Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей
учебно-методический материал по развитию речи

Знакомство с приемами мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_rechi_detey.doc507 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» и обозначают «искусство запоминания».

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику?

В настоящее время в речи современных дошкольников имеется много проблем:

- бедный словарный запас;

- нарушение звукопроизношения;

- бедная диалогическая речь;

- несогласованность слов в предложении;

- дети с большим трудом составляют рассказы, пересказывают и заучивают стихи.

Поэтому встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

- восприятие

- развивает кругозор

- развивает все стороны речи

- развивает мелкую моторику рук.

В ходе работы по технологии мнемотехника, решаются следующие задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
  3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
  4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
  6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
  10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству родителей с детьми.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа:

Этап 1: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе детям предлагается и объясняется значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом можно вместе выбрать наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову.

Этот этап работы называют – работа с мнемоквадратами - это отдельный, несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Мнемоквадрат – это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры:

- «Подскажи словечко»;

- «Найди пару»;

- «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст;

- «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст.

Этап 2: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками - это таблица из четырёх и более мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ.

Этап 3: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами, коллажами.

Мнемотаблица более сложная схема из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Количество клеток в мнемодорожке и в мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется:

- для младших – от 4 до 9 мнемоквадратов;

- для старших – от 9 до 16 мнемоквадратов.

Мнемотаблицы можно использовать:

- для ознакомления детей с окружающим миром;

- при заучивании стихов;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при отгадывании и загадывании загадок;

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составу числа;

- при воспитании культурно-гигиенических навыков;

- при воспитании навыков самообслуживания;

- при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

- Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

- Соответствовать уровню развития детей.

При работе с мнемотехникой необходимо соблюдать определенные требования:
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы:
елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. Обучающие - содержат познавательный материал.

2. Развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Показать детям мнемотаблицу и разбирать, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты.

Этап 5: Дети воспроизводят текст «зашифрованный» в мнемотаблице.

Использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей

Передовые педагоги считают, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе...

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей.

Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающ...