Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Владыкина Татьяна Васильевна

Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

 

    Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей Воспитатель: Владыкина Т .В.

Слайд 2

Проблемы речи детей Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 3

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Слайд 4

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 5

Известная нам мнемотехника : Цвета радуги Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Русский язык Уж замуж невтерпёж — мнемофраза для запоминания наречий без ь Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул : «Цыц» — мнемофраза для запоминания слов с ы после ц. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть — исключения второго склонения. Падежи русского языка « И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку» - для запоминания падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). География Милая Хоккайдо ! Я тебя Хонсю . За твою Сикоку я тебя Кусю — для запоминания четырех основных островов Японии. Геометрия Биссектриса — это крыса (бегает по углам и делит их пополам).

Слайд 6

Развивать связную и диалогическую речь . Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу . Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами . Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки . Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды ). Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. Задачи мнемотехники

Слайд 7

Мнемоквадраты -это графическое изображение какого- либо предмета, оно может быть как схематично обозначено, так и в цветном варианте. С его помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует или показывает взрослый по мере рассказывания литературного произведения. Её могут рисовать сами дети методом “быстрого рисунка”. К мнемоквадратам можно отнести и рисование книжки – раскладушки. Мнемоквадраты (рисунчатое письмо)

Слайд 8

Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов . Мнемодорожка

Слайд 9

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Дети учатся составлять рассказы, загадки, сказки любой сложности, соблюдая тематичность , логичность и последовательность. Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов: 1 . Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено. 2 . Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации). 3 . Пересказ с опорой на символы (образы). Мнемотаблица

Слайд 10

Коллаж - это лист картона, на который наноситься различные картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры и т.д. Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. Коллаж

Слайд 11

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей

Передовые педагоги считают, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше  их подготовка к школе...

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....