Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей
учебно-методический материал по развитию речи
Знакомство с приемами мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_detey.doc | 507 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» и обозначают «искусство запоминания».
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику?
В настоящее время в речи современных дошкольников имеется много проблем:
- бедный словарный запас;
- нарушение звукопроизношения;
- бедная диалогическая речь;
- несогласованность слов в предложении;
- дети с большим трудом составляют рассказы, пересказывают и заучивают стихи.
Поэтому встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- восприятие
- развивает кругозор
- развивает все стороны речи
- развивает мелкую моторику рук.
В ходе работы по технологии мнемотехника, решаются следующие задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству родителей с детьми.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:
Этап 1: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе детям предлагается и объясняется значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом можно вместе выбрать наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову.
Этот этап работы называют – работа с мнемоквадратами - это отдельный, несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Мнемоквадрат – это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры:
- «Подскажи словечко»;
- «Найди пару»;
- «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;
- «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.
Этап 2: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками - это таблица из четырёх и более мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.
Этап 3: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами, коллажами.
Мнемотаблица – более сложная схема из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.
Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Количество клеток в мнемодорожке и в мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется:
- для младших – от 4 до 9 мнемоквадратов;
- для старших – от 9 до 16 мнемоквадратов.
Мнемотаблицы можно использовать:
- для ознакомления детей с окружающим миром;
- при заучивании стихов;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составу числа;
- при воспитании культурно-гигиенических навыков;
- при воспитании навыков самообслуживания;
- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
- Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
- Соответствовать уровню развития детей.
При работе с мнемотехникой необходимо соблюдать определенные требования:
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы:
елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. Обучающие - содержат познавательный материал.
2. Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Показать детям мнемотаблицу и разбирать, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты.
Этап 5: Дети воспроизводят текст «зашифрованный» в мнемотаблице.
Использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей
Передовые педагоги считают, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше их подготовка к школе...
Доклад для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Материал может быть полезен воспитателям ДОУ...
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей.
Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающ...