Дополнительная общеразвивающая программа "Познавай-ка"
рабочая программа (средняя группа)

Дополнительная общеразвивающая программа "Познавайка" социально-педагогической напрвленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznavay_-ka.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА»

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Принята на заседании педагогического совета                           «Утверждаю»

Протокол № _____ от «______» ___________2024 г.                 Директор филиала Детского сада «Золушка»,

                                                                                     филиал Детского сада «Светлячок»

                                                                                                       _________________________ Н. А. Волкова

                                                                                                          «_______»_______________________2024 года

                   

                                                                       

Дополнительная общеразвивающая программа  социально-педагогической направленности «Познавай-ка»

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Нормативный срок реализации программы: 1 год

Форма обучения: очная

                                                 Автор-составитель:

Сихварт Алена Александровна, воспитатель

г. Заводоуковск

2024 г.

Содержание

1.Аннотация

3

2.Пояснительная записка

3

3. Учебный план

5

4. Календарный учебный график

6

5. Программа 

7

5.1. Календарно-тематическое планирование

7

5.2. Содержание программы  

9

6. Методические материалы

15

7. Оценочные материалы

15

8. Информационное и материально-техническое обеспечение

15

9. Используемая литература

16

10. Приложение

17

  1. Аннотация

Дополнительная общеразвивающая программа «Познавай-ка» разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей  среднего дошкольного возраста.

Ребёнок - дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различной исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии.

Программа «Познавай –ка » рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 4-5 лет. Форма обучения по программе – очная.

При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «Реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый тпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации. Новизна программы заключается: в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;  в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Актуальность программы. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, – педагогов, работающих с дошкольниками.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. 

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Таким образом, экспериментальная деятельность даёт детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления темы или иными явлениями и предметами. При этом ребёнок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления c целью более полного их познания и освоения.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, a ждет, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, c помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей; развиваются математические навыки, умение пересказывать и т.д.

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности.

Задачи программы: 

1. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

2. Развивать у детей познавательные умения, наблюдательность, самоконтроль своих действий;

3. Закреплять правила техники безопасности при проведении экспериментов.

Ожидаемые результаты:  Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы  путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов; развитие у детей наблюдательности.

Организационно-педагогические условия. 

Программа «Познавай-ка» рассчитана на 1 год.   Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество 68 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 4-5 лет. Форма обучения по программе – очная.

При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.

  1. Учебный план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Диагностика

2

0

2

Опрос, проблемная ситуация

2

«Волшебница вода»

4

1

3

Опрос, проблемная ситуация

3

«Фокусы с магнитом»

2

1

2

Педагогическое наблюдение

4

«Опыты с бумагой»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

5

«В мире пластмассы»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

6

«Пузырьки – спасатели

«Упрямый воздух»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

7

«Ветер -ветерок»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

8

«Как окрасить воду?»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

9

«Все увидим, все узнаем»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

10

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

4

1

2

Педагогическое наблюдение

11

«Что в коробке?»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

12

«Бумага, ее качества и свойства»

2

0

2

13

«Мыльные чудеса»

3

1

2

Педагогическое наблюдение

14

«Тайна стекла»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

15

«Почему исчезает вода?»

2

1

1

Педагогическое наблюдение

16

«Как получаются цветные льдинки?»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

17

«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

18

«Как вода даёт жизнь растению?»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

19

«Путешествие капельки»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

20

«Тонет - не тонет»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

21

«Мои помощники»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

22

«Свет – тень»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

23

«Как корень «служит»?

4

1

3

Педагогическое наблюдение

24

«Высаживание семян в разный грунт»

4

0

4

Педагогическое наблюдение

25

«Таинственные отпечатки»

3

1

2

Педагогическое наблюдение

26

«Что природа создала? Что сделал человек?»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

27

«Удивительный песок»

4

1

3

Педагогическое наблюдение

28

«Обследование камней: размер, вес, цвет»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

29

«Что мы интересного знаем про воду? »

2

0

2

Педагогическое наблюдение

30

«Что мы интересного знаем про удивительные предметы?

2

0

2

Педагогическое наблюдение

31

«Что мы интересного знаем про бумагу и ткани?

2

0

2

Педагогическое наблюдение

32

«Что мы интересного знаем про растения?»

2

0

2

Педагогическое наблюдение

33

Диагностика

2

0

2

Педагогическое наблюдение

Итого

92

15

77

  1. Календарный учебный график

Продолжительность обучения: 1 год.

Продолжительность занятий: 20 минут

Наименование/год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю

Всего учебных недель

Количество часов

Режим занятий

«Познавай-ка» 2023-2024

с 01.09.2023 по 31.08.2024

2 занятия

48недель

92 часа

Вторник/четверг

15.30/16.00

  1. Программа
  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Номер занятия

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Сентябрь,2024

1

2

2

Диагностика

Тестовые задания

Опрос, проблемная ситуация

3

4

5

6

4

«Волшебница вода»

Игра, беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение

7

8

2

«Фокусы с магнитом»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

Октябрь, 2024

9

10

2

«Опыты с бумагой»

 

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

11

12

13

14

4

«В мире пластмассы!»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

15

16

17

18

4

«Пузырьки – спасатели

«Упрямый воздух»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

Ноябрь, 2024

19

20

2

«Ветер, ветер, ветерок»

Игра, практикум

Педагогическое наблюдение

21

22

2

«Как окрасить воду?»

Игра, практикум

Педагогическое наблюдение

23

24

4

 «Все увидим, все узнаем»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

Декабрь, 2024

25

26

27

28

29

30

4

«Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

31

32

4

«Что в коробке?»

Беседа,

практикум

Педагогическое

наблюдение

Январь, 2024                                    

33

34

«Что в коробке?»

Игра, практикум

Педагогическое

наблюдение

35

36

2

«Бумага, ее качества и свойства»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

Февраль

37

38

39

3

«Мыльные чудеса»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

40

41

2

«Тайна стекла»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

42

43

2

«Почему исчезает вода?»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

44

2

«Как получаются цветные льдинки?»

Игра, практикум

Педагогическое наблюдение

                Март, 2024

45

46

47

2

«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

48

49

2

«Как вода даёт жизнь растению?»

Практикум, игра

Педагогическое наблюдение

50

51

52

4

«Путешествие капельки»

Игра, беседа, практикум

Педагогическое

наблюдение

                                     

Апрель,  2024

53

54

55

2

«Тонет - не тонет»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

56

57

58

59

4

«Мои помощники»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

60

2

«Свет – тень»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

                                 Май,  2024

61

62

63

64

65

4

«Как корень «служит»?

Игра, практикум, беседа.

Педагогическое

наблюдение

66

67

68

4

 «Высаживание лука, семян в разный грунт»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

Июнь, 2024

69

70

71

72

3

«Таинственные отпечатки»

Беседа, игра, практикум

Педагогическое наблюдение

73

74

75

76

4

«Что природа создала? Что сделал человек?»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

Июль, 2024

77

78

79

80

4

«Удивительный песок»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

81

82

2

«Обследование камней: размер, вес, цвет»

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

83

84

2

«Что мы интересного знаем про воду? »

Беседа, практикум

Педагогическое наблюдение

Август, 2024

Август   2024

85

86

2

«Что мы интересного знаем про удивительные предметы?

Беседа,  практикум, игра

Педагогическое наблюдение

87

88

2

«Что мы интересного знаем про бумагу и ткани?

Беседа,  практикум, игра

Педагогическое наблюдение

89

90

2

«Что мы интересного знаем про растения?»

Тестовые задания

Опрос, проблемная ситуация

91

92

2

Диагностика

Педагогическое

наблюдение

Итого

92

  1. Содержание программы

Месяц:

Тема:

Теория

Практика

Сентябрь

1.2. Диагностика

«Мини лаборатория»

Выявить интерес детей к

экспериментированию,

определить наиболее

привлекательные для них

разновидности данной

деятельности.

Просмотр презентации

«В лаборатории»;

Игра «Волшебный мешочек»;

Беседа по ОБЖ «Правила поведения в мини – лаборатории».

Сентябрь

3.4.5.6. «Волшебница вода»

Беседа о воде. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде…». Загадывание загадок о воде. Чтение Л. Толстого «Хотела галка пить». Формирование представления о свойствах воды. Учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий.

Проведение опыта «Что я вижу?».

Знакомство с картой схемой №1Дмитриева Е.А «Детское экспериментирование».

Опыт «Вкус воды».

Сентябрь

7. 8. «Фокусы с магнитом»

Беседа «Волшебный предмет». Познакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические  предметы. Учить детей обобщенным способам исследования различных объектов. Развивать интерес к исследованиям.

Упражнение Волшебная рукавичка. Эксперимент «Почему скрепка движется?». «Полезные» магниты. Игра «Чей улов больше?»

Октябрь

1.2. «Опыты с бумагой»

Познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.) Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.

Проблемная ситуация «Что шуршит?» Эксперимент «Такая разная бумага». Конструирование из бумаги «собачка» (оригами). Игра в «снежки» (из бумаги).

Октябрь

3.4.5.6. «В мире пластмассы!»

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Исследовательская деятельность:

- сюрпризный момент

- в лаборатории

- рассматривание иллюстраций, изделий через лупы.

Октябрь

7.8. «Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух»

Выявить, что воздух легче воды и имеет силу. Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Опыты: с минеральной водой и пластилином Дмитриева Е.А, стр. 44 Схема № 34 (см. с 92);

с шприцом  Дмитриева Е.А, стр. 44 Схема № 36 (см. с 94)

Октябрь- ноябрь

1.2 «Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух»

Ноябрь

3.4. «Ветер, ветер, ветерок»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Загадывание загадки про воздух.

Игровое упражнение «Почувствуй воздух».

Поиграем ленточками.

Опыт «Что в пакете?».

Игры с трубочкой.

Дмитриева Е.А, стр.42 Карта – схема №27Дмитриева Е.А, стр.85

Ноябрь

5.6. «Как окрасить воду?»

Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. 

Эксперименты:

-Сравнение бутылочек между собой;

-Окрашивание воды;

-Какую песенку поют бутылочки

М.П.Костюченко, стр.49

Ноябрь

7.8. «Все увидим, все узнаем»

Познакомить  детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Опыт. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Декабрь

1.2. «Все увидим, все узнаем»

Декабрь

3.4.5.6. «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота»

Закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани.

Эксперименты с кусками ткани, емкостью с водой.

Декабрь

7.8. «Что в коробке?»

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Беседа об источниках света

Исследовательская деятельность:

- «волшебный сундучок»

- игра «Свет бывает разный».

Январь

1.2. «Что в коробке?»

Январь  

3.4. «Картон. Качества и свойства»

Познакомить детей со свойствами картона. Совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Эксперименты с картоном разной плотности.

Февраль

1.2.3. «Мыльные чудеса»

Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности

Чтение отрывка К.Чуковского «Мойдодыр»;

Исследовательская деятельность:

- обследование мыла

- игры с мылом, водой

Дмитриева Е.А., стр.44, схема №33 (91)

 Февраль

4.5.«Тайна стекла»

Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Исследовательская деятельность:

- сюрпризный момент

- в лаборатории

- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы.

Февраль

6.7. «Почему исчезает вода?»

Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать. Поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Опыт с двумя одинаковыми стаканами.

Февраль

8. «Как получаются цветные льдинки?»

Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.

Наблюдение «Замерзшая вода»;

«Цветные льдинки».

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Совместный эксперимент «Тающий лед».

Март

1. «Как получаются цветные льдинки?»

Март

2.3.«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый»

Познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду).

Опыт «Согреем снежинку»; «Лепим снеговика» (снег сухой-влажный);

«Чей след?»

Работа с энциклопедией (следы животных).

Март

4.5.«Как вода даёт жизнь растению?»

Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Показать значение воды в жизни растений. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы

Исследовательская деятельность «Растения пьют воду»

Дмитриева Е.А, стр.36,

Схема №12, стр.70;

конспект.

Март

6.7.8.«Путешествие капельки»

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде.

Игра «Круговорот воды в природе». Проведение опыта «Что я вижу?»

Знакомство с картой схемой №1Дмитриева Е.А «Детское экспериментирование», стр. 33, 59

Апрель

1. «Путешествие капельки»

Апрель

2.3.«Тонет - не тонет»

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования.

Развивать способность  рассуждать и делать выводы.

Опыты. Тазик с водой, камешки, резиновые и пластмассовые игрушки, деревянные кубики, бумага, металлические предметы.    

Апрель

4.5.6.7.«Мои помощники»

Познакомить детей с организмом человека;

развивать желание узнать что-то новое.

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы- определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). 

Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)

Нос, рот с (игры на восприятия вкуса и запаха.)

Уши, руки, ноги (что мы можем и чего не можем без наших помощников).

Апрель

8. «Свет – тень»

Познакомить с источниками света - природными и искусственными.

познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

установить сходство тени и предмета;

познакомить с тенью в разное время суток.

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь».

Май

1. «Свет – тень»

Май

2.3.4.5.«Как корень «служит?»

Формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования.

Игра «Завядший цветок».

Исследовательская деятельность «Растения пьют воду»

Дмитриева Е.А, стр.36,

Схема №12, стр.70;

конспект.

Май  

6.7.8.«Посадка лука, семян в разный грунт»

Формировать у детей понятие о том, что растениям роста необходимы вода и свет. Закреплять знания о росте и развития растений. Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами.

Исследовательская деятельность:

- посадка лука;

- цикл наблюдений за ростом растения;

- ведение дневника и т.д.

Июнь

1.«Посадка лука, семян в разный грунт»

Июнь

2.3.4.«Таинственные отпечатки»

Вызвать интерес к экспериментированию. Учить детей рисовать красками, получать отпечатки с помощью наложения листа бумаги.

Эксперименты с губкой, свечой, картофелем и т.д.

Июнь

5.6.7.8. «Что природа создала? Что сделал человек?»

Продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком. Учить детей отличать эти объекты друг от друга. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/И «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках. Природные объекты; предметы сделанные из природных объектов. Игры с корзинами, предметами сделанными руками человека.

Июль

1.2.3.4.«Удивительный песок»

Познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку и кругозор.

Исследовательская деятельность:

- что такое песок; почему песок тонет

- сравнить свойства сухого и влажного песка

М. П. Костюченко, стр. 52

Июль

5.6.«Обследование камней: размер, вес, цвет»

Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.

Экспериментирование:

- какими бывают камни;

- одинакового размера ли ваши камни?

сравнить плотность камня и пластилина;

- рассматривание камней через лупу/;

- определение веса.

Июль

7.8.«Что мы теперь интересного знаем про воду?»

Закрепить у детей знания о воде, о свойствах. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий.

Презентация проделанных опытов.

Август

1.2 «Что мы интересного знаем про удивительные предметы?

Закрепить у детей знания об удивительных предметах - магните, лупе, фонарике и т.д.. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных действий.

Презентация проделанных опытов

Август

3.4. «Что мы интересного знаем про бумагу и ткани?

Закрепить у детей знания о бумаге, картоне, ткани, о их свойствах. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий.

Презентация проделанных опытов

Август

5.6.«Что мы интересного знаем про растения?»

Закрепить у детей знания о живых обьектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий.

Презентация проделанных опытов

Август

7.8. Диагностика

Выявить способность ребенка понимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Опрос, наблюдение.

  1. Методические материалы

-        Обеспечение программы методическими видами продукции: разработки конспектов занятий, дидактических игр, упражнений, бесед;

-        авторские методики проведения занятий.

  1. Оценочные материалы

            При посещении услуги «Познавай-ка» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педагогическом совете предоставляется отчет о реализации дополнительной услуги.

            Тестовые задания проводятся в сентябре и августе (диагностика).

            При отслеживании результативности деятельности используются: тестовые задания.

            Результат фиксируется в оценочной таблице.

Формы контроля поквартально:

1 квартал ноябрь - мастер - класс для родителей: «Экспериментируем вместе с детьми».

2 квартал март - детско-родительский проект «Волшебная вода».

3 квартал май – встреча с родителями «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

8.Информационное и материально-техническое обеспечение

С целью создания оптимальных условий для формирования познавательных навыков детей создана предметно-развивающая среда:

-материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- фотоаппарат;

- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- проектор;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

 Материалы и оборудование:

- предметы: массажные мячики Су-джок, крупы, бобы, грецкие орехи, шишки, семечки от тыквы, палочки Кюизенера, счетные палочки, пуговицы (разной формы, величины, цвета), камешки «Марблс», игрушки, прищепки, шнурки разноцветные, природный материал,     чудесный мешочек с набором мелких игрушек и геометрических форм, пособия по шнуровке, игра «Тангарм», карандаши, линейки, тафареты;

- использование ИКТ;

- картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, рисунков по клеточкам;

- тетради в клетку, рабочие тетради «Развиваем графические навыки»;

- тематические иллюстрации.

        

  1. Используемая литература
  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная образовательная программа «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО» 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
  3. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к рукотворному миру. Тольятти, 1995г.
  4. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.
  5. Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
  6. Дыбина О.В. « Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
  7. Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
  8. Дыбина О.В. «Что было до…» игры- путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
  9. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001г.
  10. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.
  11. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.
  12. Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999г.
  13. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
  14. Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
  15. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
  16. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
  17. Кондратьева Н.Н. и др., «Мы», программа экологического образования детей. 2-е издание, испр. и допол.  СПб: Детство – пресс, 2000г.
  18. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
  19. Мадера А.Г, Пятикоп А.П., Репьев С.А. « Опыты без взрывов». М., изд. Дом Карапуз, 2005г.
  20. Мейяни А.; перевод с итальянского И.Э.Мотылевой «Большая книга экспериментов для школьников». ООО РОСМЭН – Издат, 2001г.
  21. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России, 2005г.
  22. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.
  23. Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
  24. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).
  25. Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
  26. Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).

  1. Приложение

Приложение 1

1.Педагогическое обследование

Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.

Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».

Обследование проводится два раза в год по следующим показателям:

 

  1. Интеллектуальная инициативность.
  2. Настойчивость.
  3. Познавательный интерес.

При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление. Обследование проводиться в четыре этапа.

Затем педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий по всей группе. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).

 

  1. этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.

На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:

  1. игровая
  2. чтение книг
  3. изобразительная
  4. детское экспериментирование
  5. труд в Уголке природы
  6. конструирование из разных материалов.

Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:

Вид деятельности:

Н.г.

К.г.

1. Игровая

 

 

2. Чтение книг

 

 

3. Изо деятельность

 

 

4.Детское экспериментирование

 

 

5. Труд в уголке природы

 

 

6. Конструирование

 

 

 

  1. этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)

Цель: Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.

Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы). Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:

 «К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.

Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....