Значимость песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Песочная терапия во многом помогает и развивает ребенка младшего дошкольного возраста. Для ребенка очень важно его стабильное психо-эмоциональное состояние, психологическое спокойствие и уравновешенность, которая помогает активно развиваться и наполняться умениями и знаниями. Песочная терапия помогает ребенку развивать мелкую моторику, распологает множеством игр и упражнений для состоятельности ребенка как личности и развития таких его навыков и умений, как письмо, счет, рисование, развитие графомоторных навыков, а также решения психологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachimost_pesochnoy_terapii_v_rabote_s_detmi.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значимость песочной терапии в работе с детьми
младшего дошкольного возраста»
Ботенкова Е.А.
Как работает песочная терапия
Для многих людей, и особенно для детей, выражение мыслей словами является трудновыполнимой задачей. Однако имеется еще целый арсенал способов их передачи – жесты, мимика и, конечно, использование творческих способов самовыражения. Лепка, рисование помогают выстроить мост между внешним и внутренним мирами, отражая внутренний образ в созданном руками творении. Именно это и является основным принципом песочной терапии.
Для песочной терапии используется множество разнообразных фигурок – люди, животные, растения, транспорт, здания и мосты, кубики, реальные и сказочные персонажи, красивые и ужасные, из естественных материалов и созданные человеком – все, что может пригодиться для сотворения своего мира.
Выбирая фигурки для создания композиции, ребенок может отождествлять с ними себя или конкретную ситуацию в целом, расставлять элементы в определенном порядке, предпочитать конкретные местоположения для каждой из них.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.
Оборудование:
- Стол для песочной терапии (с подсветкой или без)
- Планшет для песочной терапии
- Контейнер для пары человек
- Поднос
Необходимый материал:
- Кинетический песок
- Манка
- Речной песок
- Рис
А также:
- Мелкие игрушки
- Формочки и игрушки для песочницы
- Посуда, машинки итд
Возраст для занятий песочной терапии :
С 2 лет и далее не ограничено
Польза песочной терапии для детей
Песочная терапия будет полезна всем, однако наиболее актуальна она для детей, которые столкнулись со следующими проблемами:
- Невротические нарушения: повышенная тревожность, энурез, тики, заикания и прочее.
- Фобии, страхи, тревожность, панические состояния
- Кризисные ситуации (утрата, разлука, развод родителей, рождение сестры или брата)
- Нежелание рассказывать о себе
- Конфликтная ситуация со сверстниками
- Замкнутость, подавленность, низкая самооценка, застенчивость
- Различные межличностные и внутриличностные конфликты
Однако, помимо психологической помощи ребенку,
песочная терапия предоставляет следующие возможности:
- Помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе
- Формирует чувство комфорта
- Развивает творческий потенциал
- Формирует образно-логическое мышление
- Тренирует мелкую моторику рук
- Снимает мышечное напряжение
- Строит гармоничный образ мира
Задачи
Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:
- Игровое:
- театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
- сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
- дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
- Эмоционально-психологическое:
- стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
- приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
- формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
Сенсомоторное:
- знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
- развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, величина, форма);
- формирование мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики, совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки.
- ФЭМП:
- формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
- овладение первичными навыками счёта и измерения.
- Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
- развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
- формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
- совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
Художественно-эстетическое — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:
рисования на песке;
технического и художественного конструирования из кинетического песка.
Упражнения для знакомства с песком для самых маленьких
- Плавные линейные, волнообразные, круговые скольжения ладонями по поверхности песка, как на саночках, коньках, лыжах, машинке.
- Показать пальчиками, как бегают паучки, скользят и сворачиваются в клубок змейки.
- Повторить те же скользящие движения рёбрами ладошек и попросить малыша отметить разницу в оттисках, рассказать о своих ощущениях. Модель поведения взрослого имеет скорее направляющий характер, а не назидательно навязчивый, для поддержания интереса к занятию полезно подбадривать и вдохновлять малыша похвалой. Взрослый может задавать наводящие вопросы, например: Какой песок? Тёплый? Сухой? Приятный? Мягкий? и т. д.
- Набрать песок в кулачки, медленно разжать и высыпать, рассказать, на что это похоже (ручеёк, дождик, ливень и т. д.).
- «Спрятать» ладошки малыша в песок, а затем с вопросом «где же наши ручки?» радостно «найти» и откопать.
- Проиграть кончиками пальцев по песку, как по клавиатуре музыкального инструмента.
- Положить открытую ладошку ребёнка на песок. Взрослый высыпает песок, а малыш с закрытыми глазками прислушивается к своим тактильным ощущениям и указывает, на какой пальчик льётся дождик из песка.
Таблица: развивающие и образовательные игры и упражнения с песком
«Волшебные узоры» | Упражнение поможет вернуть сказочному миру красоту и счастье. |
«Поможем миру стать добрее» | Упражнение с терапевтическим эффектом. |
«Архитекторы» | Ребёнку предлагают построить дома для жителей песочного города, расселить игрушечных человечков, озвучивая при этом свои действия, придумать жизненную историю одного из человечков, разыграть сцену, например, знакомство с соседями, визит в гости, приём гостей и т. д. |
«Что изменилось» | Взрослый вместе с ребёнком создаёт рисунок на песке, затем стирает часть изображения и просит рассказать, что изменилось. В процессе рассказа ребёнок закрепляет навыки использования имён существительных в родительном падеже. |
«Подбери слово» | Ребёнок раскапывает спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает слова для характеристики предмета, например, мячик — маленький, круглый; машинка — легковая, красная и т. д. |
«Там, на неведомых дорожках» | Игра способствует развитию диалоговой речи. |
«Остров сокровищ» | Упражнение стимулирует развитие пространственного мышления. |
«Дорисуй картинку» | С помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки построения предложений. Педагог рисует на песке домик, самолёт, воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по ней простое или сложное предложение. |
«Исправь ошибку» | Упражнение на закрепление навыков слогового анализа слова. |
«Напиши слово» | Ребёнок прорисовывает печатными буквами слово и вертикальными линиями делит его на слоги. |
«Ступеньки» | На холмиках, насыпанных из песка, разместить одноэтажный, двухэтажный и трёхэтажный домики. Задача ребёнка — выложить ступеньки из картинок с изображением односложных, двухсложных и трёхсложных слов. |
«Волшебный Город Букв» | Игра закрепляет знание букв, но аналогичным образом можно работать и с цифрами. |
«Песочные змейки» | Педагог проговаривает и выкладывает с помощью верёвочки слово, ребёнок читает, затем засыпает песком любой фрагмент слова и самостоятельно восстанавливает силуэты букв. Усложнённый вариант игры: ребёнок видит только часть слова, на основе фрагмента он прописывает всё слово. |
Мелкая моторика рук взаимодействует и влияет на развитие внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия (координации), воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти. Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения; ·органов познания; ·аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает предметы? Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре. Влажности и т. д. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов. Взятие в руки помогает обнаружить многие свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д. Надавливание даёт возможность определить мягкость или твёрдость, упругость, из какого материала сделан. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Таким образом, рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие « Использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».
Пособие адресовано педагогам-психологам, воспитателям всем кого интересует вопросы арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрста. Представлены арт-терапевтические техники, структура и организация ...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...
Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Выступление на конференции Тема: "Внедрение элементов песочной терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ"...
Использование технологии арт терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Использование технологии арт терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также ...
Элементы песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Презентация мастер-класса...