Разновидности нарушений произношения свистящих звуков. Приемы их постановки
методическая разработка
Характеристика группы свистящих звуков, их правильная артикуляция. Описаны варианты нарушений и их методы исправления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С, С ', З, З', Ц. ПРИЕМЫ ИХ ПОСТАНОВКИ »
Подготовила :
учитель-логопед ГКДОУ «Детский сад № 398 Г.О. Донецк»
Момот З.Н
Характеристика группы свистящих звуков.
Звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с'], [з], [з'], [ц]). входят в группу свистящих звуков. Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с'] - дополнительным подъемом средней части языка.
[С]: согласный, ротовой, глухой, щелевой, переднеязычный, твердый;
[З]: согласный, ротовой, звонкий, щелевой, переднеязычный, твердый;
[С’], [З’]: мягкие;
[Ц]: согласный, ротовой, глухой, смычно-щелевой, переднеязычный, твердый.
В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы.
Звуки С.З, Ц одного места образования: во время их произношения кончик языка находится у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Правильная артикуляция звука «С»
- Кончик языка упирается в нижние передние зубы;
- Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов;
- Зубы сближены или сомкнуты;
- Воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя;
- Голосовые складки разомкнуты, поскольку звук «С» глухой.
Правильная артикуляция звука «Сь»
При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Правильная артикуляция звука «З»
- Губы в улыбке, зубы видны;
- Зубы сближены, но не сомкнуты;
- Широкий кончик языка находится за нижними резцами;
- Боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка, по которому идет воздушная струя. Она ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
- Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос, поэтому звук «З» звонкий.
Правильная артикуляция звука «Зь»
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляция звука [Ц] представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:
• в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;
• мягкое нёбо поднято;
• голосовые связки разомкнуты;
• вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].
Варианты нарушений свистящих звуков (С, З)
Межзубное произношение. Такой вид нарушений выглядит, как попадание кончика языка между зубами — в большинстве случаев получается нечистое С и З (шепелявость — хорошо видно при произнесении звуков С и З), реже — звучание нормальное, но некрасивая артикуляция. Причиной нарушения является: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков (от 2- 3,5 лет), вялый кончик языка (пониженный тонус при стертой форме дизартрии), аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом.
Носовой сигматизм, при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок, гнусавость). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость вместо ротовой. Причина — неплотное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки, парезом .(Неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы, мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелины твердого и мягкого нёба.)
Боковой сигматизм. Выделяется двухсторонний и односторонний сигматизм.
При двустороннем сигматизме боковые края языка не касаются коренных зубов, поэтому образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух — слышится хлопающий звук, несколько напоминающий хьль, льхь(хлюп вместо суп) . При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево.
Предрасполагающим фактором могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность (повышенный тонус мышц языка и лица), вялость мышц правой или левой сторон языка.
Призубный сигматизм. Кончик языка упирается в режущие края верхних и нижних зубов (резцов), преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель; вместо С и З слышится притупленный звук, сходный с межзубным С и З, отчасти с Т и Д с присвистом (котса, кодза, вместо коса и коза).
Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам, произноситься звук, близкий к звуку «Ф». Причина возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия (выступление верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) в следствии ее чрезмерного развития) .
Шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, взгорблена, желобок по средней линии языка не образовывается. Вместо свиста возникает шипение, звук сходен с мягким Ш и Ж (шанки, жямок).
Парасигматизм (стойкие замены свистящих звуков)
Шипящий (с-ш, с`-щ, з-ж)
Внутригрупповые замены и смешения (с-с`, ц-с,з-с)
Призубный (с-т, з-д, ц-т)
Губно-зубной (с-ф, з-в, ц-в)
Исправление недостатков произношения свистящих звуков С, С ', З, З', Ц
Подготовительный этап обязателен на пути исправления звукопроизношения, и включает в себя важные компоненты, а именно: развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики.
Для того чтобы научить детей правильно произносить звуки родного языка, необходимо прежде всего научить их внимательно слушать и слышать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие. Развитие слухового восприятия - важная предпосылка формирования правильного звукопроизношения.
Начинать следует с развития слухового внимания. Для развития слухового внимания целесообразно использовать доступные для детского восприятия окружающие звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и др.
Важное место в подготовительной работе на пути развития правильной речи должна занимать артикуляционная гимнастика. Целью ее является - отработка правильных, четких движений органов речи, необходимых для правильного произношения данных звуков.
Артикуляционные упражнения для языка для свистящих звуков С, З, Ц
(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 .)
- Улыбка: растянуть губы в улыбке.
- Заборчик: губы растянуть в улыбке так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Затем зубы зажать «заборчиком».
- Лопаточка: рот приоткрыт, положить язык на нижнюю губу, произносить ПЯ-ПЯ-ПЯ: Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
- Красим нижний заборчик (Чистим нижние зубки): улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
- Кошечка сердится (Горка): приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
- Футбол: улыбнуться положить широкий край языка на нижнюю губу. И произнося звук «Ф», сдуть ватку, мячик на противоположный край стола или забить гол в ворота!
Упражнения для губ
Растягиваем губы в улыбку до предела и удерживаем их в напряжённом положении какое-то время. Зубы смыкаем. Повторять упражнение.
Упражнение для развития выдоха
Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.
Приемы постановки звуков С, З, Ц
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.
Хорошо поставленный и отработанный « базовый» звук С обеспечит в дальнейшем быстрое усвоение нормальных артикуляций не только «производных» от звука С ( З и Ц ) , но и звуков верхнего подъема кончика языка ( Ш,Ж.Ч,Щ.).
В простейших случаях (при отсутствии звука ) звук С ставится по подражанию :
Перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки (« сделать заборчик») , а затем , не разжимая зубы ( заборчик не ломать !) , сильно подуть , как насос : с…с…с….Можно посвистеть : с,с,с.
Внимание ребенка следует обратить на « тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.
Если звук С не вызывается по подражанию, надо использовать специальные приемы его постановки , которые определяются характером дефекта.
Приемы постановки свистящих при разных видах сигматизма
При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи : специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного ( а не комообразного ) языка, опустив его за нижние зубы . Механически придерживая язык в таком положении ,предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз ( сделать насос ) : с…с…с.., затем попробовать в слогах : са – са– са.
При боковом сигматизме ставить звук С целесообразно в три приема : а) межгубное дутье , язык широкий, края языка достают до уголков губ; б) межгубное дутье заменяется на межзубное ; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии , если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно достичь с помощью зонда или шпателя.
При носовом сигматизме: необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости.Упражнения проводятся сначала в межгубном положении с тем, чтобы выдыхаемая струя воздуха ощущалась на кончике языка.Затем язык переводится в межзубное положение.Закрепление навука дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха : задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос – не эффективен.
Исправление губно-зубного ( щечного ) сигматизма включает два момента : а) обнажение резцов, для чего необходимо раздвинуть губы ( « до ушей») ; б) удержание ( можно с механической помощью ) нижней губы , чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуется сначала отработать ротовой выдох.
При шипящем сигматизме важно отучить ребенка от привычки оттягивать язык при произношении свистящих вглубь рта. С этой целью рекомендуется временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже фразах. Когда язык укрепится в таком положении , перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически.
Для всех видов сигматизма можно рекомендовать универсальный прием постановки С в два приема ( из практики Жуковой Н.В ) и вместо зондов использовать указательный палец ребенка .
Ребенка учат укладывать первую фалангу указательного пальчика на широкий язык , лежащий за нижними зубами .Пальчик прикусывается резцами : « кладем свисток» в рот . Ротик улыбается до ушей , передние зубы хорошо видны до клыков. Края языка ( передней его части ) показываются с двук сторон прикушенного языка и достают до углов рта. Как только ребенок научится ловко укладывать « свисток» в рот, ему предлагается подуть в « свисток» , не вынимая пальца, не изменяя положения губ, языка и зубов. Полученный звук С закрепляется в обратных слогах , а затем в словах, заканчивающихся на С ( лес, нос, пес и т п.) Отрабатываются с пальчиком и прямые слоги . Необходимость в механической помощи отпадает, как только рефлекторно вырабатывается правильный артикуляционный уклад и выдох.
При разных видах сигматизма работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы [с] другой. При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации [с] и звукозаменителей: губно-зубной (с — ф), призубный (с — т), шипящий (с — ш).
После автоматизации С вызывают путем подражания С ' со слуховым и зрительным контролем (с помощью слогов си, ся, се, сю) — просят шире улыбнуться, так как это способствует смягчению звука. В наиболее трудных случаях – с механической помощью от С – са - са – са , нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь рта – ся – ся – ся.
Постановка звуков З и З' не вызовет трудностей после того, как С и С ' будет автоматизирован в словах, фразах и стихах (ощущение вибрации голосовых связок в гортани). Ставится по подражанию от С - со слуховым и тактильно – вибрационным контролем. В случае необходимости надо применить те же приемы , что и при постановке звуков С и С '.
Постановка Ц возможна только после того, как звук С будет исправлен и войдет в речь ребенка. Ставят Ц от Т при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. В случае дефекта артикуляции звука Т ( что бывает редко ) этот недостаток устраняется в первую очередь. Ребенка просят произнести Т с сильным выдохом. При этом как бы последовательно произносят Т и С. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А (атс). Постепенно пауза между произносимыми Т и С сокращается до одномоментального произношения двух звуков на одном сильном выдохе. Ребенку предлагается сильно растянуть губы и как бы сплюнуть сквозь оскаленные зубы – Ц. после отработки утрированного произношения Ц ( показ резцов) , сначала в обратных слогах, а затем в прямых, целесообразно в течение какого – то времени сохранять « нажим» на звук Ц в словах и фразах.
При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.
Список литературы :
1.Жукова Н.С.Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – Москва, ЭКСМО, 2012
2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков С,СЬ.З,ЗЬ, Ц у детей. Дидактический материал для логопедов. Альбом 1. – Москва, Издательство Гном, 2018.
3.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : практикум по логопедии : учебное пособие для учащихся педучилищ. – Москва : Просвещение , 1989.
Интернет – источники :
https://infourok.ru/sbornik-priemov-postanovki-zvukov-zzc-779224.html
http://www.logopedia.com.ua/proiznoshenie/zvuki-s-z-tc.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нарушение произношения шипящих звуков и система работы по исправлению нарушенного звукопроизношения шипящих звуков.
в данной работе рассказано о видах нарушения произношения шипящих звуков детьми порядок упражнеий для исправления дефектов произношения...
Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»
Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления....
Бендикс Т.В. Презентация "Недостатки произношения свистящих звуков и приемы их постановки"
В презентация содержится материал в помощь начинающему логопеду о методах и приемах постановки свистящих звуков....
Реутина И.Н. Нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. Буклет.
Буклет содержит методические рекомендации по исправлению произношения свистящих и шипящих звуков у детей с нарушениями речи....
Нарушения произношения свистящих звуков. Способы постановки свистящих (Мастер-класс для педагогов)
Актуальный методические разработки для начинающих логопедов: представлена и традиционная система и современные образовтаельные технологии коррекции звукопроизношения...
Приемы исправления нарушений произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х].
В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа: I. Подготовительный - включает в себя развитие сл...
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения.
Разновидности нарушений произношения различных звуков и приемы их постановки при различных разновидностях нарушений звукопроизношения....