Консультация для педагогов
консультация (средняя группа)

Миссюра Наталья Анатольевна

Приобщение детей к народным традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

консультация для педагогов

«Приобщение детей к народным традициям»

по программе «В горнице моей»

для дошкольников средней группы

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Миссюра Наталья Анатольевна

г. Бердск, 2024г

     В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалов.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

Дети любят весёлые считалки, жеребьёвки, сопровождающие игры. Иногда считалки полностью состоят из бессмысленных слов и созвучий. Бессмысленность их объясняется тем, что они перешли из взрослого фольклора – старшее поколение пользовалось «тайным счётом» вследствие существовавших запретов считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелёта из-за опасения неудач в охоте и домашнем хозяйстве. Но взрослые забыли о загадочном счёте, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.

Таким образом, игра издавна занимала в жизни ребёнка важное место. Благодаря ей дети приучались самостоятельно находить выход из критического положения, быстро принимать решения и осуществлять их, проявлять инициативу, то есть приобретали важные качества, необходимые им в будущей жизни. Народные игры способствовали формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Наиболее торжественным, ярким и пожалуй, самым древним из годовых праздников были Святки. Христианская церковь приурочила к ним три больших праздника : Рождество – начало Святок, Новый год и Крещение, завершающее их.

7 января – Рождество Господа Иисуса Христа. Наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, важнейший  церковный день, подобно тому как и в другие важнейшие праздники, играет солнце. Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Вечер накануне Рождества называется сочельником. Большое значение в рождественский сочельник придавалось ужину. Избу тщательно убирали, накрывали чистой скатертью стол, ели в торжественном и строгом молчании, А потом начиналось святочное веселье. В эти праздники было принято дарить родным и близким подарки. Год начинался обрядом колядования.

Коляда – это заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Колядкой величали семью, желали ей богатства и благополучия, требовали награду за эти пожелания. Колядующии получали что – либо из съестного. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. По улицам во время Святок ходили ряженые, на посиделках водили хороводы, звучали весёлые озорные песни, загадывались загадки.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

С первых дней жизни ребёнок оказывался во власти слова и музыки. Колыбельные песни, пестушки, потешки настраивали его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружались в мир народных песен, сказок и былин. Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. В народных изречениях заключена целая программа воспитания детей, решающая задачи умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового, семейного воспитания.

Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями, Большая их часть возникла ещё во времена язычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздники содействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавался значительный объём знаний о мире: о причинных зависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею, например Святки, праздник Ивана Купала.

Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку балалаек, гармоней водили хороводы, пели, плясали, водили хороводы, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица. У детей не было каких-то особых детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...