«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»
проект (средняя группа)
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв
«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»
Творческое название проекта: « С чего начинается Родина… »
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги МДОУ.
Направление проекта: познавательно – творческое.
Учебные предметы: познавательное развитие, художественно-творческая деятельность, развитие речи.
Срок реализации проекта: Сентябрь-декабрь 2021г.
Актуальность:
В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.
Наблюдается утрачивание чувства патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа.
В связи с чем особенно актуальной становится необходимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста - воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Проблема:
Низкий интерес к культурному наследию.
Практическое отсутствие знаний об основных исторических этапах развития страны.
Незнание родственных связей.
Противоречия: Выбор темы исследования обусловлен явными противоречиями
между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно среди молодых семей) уважения к духовно-нравственным ценностям;
нередко наблюдается противоречие в поведении родителей между пониманием необходимости воспитания у ребёнка духовно - нравственных ценностей и нежеланием участвовать в этом, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей.
Гипотеза:
Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Чувство Родины, патриотизма начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Идти надо от близкого к далёкому.
Значимость работы: Значимость данного проекта заключается в:
разработке и реализации системы формирования у детей нравственно-патриотических качеств;
в совместной с родителями и детьми разработке и создании мини портфолио дошкольника «Я и моя семья»;
в подготовке и проведении ряда тематических мероприятий и занятий направленных на развитие чувства патриотизма у детей.
Цель проекта: создание условий для воспитания целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты и формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду;
воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
развивать любознательность, познавательную активность;
помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты: появление осознанного интереса к родственным связям, к профессии своих родителей, к их труду;
развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков; расширение кругозора.
Способы оценки: диагностика, наблюдения, беседы с детьми.
Программа проекта :Подготовительный этап – основной этап и итоговый.
Подготовительный этап (2 недели): Составление плана работ над проектом. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Подбор наглядного и дидактического материала. Проведение первоначальной диагностики
Основной этап (8 недель): Работа с детьми; работа с родителями; работа с педагогическим коллективом.
Работа с детьми: составление описательных рассказов «Моя улица», «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка» ;чтение рассказов: «Моя бабушка» С.Капутикян, «Мой дедушка» Р. Газматов, «Мама» Ю.Яковлев
заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко
тематические занятия « Что означают имена » , «Где работают мои близкие »; «Наш детский сад».
художественная деятельность: «Мама,папа, я - дружная семья!»
беседы: «Как я помогаю дома»,«Я и мое тело»,«Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес »;
экскурсия по детскому саду: « Все профессии важны».
Работа с родителями: анкетирование «Удовлетворенность родителей условиями жизнедеятельности детей в группе»; привлечение родителей к изготовлению портфолио «Я и моя семья»; создание информационных стендов; консультации для родителей «Что могут и должны сделать родители по патриотическому воспитанию ребенка», «Человек начинается с детства»; сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков.
Работа с педагогическим коллективом: Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-правовое воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Итоговый этап (1 неделя): Оформление выставки и презентация мини портфолио «Я и моя семья».
Повторное диагностирование детей и сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Определение перспективы развития проекта.
Рефлексия: За время реализации проекта я наблюдала становление у детей нравственных качеств, что отразилось даже на поведенческой стороне деятельности детей.
Сформированность нравственных качеств проявляется детьми во время моделирования игровых ситуаций.
Планирую продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию до выпуска детей в школу.
Динамика роста уровня знаний
1 - низкий уровень
2 - ниже среднего
3 - средний
4 - выше среднего
5 – высокий
Выводы: Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв
«Формирование нравственных представлений о семье, ближайшем окружении у детей среднего дошкольного возраста, как одно из направлений духовно-нравственного воспитания»
Творческое название проекта: « С чего начинается Родина… »
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, педагоги МДОУ.
Направление проекта: познавательно – творческое.
Учебные предметы: познавательное развитие, художественно-творческая деятельность, развитие речи.
Срок реализации проекта: Сентябрь-декабрь 2021г.
Актуальность:
В настоящее время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.
Наблюдается утрачивание чувства патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа.
В связи с чем особенно актуальной становится необходимость воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста - воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Проблема:
Низкий интерес к культурному наследию.
Практическое отсутствие знаний об основных исторических этапах развития страны.
Незнание родственных связей.
Противоречия: Выбор темы исследования обусловлен явными противоречиями
между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно среди молодых семей) уважения к духовно-нравственным ценностям;
нередко наблюдается противоречие в поведении родителей между пониманием необходимости воспитания у ребёнка духовно - нравственных ценностей и нежеланием участвовать в этом, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей.
Гипотеза:
Воспитание патриотизма пронизывает все сферы деятельности ребёнка, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины и чувства сопричастности, привязанности к ним. Чувство Родины, патриотизма начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Идти надо от близкого к далёкому.
Значимость работы: Значимость данного проекта заключается в:
разработке и реализации системы формирования у детей нравственно-патриотических качеств;
в совместной с родителями и детьми разработке и создании мини портфолио дошкольника «Я и моя семья»;
в подготовке и проведении ряда тематических мероприятий и занятий направленных на развитие чувства патриотизма у детей.
Цель проекта: создание условий для воспитания целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты и формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта:
воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду;
воспитывать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
развивать любознательность, познавательную активность;
помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты: появление осознанного интереса к родственным связям, к профессии своих родителей, к их труду;
развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков; расширение кругозора.
Способы оценки: диагностика, наблюдения, беседы с детьми.
Программа проекта :Подготовительный этап – основной этап и итоговый.
Подготовительный этап (2 недели): Составление плана работ над проектом. Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме. Подбор наглядного и дидактического материала. Проведение первоначальной диагностики
Основной этап (8 недель): Работа с детьми; работа с родителями; работа с педагогическим коллективом.
Работа с детьми: составление описательных рассказов «Моя улица», «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка» ;чтение рассказов: «Моя бабушка» С.Капутикян, «Мой дедушка» Р. Газматов, «Мама» Ю.Яковлев
заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко
тематические занятия « Что означают имена » , «Где работают мои близкие »; «Наш детский сад».
художественная деятельность: «Мама,папа, я - дружная семья!»
беседы: «Как я помогаю дома»,«Я и мое тело»,«Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес »;
экскурсия по детскому саду: « Все профессии важны».
Работа с родителями: анкетирование «Удовлетворенность родителей условиями жизнедеятельности детей в группе»; привлечение родителей к изготовлению портфолио «Я и моя семья»; создание информационных стендов; консультации для родителей «Что могут и должны сделать родители по патриотическому воспитанию ребенка», «Человек начинается с детства»; сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков.
Работа с педагогическим коллективом: Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-правовое воспитание дошкольников» Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»
Итоговый этап (1 неделя): Оформление выставки и презентация мини портфолио «Я и моя семья».
Повторное диагностирование детей и сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Определение перспективы развития проекта.
Рефлексия: За время реализации проекта я наблюдала становление у детей нравственных качеств, что отразилось даже на поведенческой стороне деятельности детей.
Сформированность нравственных качеств проявляется детьми во время моделирования игровых ситуаций.
Планирую продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию до выпуска детей в школу.
Динамика роста уровня знаний
1 - низкий уровень
2 - ниже среднего
3 - средний
4 - выше среднего
5 – высокий
Выводы: Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром. Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу. Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Информационные ресурсы:
Логинова В. И. «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»,- СПб., «Детство-пресс»,2000.
2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. - СПб., «Детство-пресс»,1997.
3. Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. - СПб., «Детство-пресс», 2009.
4. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа», М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа, учеб. - метод. пособие. - СПб., «Детство-пресс», 2006.
5. http://doshvozrast.ru
6. http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.
В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....
Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур
Данная статья предназначена для педагогов дошкольных и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить прави...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по Формированию элементарных математических представлений на тему: «Цифра пять» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: Формирование представления у детей о числе и цифре пять....
«Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения»
Повышение теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме «Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошк...
Формирование первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
В статье рассматриваются особенности формирования первичных представлений о предметах ближайшего окружения у детей младшего дошкольного возраста и приведены примеры авторских дидактических игр, эффект...
Информационный практико-ориентированный проект по формированию целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей среднего дошкольного возраста «Хлеб– всему голова» (4-5лет)
Паспорт проекта№ОглавлениеСтр.1Актуальность22Паспорт проекта23Проблема24Информационная карта проекта «Хлеб -всему голова»55Этапы реализации проекта66Тематическое планирование проекта77Прил...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Использование куклы-маппета «Глафира Нехочухина» при формировании представлений о здоровом образе жизни (для детей среднего дошкольного возраста)
Исследования показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно именно через игру с куклами. Ребёнок проявляет больший интерес к образовательной деятельности, в которой участ...