"Раннее профориентирование дошкольников по направлению музыкальное воспитание через сетевое взаимодействие с ДШИ"
проект (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 ИМ. Ю. А. ГАГАРИНА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Заведующий
МБДОУ № 1 им. Ю. А. Гагарина
А.Ю.Зайцева
Приказ от
Раннее профориентирование дошкольников по направлению музыкальное воспитание через сетевое взаимодействие с МБУДО «ДШИ г. Анива»
Автор проекта:
Шабловская Ирина Александровна,
музыкальный руководитель
Название проекта: «Раннее профориентирование дошкольников по направлению музыкальное воспитание через сетевое взаимодействие с МБУДО ДШИ»
Тип проекта: : творческо – познавательный
Руководитель проекта: Шабловская И. А., музыкальный руководитель
Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2024 – май 2025)
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы « Радуга» (6-7 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, родители, педагоги детской школы искусств, обучающиеся ДШИ
Проблема. В современном российском обществе возникает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать осознанный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями. В тоже время наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах музыкального образования, так необходимых в нашем районе. Существует востребованность на рынке труда музыкальных руководителей и педагогов в ДОУ, ОУ, ДШИ, и т.д. Ведь в организациях большая часть педагогов предпенсионного возраста. Скоро возникнет потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом. Поэтому, я полагаю, что процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных качеств.
Актуальность. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления детей о музыкальных профессиях несколько ограничены: дети на протяжении пребывания в детском саду знакомы с внешней стороной профессии музыкального руководителя. Между тем в современном мире существует много профессий, связанных с музыкой. Учитывая интерес детей к занятиям музыкой, их индивидуальные способности, встала необходимость ориентировать родителей на дальнейшее обучение их детей в школе искусств. Ориентация в огромном океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Одна из основных задача социализации ребёнка в ДОУ – ознакомление с разнообразным миром профессий. Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Профориентация в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Это система мероприятий, направленная на выявления личности особенности интересов и способностей в выборе профессии. Дошкольное учреждение – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессии. Ознакомление с трудом взрослых, окружающим миром происходит уже в младшем возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях.
В настоящее время мир профессий очень разнообразен. Поэтому сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний. Все профессии на свете являются нужными и необходимыми. Профессия всегда должна доставлять удовольствие и нравиться. Тяжело работать на работе, которая тебе не подходит. А если занятие нравится, то и дела будут спориться быстрее и легче. Поэтому любая профессия является необходимой, важной и серьезной. Любой труд будет по достоинству оценен, если вкладывать в него душу и стараться выполнять его качественно.
Цель проекта: Формирование интересов дошкольников о профессиональной деятельности людей, связанных с искусством, мотивирующее раннему профориентированию через сетевое взаимодействие с ДШИ
Задачи:
- Расширять географию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями для приобщения воспитанников к музыкальной культуре.
- Разнообразить образовательный процесс совместными мероприятиями, концертами, мастер – классами, экскурсиями.
- Формирование у детей первоначальных представлений о музыкальных профессиях.
- Создание единого образовательного пространства по ранней профориентации.
- Формирование личности, готовой к самоопределению и саморазвитию.
- Адаптация ребенка в социуме, к жизни в обществе.
- Развитие эмоционального отношение ребенка к профессиональному миру, предоставление возможности проявление своего интереса к музыкальным профессиям в различных видах музыкальной деятельности.
На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными партнерами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.
Социальное партнёрство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, организуют совместную деятельность. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с учреждениями культуры и образования дает дополнительный импульс для развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества, музыкальным руководителей учреждения проводится работа по организации социального партнёрства ДОУ с ДШИ.
Таким образом, организуя взаимодействие в условиях сети позволяет детскому саду повысить свой образовательный потенциал за счет использования ресурсов других участников сетевого взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Расширяют свои познания в области музыкального искусства, имеют представление о разнообразии музыкальных инструментов; активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям, связанных с музыкой. Испытывают радость творчества в приобщении к миру музыки, литературы и театра;
- Поймут важность и необходимость профессий, связанных с музыкой;
- Проявят интерес к музыкальным профессиям и продолжат обучение в школе искусств;
Родители:
- проявляют интерес к образовательной и творческой деятельности своих детей;
- оказывают помощь в организации мероприятий;
Педагоги:
- способствуют формированию интереса дошкольников к музыкально – театральной деятельности;
- повышают качество индивидуально – личностного подхода к детям.
- Содействуют ранней профориентации дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап ( подготовительный)
- Изучить методическую литературу по теме проекта;
- Подбор информационного материала, наглядного, дидактического, музыкального, видеозаписей;
- Диагностика знаний детей о профессиях связанных с музыкой и творчеством.
- Разработка КТП по проекту.
2 этап ( основной)
Происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели
План мероприятий по проекту
Месяц | Содержание совместной деятельности воспитателя с детьми | Задачи |
Октябрь | Слушание песни «Все профессии нужны, все профессии важны» М. Шитова, И . Константинова. Вопросы:
Рассказ- беседа с презентацией «Мир Музыкальных профессий». Кто такой музыкант? Что такое музыка? Где обучаются музыке? Знакомство с музыкальной профессией - музыкальный педагог. Игра « Доскажи слово» (На рояле играет- …. пианист и т. д Музыкально-дидактическая игра « Определи по тени» Посещение ДШИ, знакомство. | Оценить уровень осведомленности ребенка в начале изучения темы. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей. Познакомить детей с разнообразием профессий в музыкальной среде, их функциями и значением для общества. Обогащать речь специальной лексикой. Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности: пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах. |
Ноябрь | Знакомство с профессией – дирижер. Просмотр презентации «Профессия – дирижёр хора, оркестра, сходства и различия». Слушание детского хора и оркестра в аудиозаписи. Просмотр видеозаписей оркестра с дирижером. Беседа с детьми по теме: «Что мне нравится в профессии дирижёра». Слушание фрагментов музыкальных произведений в исполнении детского и взрослого хоров: «Вместе весело шагать» В.Шаинского, «Весенние воды» С.Рахманинова. Как стать дирижёром? Чего нам не хватает? (Оркестра и дирижерской палочки) Музыкально-дидактическая игра «Дирижёр и оркестр» . Экскурсия в ДШИ по теме месяца. | Познакомить детей с музыкальной профессией - дирижёр. Учить детей по картинке назвать музыкальный инструмент и музыкальную профессию. |
Декабрь | Театральное направление. Ситуативная беседа «Что такое театр?». Презентация «Волшебный мир театра» Обсуждение схемы правил поведения в театре. Беседы с детьми «Что я видел в театре?» Знакомство с разновидностями театра(кукольный, театр теней, театр юного зрителя. Знакомство с профессией – актер. Беседа о профессии. Просмотр наглядного материала (презентация, иллюстрации) Курс актерского мастерства Игра « Жесты» Музыкально-дидактическая игра «Мы актеры» ( учить детей развивать умение эмоционально передавать образы героев этюдов;) Курс сценической речи. Разучивание чистоговорок. Экскурсия в ДШИ по теме месяца. | Закреплять знания детей о театральной постановке. Развивать речевую активность. Способствовать формированию представления о профессии актера; Развивать способность четко проговаривать слова скороговорки; Воспитывать интерес к труду актера; Воспитывать творческое воображение. |
Январь | Хореографическое направление. Знакомство с профессией - хореограф. Что такое танец? Презентация по тебе «Путешествие в мир танцев». Знакомство с понятием «танец», прослушивание танцевальных произведений, беседа о них. Разновидности танцев: бальные и эстрадные танцы – просмотр видеозаписей. Знакомство с жанром – современный танец. Музыкально-дидактическая игра « Танцуют все!» Экскурсия в ДШИ по теме месяца. | Познакомить с видами танцев и плясок. Закрепить знания о жанрах музыки. Дать представление об истории человечества через знакомство с различными видами танцев. Воспитывать интерес к танцевальному творчеству. |
Февраль | Вокальное искусство. Путешествие в страну « Королевство пения». Знакомство с профессией – певец. Просмотр иллюстраций. Прослушивание музыкального материала. Разновидности вокального искусства: « академический» ; «народный»; « эстрадный». Известные певцы. Что такое певческое дыхание? (беседа с детьми) Дыхательная гимнастика – игра с детьми «Большой и маленький» Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры. Экскурсия в ДШИ по теме месяца. | Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка». Воспитывать интерес к вокальному искусству. воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, навыки культуры поведения, представить детям возможность оценить полученные знания. |
Март | Инструментальное исполнительство. Духовые инструменты. Знакомство с музыкальными инструментами « труба» и «флейта». Просмотр презентации по теме. Прослушивание аудиозаписей. «Что же это за профессия – артист оркестра?» Вопросы – загадки о музыкальных профессиях. Музыкальная игра пантомимы. Песня переделка «Весёлый музыкант» А. Филиппенко –игра на музыкальных инструментах. Экскурсия в ДШИ по теме месяца. |
|
Апрель | Инструментальное исполнительство. Фортепиано - музыкальный инструмент. Прослушивание музыкальных произведений, иллюстрации. Концертмейстер – кто же это? Музыкально-дидактическая игра « Мы пианисты» Сходства и различия аккордеона и баяна? Музыкальная игра « Найди себе дуэт» Экскурсия в ДШИ по теме месяца. | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о профессиях людей связанных с творчеством. Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых. |
Май | Инструментальное исполнительство. Струнные инструменты. Домра, балалайка, гитара. Презентация по теме « Волшебные струны и их количество». Чем отличается оркестр от сольного исполнительства?
Экскурсия в ДШИ по теме месяца. Подведение итогов. | Воспитывать интерес к детским музыкальным инструментам, желание научиться играть на них, приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию. |
3 этап ( заключительный)
1.Участие детей в конкурсах, фестивалях, праздниках (в ДОУ, городских, областных, всероссийских).
2.Музыкальное развлечение «Откроем музыку в себе» с участием детей.
3.Консультация для родителей «Музыка детям».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание через сетевое сотрудничество социальных субъектов и институтов в многонациональном ДОУ
Вопрос духовно-нравственного воспитания дошкольников является важной проблемой образовательных учреждений многонационального народа Крайнего Севера. Создание сетевого сотрудничества позволит приобщить...
Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. 2 младшая группа
Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей 2 младшей группы с 06.04 20г. - 30.04.20г. Сидим дома и занимаемся физкультурой. Будьте здоровы!...
Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Средняя группа
Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию в ДОУ для детей средней группы с 06.04.20г. -30.04.20г.Сидим дома и занимаемся физкультурой. Будьте здоровы!...
Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Старшая группа
Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию для детей старшей группы с 06.04 20г. - 30.04.20г....
Реализация физического воспитания через дистанционное взаимодействие с родителями. Подготовительная группа
Уважаемые родители! Предлагаю вам план НОД по физическому воспитанию для детей подготовительной группы с 06.04 20г. - 30.04.20г....
проект на тему: «Приобщение дошкольников к художественной литературе через сетевое взаимодействие ДОУ с детской библиотекой»
laquo;Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»....