"В гостях у сказки"
рабочая программа (средняя группа)
Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_skazki.docx | 319.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Разделы программы
Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации рабочей программы
1.3 Интеграция по образовательным областям
1.4 Планируемые результаты освоения программы
1.5 Список воспитанников группы
1.6 Система оценки эмоционального и артистического развития детей
Раздел 2. Содержательный
2.1 Взаимодействие с семьями
Раздел 3. Организационный
3.1 Тематический план
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел 1. Целевой
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность − это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей
дошкольного возраста 5-6 лет (старшая группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе авторской программы «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С. Григорьевой Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 «Я – Ты – Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.\
Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности по возрасту (старший), определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.
1.2 Цель программы: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный,детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Смоленска.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2. Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях
Развивать память, внимание, воображение, фантазию
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала
Воспитание аккуратности старательности.
Воспитание коммуникативных способностей детей
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия:
25 мин − старшая группа, общее количество учебных занятий в год − 34.
1.3 Интеграция по образовательным областям
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи.
Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
Занятия проводятся по следующей схеме:
− введение в тему
− создание эмоционального настроения
− театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям)
− изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный − в сентябре, итоговый − в мае.
Режим занятий
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю
Длительность занятий составляет:
1 год обучения (5-6 лет) – не более 25 мин.
Планируемые результаты:
− Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовногопотенциала и творческой активности.
− Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния.
− Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика.
− Развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
− Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
− Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
− назначение театра
− деятельность работников театра
− виды театров
− виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
− знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
− передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи
− воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей
− контролировать внимание
− понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации
− выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
− принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя
-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
− уметь составлять предложения с заданными словами.
− уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
− уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
− о сценическом движении
− о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений
− об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
− культурного поведения в театре
− определения состояния персонажа по схематическим рисункам
− подбора собственных выразительных жестов
− психологического настроя на выполнение предстоящего действия
− произнесения небольших монологов
− произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
− Занятия
− Игры- занятия
− Игры- загадки
− Занятия- путешествия
− Игры- драматизации
− Занятия- путешествия
− Игры- драматизации
− Совместная деятельность педагога и воспитанников
− Самостоятельная деятельность воспитанников
− Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми:
− индивидуальная, парная, подгрупповая.
Работа с родителями.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
− Занятия,
− участие в концертах,
− открытое занятие для родителей,
− показ драматизаций для детей сада, родителей;
− выставка театральных кукол.
1.5 Список воспитанников группы
№ п/п | Ф.И. ребенка |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 | |
16 | |
17 | |
18 | |
19 | |
20 | |
21 | |
22 | |
23 | |
24 | |
25 | |
26 | |
27 | |
28 | |
29 | |
30 |
1.6 Система оценки эмоционального и артистического развития детей
Я считаю, что работа по театрализованной деятельности не была бы полной без учета, который свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале учебного года (конец сентября – начало октября) с его достижениями к концу учебного года (май). С этой целью я провожу обследование развития артистических и речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком обращаю внимание на следующее:
- желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность
- отношение к выбранной или порученной роли
- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца)
- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи)
- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности
- умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи);
- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).
Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.
Для того чтобы проверить уровень развития детей, я использую следующие задания.
1. Цель – развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.
Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору – ребенок, женщина на высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей, которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один что-то возбужденно рассказывает?
2. Цель – развитие выразительности речи и дикции.
Задание: а) Произнести скороговорку – сначала медленно, потом с ускорением:
Над овражком у дорожки
Страшный стражник строит рожки.
Стражник в крепости сидит,
Стражник грозен и сердит.
б) Произнести одно слово с разной интонацией:
- Киска, как тебя зовут?
- Мяу! (нежно)
- Сторожишь ты мышек тут?
- Мяу! (утвердительно)
- Киска, хочешь молока?
- Мяу! (с большим удовольствием)
- А в товарищи щенка?
- Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)
3. Цель – развитие выразительности и пластики движений.
Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это:
Червяк,
Горячая печеная картошка,
Маленькая бусинка.
б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится в
зеркало.
4. Цель – адекватное выражение эмоций.
Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки» Н.Сорокиной:
Девочки и мальчики (кланяются)
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
5. Цель – развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку, как Винни-Пух нашел большой горшок с медом.
Условия реализации. Техническое оснащение занятий
− Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий;
− Куклы:
− театр на фланелеграфе:
− куклы-картинки;
− фланелеграф;
− рисунки для мини – декораций.
театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):
− куклы;
− театральная ширма;
− декорации к спектаклям.
− Настольный театр:
− куклы;
− декорации к спектаклям.
Пальчиковый театр:
− куклы;
− декорации.
− Театр масок:
− специальные костюмы для детей;
− декорации, бутафории к спектаклям;
− маски;
− Костюмы;
− Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
− Подборка игр;
− Разработки занятий;
− Сказки и т.п.
Взаимодействие с родителями по реализации программы
Раздел 2. Содержательный
2.1 Перспективный план работы с родителями театрального кружка
«В гостях у сказки»
Месяц | Формы работы | Участники | Задачи |
Октябрь | Анкетирование «Нужны ли кружки в ДОУ для детей?» | Родители, воспитатели | Формирование и подкрепление у родителей установки на сотрудничество. |
Ноябрь | Памятка для родителей «Как организовать театр дома?» | воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
Декабрь | Семинар – практикум «Организация театральноигровой деятельности в домашних условиях» с использованием мультимедиа-презентацией, выставка видов театра | Родители, воспитатель, старший воспитатель | Заинтересованность родителей в том, что есть в группе и что нужно детям с предложениями продолжить обогащать развивающую среду группы и в других направлениях, создавать условия для творческого развития детей. |
Январь | Показ театрализованного представления кружка «Драматешка» Издательская деятельность: буклеты «Играем дома с родителями». | Родители, дети, воспитатель, | Развивать интерес к театральной деятельности своих детей, создать хорошее настроение, привлечь родителей к совместному творчеству со своим ребёнком. |
Февраль | Фото-стенд «Театральная семья» Оформление папкипередвижки «Ты детям сказку расскажи», «Поиграйте в кукольный театр дома». | Родители, дети, воспитатель | Способствовать освоению активной позиции родителями в деятельности детского сада. |
Март | Папка – раскладушка «Театрализованная деятельность дошкольников». | Воспитатель | Повысить педагогическую грамотность родителей по вопросам театральной деятельности |
Апрель | Анкетирование Показ костюмированной сказки «Муха- Цокотуха». Родителям и сотрудникам детского сада. | Родители, дети, воспитатель | Подведение итогов работы |
Раздел 3. Организационный
3.1 Тематический план к рабочей программе по кружковой программе «В гостях у сказки»
Месяц | Тема занятия | Теория | Практика | Всего |
Сентябрь | «Что такое театр? Разножанровость театров» «Учимся быть артистами» Такие разные эмоции. Тяну-потянут – вытянуть не могут». Настольный театр игрушек. | 0.5 0,5 0,25 0,25 | 0,5 0,5 0,75 0.75 | 1 1 1 1 |
Октябрь | Овощной базар. Игра «Лесная– сказка осенних листьев». Путешествие в осенний лес В гости к сказке. Настольный театр картинок. | 0,5 0,25 0,10 0,10 | 0.5 0.5 0,90 0,90 | 1 1 1 1 |
Ноябрь | Игра в спектакль. Трафаретный театр. Веселое путешествие в сказку. «Игрушки» Агнии Барто. Сказка «Кто сказал «Мяу?». | 0,20 0,10 0,5 0.10 | 0,80 0.90 0,5 0,90 | 1 1 1 1 |
Декабрь | Веселые стихи. Игра – сказка с куклами – кулёчками. «Гномики». Дикие животные. Чтение и обыгрывание сказки «Зимовье зверей». | 0,5 0,25 0,5 0.5 | 0.5 0,75 0,5 0,5 | 1 1 1 1 |
Январь | Сказки из сундучка. Повторное чтение «Зимовье зверей». Игра - сказка с куклами- кулечками. Приключения в лесу. | 0,5 0,25 0,25 | 0,5 0,75 0,75 | 1 1 1 |
Февраль | В гости к бабушке Забавушке. Сундучок, откройся. «Куклы-оригами». Такое разное настроение. Спешим на представление. | 0,5 0,25 0,10 0,10 | 0.5 0.75 0,90 0,90 | 1 1 1 1 |
Март | Дружные ребята Игры-драматизации с куклами бибабо. «В царстве света и тени». (Театр теней) Игра – сказка с куклами на магнитах. Муха-Цокотуха. | 0,20 0,10 0,5 0.10 | 0,80 0.90 0,5 0,90 | 1 1 1 1 |
Апрель | Веселые затеи. Танцуем круглый год. «Игра – сказка с куклами из веера. Кто стучится в нашу дверь? Веселое представление. | 0,5 0,25 0,10 0,10 | 0.5 0.75 0,90 0,90 | 1 1 1 1 |
Май | Весна в природе. Игра - сказка на подвижных ленточках. Драматизация сказки «Заяц в огороде». | 0.5 0,15 0,10 | 0.5 0.85 0,90 | 1 1 1 |
Всего занятий | 34 |
Список литературы
1. Акулова Т. А. Театрализованные игры.
2. Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
3. Ковалец «Азбука Эмоций».
4. Князева О.Л.– Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,
6. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: СфераГод: 2001
7. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
9. Сорокина Н.Д. Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов, АРКТИ, 2004г.
10. Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: «АРКТИ», 2001. Сборник «театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).
11. Чистякова М.И. Психогимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.
Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»
Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе
Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе Автор ...
Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».
Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»
Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...
Гость группы "В гостях у сказки"
Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...