"В гостях у сказки"
рабочая программа (средняя группа)

Чернова Анастасия Владимировна

Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx319.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Анна\Pictures\Мои сканированные изображения\сканирование0008.jpg

Разделы программы

Раздел 1. Целевой

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы

1.3 Интеграция по образовательным областям

1.4 Планируемые результаты освоения программы

1.5 Список воспитанников группы

1.6 Система оценки эмоционального и артистического развития детей

Раздел 2. Содержательный

2.1 Взаимодействие с семьями

Раздел 3. Организационный

3.1 Тематический план

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел 1. Целевой

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Театрализованная деятельность  это самый распространенный вид детского творчества.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей

дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе авторской программы «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С. Григорьевой Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.\

Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности по возрасту (старший), определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.

1.2 Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Общие программные задачи:

1. Образовательные:

Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,детский, театр зверей и др).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Смоленска.

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2. Развивающие:

Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях

Развивать память, внимание, воображение, фантазию

Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски

Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.

Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Развивать желание выступать перед родителями.

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

3. Воспитательные:

Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала

Воспитание аккуратности старательности.

Воспитание коммуникативных способностей детей

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятия:

25 мин  старшая группа, общее количество учебных занятий в год  34.

1.3 Интеграция по образовательным областям

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».

Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи.

Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.

Занятия проводятся по следующей схеме:

 введение в тему

 создание эмоционального настроения

 театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям)

 изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный   в сентябре, итоговый  в мае.

Режим занятий

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю

Длительность занятий составляет:

1 год обучения (5-6 лет) – не более 25 мин.

Планируемые результаты:

 Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовногопотенциала и творческой активности.

 Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.

 Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.

 Развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).

 Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.

 Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

Ребенок должен знать:

 назначение театра

 деятельность работников театра

 виды театров

 виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

 знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

 передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи

 воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей

 контролировать внимание

 понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации

 выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

 принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя

-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

 уметь составлять предложения с заданными словами.

 уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

 уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Ребенок должен иметь представление:

 о сценическом движении

 о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений

 об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками:

 культурного поведения в театре

 определения состояния персонажа по схематическим рисункам

 подбора собственных выразительных жестов

 психологического настроя на выполнение предстоящего действия

 произнесения небольших монологов

 произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Необходимое оборудование

Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.

ФОРМЫ РАБОТЫ

 Занятия

 Игры- занятия

 Игры- загадки

 Занятия- путешествия

 Игры- драматизации

 Занятия- путешествия

 Игры- драматизации

 Совместная деятельность педагога и воспитанников

 Самостоятельная деятельность воспитанников

 Игры, упражнения, этюды.

Работа с детьми:

 индивидуальная, парная, подгрупповая.

Работа с родителями.
 ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:

 Занятия,

 участие в концертах,

 открытое занятие для родителей,

 показ драматизаций для детей сада, родителей;

 выставка театральных кукол.

1.5 Список воспитанников группы

№ п/п

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1.6 Система оценки эмоционального и артистического развития детей

Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю внимание на следующее:

- желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность

- отношение к выбранной или порученной роли

- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца)

- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи)

- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности

- умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи);

- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).

Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.

Для того чтобы проверить уровень развития детей, я использую следующие задания.

1. Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.

Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?

2. Цель – развитие выразительности речи и дикции.

Задание: а) Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:

Над овражком у дорожки

Страшный стражник строит рожки.

Стражник в крепости сидит,

Стражник грозен и сердит.

б) Произнести одно слово с разной интонацией:

- Киска, как тебя зовут?

- Мяу! (нежно)

- Сторожишь ты мышек тут?

- Мяу! (утвердительно)

- Киска, хочешь молока?

- Мяу! (с большим удовольствием)

- А в товарищи щенка?

- Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)

3. Цель – развитие выразительности и пластики движений.

Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это:

Червяк,

Горячая печеная картошка,

Маленькая бусинка.

б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится в

зеркало.

4. Цель – адекватное выражение эмоций.

Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки» Н.Сорокиной:

Девочки и мальчики (кланяются)

Хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики,

Прыг, прыг, прыг!

Ножками топочут:

Топ, топ, топ!

Весело хохочут:

Ха, ха, ха!

5. Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку, как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.

Условия реализации. Техническое оснащение занятий

 Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий;

 Куклы:

 театр на фланелеграфе:

 куклы-картинки;

 фланелеграф;

 рисунки для мини – декораций.

 театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):

 куклы;

 театральная ширма;

 декорации к спектаклям.

 Настольный театр:

 куклы;

 декорации к спектаклям.

 Пальчиковый театр:

 куклы;

 декорации.

 Театр масок:

 специальные костюмы для детей;

 декорации, бутафории к спектаклям;

 маски;

 Костюмы;

 Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.

 Подборка игр;

 Разработки занятий;

 Сказки и т.п.

Взаимодействие с родителями по реализации программы

Раздел 2. Содержательный

2.1 Перспективный план работы с родителями театрального кружка

«В гостях у сказки»

Месяц

Формы работы

Участники

Задачи

Октябрь

Анкетирование «Нужны ли

кружки в ДОУ для детей?»

Родители,

воспитатели

Формирование и подкрепление у

родителей установки на

сотрудничество.

Ноябрь

Памятка для родителей

«Как организовать театр

дома?»

воспитатель

Повысить педагогическую

грамотность родителей по

вопросам театральной

деятельности

Декабрь

Семинар – практикум

«Организация театральноигровой деятельности в

домашних условиях» с

использованием

мультимедиа-презентацией,

выставка видов театра

Родители,

воспитатель,

старший

воспитатель

Заинтересованность родителей в

том, что есть в группе и что

нужно детям с предложениями

продолжить обогащать

развивающую среду группы и в

других направлениях, создавать

условия для творческого

развития детей.

Январь

Показ театрализованного

представления кружка

«Драматешка»

Издательская деятельность:

буклеты «Играем дома с

родителями».

Родители,

дети,

воспитатель,

Развивать интерес к театральной

деятельности своих детей,

создать хорошее настроение,

привлечь родителей к

совместному творчеству со

своим ребёнком.

Февраль

Фото-стенд «Театральная

семья»

Оформление папкипередвижки «Ты детям

сказку расскажи»,

«Поиграйте в кукольный

театр дома».

Родители,

дети,

воспитатель

Способствовать освоению

активной позиции родителями в

деятельности детского сада.

Март

Папка – раскладушка

«Театрализованная

деятельность

дошкольников».

Воспитатель

Повысить педагогическую

грамотность родителей по

вопросам театральной

деятельности

Апрель

Анкетирование Показ

костюмированной сказки

«Муха- Цокотуха».

Родителям и сотрудникам детского сада.

Родители,

дети,

воспитатель

Подведение итогов работы

Раздел 3. Организационный

3.1 Тематический план к рабочей программе по кружковой программе «В гостях у сказки»

Месяц

Тема занятия

Теория

Практика

Всего

Сентябрь

«Что такое театр? Разножанровость

театров»

«Учимся быть артистами» Такие разные

эмоции.

Тяну-потянут – вытянуть не могут».

Настольный театр игрушек.

0.5

0,5

0,25

0,25

0,5

0,5

0,75

0.75

1

1

1

1

Октябрь

Овощной базар.

Игра «Лесная– сказка осенних листьев».

Путешествие в осенний лес

В гости к сказке. Настольный театр

картинок.

0,5

0,25

0,10

0,10

0.5

0.5

0,90

0,90

1

1

1

1

Ноябрь

Игра в спектакль. Трафаретный театр.

Веселое путешествие в сказку.

«Игрушки» Агнии Барто.

Сказка «Кто сказал «Мяу?».

0,20

0,10

0,5

0.10

0,80

0.90

0,5

0,90

1

1

1

1

Декабрь

Веселые стихи.

Игра – сказка с куклами – кулёчками.

«Гномики».

Дикие животные. Чтение и обыгрывание

сказки «Зимовье зверей».

0,5

0,25

0,5

0.5

0.5

0,75

0,5

0,5

1

1

1

1

Январь

Сказки из сундучка. Повторное чтение

«Зимовье зверей».

Игра - сказка с куклами- кулечками.

Приключения в лесу.

0,5

0,25

0,25

0,5

0,75

0,75

1

1

1

Февраль

В гости к бабушке Забавушке.

Сундучок, откройся. «Куклы-оригами».

Такое разное настроение.

Спешим на представление.

0,5

0,25

0,10

0,10

0.5

0.75

0,90

0,90

1

1

1

1

Март

Дружные ребята Игры-драматизации с

куклами бибабо.

«В царстве света и тени». (Театр теней)

Игра – сказка с куклами на магнитах.

Муха-Цокотуха.

0,20

0,10

0,5

0.10

0,80

0.90

0,5

0,90

1

1

1

1

Апрель

Веселые затеи.

Танцуем круглый год. «Игра – сказка с

куклами из веера.

Кто стучится в нашу дверь?

Веселое представление.

0,5

0,25

0,10

0,10

0.5

0.75

0,90

0,90

1

1

1

1

Май

Весна в природе.

Игра - сказка на подвижных ленточках.

Драматизация сказки «Заяц в огороде».

0.5

0,15

0,10

0.5

0.85

0,90

1

1

1

Всего

занятий

34

Список литературы

1. Акулова Т. А. Театрализованные игры.

2. Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012

3. Ковалец «Азбука Эмоций».

4. Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,

6. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001

7. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.

8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

9. Сорокина Н.Д. Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.

10. Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: «АРКТИ», 2001. Сборник «театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).

11. Чистякова М.И. Психогимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...