяжем к шарику ниточку

Группирование предметов по цвету, развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом.

8 минут

44

Солнышко лучистое

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение выкладывать палочки по контуру, зрительное внимание и пространственную ориентацию.

8 минут

45

Подбери чашки к блюдцам

продолжать побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, развивать мелкую моторику рук, связную речь.

8 минут

46

Угощение для грачей

развитие мелкой моторики пальцев рук, разлаживая комочки бумаги с изображением птиц, формировать умение лепить колбаску из пластилина, скатывая между ладонями, формировать контроль за мышечными ощущениями.

8 минут

47

Найди подходящую заплатку

Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

8 минут

48

Кто скоро проснется?

развитие умения выкладывать палочки по контуру, развитие мелкой моторики пальцев рук, разлаживая комочки бумаги с изображением птиц

8 минут

49

Забавные прищепки

продолжать учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

8 минут

50

Любимые игрушки

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, рисованием на манке, формирование навыка расстегивать и застегивать прищепку.

8 минут

51

Разрезные картинки

продолжать учить детей собирать целое из частей, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

52

Ярко светит солнышко

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение выкладывать палочки по контуру, зрительное внимание и пространственную ориентацию.

8 минут

53

Красивые узоры

закрепить умение соотносить предметы по величине,

учитывать величину в своих действиях, развивать внимание.

8 минут

54

Веселая капель

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, формировать умение ритмично ставить точки указательным пальцем.

8 минут

55

Оденем куклу

закрепить подбор к образцу парных предметов одного цвета, развитие мелкой моторики пальцев рук.

8 минут

56

Помощники

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, развивать умение сортировать семечки по цвету и размеру, формирование навыка расстегивать и застегивать пуговицы и молнии.

8 минут

57

Укрась бабочку

закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой – маленький, развивать мелкую моторику.

8 минут

58

Цветочки

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, осязательного восприятия.

8 минут

59

Раскладывание цветных фишек

закрепить знания детей соотносить предметы по цвету, закреплять слова цвет, такой, не такой, разные.

8 минут

60

Весенняя прогулка

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие исследовательского действия руки, вынимая предметы на ощупь из мешочка.

8 минут

61

Найди и назови

закрепить умение находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета.

8 минут

62

Дождик

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, умения сыпать крупу тремя пальчиками

8 минут

63

Светофор

побуждать к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек, развивать мелкую моторику рук, связную речь.

8 минут

64

Цветочная поляна

развитие общей координации движений, развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом, развитие мелкой моторики пальцев рук, закрепление умения катать круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики из бумаги.

8 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсомоторному развитию с детьми раннего возраста

«Лодочка, плыви»Цель занятия: Знакомство с пальчиковым и ладошковым рисованиемРазвитие тактильных ощущений, мелкой моторикиЗакрепление гигиенических навыковРазвитие речи, обогащение словарного за...

Структура коррекционно-развивающего занятия по развитию сенсомоторных учений у детей раннего возраста с нарушением зрения

- Лексическая тема занятия: «Фрукты»- Вид занятия: «Индивидуальное»- Тип занятия: «Игровое занятие «Формирование сенсорных эталонов»- Задачи:Формировать сенсо...

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения

коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсомоторных умений у детей раннего возраста с нарушением зрения....

Роль сенсомоторных игр в развитии речи детей раннего возраста

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра.Игра – это универсальный способ воспитания и обучения малыша.Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприят...

Развитие сенсомоторных функций у детей раннего возраста

Значение сенсорного воспитания - базовый фундамент для интеллектуального развития;- развитие наблюдательности и внимания;- положительное влияние на эстетические чувства;- основа для развития...