Проект в средней группе «Поможем птицам зимой!»
проект (средняя группа)

Нестеренко Наталья Анатольевна

Материал будет интересен воспитателям детских учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_sredney_gruppe.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе «Поможем птицам зимой!»

Составитель проекта воспитатель Н.А. Нестеренко

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.  (А. Чепурнов)

     Тип проекта: информативно-воспитательный, творческий

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 4-5лет.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки проекта с 30.01.23 – 13.02.23

Актуальность.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны, дети-дошкольники с интересом относятся к живой природе, а с другой стороны проявляют жестокость и равнодушие. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить беречь окружающий мир.

И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико.

Проблемы: недостаточные представления о жизни зимующих птиц у

                    детей среднего возраста;

                    нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Пояснительная записка.

Наблюдая на прогулке с детьми за птицами, мы увидели, что им приходится тяжело и мы решили помочь пернатым друзьям, организовав акцию в форме педагогического проекта «Поможем птицам зимой.

Проект состоит из 3-х этапов: подготовительный, основной(практический), заключительный.

 На подготовительном этапе подбирала методическую литературу, готовила игры, беседы и занятия для детей, консультации и задания для родителей.

Основной этап включает в себя непосредственно работу с детьми и родителями в разных видах деятельности.

На заключительном этапе проекта совместно с родителями и детьми организовали и открыли «Птичью столовую» на своем игровом участке.

(В дальнейшем, столовая будет оборудована стационарно)

Цель: сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи:

-закреплять знания детей о зимующих птицах (название, повадки и особенности поведения и др.) .

- Привлечь детей и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

- сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

- создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта);

- продолжать формировать правила поведения в природе.

1.Подготовительный этап.

- Постановка и анализ проблемы.

- Определение цели и задач.

- Изучение и накопление материала.

- Подбор художественной литературы, демонстрационного материала, дидактических и подвижных игр.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- усвоение знаний детьми о зимующих птицах

- определение среды обитания;

- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);

- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Продукты проекта.

Кормушки для птиц.

Птичья столовая на участке.

2.Основной этап.

Беседа «Что мы знаем о птицах».

ООД по экологии. Тема: Зимующие птицы.

ООД «Покормите птиц зимой».

Подвижные игры:

«Птички в гнездышках»;

«Воробушки и автомобиль»;

«Кот и воробьи».

Пальчиковые игры

«Воробьи»;

«Птичья кормушка»;

«Я зимой кормлю всех птиц»

Дидактические игры:

«Кто лишний»,

«Покорми зимующих птиц»

«Раздели птиц на перелетных и зимующих»

«Составь картинку (разрезные)

«Угадай по описанию»;

«Угадай, кого не стало».

Чтение художественной литературы

Н. И. Сладков «Синичкины кладовки»,

Л. Квитко «Смелые воробьи»,

М. Горький «Воробьишко»,

Ю. Казаков, «Жадный Чик и кот Васька»

Чтение стихотворения о птицах.

С. Маршак «Где обедал воробей?»;

Т. Евдошенко «Берегите птиц»;

А. Барто «Воробей».

Отгадывание загадок:

О зимующих птицах.

Наблюдение за птицами на кормушке.

Рисование:

Раскрашивание картинки «Мои пернатые друзья».

Аппликация:

«Снегирь на ветке».

Конструирование из бумаги:

«Птицы на кормушке».

Изготовление эко-кормушек с детьми.

Предполагаемый результат.

Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Совместно с родителями дети изготавливают кормушку.

Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Работа с родителями.

 Конкурсе «Креативная кормушка»

(изготовление кормушек для птиц);

Фотоконкурс «Как мы кормили птиц зимой»;

Конкурс рисунков «Мои пернатые друзья»;

Подкормка птиц во время прогулок.

Сбор корма для птиц.

Наблюдение за птицами вне детского сада.

Оформление памятки в родительский уголок «Покормите птиц зимой».

Участие в акции «Птичья столовая»

 Рекомендации родителям.

3.Заключительный этап. 

Акция «Птичья столовая» (Развешивание изготовленных кормушек)

(Оборудование весной статичной птичьей столовой на территории

прогулочного участка)

 

     Приложение 1.

Беседа с детьми.

Тема«Что мы знаем о птицах»

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.

А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода) .

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко)

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьей столовой». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, дятлы, и т. д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользят,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Приложение 2.

Конспект ООД (по ознакомлению с окружающим миром).

Тема «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей

• познавательное развитие,

• речевое развитие,

• социально- коммуникативное развитие,

• художественно –эстетическое развитие,

• физическое развитие.

Цели: формировать и закреплять представления и знания о зимующих птицах;

Задачи:

Образовательные.

-Расширять знания детей о жизни птиц в зимний период;

-Формировать знания о зимующих птицах.

-Активизировать словарь по теме «Птицы».

Развивающие.

-Совершенствовать умения слушать, анализировать и действовать по заданной теме.

- Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, внимание, память и целостное восприятие, логическое мышление умение отвечать на вопросы полным ответом.

- Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью схемы (карты);

Воспитательные.

- Формировать доброе и заботливое, бережное отношение к зимующим птицам.

Оборудование.

Интерактивная доска, карточки с птицами, кормушка для птиц, конверты с посланиями, альбомные листы, цветные карандаши, картинки предметные.

                                                          Ход ООД:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята к нам пришли гости, давайте мы их поприветствуем. Добрый день, добрый час,

мы все рады видеть вас.

-Ребята, почтальон принес письмо.

Давайте посмотрим, кто нам его прислал? (На конверте изображение Синички).

Воспитатель:

-Да это же письмо от Синички, которая за нами в окно частенько наблюдает, давайте посмотрим, что она нам написала.

-Посмотрим? (Да).

(Открываем конверт, там карта маршрута, по которому мы должны отправиться).

Воспитатель:

-Ребята, Синичка хочет, чтобы мы отправились в путешествие по ее карте и узнали, какое послание она нам передает.

-Отправимся в путешествие? (Да).

Воспитатель:

- Ну что же, давайте разбираться, что за карта оказалась у нас в руках и куда нам по ней двигаться.

-Это маршрут нашего путешествия

(Рассматриваем карту, обсуждаем наше местоположение на ней, начинаем двигаться по следам Синички)

Воспитатель:

- Ребята, мы нашли послание Синички! (нашли конверт, а в конверте картинки: синичка на ладони, а журавли улетают)

Воспитатель:

- Что за птица на ладошке? (Синица)

-А синица улетает на зиму или остается с нами? (Остается)

-А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие)

- А вторая птица на рисунке как называется? (Журавль)

-А она зимующая? (Нет, перелетная)

Воспитатель:

-Как вы думаете, что бы могло значить это послание? (подвожу детей к ответу, что нам нужно разделить зимующих и перелетных).

Воспитатель:

- Давайте вспомним, каких зимующих птиц мы знаем (Дети называют)

Воспитатель:

-А Синичка нам подсказки оставила, -загадки:

Загадки:

В красной шапке ходит он

Долбит дуб как долотом (Дятел)

Птичка – невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок (воробей)

Носят серенький жилет,

А у крыльев - черный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды-

С первым снегом

Тут как тут! (снегирь)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Воспитатель:

- Ну что ж, давайте каждый отыщет себе по одной птичке и посадит ее к себе на плечо. (Дети ищут птиц).

Д\игра «Раздели птиц на зимующих и перелетных»

Воспитатель:

- А теперь давайте посмотрим, что за птиц вы отыскали? (Предлагаю детям, с зимующими птицами встать с правой стороны, а с перелетными с левой стороны).

Воспитатель:

- Я думаю мы справились с первым заданием Синички, давайте продолжим наши поиски, что там в нашей карте, куда нам двигаться дальше?

Рассматриваем карту, движемся по -следам. (Нашли следующий конверт от Синички. В конверте изображение птиц на кормушке.)

Воспитатель:

- Что же этим рисунком хотела нам Синичка сказать? (Что птиц нужно подкармливать)

- А куда птицам корм будем класть? На землю? (Нет, в кормушку).

- А почему в кормушку, а не на землю? Что может случиться, если мы на землю корм будем птицам сыпать? (Засыплет снегом, могут подкрасться кошки, съесть другие животные)

Воспитатель:

- Да, я думаю вы правы, из кормушек птицам безопаснее и удобнее будет кушать. Ребята, а какие у нас с вами птицы? Настоящие или нарисованные? (Нарисованные)

- Давайте мы им кормушки сделаем. А раз птицы у нас с вами не настоящие, то и кормушки мы им нарисуем, согласны? (Да)

Раздаем детям альбомные листы и карандаши, каждый ребенок рисует для своей птицы кормушку. (звучит релаксирующая музыка)

Воспитатель:

- А теперь давайте передохнем и на ковер погулять пойдем. Покружились, покружились и в воронят превратились!

Физминутка«Вороны»

Вот под елочкой зеленой (встать)

Скачут весело вороны(попрыгать)

Кар-кар-кар! (хлопать над головой в ладоши)

Целый день они кричали, (повороты туловища влево -вправо)

Спать ребятам не давали(наклоны туловища влево -вправо)

Кар-кар-кар! (Громко.) (хлопать над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают. (махать руками как крыльями)

И все вместе засыпают(сесть на корточки, руки под щеку - заснуть)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)

Воспитатель: Молодцы воронята! Покружились, покружились и обратно в ребятишек превратились! А теперь давайте продолжим наши поиски.

Рассматриваем карту, движемся по следам, находим конверт, в конверте карточки с продуктами питания.

Воспитатель: И что же теперь хочет сказать нам Синичка? (Ответы детей)

-Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами, шишками, ягодами).

-Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)

- А какую еду человек может птицам предложить? Давайте выберем, какую пищу мы можем положить в кормушку нашим птичкам.

Каждый ребенок выбирает еду для своей птички.

Воспитатель:

-Давайте посмотрим, чем мы птичек будем кормить (каждый ребенок высказывается о своей пище, принимаем решение - можно такую пищу в кормушку положить или нет).

Воспитатель:

А какая у нас еще еда осталась? Давайте посмотрим и запомним, что птицам ни в коем случае в кормушку класть нельзя. (Обсуждаем, какие продукты птицам кушать нельзя).

Воспитатель:

- Ну вот что у нас с вами получилось. (Смотрим на рисунки наших кормушек с птицами и кормом). Так что же за послание принесла нам Синичка? (Дети отвечают. Помогать птицам, подкармливать их зимой, давать им ту пищу, которая не принесет им вреда).

-Послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Итог занятия:

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? А у нас на площадке есть кормушки? (Ответы детей.) Давайте, когда пойдем на прогулку, покормим птиц.

Приложение 3.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цели: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Ход игры: Дети - «воробушки» садятся на скамейку - «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль»После слов воспитателя«Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками»По сигналу воспитателя«Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража»«воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки)«Автомобиль» возвращается в «гараж»

Дидактическая игра «Какая птичка улетела?»

Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну картинку убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.

Я зимой кормлю всех птиц

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Приложение 4.

Стихи о зимующих птицах.

Где обедал воробей

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Самуил Маршак

Воробей

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил! Агния Барто

Загадки.

Днем молчит,

Ночью кричит. (Филин, сова.)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

Где болит?

Тук-тук!

А, нашел. Тут, тут. (Дятел.)

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее. (Синичка.)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

Это кто там на дорожке

Испугался нашей кошки?

Это кто там поднял крик —

Чик-чирик да чик-чирик? (Воробей.)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая! (Сорока.)

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар!" (Ворона.)

Приложение 5.

Наблюдение за птицами зимой.

Закреплять знания детей о зимующих птицах; учить различать части тела птицы, особенности внешнего вида; дать детям первоначальное представление о том, каким кормом питается птица; формировать желание подкармливать птиц зимой.

Материалы: Кормушка на улице, корм для птиц.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за птицами, прилетающим на участок. Кормление птиц.

Подвижные игры «Птицы в гнездышках»«Воробушки и кот».

Ход наблюдения:

На зимней прогулке на участке воспитатель обращает внимание детей на зимующих птиц, прилетающих сюда, рассказывает о том, что птицам зимой голодно, нет кормов и червяков, они все спрятались под кору деревьев и спят. Только люди могут помочь птицам выжить в холодную зиму

Воспитатель: Здравствуйте, птички- невелички! Вы пожаловали к нам в гости? -Сейчас мы вас угостим!

Воспитатель советует детям посмотреть, как птицы будут есть корм, который они приготовили, объясняет детям: корм нужно рассыпать на дорожке или положить в кормушку, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать за птицами.

-Ребята, кто такой храбрый, самый первый прилетел к корму? Конечно, это воробей: прыгает, клюет и крошки. А вот еще стайка воробьев прилетела. Чем они клюют зернышки? Клювом. Клюв у воробьев острый, ловко хватает крошку и зернышко. А как воробьи переговариваются? Чирикают, всех друзей своих приглашают на обед. Рады, что мы их угощаем, благодарят нас. -Вот и другие птицы прилетели. Какая это птичка, с желтой грудкой и в синей шапочке? Конечно, синичка. Вот она какая: толстенькая, пушистая. А как синички переговариваются друг с другом? Они говорят «пинь- пинь».

Далее воспитатель обращает внимание детей на голубей, которые тоже прилетели на корм.

-Ребята, какая птица самая крупная? Какого цвета голубь? У кого из птиц самые большие лапки?

Воспитатель обращает внимание детей на то, как птицы пугаются любого движения.

 -Птицы пугливые. Нужно тихонько стоять возле них и не мешать, им обедать. Давайте мы поиграем. Вы все будете птичками:

Полетели птички, крылышками машут, весело летят. Увидели корм, присели и начали клевать зернышки.

В конце прогулки воспитатель обращает внимание детей на следы, которые оставили птицы на снегу. Спрашивает детей, чей это след? По ходу объясняет, что самый большой- след у голубя, маленькие и частые следы- воробышка.

Завтра мы с вами опять соберем крошки и зернышки и покормим наших пернатых друзей.

       

         

                                       

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в средней группе "Покормите птиц зимой"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность....

Образовательный проект в средней группе "Покормите птиц зимой"

Проект " Покормите птиц зимой" с дошкольниками....

Краткосрочный проект в разновозрастной группе. «Поможем птицам зимой».

Дети  узнают  много  новой информации об  обитании птиц ,в  зимний  период ;  узнают  чем  подкармливать  птиц  ;  вместе  с  роди...

Проект в средней группе "Покормим птиц зимой"

ПРОЕКТ: « Покормите птиц зимой».Автор проекта: Селях Е.И.Продолжительность проекта: 1 месяц.Тип проекта: познавательно-исследовательский.Участники проекта: дети средней группы «Солны...

Проект в средней группе "Покормите птиц зимой"

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает ко...

Проект в старшей группе "Поможем птицам зимой"

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, долгосрочный.Проблема: дети не имеют достаточных знаний о зимующих птицах, о том, как правильно помогать птицам в зимний период.Ожидаемые...

Экологический проект в старшей группе "Поможем птицам зиму пережить"

Цель: развитие познавательной активности детейЗадачи: 1. Формировать у детей чувство ответственности за сохранность живой природы, помочь птицам пережить зиму.2. Расширить и углубить знания детей о зи...