Элементы песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
презентация к уроку (младшая группа)

Борткова Ольга Михайловна

Презентация мастер-класса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Элементы песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Слайд 2

К. Д. Ушинский писал : «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! ».

Слайд 3

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Слайд 4

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Слайд 5

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи: 1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. 2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей. 3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе. 4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения. 5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Слайд 6

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная « минипесочница » в групповой комнате.

Слайд 7

Оборудование «мини-песочницы»: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки . 2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта 3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля

Слайд 8

Занятия с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность: 1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка. Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах . 2. Непосредственно обучающая часть. Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности. 3. Завершающий этап . Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка. Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают

Слайд 9

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии применяются такие формы работы с детьми, как: 1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик) », «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) . 2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы». 3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир». 4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом. 5. Инсценирование : «Девочка чумазая», «Испечем пирожки ». 6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки». 7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку. 8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка») .

Слайд 10

Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком. При каждой организации игр с песком необходимо: проверить прочность песочного ящика, любые мелкие неисправности должны быть немедленно устранены. перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы. обеспечить содержание песка в условиях, исключающих запыление воздушной среды;

Слайд 11

При организации игр с песком запрещается: использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями; использовать булавки, иголки, гвозди, другие колющие, режущие предметы; сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли) ; играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга; насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь; ходить в обуви, наполненной песком; закапывать в песок тело ребенка; лежать на песке вниз лицом; жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу; нюхать песок;

Слайд 12

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей: значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности; быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков; повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками; усиливается самостоятельность ребенка; развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика; более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а так же речь и моторика. Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Слайд 13

Упражнение «Круг приветствия » Содержание работы : настрой на работу, снижение эмоционального напряжения, знакомство участников Описание упражнения : «положите ладошки на песочек и каждый по очереди назовите ему своё имя. А теперь каждый по очереди поздоровайтесь с ним: «Здравствуй песочек, здравствуйте песчинки» (во время произнесения этих слов произвольно перемещаем песок в песочнице) Ладошками гладим песочек (сначала правой рукой, затем левой) Затем берём песочек в кулачок и крепко-крепко сжимаем и выпускаем его тонкой струйкой обратно в песочницу. Между своих ладошек аккуратно перетираем песок и опускаем его обратно в песочницу. Каждый участник по очереди над песочницей держит открытые ладошки. По очереди участники из своего кулачка насыпают маленькой струёй на ладошку со словами «Здравствуй….(называют имя)» Участники по очереди кладут свои ладошки на песок и закрывают глаза, и кто-то один сыпет песочек из своего кулачка. Закопайте друг другу ладошки. Погрузите пальцы в песок, сжимайте и разжимайте пальцы под толщей песка. Сделаем высокую гору из песка, при помощи пальцев заберёмся на эту гору, а потом спустимся А теперь гора превратилась в гору «Дружбы». Необходимо под горой, по дну песочницы перемещать ладошки навстречу друг другу

Слайд 14

Игра «Путешествие по Песочной стране» Содержание работы: развитие координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения Описание игры: участникам предлагается отправиться в путешествие по Песочной стране, познакомится с ёё удивительными местами. В путешествие будем совершать на разных видах транспорта: поедем на машине, потом на поезде и в конце путешествия пойдём в «пальчиковый поход». Затем на песке, рисуем прямую дорогу, по которой участники должны прокатить игрушечные машинки. Комментарий: данный приём очень хорошо подготавливает руку к письму. Дороги могут быть прямыми, извилистыми, круговыми.

Слайд 15

Первая остановка - игры « Потеряшки » Содержание работы : развитие тактильно-кинестетической чувствительности, координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения Описание игр: участникам предлагаются варианты игр с поиском различных предметов в песке. «Горячо-холодно»: «родитель» закапывает в песочнице клад (бусинки, ракушки, камушки) . Ребёнок выбирает фигурку человечка или животного и водит его по песочнице в произвольном направлении. Если игрушка далеко от «клада» «родитель» говорит «холодно», когда игрушка приближается к «кладу» - «теплее», когда игрушка дойдёт до цели – «горячо» «Найди пару»: в песке закопаны пары одинаковых предметов «Игрушки потеряшки »: участники на ощупь ищут круглые игрушки в песке.

Слайд 16

Игра «Путешествие по Песочной стране на поезде» Содержание работы: развитие координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения Описание игры: участникам предлагается продолжить путешествие и отправиться дальше на поезде. Для этого необходимо сделать железную дорогу (рисуем две параллельные линии, а дети дорисовывают шпалы ). И гра « Прогулка по зоопарку Содержание работы: развитие координации движений, познавательных психических процессов, мелкой моторики, расширение общего кругозора, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения Описание игры: двери зоопарка открылись, но все животные разбежались и спрятались в песке. Нужно отыскать всех животных. А затем одному участнику «родителю» необходимо нарисовать на песке клетку, а «ребёнок» по этому контуру втыкает палочки, таким образом, делает импровизированную клетку.

Слайд 17

Игра «Пальчиковый поход» Содержание работы : развитие координации движений, мелкой моторики, навыков общения Описание игры : отправляемся дальше в путешествие, но пойдём пешком. Участники сначала рисуют дорогу, а затем имитируют движение при помощи пальцев. И гра «Огород » Содержание работы : развитие тактильно-кинестетической чувствительности, познавательных психических процессов, мелкой моторики, расширение общего кругозора, обогащение словарного запаса, развитие навыков общения Описание игры: участники делают грядку, на которую высаживают овощи (муляжи овощей), затем их поливают и собирают урожай в корзинку. Ритуал прощания (завершение занятия ) Описание: благодарим друг друга за участие, затем ладошками разглаживаем песочек (сначала правой рукой, затем левой). Затем берём песочек в кулачок и крепко-крепко сжимаем и выпускаем его тонкой струйкой обратно в песочницу. Прощаемся с Песочной страной. Рефлексия: выводы по эффективности использования представленного материала делают участники с указанием плюсов и минусов.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...

Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Выступление на конференции Тема: "Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

Элементы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дети с нарушением речи требуют особого к себе внимания. В своей практике я работаю не только над  звукопроизношением, но и над более глубокими нарушениями. У детей  логопатов часто встречают...

Значимость песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Песочная терапия во многом помогает и развивает ребенка младшего дошкольного возраста. Для ребенка очень важно его стабильное психо-эмоциональное состояние, психологическое спокойствие и уравновешенно...

Использование технологии арт терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Использование технологии арт терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также ...