Мастер-класс для педагогов ДОУ «Синквейн как средство активизации речи детей»
методическая разработка
Одной из главных задач дошкольного образования является
развитие речевых способностей у детей дошкольного
возраста. В речи детей существует множество проблем:
скудный словарный запас, неумение составлять рассказ по
картинке, пересказывать прочитанное, порой даже трудно
выучить наизусть стихотворение.
Одним из эффективных и интересных методов, который
помогает активизировать познавательную деятельность и
способствует развитию речи – это использование технологии
«Синквейн», создание нерифмованного стихотворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.docx | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Синквейн как средство активизации речи детей»
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у
наших детей завтра»
Джон Дьюи
Цель мастер-класса: обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна с целью дальнейшего применения данной технологии в работе по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с инновационной педагогической технологией - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников;
- познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;
- создать атмосферу творческого поиска, содействовать повышению педагогической компетенции и профессионального мастерства педагогов.
- Теоретическая часть
(Слайд 2)
Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в нашей работе. Необходима опора на личностно-ориентированный, системно-деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. Поэтому я стала применять в работе над развитием речи у дошкольников инновационные образовательные технологии:
(Слайд 3)
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технологии интегрированного обучения;
- технология "Мнемотехника».
Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.
Сегодня, я познакомлю вас новой технологией, может быть кто-то уже знаком с этой технологией. Но для себя я отметила, что это технология является одним из эффективных, интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
(Слайд 4)
- Какую цифру вы видите на экране? (5)
- Какие ассоциации у вас возникают с цифрой 5? (ответы)
- А кто-нибудь из вас в школе учил французский язык? (ответы)
-Как звучит «пять» на французском языке? (сinq)
(Слайд 5)
И слово «синквейн» происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которое пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
(Слайд 6)
Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
закрепляет знания о частях речи, о предложении;
значительно активизирует словарный запас;
совершенствует навык использования в речи синонимов;
активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
стимулирует развитие творческого потенциала.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать свое мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
(Слайд 7)
Сначала знакомим детей с понятиями: «слово», «слово – предмет», «живой – неживой предмет», «слово – действие», «слово – признак», «предложение».
Учим детей графически обозначать эти понятия. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их реальное написание. В дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Но как во всех играх существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «Ёлочку».
(Слайд 8)
Правила составления синквейна:
- Первая строка (вершина «елочки») – одно слово–предмет;
- Вторая строка – два слова –признаки;
- Третья строка – три слова –действия;
- Четвёртая строка – фраза из четырех слов;
- Пятая строка (основание «ёлочки») – слово– ассоциация (обобщающее слово).
(Слайд 9)
Посмотрите, какие виды схем можно использовать при работе с детьми.
(Слайд 10-11)
Я использую в своей работе такие схемы. Части речи можно выделять разным цветом. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.
Опыт коллег показывает использование синквейна со старшей группы, но я решила попробовать использовать его во второй младшей группе. С ребятами была проведена совместная фронтальная работа (я ребятам задавала вопрос, а дети искали на него ответ). В начале работы по данной технологии у детей 3-4 лет возникли трудности с определением обобщающего слова. Для того чтобы ребятам было легче познакомиться с понятием «обобщающее слово» я подбирала игры на ассоциацию. В процессе данной работы детям стало легче работать по схеме, и уже в средней группе я увидела результат.
Коллеги, как вы думаете, о чем можно составить синквейн?
- о природе;
- о картине и литературном герое;
- о маме и папе;
- о настроении;
- по всем лексическим темам (овоши, профессии, одежда, транспорт,
фрукты, овощи, животные и т.д. )
Хочу вам показать несколько примеров.
Примеры синквейна (Слайд12-18 )
II. Практическая часть
Уважаемые коллеги, я предлагаю использовать приобретённые знания на конкретных примерах. Сейчас поработаем в парах. Выбираем тему, над которой будете работать.
Подумаете, какой синквейн будете составлять:
(Слайд 19)
Классический синквейн
Обратный синквейн (загадки)
Творческий синквейн
(Слайд 20)
Пока коллеги работают, я предлагаю вам попробоват-ь устно, вместе со мной, составить синквейн на тему "Жизнь":
1 строка – Жизнь
2 строка – длинная, счастливая
3 строка – мчится, идёт, бежит
4 строка – Жизнь дана на добрые дела.
5 строка – путь
Я надеюсь, что наш коллеги готовы. Давайте посмотрим, что получилось.
Все синквейны зачитываются.
Поблагодарим наших коллег, за такие замечательные синквейны.
- Подведение итога. Рефлексия
(Слайд 21)
Возникает вопрос, в чем же его эффективность и значимость?
- В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Является формой свободного творчества.
А самое главное, что мне очень нравится в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех! И можно использовать всегда, по всем лексическим темам. На этом наш мастер - класс подходит к концу.
(Слайд 22)
Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Мастер-класс».
(Слайд 23)
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и взрослых.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей «Играя с детьми, развиваем речь детей».
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольниковсамостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьныеуроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений поразвитию речи у дете...
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Краснова Ирина Викторовна - Мастер - класс «Использование активных методов обучения для развития речи детей младшего дошкольного возраста» ...
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...
Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»
Задачи:1. помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2. создать доверительную атмосферу в группе родителей;3. оказ...
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".
Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обуч...
Мастер - класс для педагогов "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Мастер класс для педагогов...
"Мастер-класс "Массажер Су-Джок, как средство развития речи детей"
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...