Консультация для родителей «Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»
консультация (средняя группа) на тему

Куклина Любовь Юрьевна

Материал содержит информацию с описанием правильного артикуляторного уклада свистящих звуков, подготовительные упражнения для их исправления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svistyashchie.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Устранению недостатков произношения свистящих звуков у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то и нечетко выговаривает слова, строит предложения.

К 4 годам у ребенка формируется определенная база звуков простых по артикуляции (М, Н, Т, П, Д, В,Ф). Однако некоторые дети не могут правильно произносить все звуки речи, так как нет четкого представления о правильной артикуляторной позе. Чаще всего наблюдается неправильное произношение трудных по артикуляции звуков: свистящих (С, З, Ц), шипящих (Ш, Ж, Ч), сонорных (Р, Л).

Начинать работу по улучшению произношения трудных звуков следует со свистящей группы.

Прежде чем рассматривать недостатки произношения свистящих звуков [с], [с'], [з], [з'], [ц] надо знать их правильную артикуляцию.

1. Артикуляция звука [с]. Звук С согласный, глухой, твердый. Губы - не напряжены, растянуты, как при улыбке. Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя часть спинки языка широкая, она поднимается к верхним деснам и образует с ними линию в форме желобка; средняя часть спинки языка образует по середине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята,

продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам. Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в ротовую полость. Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют; воздушная струя узкая, холодная. Звучание - шум, похожий на свист. Воздушная струя - узкая, холодная.

Артикуляция звука [с']. Звук [с'] согласный, глухой, мягкий. Губы - растянуты в «улыбку» больше, чем при произнесении звука [с], и напряжены Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка за нижними резцами, сильнее упирается в резцы; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько перемещена вперед, чем при произнесении звука [с], вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении[с], вследствие чего полость между языком и резцами значительно сокращается (сужается); боковые края языка шире, чем при произнесении звука [с] и более направленно касаются неба, образуя более узкий проход для воздуха. Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют. Воздушная струя - узкая, холодная. Звучание - звучит мягко, глухо; шум выше, чем при произнесении твердого [с].

Артикуляция звука [з]. Звук [з] согласный, звонкий, твердый. Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного. Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол; передняя и средняя часть спинки языка несколько выше приподнимается к верхним деснам, чем при произнесении звука [с], но напряжение языка несколько слабее и в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих [с] и [с’]; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам. Мягкое небо - поднято, закрывая проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют. Воздушная струя - узкая, холодная, но слабее и менее напряжена, чем при произнесении звука [с].

Артикуляция звука [з’].  Звук [з’] согласный, звонкий, мягкий. Губы - не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке, затем принимают положение следующего за ним гласного. Зубы - сближены на 1-1,5мм, верхние и нижние резцы обнажены. Язык - кончик языка широкий, находится за нижними зубами, у нижних альвеол, вибрирует; среднепередняя часть спинки языка более выгнута и несколько подвинута вперед к верхним деснам, чем при произнесении звука [з], щель в форме продольного желобка между спинкой языка и альвеолами уже, чем при произнесении глухих [c] и [c’]; задняя часть спинки языка приподнята, боковые края шире и плотнее, чем при произнесении звука [з] прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, (закрывая проход воздушной струе по бокам), напряжены, касаются неба, образуя более узкий проход воздуха. Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - сомкнуты и вибрируют. Воздушная струя - узкая, холодная.

Артикуляция звука [ц]. Звук [ц] относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с] (тс). Губы при произнесении звука [ц] в нейтральной позиции. Зубы - чуть разомкнуты на расстоянии 1-1,5мм. Язык - кончик языка находится за нижними зубами; передняя часть спинки языка в первый момент касается верхних десен и альвеол, образуя смычку; затем под напором выдуваемой струи воздуха передняя часть спинки языка отходит от верхних альвеол и чуть опускается вниз, касаясь только верхних десен и образуя щель в форме желобка; средняя часть спинки языка в момент смычки слегка сгорблена, затем поднимается выше, образуя по середине продольный желобок; задняя часть спинки языка незначительно поднята; боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Мягкое небо - поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость. Голосовые связки - разомкнуты и не вибрируют. Воздушная струя – умеренная.

Источник: Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 63-72 с.

2. Упражнения для правильного произношения свистящих звуков.

Подготовительный этап. При отсутствии звука [с], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка. Примерный комплекс артикуляционных упражнений при сигматизмах следующий:

1. «Улыбочка»- удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик»- улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

3. «Птенчик» - широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»- приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

5. «Лопаточка»- положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Трубочка»- открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

7. «Оближем губки»- рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

8. «Почистим зубки»- «почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

9. «Часики»- растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

10. «Змейка» - рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

11. «Орешек»- рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота» - положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком [ф], задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

13. «Киска сердится» - открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

14. «Прокати карандаш» - положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

3. Закрепление правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в определенной последовательности:

  • Произношение отдельного звука;
  • Закрепление произношения в слогах;
  • Закрепление произношения в словах;
  • Закрепление произношения в предложениях;
  • Закрепление произношения в разговорной речи.

Игровые приемы для исправления звуковых недостатков:

  • Постоянно обогащайте  речь ребенка новыми словами;
  • Поиграйте в загадки с ответами на отдельный звук;
  • Предлагайте ребенку сравнивать на слух правильное и неправильное произношение;
  • Устраивайте рисование предметов на звуки;
  • Придумывайте слова с данным звуком в разных позициях слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Костно - мышечная система опорно-двигательного аппарата детей среднего дошкольного возраста"

знакомство родителей с возрастными особенностями физического развития детского организма...

Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....

Консультация для воспитателей по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Как формировать у детей элеметарные математические представления в дошкольном возрасте в игровой деятельности....

Консультация для воспитателей "Развития навыков общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Тетрализованная деятельность - одно из эффективных средств развития общения дошкольника в процессе игры со сверстниками....

Практическое занятие для родителей на тему: "Приемы постановки свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста"

В практическом занятии представлен комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков, освещаются приемы работы по постановке свистящих звуков у детей младшего дошкольного возраста, ...