Семинар-практикум
материал

ШАЙХУТДИНОВА ЗУЛЬФИЯ АЛЬБЕРТОВНА

«Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ № 552

Семинар-практикум для воспитателей

Патриотическое воспитание в ДОУ" - Статьи для развития

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Разработала:

Воспитатель Шайхутдинова З.А.

Октябрь 2020г

Семинар-практикум для воспитателей

Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

Цель:усилить педагогическую компетентность и творческий потенциал воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.

Задачи:

- систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

- развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;

- воспитывать любовь к Родине и родному краю в целях патриотического воспитания;

- расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.

Актуальность: Воспитание патриотизма у дошкольников имеет огромное значение, поскольку оно, в том числе, формирует у ребёнка чувство гражданственности и ответственности за свою Родину. Кризисные явления в экономике, культуре, политике, а также в других сферах жизни способствовали усилению негативных тенденций в патриотическом воспитании дошкольников. Однако именно патриотическое воспитание выступает главным направлением воспитательного процесса в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. В свете последних событий в России и в мире особенно важно воспитывать и развивать личность ребёнка в патриотическом ключе. В этой связи, проблема воспитания патриотизма как у дошкольников, так и у детей более взрослого возраста, становится важнейшей и актуальной проблемой. Новые подходы к решению этой проблемы представляют собой составные элементы единого воспитательного процесса, куда входят и социальная адаптация ребёнка, и его жизненное самоопределение, и развитие его полноценной личности.

Предварительная работа:

Проанализировать необходимую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, методические рекомендации для педагогов ДОУ, подготовить специальные задания и викторину с вопросами, а также разработать презентацию по выбранной теме.

План семинара-практикума.

* Актуальность выявленной проблемы.

* Дискуссия на тему "Что мы знаем о патриотизме".

* Игра-викторина «Знатоки родной земли»

* Презентация «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста.

Ход семинара:

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы проводим семинар-практикум на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Наше сегодняшнее занятие направлено на то, чтобы выявить компетентность каждого педагога в сфере патриотического воспитания дошкольников, поделиться имеющимся опытом использования средств и методов воспитательной деятельности по вопросам патриотического воспитания, а также приобрести новые знания по теме нашего занятия в ходе совместной деятельности воспитателей нашего детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен, в том числе, и на патриотическое воспитание каждого дошкольника как важнейшую часть его дошкольного воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте дети достаточно отзывчивы на новые знания, эмоционально открыты и любознательны, что позволяет педагогу ДОУ использовать эти качества в процессе нравственного и духовного воспитания. Именно дошкольный возраст позволяет воспитателю заложить у детей нравственную, эмоциональную и чувственную основу для их успешной адаптации в социуме. В это время ребёнок развивает своё мышление, начинает осознавать себя как субъект коммуникации, чувствовать себя полноправным участником совместного общения. Именно в этот период дошкольник подвержен как психологическому, так и эмоциональному воздействию со стороны педагога, поэтому важно использовать это свойство для дальнейшего развития его образного восприятия, в том числе и при воспитании чувства патриотизма и любви к Родине.

К сожалению, надо отметить постепенное снижение воспитательного уровня сегодняшней молодёжи. Активно пользуясь интернетом и социальными сетями, подрастающее поколение не видит примеров патриотического отношения к своему родному краю, поскольку содержащаяся в них информация заполнена крайне негативным контентом, что оказывает отрицательное влияние на умы молодых людей, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, мы можем наблюдать существенное снижение духовного и нравственного развития личности, недостаточнуюсформированность патриотических качеств детей.

За последние годы общественная, экономическая и политическая жизнь страны претерпела значительные изменения и не всегда эти изменения были направлены на воспитание в детях духовных ценностей; отсюда - дефицит милосердия, доброты, патриотизма и любви к Родине.

Педагогические постулаты гласят о том, что воспитание личности ребёнка и её полноценное развитие можно обеспечить лишь через формирование положительных эмоций, воспитание его внутренней культуры, как духовной, так и нравственной. В этой связи, обязанностью каждого педагога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, выступает формирование у своих подопечных патриотизма и любви к Родине с самого раннего возраста.

Патриотическое воспитание по праву считается достаточно сложным и трудоемким видом деятельности педагога ДОУ, поскольку привить любовь к Родине и родному краю может только педагог, который сам отличается высоким уровнем патриотической культуры и делающий всё возможное, чтобы сформировать такой же уровень у своих воспитанников.

Таким образом, задача патриотического воспитания в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими событиями в стране и мире.

Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

1. Что означает термин “Патриотизм?”

Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к Родине, но и готовность её защищать, а преданность отечеству означает стремление каждого гражданина страны служить её интересам и быть готовым сделать всё возможное для её развития и процветания.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Воспитание патриотизма - это целенаправленная и регулярная деятельность органов государства, а также общественных, некоммерческих организаций и руководящих лиц страны по формированию у российских граждан патриотической культуры, национального правосознания и готовности защищать свою родину при выполнении конституционного долга по защите государства и его национальных интересов.

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования патриотического сознания у каждого гражданина нашей страны.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Психологи считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания у ребёнка чувства патриотизма, которое начинает формироваться вначале с любви к своей семье, родным и близким, а затем формируется чувство любви к своему городу, родному краю и стране, в которой он живёт. В этом возрасте ребёнок абсолютно доверяет взрослым, а тем более своему педагогу, он эмоционально отзывчив, достаточно внушаем и пытается подражать взрослым. Поэтому любая информация, полученная ребёнком в дошкольном возрасте, прочно усваивается им на всю жизнь.

Однако заметим, что сформированные в детстве личностные качества не всегда остаются неизменными, в более позднем возрастном периоде они могут меняться под воздействием внешней среды, особенно негативной. Однако начатки гуманизма, духовности, нравственности, трудолюбия и патриотизма зарождаются именно в раннем возрасте. Таким образом, целью раннего патриотического воспитания детей выступает формирование и дальнейшее развитие любви к своей семье, к Родине, к своему отечеству и согражданам.

Важнейшими средствами патриотического воспитания являются систематические занятия с детьми на темы, связанные с историей родной страны, её духовными и нравственными ценностями, а также чтение книг на патриотические темы, в том числе связанные с Великой Отечественной войной и участием нашего государства в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

        Формировать у детей уважение и любовь к семейным ценностям, окружающим людям, родному городу и стране;

        Воспитывать у ребёнка желание принимать участие в массовых мероприятиях по благоустройству территории детского сада, родного двора, и улиц своего города;

        Учить ребёнка заботиться о своих родных и близких людях, сверстниках, бабушках и дедушках;

        Воспитывать любовь и уважение к любому труду, независимо от его значимости и важности;

        Воспитывать интерес к традиционным ценностям своей страны, а также их охране и защите;

        Учить бережному отношению к природе и природным ресурсам;

        Объяснять значение государственных символов, воспитывать в детях уважение к ним;

        Формировать правовое сознание с самого раннего возраста, информировать о правах ребёнка, и правах и обязанностях каждого гражданина в российском государстве;

        Знакомиться с историей родного края и страны;

        Научить ребёнка уважать чужие традиции и культуру.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Цель каждого педагога дошкольного образовательного учреждения при воспитании патриотизма в детях - во-первых, самому быть настоящим патриотом своей страны, и, во-вторых, передать свои патриотические знания и опыт подрастающему поколению в доступной познавательной форме, используя эффективные средства и методы, а также принцип развивающего обучения, нацеленный на всестороннее развитие личности дошкольника.

6.Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя, и детей.

К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:

- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;

- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;

- наблюдения.

Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:

- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;

- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;

- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;

- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;

- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;

- ознакомление дошкольников с русским народным творчеством;

- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;

- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;

- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;

- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.

Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фотостенды на тему патриотического воспитания.

Игру-викторину «Знатоки родной земли» с вами проведет воспитатель Шайхутдинова З.А.

Для начала поделимся на 2 команды: «Россияночка» и «Мариэлочка». Жюри будет оценивать ваши правильные и быстрые ответы жетонами: заведующий ДОУ.

1.Путешествие в прошлое России

  • Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? ( это стол – поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).
  • Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? ( Березу – считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и защищает от молнии).
  • В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы?   (Зимой, в крещенские морозы, когда древесина становилась сухой).
  • Назовите имена русских былинных богатырей, которых вы знаете. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка).  Есть богатыри, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным: Вольга Святославович, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, СтаврГодинович.
  • Назовите марийских богатырей.  (Чоткар ,Ненчыкпатыр, Онар, Кокша,  князь-воин Чумбылат, сотенный князь горных мари Акпарс , Акпатыр).

2.Русский и марийский народные костюмы

  • Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник,                           1 слайд);                
  • Мужская рубаха, разрез ворота у которой был сбоку? (Косоворотка,                    2 слайд);                                
  • Как называется крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длинной до колен? (Зипун, 3 слайд);                                                                                                        
  • Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка, 4 слайд);
  • Из какой ткани изготавливали марийские костюмы (Лен, конопля,                                    5 слайд);
  • Марийская одежда с общими чертами каких народов Поволжья перекликается? (одеждой мордвы, чуваш, удмуртов, 6 слайд);
  • Что такое ШЫМАКШ? (марийский женский головной убор из прямоугольного куска холста, углы узких сторон которого скрепляются и составляют треугольник, 7 слайд);
  • Игра «Кто быстрее»?Команды должны собрать разрезные картинки (русское и марийское платье, 8 слайд);

3.Природа родного краяС чего начинается Родина?… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою.Задание «Что лишнее?»

  • Назовите лишнее животное, которое не водятся у нас в Марий Эл: лось, выдра, рысь, бобр, крот, калан, куница, (Калан – морская выдра обитает в северной части Тихого океана России, США, Канады, 9 слайд).
  • Исключите лишние лекарственное растение, которое не растет в нашей республике Марий Эл: зверобой, чистотел, мята, полынь, лимонник, пустырник (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток, 10 слайд).

Игра «Заплети косу». На кольце закреплены три атласные ленты. Надо заплести из них косичку, взявшись за концы лент; один игрок держит кольцо, трое – передвигаются. Кто быстрее заплетет?

Задание «Черный конверт».

  • В конверте находятся 3 рисунка, по  которым надо отгадать животное, обитающее в нашей республике Марий Эл. Задание для первой команды: карточки с изображением 1) зачеркнутое  солнце, 2) нарисован ворс прямо, под углом 90 градусов, без наклона ,3) дождевые черви и облизывающийся смайлик.
  • Задание для другой команды: 1)зачеркнутое солнце,  2)нарисованное крыло на руке, 3) схема эхолокации.  Отгадайте, какое животное зашифровано. (11 слайд).

Ответы к заданию «Черный конверт» (КРОТ, ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, 12 слайд)

4.Перечислите  пословицы о Родине.
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять.-Где родился – там и пригодился.

-Родной куст и зайцу дорог.

-Береги землю родимую, как мать любимую.

-Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

-Родину-мать умей защищать.

-Тот герой, кто за Родину горой.

-Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

-Кто служит Родиневерно, тот долг исполняет примерно.

-Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

-Человек без Родины, как соловей без песни.

5.Государственные символы. (Вопросы поочередно задавать командам).  

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство.)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, эмблемы. (Флаг, 13 слайд).

4. Что означают цвета Российского флага? 

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

5. Официальная эмблема государства? (Герб, 14 слайд).

Что обозначает орел на гербе?(Орел символ непобедимости и силы.Двуглавыйорёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад, и на Восток.  Над орлом три короны. Корона на голове орла- символ законности.)

6. Что означает государственный гимн?Государственный гимн (также национальный гимн, национальная песня) — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством страны одним из государственных символов в качестве официальной национальной песни.

7. Кто композитор российского гимна? (Музыкасовременного российского гимна были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров в 1939г.15 слайд).                                                                         8. Кто автор слов российского гимна? Основа текста также была позаимствована из гимна СССР на стихи Сергея  Михалков  и  Габриэля Эль-Регистан .  30 декабря 2000г. указом президента Путина В.В. был утверждён обновленный текст гимна РФ.(16 слайд).

Жюри подводит результаты игры. Сувениры  вручить обеим командам.

Презентация «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы). Подготовила Шайхутдинова З.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...