Мастер-класс для педагогов ДОУ «Синквейн как средство активизации речи детей»
методическая разработка

Музяева Эльвира Равилевна

Одной из главных задач дошкольного образования является
развитие речевых способностей у детей дошкольного
возраста. В речи детей существует множество проблем:
скудный словарный запас, неумение составлять рассказ по
картинке, пересказывать прочитанное, порой даже трудно
выучить наизусть стихотворение.
Одним из эффективных и интересных методов, который
помогает активизировать познавательную деятельность и
способствует развитию речи – это использование технологии
«Синквейн», создание нерифмованного стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для  педагогов ДОУ

«Синквейн как  средство активизации речи детей»

                                                                                                     Если мы будем учить сегодня так,

                                                                          как мы учили вчера, мы украдем у      

                                                                          наших детей завтра»

                                                                                                            Джон Дьюи

Цель мастер-класса:         обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна с целью дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:         

  • познакомить педагогов с инновационной педагогической  технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;
  •  познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
  •  создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции  и профессионального мастерства педагогов.

                                                                                                   

  1. Теоретическая часть

(Слайд  2)

    Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в нашей работе. Необходима опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, которые способствуют  совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Поэтому я стала применять в работе над развитием речи у дошкольников инновационные  образовательные технологии:

(Слайд  3)

  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии интегрированного обучения;
  • технология "Мнемотехника».

   Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.

Сегодня, я познакомлю вас новой технологией, может быть кто-то уже знаком с этой технологией.  Но для себя я отметила, что  это технология является одним из эффективных, интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

(Слайд  4)

- Какую цифру вы видите на экране?  (5)

- Какие ассоциации у вас возникают с цифрой 5? (ответы)

- А кто-нибудь из вас  в школе учил французский язык? (ответы)

-Как звучит «пять» на французском языке? (сinq)

(Слайд  5)

 И слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.

   Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.

(Слайд  6)

   Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

 придает лексическим единицам  эмоциональную окраску и обеспечивает  непроизвольное запоминание материала;

 закрепляет знания о частях речи, о предложении;

 значительно активизирует словарный запас;

 совершенствует навык  использования   в  речи синонимов;

 активизирует  мыслительную деятельность;

 совершенствует умение  высказывать   собственное  отношение к чему-либо;

 стимулирует развитие творческого потенциала.

   Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

(Слайд  7)

 Сначала знакомим детей с понятиями«слово»«слово – предмет»«живой – неживой предмет»«слово – действие»«слово – признак»«предложение».

 Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание. В дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Но как во всех играх существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает  «Ёлочку».

(Слайд  8)

Правила составления   синквейна:

  • Первая строка (вершина «елочки»)  – одно слово–предмет;
  • Вторая строка – два слова –признаки;
  • Третья строка – три слова –действия;
  • Четвёртая строка – фраза из четырех слов;
  • Пятая строка (основание «ёлочки»)  – слово– ассоциация (обобщающее слово).

(Слайд  9)

Посмотрите, какие виды схем можно использовать при работе с детьми.

(Слайд  10-11)

   Я использую в своей работе такие схемы. Части речи можно выделять разным цветом. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Опыт коллег показывает  использование синквейна со старшей группы, но я решила попробовать использовать его во второй младшей группе. С ребятами была проведена совместная фронтальная работа (я ребятам задавала вопрос, а дети искали на него ответ).  В начале работы по данной технологии у детей 3-4 лет возникли трудности с определением обобщающего слова. Для того чтобы ребятам было легче познакомиться с понятием «обобщающее слово» я подбирала игры  на ассоциацию. В процессе данной работы детям стало легче  работать по схеме, и уже в средней группе  я увидела результат.

    Коллеги, как вы думаете, о чем можно составить синквейн?

- о природе;

- о картине и литературном герое;

- о маме и папе;

- о настроении;

- по всем лексическим темам (овоши, профессии, одежда, транспорт,      

    фрукты, овощи, животные и т.д. )

Хочу вам показать несколько примеров.

Примеры синквейна  (Слайд12-18 )

II. Практическая часть

Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах. Сейчас поработаем  в парах. Выбираем тему, над которой будете работать.

Подумаете, какой синквейн будете составлять:

(Слайд 19)

Классический синквейн

Обратный синквейн  (загадки)

Творческий синквейн

(Слайд 20)

Пока коллеги работают, я предлагаю вам попробоват-ь устно, вместе со мной, составить синквейн на тему "Жизнь":

1 строка – Жизнь

 2 строка – длинная, счастливая

3 строка – мчится, идёт, бежит

 4 строка – Жизнь дана на добрые дела.

5 строка – путь

Я надеюсь, что  наш коллеги готовы. Давайте посмотрим, что получилось.

Все синквейны зачитываются.

Поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.

  1. Подведение итога. Рефлексия

(Слайд 21)

Возникает вопрос, в чем же его эффективность и значимость?

  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Является формой свободного творчества.

А самое главное, что мне очень нравится в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех! И можно использовать всегда, по всем лексическим темам. На этом наш мастер - класс подходит к концу.

             (Слайд 22)

Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Мастер-класс».

                  (Слайд 23)

    Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.

                       Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Играя с детьми, развиваем речь детей».

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольниковсамостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьныеуроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у дете...

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обуч...

"Мастер-класс "Массажер Су-Джок, как средство развития речи детей"

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...