Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
статья (средняя группа)
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду
Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, познавательная активность.
Проблема формирования и развития познавательной активности занимает одно из важнейших мест в педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его деятельности, активности. Для дошкольной педагогики данная проблема особо актуальна в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Познавательная активность дошкольника – черта личности, проявляющаяся в активном стремлении к самостоятельной познавательной деятельности, усвоению ребёнком накопленного социального опыта, способов деятельности.
ФГОС дошкольного образования определяет опытно-экспериментальную деятельность как сквозной механизм развития ребенка, и как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие».
Воспитатель в этой работе должен поменять стиль поведения, принять позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности. Педагог должен эмоционально увлечь, «заразить» ребенка темой опыта и эксперимента, пригласить в качестве экспертов (специалистов) родителей воспитанников, воспитанников соседних групп. При организации опытно-экспериментального способа познания окружающего мира в дошкольном учреждении важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Проблема опытно-экспериментальной деятельности, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач, выбирается объект экспериментирования;
- Во время проведения эксперимента работа по времени не строго регламентируется, возможны отступления от намеченного плана;
- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы;
- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Не следует сразу отвечать на вопросы детей, надо помочь им самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт;
- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.
Главные достоинства опытно-экспериментальной деятельности заключаются в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
В своей работе мы используем множество разнообразных опытов и экспериментов. Например, «Мокрый песок», «Свойства воздуха», «В воде или в земле?», «Что потом?», «Цветная капуста», «Извержение вулкана», «Ветер, ветер ты могуч!» и т.д.
Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния опытов и экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду
Ключевые слова: опытно-экспериментальная деятельность, познавательная активность.
Проблема формирования и развития познавательной активности занимает одно из важнейших мест в педагогике, так как взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его деятельности, активности. Для дошкольной педагогики данная проблема особо актуальна в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Познавательная активность дошкольника – черта личности, проявляющаяся в активном стремлении к самостоятельной познавательной деятельности, усвоению ребёнком накопленного социального опыта, способов деятельности.
ФГОС дошкольного образования определяет опытно-экспериментальную деятельность как сквозной механизм развития ребенка, и как одну из задач образовательной области «Познавательное развитие».
Воспитатель в этой работе должен поменять стиль поведения, принять позицию заинтересованного, любознательного партнера по деятельности. Педагог должен эмоционально увлечь, «заразить» ребенка темой опыта и эксперимента, пригласить в качестве экспертов (специалистов) родителей воспитанников, воспитанников соседних групп. При организации опытно-экспериментального способа познания окружающего мира в дошкольном учреждении важно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Проблема опытно-экспериментальной деятельности, должна быть в области познавательных интересов ребёнка.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач, выбирается объект экспериментирования;
- Во время проведения эксперимента работа по времени не строго регламентируется, возможны отступления от намеченного плана;
- Дети во время работы должны быть раскрепощены, заинтересованы;
- Необходима постоянная стимуляция детского любопытства. Не следует сразу отвечать на вопросы детей, надо помочь им самостоятельно получить ответы на вопросы, поставив небольшой опыт;
- При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие детской речи.
Главные достоинства опытно-экспериментальной деятельности заключаются в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
В своей работе мы используем множество разнообразных опытов и экспериментов. Например, «Мокрый песок», «Свойства воздуха», «В воде или в земле?», «Что потом?», «Цветная капуста», «Извержение вулкана», «Ветер, ветер ты могуч!» и т.д.
Следствием является не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния опытов и экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/18/picture-862486-1571402935.jpg)
Формирование познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188705-1573809881.jpg)
Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322222-1615883111.jpg)
Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»
Анкета для родителей «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/15/picture-1188705-1573809881.jpg)
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Презентация проекта «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1021611-1527866027.jpg)
Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"
Мастер-класс "Развитие познавательной активности детей через-опытно-экспериментальную деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/01/picture-1418390-1662049223.jpg)
Проект по развитию познавательных способностей детей, посредством опытно - экспериментальной деятельности
Актуальность проекта «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,дай попробовать - и я пойму».Китайская пословица...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/09/picture-651111-1699551881.jpg)
План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...