Исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Зеленая планета" (Альтернативная энергия).
проект (старшая группа)

Пименова Ирина Константиновна

Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены, не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.

Актуальность темы:

А.Г. Асмолов о ФГОС: «Наш стандарт нестандартен, он – основа для передачи культурного кода времен. Своеобразного «культурного гена», а ген, как вы знаете, отличается разнообразием, которое он и реализует. Приобщение дошкольников к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам должно стать нормой».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelyonaya_planeta_2.docx751.88 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная энергетика — совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены, не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.

Основным направлением альтернативной энергетики является поиск и использование альтернативных (нетрадиционных) источников энергии. Источники энергии — встречающиеся в природе вещества и процессы, которые позволяют человеку получить необходимую энергию для существования, такие как солнечная энергия, ветровая энергия и т.д.

Альтернативная энергетика, построенная на использовании возобновляемых источников энергии, на сегодня может стать тем вариантом, который станет нестандартное получения энергии. Использование альтернативных источников энергии, так называемой «зелёной энергии», до сих пор остается актуальным направлением в экологии и природопользование. Сегодня наступило время погрузить наших дошколят в мир «зелёной» энергии т. е. в мир альтернативной энергетике.

Актуальность темы:

А.Г. Асмолов о ФГОС: «Наш стандарт нестандартен, он – основа для передачи культурного кода времен. Своеобразного «культурного гена», а ген, как вы знаете, отличается разнообразием, которое он и реализует. Приобщение дошкольников к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам должно стать нормой».

ФГОС дошкольного образования, призывает нас, т.е. современного педагога, прежде всего в дошкольном возрасте развивать у детей инициативность, любознательность, способности к творческому самовыражению, данные качества ребенка способствуют - успешности.

На сегодняшний день таким должен быть ребенок XI века, проводя мониторинг в свой образовательной организации в двух экспериментальных группах, на начало учебного года результаты показали, что в старшей группе – 23%, в подготовительной школе группе - 25%, по образовательной области «Познавательное развитие» показал низкий уровень усвоения в этой области.

Чтобы повысить у детей уровень усвоение в образовательной области «Познавательное развитие», педагоги МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» разработали инновационный проект «Зеленая планета» для детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Зеленая планета» для старших дошкольников разработан с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Основная идея проекта - вовлечение дошкольников в активную экологическую, познавательную и практическую деятельность, в области энергосбережения и природопользования.

Задачи:

  1. Создать условия, для овладения воспитанниками процессами преобразования видов энергии, энергосберегающих технологий.
  2. Разработать проекты или варианты решения генерирования электроэнергии (ветрогенераторы, солнечные батареи и т.д.).
  3. Повести акции, рейды по энергосбережению с включением родителей, социальных партнеров.
  4. Создать Сказочный Лего-город, элементы которого будут работать от альтернативных источников энергии.

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Модель реализация проекта

Срок реализации проекта: 1 год

Участники проекта: 

  • Дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет).
  • Педагоги.
  • Родители.
  • Социальные партнеры

Перечень форм реализации проекта

  • Факультатив «Маленький исследователь».
  • Экологические, поисково-познавательные занятия.
  • Конструирование (здания и постройки из конструктора ЛЕГО).
  • Наблюдения и экологические экскурсии.
  • Экологические сказки.
  • Познавательное чтение.
  • Использование ИКТ-технологий (просмотр презентаций, видеороликов, фрагментов научных фильмов).
  • Природоохранные, энергосберегающие акции.
  • Экологические выставки и экспозиции.
  • Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
  • Эколого-познавательные праздники и развлечения.

Перечень методов реализации проекта:

  • Словесные – творческая беседа (предполагает введение детей в образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога)
  • Наглядный:
  • – прямые (воспитатель показывает способы действия)
  • - косвенный – (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию)
  • Моделирование ситуации – создание вместе с детьми моделей, ситуаций моделей в которых они вместе будут осваивать способы конструирование.
  • Практические – изготовление ветрогенераторов, солнечных батарей, сборка конструкций, зданий, построек, домов, проведение электросети, акция «Береги тепло и свет».
  • Игровой – малоподвижные игры, дидактические игры, ситуативные.

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность компетенций в области энергосбережения и природопользования.
  2. Получение детьми личного опыта при практическом взаимодействии с источником энергии.
  3. Создание и дальнейшие перспективы развития игрового комплекса на основе разных видов источников энергии.

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный (сентябрь).

  1. Постановка целей и задач.

      2. Подготовка предметно-развивающей среды, создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности.

     3. Подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме;

     4. Подбор диагностического инструментария для выявления знаний и умений детей.

Второй этап – основной (октябрь - февраль).

    1. Реализация проектного плана (комплекса мероприятий в образовательный процесс), через проведение образовательной деятельности  с детьми; организацию работы с родителями и педагогами.

   2. Проведение первичного мониторинга результативности проекта.  

   3. Взаимодействие с родителями и педагогами.

   4. Обобщение педагогического опыта, диссеминация через публикацию материалов в СМИ, Сайте ДОУ, участие в конкурсном движении.

Третий этап – заключительный (март).

Презентация Лего-города, элементы которого будут работать от альтернативных источников энергии. Проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности проекта. Обработка данных, подведение итогов. Обобщение и диссеминация передового педагогического опыта. Разработка методического пособия, практических и методических рекомендаций.

 Нормативно-правовое обеспечение:

а) Закон РФ  «Об образовании в РФ» 2013 ФГОС ДО;

б) Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;

в) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

г) Приказ №739 от 05.09.2017 «Об утверждении плана инновационной площадки «Совершенствование муниципальной системы дошкольного образования, направленное на развитие современных видов деятельности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования на 2017/2018 учебный год».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Развивающей центр «Развивай-ка!» в МДОУ.
  • Зоны конструирования в группах.
  • Методический инструментарий (конспекты игровых ситуаций, картотека зданий и построек, картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
  • Библиотека юного исследователя.
  • Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
  • Картотека опытов и экспериментов «Маленький исследователь».

Основные принципы, положенные в основу проекта:

1.     доступность:

▪ учет возрастных особенностей детей

▪ адаптированность материала.

2.     систематичность и последовательность:

▪ постепенная подача материала от простого к сложному

▪ частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.

3.     наглядность и занимательность:

▪ предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4.     динамичность:

▪ интеграция проекта в разные виды деятельности.

5.     дифференциация:

▪ создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Направления реализации проекта

        

Работа с родителями:

- активное вовлечение родительской общественности в реализацию проекта «Зеленая планета»;

- заинтересовать родителей перспективами и масштабами проекта, вовлечь в жизнь детского сада и создать условия для партнёрских отношений в дальнейшем.

- привлечь к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

- оформить наглядной информации в родительском уголке (совместно с педагогами ДОУ)

Формы работы с родителями:

- наглядная информация о проекте (листовки, календари, памятки);

- фотовыставка;

- совместное планирование будущего Лего-города;

- помощь в изготовлении построек.

Работа с педагогами:

- активное вовлечение воспитателей в процесс работы над проектом «Зеленая планета»;

- повысить компетентность педагогов в нормативных требованиях и подходах к построению предметно-развивающей среды в центре развития «Развивай-ка!»;

- привлечь воспитателей к совместной деятельности по первотельному развитию и сделать их своими партнерами в своей работе;

Формы работы с воспитателями:

- педсоветы, консультации;

- мастер-класс;

- создание банка данных инновационных методов и способов творчества детей;

- мозговой штурм;

- помощь при организации предметно-развивающей среды;

- совместная деятельность;

- работа с учебным и наглядным пособием;

- индивидуальная работа;

- выставки, фотоальбомы.

Форма конечного продукта:

 – сказочный Лего-город (комплекс) в развивающем центре «Развивай-ка!»;

-  модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов

- изготовление наглядных материалов и пособий.

Содержание проекта «Зеленая планета»

Тематический план познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках проекта «Зеленая планета»

Месяц

Название мероприятие

сентябрь

1. Что такое природа?

2. Что такое энергия?

3. Творческое

конструирование «Вертушка»

4.Жизниная энергия

октябрь

1.Знакомство с почвой

2.Тепловая энергия в жизни людей (часть 1)

3. Творческое конструирование «Ветрогенератор»

4.Тепловая энергия в жизни людей (часть 2)

Ноябрь

1.Воздух

2. Энергия ветра

3. Творческое конструирование «Дорога»

4.Наблюдение за погодой. Ветер

Декабрь

1.Творческое конструирование «Самолёт»

2. Солнечная энергия (часть 1)

3.Творческое конструирование «Машина с подъемным краном»

4.Солнечная энергия (часть 1)

Январь

1.Очень важная вода

2. Вода и энергия

3.Творческое конструирование «Парк аттракционов»

4.Энергия Мирового Океана

Февраль

1.Свет, тепло, воздух

2. Растения, солнце и человек

3. Творческое конструирование «Солнечные батареи»

4.Творческое конструирование «Кран»

Март

1.Животные мира

2. Творческое конструирование «Погрузчик»

3.Откуда берут энергию животные?

4. Творческое конструирование «Магазин»

Апрель

1. «Атомная энергия»

2.

3. «Лес – это еще источник топлива и сырья»

4.

Май

1.

2.

3.

4.

Аналитическая справка

Как вы думаете какие источники энергии бывают?

Источники энергии можно разделить на две группы – традиционные и нетрадиционные или альтернативные.

Традиционные источники энергии:

- уголь;

- нефть;

- торф;

- газ;

- дерево (дрова).

В настоящее время широко используются традиционные источники энергии. Ресурсы которые в свою очередь, исчерпаемы, и при переработке в окружающую среду выделяются вредные вещества.

А, нетрадиционные или альтернативные источники энергии, как:

- ветер;

- вода;

- солнце;

- механическая энергия.

Скажите, часто ли эти источники энергии используются в нашей жизни, задавались ли мы с вами этим вопросом и как нам с вами сохранить окружающую среду не нанося вред экологии? Как нам сберечь электроэнергию?

Этапы реализации проекта:

1 этап – Организационный

2 этап – Практический

3 этап – Итоговый

Организационный (сентябрь 2022 г.)

  1. Отработать нормативно-правовые документы
  2. Разработка проекта
  3. Рассмотрение проекта на педагогическом совете ДОУ (проведение мастер-класса для коллег)
  4. Организация работы творческой группы
  5. Утверждение
  6. Планирование проекта (с педагогами- практикум)

Практический (октябрь-февраль 2022г.)

  1. Проведения общего родительского собрания.
  2. Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
  3. Презентация проекта родительской и педагогической общественности.
  4. Создание эскизов и распределение проектов зданий и построек между участниками рабочих групп.
  5. Подбор диагностического инструментария
  6. Подбор схем и материала для сборки солнечных батарей, ветро-генираторов

Итоговый (март 2022г.)

  1. Презентация итогового продукта – Сказочный Лего – город (комплекс) на основе «зелёной» энергии.
  2. Анализ обобщённых результатов по проекту «Зелёная планета» на педагогическом совете, родительском собрании, информационных стендов и официальном сайте ДОУ.

Техника безопасности

При работе с током нужно соблюдать технику безопасности.

         
1. Нельзя трогать неизвестные провода и детали руками

2. Нельзя работать с мокрыми руками

3. Ничего нельзя брать в рот

4. Нельзя замыкать электрическую цепь без работающего прибора

5. Выполнять все работы под наблюдением взрослых

        

В данном проекте рассмотрели виды альтернативных и виды традиционных источников энергии, отсюда противоречие между использованием традиционных источников энергии и альтернативных источников энергии, на сколько они перспективны.

        Гипотеза: увеличение использования альтернативных источников энергии может привести к удешевлению электроэнергии.

Темпы производства и потребления энергии значительно превышают нормы, от сюда проблема требующая глубокого изучения практического и теоретического материала, как же нам сохранить природу и при этом приобрести неисчерпаемые источники энергии – это альтернативные источники энергии.

прежде чем люди научились применять ее в своих целях

Приложение №1


Энергия ветра


Силу ветра люди научились использовать очень давно. При помощи силы ветра плавали суда, строили ветряные мельницы для переработки зерна.


В засушливых областях Европы ветряные мельницы использовали для орошения полей.


Первая в мире современная ветроэлектростанция была построена в Курске в 1931 году.


А, сможем ли мы с вами добыть энергию, используя силу ветра.


Вопрос решился сам собой с помощью конструктора получить энергию ветра.


Для этого понадобились:

- плата;

-провода;

-специальный моторчик;

-пропеллер; 

-кнопка;

-аккумулятор;

-амперметр;


 Практический-опыт с ветром детьми:


Мы направляли на пропеллер воздух. Сначала дули, а потом с помощью фена создали более сильный поток воздуха. Чем быстрее крутился пропеллер, тем больше энергии вырабатывалось. От нашего моторчика работали светодиоды в постройках.

Вывод: мы сделали вывод, что с помощью ветра можно получить энергию.

 

Какие недостатки и достоинства есть у получения энергии с помощью ветра:

Достоинства

Недостатки

Не выделяет вредных веществ в окружающую среду

Производит много шума
Гибнут птицы и насекомые

Энергия ветра не кончается

Строить их нужно только там, где часто дуют ветра

Занимает мало места

Невысокий выход электроэнергии

        

В нашем городе, к сожалению, нет ветрогенератов, а ветра дуют, почему бы нам и не применить данную альтернативную энергию.


Энергия воды


Силу воды люди научились использовать очень давно. Они использовали энергию падающей воды на мельницах, чтобы молоть зерно, или для приведения в действие кузнечных мехов и молота.

Сейчас практически вся механическая энергия, создаваемая гидротурбинами, преобразуется в электроэнергию. А первую гидроэлектростанцию запустили в Англии в 1878 году.


Как устроена гидроэлектростанция? Плотина образует водохранилище и обеспечивает постоянный напор воды. Вода входит в водоприемник, проходит по водонапорному водопроводу и вращает турбину. Турбина приводит в действие гидрогенератор. Полученная генератором энергия повышается трансформаторами и передается на линии электропередач.

Сможем мы добыть энергию при помощи воды в «условиях детского сада»?

С помощью конструктора получить энергию воды.

Для этого мне понадобились:

-плата;
-провода;
-специальный моторчик;

-водяное колесо;

-кнопка;
-аккумулятор;

-амперметр;

Чем быстрее крутилось водяное колесо, тем больше энергии вырабатывалось.

От моторчика работали светодиоды.

Вывод: сделали вывод, что с помощью воды можно получить электроэнергию.


Достоинства и недостатки получения энергии с помощью воды.

Достоинства

Недостатки

 Не выделяет вредных веществ в окружающую среду

Затопление пахотных земель

Энергия воды не кончается

Строить их нужно только там, где есть большие запасы воды

Очень дешевая электроэнергия

Влияет на экосистемы рек

Быстрый выход на получение энергии

В нашем городе нет гидроэлектростанции


Энергия солнца

Энергию солнца люди научились использовать не так давно, но в наше время

практически каждый может собрать и получить в свое распоряжение свой независимый

источник электроэнергии на солнечных батареях. Люди придумали много вещей на солнечных батареях: игрушки, калькуляторы, машины, самолеты, солнечные электростанции.

Сможем ли я добыть энергию солнца в детском саду? С помощью конструктора получить энергию солнца.


Для этого мне понадобились:

-плата;

-провода;

-специальный моторчик;

-солнечный аккумулятор;

-кнопка;

-аккумулятор;

- амперметр;

-моторчик.



Чем ярче светило солнышко, тем больше энергии вырабатывалось. От моего

моторчика работали только светодиод, маленький моторчик (железная дорога).

Вывод: сделали вывод, что можно получить электричество от энергии Солнца.

Какие достоинства и недостатки получения электроэнергии от Солнца.

Достоинства

Недостатки

 Не выделяет вредных веществ в окружающую среду

Занимает большую площадь

Энергия солнца не кончается

Строить их нужно только там, где солнечно

Быстрый выход на получение энергии

Имеет ограниченную мощность

У нас в городе нет солнечной электростанции.


Механическая энергия (мускулы человека)


Электричество можно получить и от силы человека.


Для этого понадобились:


-плата
-провода
-специальный моторчик

-ручной генератор

-кнопка
-аккумулятор
-амперметр
-часы
-пропеллер

Когда крутишь ручной генератор, пропеллер крутится. Но человек не может долго крутить пропеллер, он устает. Поэтому есть автоматические системы.

Даже есть такие велосипеды, когда человек крутит педали и вырабатывает энергию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»

Программное содержание: Формировать представления детей о разнообразии культурных растений и способах их посадки. Знакомить со способами вегета­тивного размножения растений. Учить высаживать рассаду р...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Подкормка для цветов"

Задачи:Образовательные:1.Познакомить  с новым   видом  ухода за цветами - подкормкой2. Включать детей в активную исследовательскую деятельность и развивать любознательность, ц...

Исследовательско – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста: «Подкормка для цветов».

Цель проекта-формирование познавательного процесса к комнатным растениям...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...

Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста . "Моя родословная ".

Формировать у детей представление о семье, нравственных отношений к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться о родственных связях.Воспитывать у детей любовь и уважен...