Выступление на педсовете «Использование ТРИЗ - педагогики в развитии связной речи»
методическая разработка

Пименова Ирина Константиновна

Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_fevral_2022g_1.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Выступление на педсовете

«Использование ТРИЗ - педагогики

в развитии связной речи»

Подготовила: Пименова И.К.

Воспитатель

г. Надым, 2023г.

«Использование ТРИЗ - педагогики

в развитии связной речи».

Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач. Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития мышления, воображения, фантазии, навыков творческой работы.

Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

у дошкольников небольшой опыт монологической речи;

бедный активный словарь;

дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

Сегодня ТРИЗ - педагогика позволяет решать задачи развития речи проблемным методом. Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе помогает научить детей анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

С чего начать? На первом этапе можно использовать следующие игры: «На что это похоже», «Дорисуй». Данные игры применяют в работе уже с трехлетними детьми. Например:

«Дети, эти листы не простые, а волшебные. Посмотрите на них – они почти чистые, а мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но никто не видит. Давайте дорисуем предметы так, чтобы все поняли, что прячет в себе листочек».

С детьми, которые испытывают трудности из-за страха, что у них что-то не получится, рисуют «в две руки».

Особенности этих игр в том, что у детей развивается творческое воображение, они учатся рисовать по представлению, составлять небольшие рассказы, используя свои рисунки.

Жизнь состоит из противоречий. А ведь умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам бытия, позволить ребенку не только сформировать мышление, но и активно защищать свои позиции.

Игра «Хорошо – плохо». Если дети 2-й младшей группы научились находить противоречия и связи с окружающим, то в средней группе их можно разделить на две команды. Проводится беседа об осени. Затем одна команда называет, что в осени хорошо, а другая – что плохо. Выигрывает команда, назвавшая больше соответствующих качеств.

Эту игру нужно постараться провести через все виды деятельности.

Например, утром у детей спрашивают: «Кто сегодня пришел в детский сад первый? Это хорошо или плохо?»

Разбираем понятия:

Детский сад – это хорошо или плохо?

Занятие – это хорошо или плохо?

Болезнь – это хорошо или плохо?

Рассматриваем книгу. Книга – это хорошо или плохо?

Во время игры Вова пожадничал и не дал игрушку товарищу. Жадина – это хорошо или плохо?

На прогулке, наблюдая за ветром, снегом, вместе с детьми тоже ищем противоречия.

Начиная со 2-й младшей группы можно использовать игру «Наоборот». Во время этой игры дети усваивают антонимы: много – мало, далеко – близко, большой – маленький, жарко – холодно, черный – белый и т.д. В средней группе предлагают ребятам вставить в предложение недостающие слова противоположного значения. Например: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … (низко)». С удовольствием дети отгадывают загадки.

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня ….(зима)

Игру постепенно усложняют, подбирая слова, противоположные по значению: карандаш (пишет) – резинка (стирает); резать – соединять, резать могут нож, ножницы, соединять – клей, игла, гвозди, веревка.

Таким образом, данные игры развивают речь, фантазию, наблюдательность, учат рассуждать, помогают детям анализировать явления, поступки свои и товарищей. Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ.

Как можно использовать методы ТРИЗ для развития речи дошкольников. Рассмотрим каждый метод в отдельности.

Метод проб и ошибок

Этот метод поиска нового («А что, если делать так? А может быть, так?»). Он используется для решения несложных задач.

Например, на прогулке ребята играют в мяч. Он закатывается под веранду, откуда его трудно достать. Детям предлагается подумать, как это можно сделать?

Ответы детей: Коля решил достать мяч длинной палкой.

Сёма заявил: «Мяч может достать дрессированная собака».

Аня сказала, что можно снять две доски с пола веранды и достать мяч.

Положительный результат для детей – каждый раз открытие. Метод проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество.

Дети любят придумывать новые игрушки, предметы. В этом поможет метод фокальных объектов, изобретенный американским психологом Ч.Вайтингом. Суть его заключается в том, что совершенствуемый образ держится в поле внимания, как в фокусе объектива, а к нему «примеряются» свойства других, совершенно не связанных с изначальным объектом, предметом. Сочетания свойств оказываются иногда совершенно неожиданными, но именно это вызывает интерес и позволяет придумать не только новые игрушки, предметы, но и расширяет словарный запас, упражняет в подборе прилагательных к существительным. Предлагаем детям назвать одно существительное, затем подобрать как можно больше признаков к данному существительному. Поочередно признаки этих объектов переносятся на другие, оказывающиеся как бы в фокусе внимания (фокальные). Веер неожиданных признаков позволяет создавать необычные объекты. Постепенно добавляем два – три существительных.

Солнце

Стул

Желтое

Окрашен в желтый цвет

Лучистое

Когда сядешь, сразу успокоишься, будто тебя солнышко погладило своими лучами

Жаркое

Когда холодно, сядешь на стул и станет тепло

Светящееся

Может комнату осветить

Например, показываем детям старую машину: «Нравится вам эта машина? (Кто-то говорит – да, кто-то – нет). А давайте придумаем такую машину, чтобы она всем понравилась. Назовите любое слово».

Из примеров видно, как дети упражняются в подборе слов, связно строят предложения.

Елка

Машина

Пушистая

Пушистая машина, как мягкая игрушка

Зеленая

Зеленая, чтобы в траве не было видно

Со звездочкой

Со звездочкой, чтобы в темноте освещала дорогу

Разноцветная

Меняет цвета по погоде, утром – красная, днем – желтая, вечером – синяя, в траве – зеленая

С игрушками

Захотел взять мяч и поиграл в него

Метод мозгового штурма

Впервые коллективное обсуждение проблемной ситуации, названной впоследствии мозговым штурмом (МШ) или мозговой атакой, было предложено А. Осберном. Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. МШ необходим при обсуждении ситуации, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. При этом используется личный опыт детей. На первый взгляд у этого метода много общего с обычной беседой. Но есть и существенные отличия:

- каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы;

- принимаются абсолютно любые идеи, даже если они кажутся абсурдными;

- из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально;

- результаты обсуждения обязательно рефлексируются в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование.

МШ может быть использован как основной метод при организации занятия. В этом случае детям предлагается проблемная ситуация, затем выслушивают их ответы. Самые оригинальные и неожиданные решения поощряют. Применяют МШ в работе со старшими дошкольниками. Результат можно признать положительным, но для стимулирования творческой активности детей необходимо соблюдать некоторые правила:

целесообразно работать с небольшой подгруппой (от 2 до 7 чел.);

детям должна быть дана установка: можно высказывать любую мысль, так как исключается критика как сверстников, так и воспитателя.

Использование МШ в работе со сказкой

Задание №1: изменяем характер героя.

Прочитали русскую народную сказку «Гуси-лебеди» и придумали новый необычный образ Бабы Яги: молодая девушка, в спортивном костюме, ездит на машине. Родилась новая сказка с другим героем. В конце занятия дети предложили пригласить Бабу Ягу в гости и угостить ее тортом, шоколадкой, фруктами.

Задание №2: изменяем концовку сказки.

Прочитали сказку «Теремок» и спросили детей: «Как сохранить теремок невредимым? Как сделать так, чтобы в нем мог жить медведь?»

Даниил. Надо, чтобы кто-то из зверей побежал к доброй фее, попросил ее взмахнуть волшебной палочкой и увеличить теремок.

Задание №3: восстанавливаем сюжет измененной сказки.

Например: «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, подняла ее и говорит: «Пойду - ка на базар, продам эту скалочку и куплю себе пряники!»

Дети. Нет, она подняла скалочку и пошла в деревню…

Этот прием позволяет детям вспомнить знакомую сказку и пересказать ее.

Одним из приемом МШ является решение сказочных задач.

Например:

- как сделать так, чтобы Иванушка, но козленком не стал?

Рустам предложил взять лопату, выкопать яму, вода и появится. Иванушка напьется.

- как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой?

Саша придумала: «Машенька попросит пчел собрать много меда для медведя, и он отпустит ее домой».

Вместе с детьми рисуем портрет – характеристику героя одной линией. Вот какие графические характеристики предлагают дети:

- никогда не знаешь, чего от нее ждать,

- добрая, мягкая, ласковая;

- она все время улыбается.

Рассматривая с ребятами получившиеся линии, спрашиваем: «А почему линия именно такая? Какая по характеру эта линия? И мы услышали очень много интересного о себе, друзьях, о тех, кого ребенок изображал. Как правило, дети стесняются давать открытую характеристику кому-либо, а линию рисуют с удовольствием.

Дети учатся составлять описательные рассказы по памяти, признакам, не называя сказки, узнавать персонажи. При этом у них развивается речь. Дошкольники с удовольствием слушают и лучше усваивают те произведения, где они вместе с героями сами активно участвовали во всех событиях.

Метод каталога

Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.

Примерные вопросы для детей 3-4 лет:

- о ком сочиняем сказку?

- жил-был кто?

- с кем он дружил?

- пришел злой (добрый)… (кто?)

- кто помог друзьям спастись?

Примерные вопросы для детей 5-7 лет:

- жил – был кто?

- какой он был? (что умел делать?)

- пошел гулять (путешествовать) куда?

- решил искать что? (кого?)

- встретил злого (доброго) … (кого?)

- что этот герой делал или умел делать?

- у нашего героя был друг. Кто?

- какой он был?

- как он мог помочь главному герою?

- что стало со злым персонажем?

- где наши друзья стали жить?

- что они стали делать?

С детьми 3-4 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки.

В зависимости от возраста детей вопросы становятся все подробнее, героям дают более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.

Данный метод эффективен при работе с небольшой группой.

Для успешного решения задач по развитию связной речи предлагаем вам систему творческих заданий:

Учимся составлять загадки, ориентируясь на признаки и действия предметов. Например: круглый, резиновый, прыгает (мяч); птица, но не летает (петух); холодный, пушистый, белый (снег); рыжая, хитрая, живет с лесу (лиса).

Приемы фантазирования. На прогулке, наблюдая за «живыми» облаками, задумывались над тем, куда они плывут? Какие вести несут? Почему тают? О чем мечтают? О чем расскажут?

Ответы детей: «Они плывут на Север, к Снежной Королеве, на море, на остров. Они отправились на море, там жарко, поэтому тают, попали под горячее солнышко. Мечтают о жизни, о доме, поиграть в игрушки с детьми. Могут рассказать небесную сказку».

«Оживляем» ветер. Кто его мама? Кто его друзья? Какой характер у ветра? О чем спорят ветер с солнцем?

Ответы детей: «Мама у ветра – теплый ветер, его друзья – небо, пурга, горы, лес, ураган. Характер у ветра теплый, холодный, ласковый, добрый. С солнцем они спорят о том, кто из них горячее, холоднее, сильнее».

Прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в кустик? О чем думаешь, мечтаешь? Кого боишься? С кем бы подружился?

Универсальная опорная таблица является подспорьем ребенку в приобретении навыков рассказывания. Глядя на символы и зная, что они обозначают, дети легко составляют рассказ о любом предмете.

Рекомендации по работе с опорной таблицей

1. Семейство. Выясним, кто (что) это, к какому семейству относится предмет. Например, лиса – дикое животное, семейство собачьих.

2. Где. Рассказываем, где обитает, растет. Например, лиса обитает в лесах.

3. Определяемсоставные части описываемого предмета.

Из каких частей состоит?

На какие части можно разделить?

4. Размер. Рассказываем о размерах предмета. Большой или маленький по сравнению с другими. Например, лиса больше зайца, но меньше медведя.

5. Цвет. Определяем цвет.

6. Форма. Рассказываем о форме предмета в целом или о форме составных частей.

7. Ощущение. Говорим об ощущениях: какой? Какой на вкус? Какой на запах? Каковые тактильные ощущения?

Например, лиса мягкая, теплая. Пушистая, быстрая, хитрая.

8. Что необходимо для жизни? или Из чего сделан? Например, лисе необходимы воздух, вода, пища.

9. Вред – польза. Например, лиса является санитаром леса.

Детям предлагается путешествие по волшебному домику.

«На крышу домика» ставится изображение предмета, описываемого ребенком (заяц)

Заяц – дикое животное.

Где обитает? Заяц обитает в лесах.

Из каких частей состоит? У зайца имеются голова, туловище, 4 лапы, хвост (возможен переход в подсистему: на голове у животного есть глаза, нос, усы и т.д.)

Рассказываем о размерах животного. Заяц меньше лисы, но больше мышки.

Какого цвета это животное? Зимой – заяц белый, а летом – серый.

Рассказываем о форме составных частей. У зайца вытянутая морда, длинные, овальные уши, круглые глаза, маленький, круглый, пушистый хвостик и т.д.

Говорим об ощущении. Заяц – мягкий, пушистый, быстрый, трусливый и т.д.

Что необходимо для жизни? Зайцу необходимы воздух, вода, пища (трава, капуста, морковь).

Рассуждаем на тему: «Вред и польза». У зайца прекрасный мех, но это животное приносит и вред – обгладывает кору деревьев.

Занятия, на которых используется универсальная опорная таблица становятся интересными и увлекательными. У детей развивается творческое и образное мышление.

Схемы – пиктограммы используют при заучивании стихотворений и потешек. Эти схемы рисуют и разбирают вместе с детьми. Опираясь на них, ребята сами вспоминают стихотворения и учат друг друга, таким образом запоминается большое количество текстов.

Цель – не просто развивать фантазию ребенка. А научить его мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ активизирует детей, раскрепощает, учит общаться, слышать друг друга, придает уверенность, помогает раскрыться, дает возможность думать и принимать решения. У дошкольников формируется умение работать на достаточно высоком уровне абстракции, организовывать собственную речевую деятельность творческого характера.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование приемов ТРИЗ-педагогики в развитие связной речи детей"

Что же такое ТРИЗ? Эта аббревиатура расшифровывается так: теория решения изобретательских задач.  Теория ТРИЗ возникла как инженерная дисциплина. Занимающаяся проблемами развития техники.  О...

Выступление на педсовете «Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»

Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных, частн...

Презентация "Использование ТРИЗ-технологий для развития связной речи дошкольников".

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамо...

Консультация для педагогов "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Использование приемов ТРИЗ-педагогики для развития связной речи детей дошкольного возраста"...

Выступление на педсовете «Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»

Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые фор...