Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Крепыш»
Долгосрочный практико-ориентированный проект
Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности
Автор:
Анопченко Татьяна Геннадьевна,
Воспитатель первой квалификационной категории.
Мегион, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
1. | ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА | 5 |
2. | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА | 7 |
3. | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | 8 |
4. | АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА | 9 |
5. | СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА | 12 |
5.1. | Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении экспериментирования | 12 |
5.2. | Предметно-пространственная среда для проведения опытно-экспериментальной деятельности | 15 |
5.3. | Диагностирование уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста | 15 |
5.4. | Направления деятельности по формированию познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности | 17 |
6 | МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА | 33 |
7 | КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОЕКТА | 36 |
8 | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 36 |
9 | СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 36 |
Приложение 1. Конспект организованной образовательной деятельности «История о рыбаке Йоське и аварийном разливе нефти» | ||
Приложение 2. Конспект организованной образовательной деятельности «Из чего состоит земля?» | ||
Приложение 3. Конспект мастер-класса для родителей по детскому экспериментированию | ||
Приложение 4. Консультация для родителей «Детское экспериментирование» | ||
Приложение 5. Конспект детско-родительского мероприятия «Голубая лагуна» | ||
Приложение 6. Конспект семинара – практикума для педагогов «Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ» | ||
Приложение 7.Консультация для педагогов «Опытно экспериментальная деятельность в ДОУ» | ||
Приложение 8. Методическое пособие «Картотека опытов и экспериментов» | ||
Приложение 9. Картотека «Игры и эксперименты с дошкольниками» | ||
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. | Название проекта | «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» |
2. | Автор | Анопченко Т.Г., воспитатель первой квалификационной категории. |
3. | Руководитель проекта | Гомзяк О. С. – заместитель заведующего МБДОУ ДС №5 «Крепыш» |
4. | Название и полный адрес учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Крепыш» 628681, ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Советская,8 |
5. | Телефон, факс | Тел. 8-34643-2-42-35 |
6. | Участники проекта | Дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с задержкой психического развития. |
7. | Цель и задачи проекта | Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи:
|
8. | Ожидаемые результаты |
|
9. | Сроки реализации проекта | 9 месяцев |
- ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Стандарт в качестве целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования предусматривает развитие инициативности, любознательности, склонности к экспериментированию, наблюдательности. Развитие поисковой активности детей, начиная с раннего возраста, обеспечит их развитие в соответствии с современными требованиями, а также готовность искать и находить нестандартные пути решения проблем.
В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяются:
- организация решения познавательных задач;
- применение экспериментирования в работе детского сада;
- использование проектирования.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О.В. Дыбина, А.И. Савенков, О.В. Афанасьева).
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем, результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо), роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева, Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина).
Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина)
Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности.
Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Согласно концепции Л.С. Выготского ребенок в процессе своего развития присваивает социокультурный опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов, моделей и т.п. Анализ и обобщение исследований по проблеме познавательной активности З.А. Абасова, В.В. Голицына, З.К. Койчуевой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной, Е.А. Лобановой, Л.М. Маневцовой, Т.С. Матвеевой, М.И. Махмутова, Е.В. Пчелинцевой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамовой, В.В. Щетининой, Г.И. Щукиной и других ученых позволили уточнить понятие «познавательная активность» и дать его новую смысловую характеристику за счет введения деятельностного компонента. Выявить основные условия развития познавательной активности детей: включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной парадигмы, своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, создание проблемно-поисковых ситуаций, постепенное усложнение содержания задач, стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности, создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации, оказание педагогической поддержки в процессе совместной деятельности, организация образовательного процесса на наглядно-образной основе.
Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина и др.), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка в целом.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности воспитанников.
- Научить проводить опыты и эксперименты с объектами неживой природы.
- Развивать умение делать выводы, умозаключения.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать мир природы, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Участники проекта – воспитанники группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития от 6 до 7 лет, посещающие МБДОУ ДС №5 «Крепыш», воспитатель, учитель-дефектолог, родители.
Новизна проекта состоит в том, что систематизирован и разработан новый практический материал по формированию познавательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития посредством опытно-экспериментальной деятельности и составлена картотека опытов.
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложен конкретный путь формирования познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности, разработаны и адаптированы применительно к детям группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития МБДОУ «Детский сад №5 «Крепыш» методы и приемы по формированию познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
- АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА
Апробация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» проходила в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с задержкой психического развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш» города Мегиона.
В процессе реализации проекта использовались следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы;
- формирование познавательной активности, посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
- наблюдения, беседы, тестирование, анкетирование, изучение результатов деятельности.
На первоначальном этапе реализации проекта было проведено исследование формирования познавательной активности детей. Исследование проводилось по методикам, изложенным в проекте. В эксперименте приняли участие воспитанники групп компенсирующей направленности в количестве 24 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 12 человек в каждой).
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей в экспериментальной и контрольной группах.
2 этап - формирующий.
На этом этапе с экспериментальной группой проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Дети, составлявшие контрольную группу, не включались в формирующий эксперимент.
3 этап – контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательной активности детей групп компенсирующей направленности в экспериментальной и контрольной группах, проведен анализ полученных результатов.
Результаты диагностики на констатирующем этапе показали, что дети обеих групп (контрольной и экспериментальной) находились примерно на одном уровне развития познавательной активности.
Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические особенности, свойственные познавательной активности детей экспериментальной и контрольной групп до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей ориентировались на картинки, которые представляли собой возможность сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в поиске различных способов использования материала.
Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого уровней их развития у дошкольников компенсирующих групп.
На низком (репродуктивно-подражательном) уровне развития познавательной активности находилось 58% детей. Данная подгруппа получила условное название «Подражатели». Дети этой подгруппы не проявляли инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивали к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задавали познавательных вопросов; нуждались в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого. На среднем (поисково-исполнительском) уровне познавательной активности оказалось 33% детей. Эта группа детей, получившая название «Вопрошайки», характеризовалась большей степенью самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивали эмоционального отношения к ним, а обращались за помощью к воспитателю, задавали вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняли задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Наименьшее количество детей 9% находились на высоком (поисково - продуктивном) уровне развития познавательной активности. Данная подгруппа детей, условно названная «Искатели», отличалась проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекались, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносило им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности.
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательной активности у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих эксперимента стал различным. Уровень развития показателей у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.
В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия, направленные на развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности) произошли существенные изменения в уровне развития когнитивной сферы познавательной активности. Низкий уровень развития познавательной активности с 58% детей уменьшился до 9%, средний уровень увеличился с 33% детей до 50% детей, в то же время высокий уровень развития познавательной активности вырос с 9% детей до 41% детей. В контрольной группе существенных изменений не произошло.
Таким образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что занятия, разработанные нами, являются эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, которую мы развивали у детей старшего дошкольного возраста, главным образом проявлялась в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми во время занятий мы учитывали, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
- Основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении экспериментирования.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Он выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Помимо использования в работе с детьми непосредственно метода экспериментирования, который является разновидностью класса практических методов в педагогике и дидактике, в процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми используются так же следующие методы при проведении опытов и экспериментов:
Метод наблюдения - относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
- за изменением и преобразованием объектов;
Игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Словесных методов обучения - Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Формы работы с детьми:
- фронтальные;
- подгрупповые;
- индивидуальные.
Принципы составления опыта:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Таким образом, можно отметить, что эксперимент как метод обучения:
- Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания,
- Стимулирует развитие речи, способствует обогащению памяти ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Способствует накоплению фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Способствует развитию творческих способностей, формированию трудовых навыков и укреплению здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
- Предметно-пространственная среда для проведения опытно-экспериментальной деятельности
Уголок экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста:
- Ящик старых вещей для исследования (детали, приборы, часы и прочие вещи взрослых).
- Весы (безмен, игрушечные с гирями, аптекарские, водные).
- Часы (песочные, механические, на батарейках, солнечные).
- Лупы, микроскоп, увеличительные стекла.
- Разноцветные стекляшки.
- Сосуды разной формы и объема.
- Метр, сантиметр, линейки, условные мерки.
- Природный материал.
- Бросовый материал.
- Пипетки, трубочки для коктейля, деревянные палочки, зубочистки.
- Магниты.
- Металлические предметы, пробки, пластмасса, дерево.
- Разные виды бумаги, ткани.
- Колбы, мерные ложки, шприцы, резиновые груши, пластиковые стаканчики.
- Сыпучие продукты (крупы, мука, сахар, песок, соль).
- Ситечко.
- Свечи из воска и парафина.
- Краски, гуашь, пищевой краситель.
- Карточки — схемы экспериментов.
- Дневники наблюдений, карандаши, ручки.
- Запрещающие и разрешающие знаки эксперимента.
Одежда для проведения экспериментов:
- фартуки;
- халаты;
- медицинские перчатки;
- полотенца или салфетки.
- Диагностирование уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Изучением познавательной активности занимались такие исследователи, как Л.П. Аристова, Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Р.А. Низамов, А.Н. Поддъяков, Т.И. Шамова, Е.И. Щербакова, Г.И. Щукина и др. Познавательная активность исследователями рассматривается как непрерывно развивающееся качество личности, отражающее готовность дошкольника к познанию, интерес к чему-либо новому, проявление преобразовательных действий ребенка по отношению к окружающим предметам и явлениям, инициативность, самостоятельность и настойчивость в различных видах деятельности, а также позитивное эмоциональное переживание при получении новой информации.
Для исследования развития познавательной активности возраста нами были подобраны следующие диагностические материалы:
- методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, B.C. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка;
- методика «Волшебный цветок» (Е.Э. Кригер), направленная на выявление познавательного интереса, изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности;
- методики «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан), «Познавательная потребность дошкольника» (B.C. Юркевич), направленные на выявление наличия, устойчивости, силы и напряжённости познавательной потребности;
- методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова), направленная на изучение познавательно-вопросительной активности ребенка, выявление уровня её развития и типа постановки и решения задач.
Задача исследования состоит в определении уровня сформированности познавательной активности старших дошкольников в обеих группах. Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделяем следующие критерии и показатели:
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
- эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень развития познавательной активности дошкольников, так как, они направлены на изучение всех компонентов познавательной активности, выделенных для данной возрастной категории.
- Направления деятельности по формированию познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный деятель», источник осознанной, целенаправленной активности. Ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
В процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
- Осознание того, что хочешь узнать
- Формулирование задачи исследования
- Продумывание методики эксперимента
- Выслушивание инструкций и критических замечаний
- Прогнозирование результатов
- Выполнение эксперимента
- Соблюдение правил безопасности
- Наблюдение результатов
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных
- Словесный отчет об увиденном
- Формулирование выводов
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления
- Наличием свободного времени
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
- Если дети устали, занятие прекращается ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.
Экспериментальную деятельность с детьми можно организовывать по трем взаимосвязанным направлениям:
- «Неживая природа» - воздух, вода, почва и др.
- «Физические явления» - свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.
- «Человек» - функционирование организма и др.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей. Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:
По количеству детей:
- индивидуальные (1—4 ребенка)
- подгрупповые (5—10 детей)
- коллективные (вся группа)
По причине их проведения:
- случайные
- запланированные
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические (проводимые от случая к случаю)
- систематические
По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут)
- длительные (свыше 15 минут)
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные
- многократные, или циклические
По месту в цикле:
- первичные
- повторные
- заключительные и итоговые
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями.)
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной деятельности детей:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат и решение экспериментальных задач.)
Работа по развитию познавательной активности, посредством опытно-экспериментальной деятельности, в рамках реализации проекта, строится в следующих направлениях:
- совместная деятельность воспитателя и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников;
- работа с педагогами;
Используются различные методы:
- наглядные;
- практические;
- словесные.
Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл мероприятий, который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.
Перспективный план работы с воспитанниками по развитию познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности
Неделя | Тема | Задачи исследовательской деятельности | Материал | Источник методической литературы | |
СЕНТЯБРЬ | |||||
| |||||
2.Диагностирование уровня познавательной активности детей от 6 до 7 лет | |||||
3 | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука», «познание», «гипотеза», «предположение», об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории. | Игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч. | И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование.» Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с. | |
4 | «Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Познакомить с правилами пользования приборами-помощниками. | Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой. | И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование.» Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с. | |
ОКТЯБРЬ | |||||
1 | «Свойства воды. Очищение воды» | Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки. | Глобус, презентация «Голубая планета», для опыта «Водяная мельница» (из набора для опытов), 3 ковшика, держатель, рукоятка; пробирка, подставка для пробирок, соломинки; 4 пластмассовые трубки, 1 пластмассовая воронка, 1 пластмассовая крышка, 1 пластмассовая чашка, 1 пакетик камешков, 1 пакетик шариков, 3 бумажных фильтра, 1 губка, 1 измерительная чашка. | Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 184с. | |
2 | «Воздух и вода» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь. | Мячик, стаканчик воды и трубочка, шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень, брусок деревянный, кисточка, краски, нарисованный мыльный пузырь и капелька. | Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61. | |
«Твердая вода» | |||||
3 | «Свойства льда» | Расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле); стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми; помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ; воспитывать аккуратность в работе, обогащать и расширять словарь детей. | Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода. Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы. Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня. Семечко подсолнечника. | Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11. См. Приложение 5. Конспект №7 | |
4 | «Волшебный снег» | Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов. | Одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег; лупы по количеству детей; по половине разрезанного яблочка на салфетке; ложка одноразовая; три емкости воды; кружочки разного цвета; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега; салфетки и полотенце; медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка; аудиозапись. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83. См. Приложение 5. Конспект №8 | |
НОЯБРЬ. | |||||
«Человек» | |||||
1 | «Что можно почувствовать кожей?» | Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание. | Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой. | Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73. | |
«Наши помощники» | |||||
2 | «Почему все звучит?» | Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон), песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.) | Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.68. См. Приложение 5. Конспект №9 | |
3 | «Как мы чувствуем запахи?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа, позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования. | Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы). | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.68. | |
4 | «Лимон» | Дать детям понятие о витаминах, иммунитете. Воспитывать у детей здоровый образ жизни. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Ввести в словарь детей слова «иммунитет», «лимонная кислота», «пищевая сода», ржавчина. Продолжать вести наблюдение за погодой, закрепить знание сезонных примет. | Карточки с признаками зимы, лимоны, лимонная кислота, пищевая сода, стеклянная посуда, пластиковые стаканчики, ложки, лоскутки. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.68. конспект №10 | |
ДЕКАБРЬ | |||||
«Магнетизм» | |||||
1 | «Магнит – фокусник» | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействие магнита с разными материалами и веществами. | Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки. Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются» | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М., 2005, с.94. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133 На прогулке: находим предметы, к которым притягивается магнит. | |
2 | «Стальной барьер» | Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействие магнита с разными материалами (алюминий и сталь). | Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. | Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.157 | |
3 | «Волшебная монета» | Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность. | Шесть медных монет. | Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.156. | |
4 | «Как работает термометр» | Посмотреть, как работает термометр. | Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка. | Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» стр.156. | |
ЯНВАРЬ | |||||
«Песок и глина» | |||||
1 | «Песок и глина» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь: «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п. | Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы. | Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17. | |
2 | Сравнение свойств Опыты: «песок и глина» | Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Продолжать учить соблюдать правила техники безопасности. | Посылка с мешочками глины и песка, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук. | Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» стр. 29 | |
3 | «Животные и песок» | Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать. | Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы. | Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.89. Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23. | |
4 | «Выращивание растения из морковных верхушек» | Вырастить из морковных верхушек растения. | Песок, мелкая ёмкость, верхушки моркови. | Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.89.
| |
ФЕВРАЛЬ | |||||
«Воздух и его свойства» | |||||
1 | «Знакомство со свойствами воздуха» | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты. | Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94. Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159. | |
2 | Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. Обнаружить, что воздух сжимается. Обнаружить атмосферное давление. | Два термометра, посуда с горячей водой, изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М.,2005, стр.84-86 | |
3 | «Воздух занимает место» | Показать, что воздух занимает место. | Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан. | Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159. | |
4 | «Неизвестное – рядом» | Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов. | Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка | Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.165. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145. | |
МАРТ | |||||
«Солнце. Земля и ее место в солнечной системе» | |||||
1 | «Солнце, Земля и другие планеты» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы, о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее. | Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы. | Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г., с.19. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.15 | |
«Вещество. Камни» | |||||
2 | «Удивительные камни» | Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами, обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. | Фотографии, картины гор и горных ландшафтов, сундучок ощущений. Набор схем – рисунков. Шапка ученого. Набор камней на каждого ребенка. Лупы, стакан с водой, ложка, большие подносы. Салфетки маленькие и большие. Коробка с ячейками. | Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г.№ 10 | |
3 | «Живые камни» | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10. | |
4 | «Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. | Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10. | |
АПРЕЛЬ | |||||
«В мире электричества» | |||||
1 | «Как увидеть и услышать электричество» | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.98 - 100. | |
2 | «Электроприборы» | Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах, вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность. | Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167. | |
3 | «Откуда радуга берется?» | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. | Пульверизатор, фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.150. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование. – М., 2005 г., с.63 | |
4 | «Из каких цветов состоит солнечный луч» | Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч. | Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги. | Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.150. | |
МАЙ | |||||
1 | Диагностика детей с целью определения эффективности проведённой работы (сравнительный анализ) | ||||
2 | Диагностика детей с целью определения эффективности проведённой работы (сравнительный анализ) | ||||
3 | Информирование родителей об итогах проведенной работы | ||||
4 | Презентация проекта для педагогов ДОУ |
Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в ее реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Задачи | Мероприятия |
Ознакомление родителей с содержанием проекта | Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно- экспериментальной активности детей» Родительские собрания: 1. «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», 2. «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка» 3. «Проведение экспериментов летом» 4. «Растим любознательных» | |
2. | Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование». | Консультации для родителей: 1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; 2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; 3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»; 3. «Игра или экспериментирование»; 4. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка» |
3. | Популяризация исследовательской активности ребенка - дошкольника | 1. Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 2. Фотовыставка «Мы экспериментируем» 3. Открытые занятия: «Невидимка-воздух» «Чудо-магнит» «Какими бывают камни?» и т.д. 3. Создание мини-лаборатории. |
Организация сотрудничества с родителями | 1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. 2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево». |
- МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Этап | Содержание | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовительный |
| Сентябрь | Воспитатель |
2. | Основной |
| Октябрь-апрель | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Родители и дети Воспитатель Родители и дети Воспитатель Воспитатель |
3. | Итоговый |
| Май | Воспитатель |
7. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОЕКТА
Реализуемый проект органично вписывается в организацию учебно-воспитательного процесса в детском саду и контролируется руководством дошкольного учреждения.
Формами контроля по реализации проекта являются:
- отчеты в форме презентации проекта в дошкольном учреждении и на методическом объединении воспитателей старшего возраста города Мегиона;
- проведение открытой организованной деятельности для педагогов Учреждения;
- проведение диагностики по развитию познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности.
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- Воспитанники будут проявлять познавательную активность в различных видах деятельности.
- Будет сформирован интерес к экспериментированию и дети смогут использовать приобретённые навыки в познавательной деятельности.
- Будет выработано умение проводить опыты и эксперименты с объектами неживой природы.
- Будет сформировано представление о различных физических свойствах и явлениях предметов.
- Будет составлена картотека опытов, отвечающих интересам и возможностям детей по формированию познавательной активности.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. - Волгоград: Учитель, 2011.
- Москаленко В.В. Крылова Н.И. «Опытно - экспериментальная деятельность»
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., искр. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Журнал Дошкольная педагогика» / СПб. Детство-Пресс, 2012г
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. -СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Рыжова Н.А. «Маленький исследователь в детском саду»
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
МБДОУ ДС №5 «Крепыш». Анопченко Татьяна Геннадьевна. Долгосрочный практико-ориентированный проект «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...
Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»
Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»...
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"
Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"...
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детейВ процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направ...
План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
ПРОЕКТ по самообразованию педагога старшей возрастной группы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций....