Программа кружка по песочной терапии "Чудесный песок"
рабочая программа
Цель:- Стабилизация и гармонизация психоэмоцианального состояния.Развитие сенсомоторного опыта у детей,через взаимодействие с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Чудесный песок" | 64.94 КБ |
Предварительный просмотр:
План – программа кружка
по песочной терапии
«Чудесный песок»
в группе № 7 «Солнышко»
на 2024-2025 уч.г.
Автор программы:
Воспитатель Решетникова Е.М.
Красноярск 2024
Содержание
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………………………3
1.3.Принципы реализации программы………………………………………………….5
1.2. Цель и задачи реализации программы……………………………...........................5
1.4. Планируемые результаты освоения программы……………………………..........6
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей 5-6 лет…………………………………………….7
2.2. Организация образовательной деятельности………………………………………8
2.3. Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» для детей 5-6 лет………………………………………………………………………………9
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы…………………11
3.2. Методическое обеспечение программы…………………………………………...12
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.
Аннотация
Дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок – его можно размазывать по стеклу. На развитие детей более старшего возраста рисование также оказывает самое благоприятное действие. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка.
Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. Образы художественного творчества детей отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, эмоциональные всплески и переживания.
Художественное самовыражение используют в работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально волевой сферы личности; оно способствует как духовно – нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей с ОВЗ.
Трудно переоценить педагогические и психологические аспекты использования песка — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания. Во время работы с песком не возникают барьеры как при обычном рисовании на бумаге, ведь песок очень пластичен и нарисованные сюжеты можно легко скорректировать. Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучает не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая человека в творческий процесс. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Манипуляция сыпучими материалами, позволяет «заземлять» негативные эмоции благодаря этому песочные занятия имеют медитативные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия, всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, что особенно важно для детей с ЗПР.
1.2.Принципы реализации программы
Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённо, проявляя творческую активность.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей ребёнка.
Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения, ориентируясь на личность ребёнка.
Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребёнка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущении (модальностей).
1.3. Цель и задачи программы:
Цель: Стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния. Развитие сенсомоторного опыта у детей с ЗПР, через взаимодействие с песком
Задачи:
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развитие способностей к социализации;
- снимать мышечную напряжённость;
- помогать ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивать активность, расширять жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию;
- соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевать комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствовать расширению словарного запаса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развитие связной речи, лексико-грамматических представлений;
1.4.Планируемый результат освоения Программы
• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, чувства незащищенности, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т.д.), повышение коммуникативных навыков (конфликтности);
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Развитие творческих способностей
II. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 5-6 лет
- Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
- Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
- Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
- Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
- Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
- В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
- Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
- Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
- Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
- Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
- Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
- Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
2.2.Организация образовательной деятельности
Программа рассчитана для детей 5-6 лет Занятия проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям детей. Программа реализуется в рамках кружка «Чудесный песок»
Срок реализации программы: октябрь – май
Количество занятий – 32 (1 раза в неделю, 4 занятия в месяц)
Форма работы – подгрупповая (5-6 детей)
Продолжительность занятий - 20- 25 мин.
Структура занятий:
Часть 1. Вводная Настрой детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная Игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, конструирование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая Подведение итога занятия. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Основные процедуры: ритуал прощания.
Формы подведения итогов: Содержание программы ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
Методы и приёмы:
- беседы;
- практические методы (показ);
- игровые;
- наглядный.
Дезинфекция песка: обработка бактерицидным облучателем 2 раза в неделю в течение 45-60 минут.
2.3 Учебно – тематический план образовательной программы «Чудесный песок» для детей 5-6 лет
№ | Раздел | Месяц | Неделя | Тема занятия |
Игры и упражнения на поверхности сухого песка | Октябрь Ноябрь | 1-4 1-4 | «Здравствуй, песок!» «Чувствительные ладошки» «Волшебные отпечатки» «Необыкновенные следы» «Песочный дождик» «Песочный ветер» «Создаём узоры и рисунки - солнышко, бабочка…» «Норки-холмики» | |
Игры и упражнения на поверхности мокрого песка | Декабрь Январь | 1-4 1-3 | «Здравствуй, песок!» «Чувствительные ладошки» «Волшебные отпечатки» «Необыкновенные следы» «Норки -холмики» «Отпечатки» «Печем куличики» | |
Игры и упражнения с погружением рук в песок | Февраль Март | 1-4 1-3 | «Секретные задания кротов» «Песочные прятки» «Песочные прятки» «Волшебный клад» «Норки-холмики» «Зверюшки на дорожках» «Угадай на ощупь» | |
Игры с кинетичеким песком | Март | 4-5 | «Найди предмет в песке» «Отпечатки» «Пересыпание песка» «Лепим с помощью формочек» | |
Дидактические игры и упражнения | Дополнение | «Песочные строители» «Узоры на песке» | ||
III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
Условия реализации программы
Занятия проходят в групповом помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Советы по организации занятий.
• Песочница с песком должна постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К песочнице должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
• Песочницу с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно планшета для рисования песком.
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки – таковы гигиенические нормы.
• Периодически песочницу нужно пополнять песком.
• Дети способны многому научиться, играя в песочнице, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.
• После занятий песочницу рекомендуется закрывать специальной крышкой.
Развивающая предметно-пространственная среда (соответствует возрастным особенностям детей)
1. Интерактивная песочница размер- 100х75х20.
2. Пластиковые подносы
3. Пластиковые контейнеры
4. Чистый просеянный песок.
5. Кинетический песок
6. Инструменты, фигурки, природный материал:
-Лопатки
-Миниатюрные игрушки ( люди , животные, растения, насекомые)
-Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса)
-Камешки
-Бусинки
-Пуговки
-Кисточки
-Набор мелкой посуды
-Палочки
-Веточки
7.Музыкальные произведения.
8. Технические устройства ноутбук, проектор, интерактивная доска
3.2. Методическое обеспечение программы
- Методическое пособие. Интерактивная песочница.
Литература
1. ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013.
2. ФЗ «Об образовании в РФ», Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
5. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
6. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
7. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева – М.: Генезис, 2003г.- с. 176
8. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
9.Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…
10. Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru
- Анкетирование родителей «кружок «Песочная терапия»
- Индивидуальные беседы с родителями «Эмоциональная сфера дошкольника»
- Консультация для родителей «Волшебная сила песка»
.
Конспекты занятий по песочной терапии
1. Тема «Игры и упражнения на поверхности сухого песка»
1. Занятие
Тема занятия «Здравствуй, песок!»
Цель занятия: Снижение психофизического напряжения
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Начать занятие можно стихами:
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться.
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Педагог просит по разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. «. - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок – какой он - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным?
Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Закончить занятие с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поумнеть помог!
2. Занятие
Тема занятия «Чувствительные ладошки»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
«. - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Положи ладошки на песок.» Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка; «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней; «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т. д. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песочной страны—.»
3. Занятие
Тема занятия «Волшебные отпечатки»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер лад
оней. Рассмотри отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней, на что они похожи? Давай дорисуем недостающие детали воображаемых предметов. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя.
4. Занятие
Тема занятия «Необыкновенные следы»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Педагог: В песочной стране живут сказочные обитатели и они оставляют следы. Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
5. Занятие
Тема занятия «Песочный дождик»
Цель занятия: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Педагог: В песочной стране может идти необычный песочный дождик. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями. Затем ребёнок должен просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из
(контрастного по фактуре) песка.
6. Занятие
Тема занятия «Песочный ветер»
Цель занятия: Регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница, одноразовые трубочки для коктейля.
Ход занятия:
Педагог: В песочной стране может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой ветер. Смотрите, как это происходит.
Малыши учатся дуть в трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
7. Занятие
Тема занятия «Создаём узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы А …»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница.
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны любят рисовать. Педагог рисует на песке пальцами (меняя их) правой, а затем левой руки. Вы сами можете попробовать. Дети рисуют солнышко, бабочку, самолёт и т. д. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя.
8. Занятие
Тема занятия «Норки-холмики»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает на песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки. Тебе нравилось, похвали себя.
2. Тема «Игры и упражнения на поверхности мокрого песка»
1. Занятие
Тема занятия «Здравствуй, песок!»
Цель занятия: Снижение психофизического напряжения
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Педагог показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — педагог льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Педагог обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. Педагог просит по разному «поздороваться с мокрым песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок – какой он - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным?
Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Педагог рассказывает о своих ощущениях. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок, описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
2. Занятие
Тема занятия «Чувствительные ладошки»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. Положи ладошки на песок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка; «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней; «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т. д. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.» Занятие заканчивается уборкой игрового уголка, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
3. Занятие
Тема занятия «Волшебные отпечатки»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей. Оставьте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Рассмотрите отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней, на что они похожи? Давайте дорисуем недостающие детали воображаемых предметов. Тебе не понравились твои рисунки? Сделай новые отпечатки своих ладошек, кулачков, ребер ладоней и нарисуй новые рисунки. Теперь тебе нравится, похвали себя. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
4. Занятие
Тема занятия «Необыкновенные следы»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
5. Занятие
Тема занятия «Норки-холмики»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Оборудование: Песочница, маленькая леечка.
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает на песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки. Тебе нравилось, похвали себя. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
6. Занятие
Тема занятия «Отпечатки»
Цель занятия: Сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки. Развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница, маленькая леечка, пластмассовые формочки.
Ход занятия:
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
Педагог начинает игру, делая отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
7. Занятие
Тема занятия «Печем куличики»
Цель занятия: Учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами)
Оборудование: Песочница, маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки).
Ход занятия:
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Вместе с малышом полейте песок. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.
3. Тема «Игры и упражнения с погружением рук в песок»
1. Занятие
Тема занятия «Секретные задания кротов»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Оборудование: Песочница.
Ход занятия:
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Педагог: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант 2 : все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
2. Занятие
Тема занятия «Песочные прятки»
Первый вариант»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход занятия:
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
3. Занятие
Тема занятия «Песочные прятки»
Второй вариант
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход занятия:
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно педагог беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Педагог закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а педагог откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
4. Занятие
Тема занятия «Волшебный клад»
Цель занятия: Развитие тактильной чувствительности, воображения. ориентировку в пространстве, согласно словесным указаниям. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: Песочница, плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход занятия:
В руках педагога - кукла-волшебница из «Страны Чудес». Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей, она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
5. Занятие
Тема занятия «Норки-холмики»
Цель занятия: Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Оборудование: Песочница, фигурки зверей.
Ход занятия:
Педагог: Обитатели песочной страны живут каждый в своих домиках - норках. Педагог делает в песке норку. Вы сами можете попробовать. Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает норки в песке, лепит холмики — жилище для зверей. Тебе нравилось, похвали себя.
6. Занятие
Тема занятия «Зверюшки на дорожках»
Цель занятия: Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход занятия:
Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).
7. Занятие
Тема занятия «Угадай на ощупь»
Цель занятия: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные и объемные фигурки.
Ход занятия:
Малыш отворачивается, а педагог в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
4. Тема «Дидактические игры и упражнения»
1. Занятие
Тема занятия «Песочные строители» Цель занятия: Закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. Оборудование: Песочница, плоскостные и объемные фигурки. Ход занятия: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
2. Занятие
Тема занятия «Узоры на песке» Первый вариант
Цель занятия: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.
Ход занятия:
Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
3. Занятие
Тема занятия «Узоры на песке» Второй вариант
Цель занятия: Развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход занятия:
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. Педагог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на нарисованную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Волшебный песок».
Кружок предназначен для детей от года до трех лет ....
Программа кружка "Волшебный песок " для ФПМ-2020
прогрмамма...
Программа кружка «Живой песок»
Игра – ведущая роль деятельности ребенка, деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительнос...
Программа кружка "Волшебный песок"
Программа расчитана для детей от 1,5 до 3 лет...
Программа кружка по пескографии "Волшебный песок"
Пескография развивает сенсорно – перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для развития мелкой моторики рук, котор...
План-программа кружка по песочной терапии "Чудесный песок"
Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — оди...
Программа занятий по песочной терапии " Волшебный песок"
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, речи, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе в...