Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотехники для развития речи детей".
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой,красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc802.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

"Использование мнемотехник для развития речи детей"

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой,красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер,т.е. лучше запоминаются предметы,события,явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа,мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

  Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность,последовательность,лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

  Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса ;

- обучения составлению рассказов ;

- пересказов художественной литературы ;

- отгадывания и загадывания загадок ;

- заучивания стихотворений.

  А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и,дети,имея перед глазами такую карточку-символ,бычтро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом» ).

  А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

Перед нами ёлочка :

Шишечки,иголочки.

Шарики,фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды,человечки.

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_1.png

 

 

 

 

 

  У лисы

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_2.jpeg

  В лесу глухом

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_3.png

Есть нора-надёжный дом

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_4.png

  Под кустами

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_5.jpeg

 

  Ёж колючий

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_6.jpeg

  Нагребает

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_7.jpeg

  Листьев кучу

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_8.png

 

  Спит

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_9.png

 

  В берлоге косолапый

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_10.png

  До весны сосёт там лапу

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_11.jpeg

 

 Есть у каждого свой дом

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_12.jpeg

 

  Всем тепло,уютно в нём.

 

 

  Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.Итак, перед нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

  Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак...(Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

 

  https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_13.jpeg

  Что это?

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_14.png

 

  Цвет

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_15.png

  Форма

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_16.png

 

  Вкус

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_17.png

 

 

  Где растёт

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_18.png

 

 

  Каков наощупь

  Что можно приготовить

  https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_19.png

 

 

  Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_20.png

 

 

 

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_21.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_22.jpeg

 

 

 

  100

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_23.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_24.png

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_25.jpeg

 

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,тот слёзы проливает.

  (Лук)

Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

  (Морковь).

  А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать :

 

  «Семь раз отмерь,один раз отрежь»

 

 

 7

 

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_26.png

 1

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_27.jpeg

 

  «Под лежачий камень вода не течёт»

 

 Под

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_28.jpeg

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_29.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_30.jpeg

  

  «Любишь кататься,люби и саночки возить»

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_31.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_32.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_33.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_34.jpeg

 

  «Яблоко от яблони недалеко катится»

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_35.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_36.jpeg

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_38.jpeg

 

 

  «Кто не работает,тот не ест»

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_39.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_40.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_39.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_42.jpeg

 

А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках,чем журавль в небе».

Получилось? Молодцы!.

  При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).

 

 

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_43.png

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_44.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_45.jpeg

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_46.jpeg

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_47.jpeg

 

 

 

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_48.jpeg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_49.jpeg

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_43.png

 

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

  В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно,но...

- Я поняла,что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала,что...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !

 

  

Цель:

 

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников,обеспечивающего эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации ;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- поиск новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников ;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления,воображения педагогов.

 

Задачи :

 

- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

 

Оборудование :

 

Листы бумаги,цветные карандаши,мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

 

Практическая значимость :

 

данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.

 

Ожидаемые результаты :

 

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

 

Форма проведения :

 

Педагоги ,без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: «Использование «мнемотехники» в обогащение речи детей дошкольного возраста»

Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Мастер-Класс для воспитателей. "Использование мнемотехники для развития речи детей"

Цель: Ознакомление с использованием мнемотехники для развития речи детей и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.Задачи:Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемота...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Зад...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер - класс для педагогов "Использование мнемотехники в развитии речи детей с ОВЗ"

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи детей с ОВЗ"...

Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...