Доклад для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудный
детского сада обще развивающего вида №13
«В гостях у сказки»
Доклад для воспитателей
«Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Нарзикулова Д.М.
г. Долгопрудный
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Приемы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, ввести в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку, из мнемоквадратов и мнемодорожек можно составить мнемотаблицы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п., (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Мнемотаблицы :
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывание загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу от простого к сложному:
1. Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию.
В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы, тем лучше разовьется связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка; тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности его к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/01/picture-677847-1443711843.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-538174-1491224178.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-552004-1567938842.jpg)
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-934594-1584882296.jpg)
«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/11/picture-790646-1481449732.jpg)
Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1063538-1702530297.jpg)
Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"
Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305764-1610908272.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»"Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста&quo...