Дополнительная общеразвивающая программа "Познавай-ка"
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Познавайка" социально-педагогической напрвленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poznavay_-ka.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА»
ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Принята на заседании педагогического совета «Утверждаю»
Протокол № _____ от «______» ___________2024 г. Директор филиала Детского сада «Золушка»,
филиал Детского сада «Светлячок»
_________________________ Н. А. Волкова
«_______»_______________________2024 года
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Познавай-ка»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Нормативный срок реализации программы: 1 год
Форма обучения: очная
Автор-составитель:
Сихварт Алена Александровна, воспитатель
г. Заводоуковск
2024 г.
Содержание
1.Аннотация | 3 |
2.Пояснительная записка | 3 |
3. Учебный план | 5 |
4. Календарный учебный график | 6 |
5. Программа | 7 |
5.1. Календарно-тематическое планирование | 7 |
5.2. Содержание программы | 9 |
6. Методические материалы | 15 |
7. Оценочные материалы | 15 |
8. Информационное и материально-техническое обеспечение | 15 |
9. Используемая литература | 16 |
10. Приложение | 17 |
- Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Познавай-ка» разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Ребёнок - дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различной исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии.
Программа «Познавай –ка » рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество 92 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 4-5 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
- Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «Реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…»
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый тпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации. Новизна программы заключается: в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Актуальность программы. В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, – педагогов, работающих с дошкольниками.
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Таким образом, экспериментальная деятельность даёт детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления темы или иными явлениями и предметами. При этом ребёнок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления c целью более полного их познания и освоения.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, a ждет, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, c помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей; развиваются математические навыки, умение пересказывать и т.д.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности.
Задачи программы:
1. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
2. Развивать у детей познавательные умения, наблюдательность, самоконтроль своих действий;
3. Закреплять правила техники безопасности при проведении экспериментов.
Ожидаемые результаты: Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы путём сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов; развитие у детей наблюдательности.
Организационно-педагогические условия.
Программа «Познавай-ка» рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество 68 часа, целевая аудитория – воспитанники в возрасте 4-5 лет. Форма обучения по программе – очная.
При разработке программы учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. По каждой теме, входящей в программу, даётся необходимый теоретический и практический материал. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
- Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Диагностика | 2 | 0 | 2 | Опрос, проблемная ситуация |
2 | «Волшебница вода» | 4 | 1 | 3 | Опрос, проблемная ситуация |
3 | «Фокусы с магнитом» | 2 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
4 | «Опыты с бумагой» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
5 | «В мире пластмассы» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
6 | «Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
7 | «Ветер -ветерок» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
8 | «Как окрасить воду?» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
9 | «Все увидим, все узнаем» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
10 | «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота» | 4 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
11 | «Что в коробке?» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
12 | «Бумага, ее качества и свойства» | 2 | 0 | 2 | |
13 | «Мыльные чудеса» | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
14 | «Тайна стекла» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
15 | «Почему исчезает вода?» | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
16 | «Как получаются цветные льдинки?» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
17 | «Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
18 | «Как вода даёт жизнь растению?» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
19 | «Путешествие капельки» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
20 | «Тонет - не тонет» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
21 | «Мои помощники» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
22 | «Свет – тень» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
23 | «Как корень «служит»? | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
24 | «Высаживание семян в разный грунт» | 4 | 0 | 4 | Педагогическое наблюдение |
25 | «Таинственные отпечатки» | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
26 | «Что природа создала? Что сделал человек?» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
27 | «Удивительный песок» | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
28 | «Обследование камней: размер, вес, цвет» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
29 | «Что мы интересного знаем про воду? » | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
30 | «Что мы интересного знаем про удивительные предметы? | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
31 | «Что мы интересного знаем про бумагу и ткани? | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
32 | «Что мы интересного знаем про растения?» | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
33 | Диагностика | 2 | 0 | 2 | Педагогическое наблюдение |
Итого | 92 | 15 | 77 |
- Календарный учебный график
Продолжительность обучения: 1 год.
Продолжительность занятий: 20 минут
Наименование/год обучения | Срок учебного года (продолжительность обучения) | Количество занятий в неделю | Всего учебных недель | Количество часов | Режим занятий |
«Познавай-ка» 2023-2024 | с 01.09.2023 по 31.08.2024 | 2 занятия | 48недель | 92 часа | Вторник/четверг 15.30/16.00 |
- Программа
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Номер занятия | Количество часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля |
Сентябрь,2024 | 1 2 | 2 | Диагностика | Тестовые задания | Опрос, проблемная ситуация |
3 4 5 6 | 4 | «Волшебница вода» | Игра, беседа, практикум | Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение | |
7 8 | 2 | «Фокусы с магнитом» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Октябрь, 2024 | 9 10 | 2 | «Опыты с бумагой»
| Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение |
11 12 13 14 | 4 | «В мире пластмассы!» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
15 16 17 18 | 4 | «Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Ноябрь, 2024 | |||||
19 20 | 2 | «Ветер, ветер, ветерок» | Игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
21 22 | 2 | «Как окрасить воду?» | Игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
23 24 | 4 | «Все увидим, все узнаем» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Декабрь, 2024 | 25 26 | ||||
27 28 29 30 | 4 | «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
31 32 | 4 | «Что в коробке?» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Январь, 2024 | 33 34 | «Что в коробке?» | Игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
35 36 | 2 | «Бумага, ее качества и свойства» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Февраль | 37 38 39 | 3 | «Мыльные чудеса» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение |
40 41 | 2 | «Тайна стекла» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
42 43 | 2 | «Почему исчезает вода?» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
44 | 2 | «Как получаются цветные льдинки?» | Игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Март, 2024 | 45 | ||||
46 47 | 2 | «Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
48 49 | 2 | «Как вода даёт жизнь растению?» | Практикум, игра | Педагогическое наблюдение | |
50 51 52 | 4 | «Путешествие капельки» | Игра, беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Апрель, 2024 | 53 | ||||
54 55 | 2 | «Тонет - не тонет» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
56 57 58 59 | 4 | «Мои помощники» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
60 | 2 | «Свет – тень» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Май, 2024 | 61 | ||||
62 63 64 65 | 4 | «Как корень «служит»? | Игра, практикум, беседа. | Педагогическое наблюдение | |
66 67 68 | 4 | «Высаживание лука, семян в разный грунт» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Июнь, 2024 | 69 | ||||
70 71 72 | 3 | «Таинственные отпечатки» | Беседа, игра, практикум | Педагогическое наблюдение | |
73 74 75 76 | 4 | «Что природа создала? Что сделал человек?» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Июль, 2024 | 77 78 79 80 | 4 | «Удивительный песок» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение |
81 82 | 2 | «Обследование камней: размер, вес, цвет» | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
83 84 | 2 | «Что мы интересного знаем про воду? » | Беседа, практикум | Педагогическое наблюдение | |
Август, 2024 Август 2024 | 85 86 | 2 | «Что мы интересного знаем про удивительные предметы? | Беседа, практикум, игра | Педагогическое наблюдение |
87 88 | 2 | «Что мы интересного знаем про бумагу и ткани? | Беседа, практикум, игра | Педагогическое наблюдение | |
89 90 | 2 | «Что мы интересного знаем про растения?» | Тестовые задания | Опрос, проблемная ситуация | |
91 92 | 2 | Диагностика | Педагогическое наблюдение | ||
Итого | 92 |
- Содержание программы
Месяц: | Тема: | Теория | Практика |
Сентябрь | 1.2. Диагностика | «Мини лаборатория» Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. | Просмотр презентации «В лаборатории»; Игра «Волшебный мешочек»; Беседа по ОБЖ «Правила поведения в мини – лаборатории». |
Сентябрь | 3.4.5.6. «Волшебница вода» | Беседа о воде. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде…». Загадывание загадок о воде. Чтение Л. Толстого «Хотела галка пить». Формирование представления о свойствах воды. Учить детей формулировать выводы в ходе совершения практических действий. | Проведение опыта «Что я вижу?». Знакомство с картой схемой №1Дмитриева Е.А «Детское экспериментирование». Опыт «Вкус воды». |
Сентябрь | 7. 8. «Фокусы с магнитом» | Беседа «Волшебный предмет». Познакомить детей с магнитом, его свойством притягивать металлические предметы. Учить детей обобщенным способам исследования различных объектов. Развивать интерес к исследованиям. | Упражнение Волшебная рукавичка. Эксперимент «Почему скрепка движется?». «Полезные» магниты. Игра «Чей улов больше?» |
Октябрь | 1.2. «Опыты с бумагой» | Познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.) Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. | Проблемная ситуация «Что шуршит?» Эксперимент «Такая разная бумага». Конструирование из бумаги «собачка» (оригами). Игра в «снежки» (из бумаги). |
Октябрь | 3.4.5.6. «В мире пластмассы!» | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | Исследовательская деятельность: - сюрпризный момент - в лаборатории - рассматривание иллюстраций, изделий через лупы. |
Октябрь | 7.8. «Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» | Выявить, что воздух легче воды и имеет силу. Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | Опыты: с минеральной водой и пластилином Дмитриева Е.А, стр. 44 Схема № 34 (см. с 92); с шприцом Дмитриева Е.А, стр. 44 Схема № 36 (см. с 94) |
Октябрь- ноябрь | 1.2 «Пузырьки – спасатели «Упрямый воздух» | ||
Ноябрь | 3.4. «Ветер, ветер, ветерок» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. | Загадывание загадки про воздух. Игровое упражнение «Почувствуй воздух». Поиграем ленточками. Опыт «Что в пакете?». Игры с трубочкой. Дмитриева Е.А, стр.42 Карта – схема №27Дмитриева Е.А, стр.85 |
Ноябрь | 5.6. «Как окрасить воду?» | Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. | Эксперименты: -Сравнение бутылочек между собой; -Окрашивание воды; -Какую песенку поют бутылочки М.П.Костюченко, стр.49 |
Ноябрь | 7.8. «Все увидим, все узнаем» | Познакомить детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | Опыт. Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. |
Декабрь | 1.2. «Все увидим, все узнаем» | ||
Декабрь | 3.4.5.6. «Исследование свойств ткани: намокание, цвет, прочность, красота» | Закреплять знания детей о теплых и тонких тканях, учить устанавливать зависимость изготовления одежды и ткани от сезона; показать разнообразие цветов и рисунков на ткани. | Эксперименты с кусками ткани, емкостью с водой. |
Декабрь | 7.8. «Что в коробке?» | Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. Беседа об источниках света | Исследовательская деятельность: - «волшебный сундучок» - игра «Свет бывает разный». |
Январь | 1.2. «Что в коробке?» | ||
Январь | 3.4. «Картон. Качества и свойства» | Познакомить детей со свойствами картона. Совершенствовать умение самостоятельно осуществлять практические действия. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. | Эксперименты с картоном разной плотности. |
Февраль | 1.2.3. «Мыльные чудеса» | Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности | Чтение отрывка К.Чуковского «Мойдодыр»; Исследовательская деятельность: - обследование мыла - игры с мылом, водой Дмитриева Е.А., стр.44, схема №33 (91) |
Февраль | 4.5.«Тайна стекла» | Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | Исследовательская деятельность: - сюрпризный момент - в лаборатории - рассматривание иллюстраций, стекла через лупы. |
Февраль | 6.7. «Почему исчезает вода?» | Показать детям, как под воздействием тепла испаряется вода. Развивать умение сравнивать, анализировать. Поддерживать интерес к опытнической деятельности. | Опыт с двумя одинаковыми стаканами. |
Февраль | 8. «Как получаются цветные льдинки?» | Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы. | Наблюдение «Замерзшая вода»; «Цветные льдинки». Освобождение бусинок из ледяного плена. Совместный эксперимент «Тающий лед». |
Март | 1. «Как получаются цветные льдинки?» | ||
Март | 2.3.«Растапливание снега, снег рассыпчатый и мокрый» | Познакомить детей со свойствами и качествами снега (холодный, белый, превращается в воду). | Опыт «Согреем снежинку»; «Лепим снеговика» (снег сухой-влажный); «Чей след?» Работа с энциклопедией (следы животных). |
Март | 4.5.«Как вода даёт жизнь растению?» | Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Показать значение воды в жизни растений. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы | Исследовательская деятельность «Растения пьют воду» Дмитриева Е.А, стр.36, Схема №12, стр.70; конспект. |
Март | 6.7.8.«Путешествие капельки» | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде. | Игра «Круговорот воды в природе». Проведение опыта «Что я вижу?» Знакомство с картой схемой №1Дмитриева Е.А «Детское экспериментирование», стр. 33, 59 |
Апрель | 1. «Путешествие капельки» | ||
Апрель | 2.3.«Тонет - не тонет» | Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования. Развивать способность рассуждать и делать выводы. | Опыты. Тазик с водой, камешки, резиновые и пластмассовые игрушки, деревянные кубики, бумага, металлические предметы. |
Апрель | 4.5.6.7.«Мои помощники» | Познакомить детей с организмом человека; развивать желание узнать что-то новое. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы- определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус). | Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.) Нос, рот с (игры на восприятия вкуса и запаха.) Уши, руки, ноги (что мы можем и чего не можем без наших помощников). |
Апрель | 8. «Свет – тень» | Познакомить с источниками света - природными и искусственными. познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева); установить сходство тени и предмета; познакомить с тенью в разное время суток. | Игра «Поймай свою тень» П/игра «День - ночь». |
Май | 1. «Свет – тень» | ||
Май | 2.3.4.5.«Как корень «служит?» | Формировать у детей понятие о значении корня для роста и развития растений. Закреплять умение устанавливать взаимосвязь между объектами исследования. | Игра «Завядший цветок». Исследовательская деятельность «Растения пьют воду» Дмитриева Е.А, стр.36, Схема №12, стр.70; конспект. |
Май | 6.7.8.«Посадка лука, семян в разный грунт» | Формировать у детей понятие о том, что растениям роста необходимы вода и свет. Закреплять знания о росте и развития растений. Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами. | Исследовательская деятельность: - посадка лука; - цикл наблюдений за ростом растения; - ведение дневника и т.д. |
Июнь | 1.«Посадка лука, семян в разный грунт» | ||
Июнь | 2.3.4.«Таинственные отпечатки» | Вызвать интерес к экспериментированию. Учить детей рисовать красками, получать отпечатки с помощью наложения листа бумаги. | Эксперименты с губкой, свечой, картофелем и т.д. |
Июнь | 5.6.7.8. «Что природа создала? Что сделал человек?» | Продолжать знакомить детей с объектами природы и предметами, созданными человеком. Учить детей отличать эти объекты друг от друга. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.) «Переплывём реку» Д/И «Найди предмет из дерева». Д/и «Хорошо-плохо». Игра на деревянных ложках. Природные объекты; предметы сделанные из природных объектов. Игры с корзинами, предметами сделанными руками человека. |
Июль | 1.2.3.4.«Удивительный песок» | Познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку и кругозор. | Исследовательская деятельность: - что такое песок; почему песок тонет - сравнить свойства сухого и влажного песка М. П. Костюченко, стр. 52 |
Июль | 5.6.«Обследование камней: размер, вес, цвет» | Учить детей классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. | Экспериментирование: - какими бывают камни; - одинакового размера ли ваши камни? сравнить плотность камня и пластилина; - рассматривание камней через лупу/; - определение веса. |
Июль | 7.8.«Что мы теперь интересного знаем про воду?» | Закрепить у детей знания о воде, о свойствах. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. | Презентация проделанных опытов. |
Август | 1.2 «Что мы интересного знаем про удивительные предметы? | Закрепить у детей знания об удивительных предметах - магните, лупе, фонарике и т.д.. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных действий. | Презентация проделанных опытов |
Август | 3.4. «Что мы интересного знаем про бумагу и ткани? | Закрепить у детей знания о бумаге, картоне, ткани, о их свойствах. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. | Презентация проделанных опытов |
Август | 5.6.«Что мы интересного знаем про растения?» | Закрепить у детей знания о живых обьектов. Учить детей формулировать вывод в ходе совершенных практических действий. | Презентация проделанных опытов |
Август | 7.8. Диагностика | Выявить способность ребенка понимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью. | Опрос, наблюдение. |
- Методические материалы
- Обеспечение программы методическими видами продукции: разработки конспектов занятий, дидактических игр, упражнений, бесед;
- авторские методики проведения занятий.
- Оценочные материалы
При посещении услуги «Познавай-ка» каждый ребёнок отмечается в табеле посещаемости, отчётность представлена в материалах диагностики. Кроме этого в конце учебного года на итоговом педагогическом совете предоставляется отчет о реализации дополнительной услуги.
Тестовые задания проводятся в сентябре и августе (диагностика).
При отслеживании результативности деятельности используются: тестовые задания.
Результат фиксируется в оценочной таблице.
Формы контроля поквартально:
1 квартал ноябрь - мастер - класс для родителей: «Экспериментируем вместе с детьми».
2 квартал март - детско-родительский проект «Волшебная вода».
3 квартал май – встреча с родителями «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
8.Информационное и материально-техническое обеспечение
С целью создания оптимальных условий для формирования познавательных навыков детей создана предметно-развивающая среда:
-материалы для экспериментирования: лупа, измерительная лента, лейки, грабли, палочки, совочки и т.д.
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- фотоаппарат;
- диски и флэш-карты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Материалы и оборудование:
- предметы: массажные мячики Су-джок, крупы, бобы, грецкие орехи, шишки, семечки от тыквы, палочки Кюизенера, счетные палочки, пуговицы (разной формы, величины, цвета), камешки «Марблс», игрушки, прищепки, шнурки разноцветные, природный материал, чудесный мешочек с набором мелких игрушек и геометрических форм, пособия по шнуровке, игра «Тангарм», карандаши, линейки, тафареты;
- использование ИКТ;
- картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, рисунков по клеточкам;
- тетради в клетку, рабочие тетради «Развиваем графические навыки»;
- тематические иллюстрации.
- Используемая литература
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «Основная образовательная программа «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО» 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
- Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к рукотворному миру. Тольятти, 1995г.
- Дыбина О. В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2000г.
- Дыбина О.В «Творим, изменяем, преобразуем», занятия с дошкольниками. ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
- Дыбина О.В. « Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2004г.
- Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска», программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
- Дыбина О.В. «Что было до…» игры- путешествия в прошлое предметов, ТЦ СФЕРА, М., 2003г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001г.
- Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.
- Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. М., 2002г.
- Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. М., 1999г.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ СФЕРА, М., 2005г.
- Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», пособие для работников дошкольных учреждений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Миро растений. ТЦ СФЕРА. М., 2004г.
- Кондратьева Н.Н. и др., «Мы», программа экологического образования детей. 2-е издание, испр. и допол. СПб: Детство – пресс, 2000г.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». М., Педагогическое общество России, 2005г.
- Мадера А.Г, Пятикоп А.П., Репьев С.А. « Опыты без взрывов». М., изд. Дом Карапуз, 2005г.
- Мейяни А.; перевод с итальянского И.Э.Мотылевой «Большая книга экспериментов для школьников». ООО РОСМЭН – Издат, 2001г.
- Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Старший дошкольный возраст, методическое пособие». М., Педагогическое общество России, 2005г.
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», методические рекомендации, под редакцией. 2-е изд. испр. и допол. М., АРКТИ, 2004 г.
- Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами?», блок занятий «Песок. Глина. Камни». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду», книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. М., изд. Дом Карапуз, 2001г. (программа «Наш дом – природа»).
- Рыжова Н.А.«Наш дом – природа», блок занятий «Дом под крышей голубой». М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
- Рыжова Н.А.«Почва – живая земля. Блок занятий «Почва», М., ООО Карапуз – Дидактика, 2005г. (программа «Наш дом – природа»).
- Приложение
Приложение 1
1.Педагогическое обследование
Педагогическое обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного индивидуального подходов, учета личностных особенностей. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.
Обследование уровня развития познавательно - исследовательской активности проводится по методике Поздняк Л. В. «Показатели уровня развития любознательности как основы поисково – исследовательской деятельности детей».
Обследование проводится два раза в год по следующим показателям:
- Интеллектуальная инициативность.
- Настойчивость.
- Познавательный интерес.
При обследовании детей по данной методике, используется метод наблюдения за результатами деятельности детей, за предпочтенными детьми материалами в процессе экспериментирования, за умением анализировать объект или явление. Обследование проводиться в четыре этапа.
Затем педагог фиксирует уровень развития показателями: высокий, средний, низкий по всей группе. (Согласно приложению «Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» - автор Прохорова Л.Н.).
- этап: Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
- игровая
- чтение книг
- изобразительная
- детское экспериментирование
- труд в Уголке природы
- конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается сделать выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй выбор - 2 балла, за третий - 1 балл. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе. Результаты оформляются в таблицу:
Вид деятельности: | Н.г. | К.г. |
1. Игровая |
|
|
2. Чтение книг |
|
|
3. Изо деятельность |
|
|
4.Детское экспериментирование |
|
|
5. Труд в уголке природы |
|
|
6. Конструирование |
|
|
- этап: Методика «Маленький исследователь» (Л.Н. Прохорова)
Цель: Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение Уголка экспериментирования с различными материалами и предметами (в соответствии с требованиями программы). Ребенку предлагается осуществить 3 выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь». После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй –2 балла, за третий -1 бал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....