Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Онегова Елена Александровна

овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Ушинский К. Д. писал: Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Приемы мнемотехники начинают использовать на занятиях с детьми младшего возраста. Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, ввести в обучающий процесс мнемоквадраты, из которых составляем мнемодорожку, из мнемоквадратов и мнемодорожек можно составить мнемотаблицы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п., (черный круг – Баба – яга, голубой круг — царевна).

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Мнемотаблицы :

• являются дидактическим материалом по развитию речи;

• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывание загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.

Работа с такими таблицами строится по принципу от простого к сложному:

1. Рассматривание таблиц и разбор изображенных на ней символов.

2. Преобразование символов в образы.

3. Пересказ при помощи символов.

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушках и по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию.

В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и мнемотаблицы, тем лучше разовьется связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка; тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и его готовности его к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

«Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста....

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи:-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принцип...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....