Мастер - класс для педагогов "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мастер класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc361.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Многообразие фольклора в развитии

речи детей раннего возраста».

Подготовила

воспитатель

2-ой младшей группы:

 Семенова О.Н.

2017г

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

На протяжении нескольких лет я использую малые формы фольклора в своей работе. И сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Что же такое фольклор?

Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.

 А произведения народного творчества практически не используют даже в младшем возрасте.

Поэтому считаю необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогаю игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит - ума.

Большое внимание при работе с детьми раннего возраста  я уделяю потешкам.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки»«Идет коза рогатая»«Поехали, поехали.») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто-то в группе из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая«Не плачь, не плачь я куплю тебе калач».

Погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства. Народом создано множество песен, попевок, потешек, дающих возможность без нарицательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной ребенку форме обучать его. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с детьми можно использовать потешки, пестушки, колыбельные песни в режимных моментах.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас вспомнить и рассказать потешки, используемые в процессе: умывания, кормления, одевания, укладывания ко сну.

Во время умывания:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Деткам улыбаемся.

***

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Моем руки дружно

Нам обедать нужно!

***

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Накупайте малыша,

Чтоб сияло личико!

Во время кормления:

Умницы, детки

Ешьте кашку сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

***

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

***

Все по лавочкам сидят,

Кашку маслену едят

Сердце бьется,

Душа радуется.

***

Как люблю я есть печенье,

А особенно с вареньем

***

Супчик надо есть всегда,

Это вкусная еда

***

Вкусно кушать бутерброд,

В руки взял, он сразу в рот

Собирая детей на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.

Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки
Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Маша варежку надела:
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:
- Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик! - Как живешь?

Колыбельные песни

Баю- бай, баю- бай

Ты, собачка, не лай

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

***

Светел день - не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай

Наших деток не пугай!

***

Вот и люди спят.

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках

Зайки спят на травушке

Утки на муравушке

Детки все по люлечкам.

Спят – поспят,

Всему миру спать велят.

Во время одевания после сончаса:

Прилетели пташечки

Принесли рубашечки,

Рубашечки цапли сшили,

Лягушки пуговки пришили.

Причесывая:

Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся

***

Петушок, петушок

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу!

Я кудряшки причешу!

Успокаивая малыша при падении: 

У волка боли,

У медведя боли,

У зайца боли,

У Танюшки

заживи!

При плаче:

Веселее всех игрушка

Расписная погремушка.

Дайте плаксе погремушку,

Станет плакса хохотушкой!

                           

А теперь проведём небольшую викторину.

1. Какие малые формы фольклора, используемые в детском саду вы знаете? Перечислите. ( сказки, прибаутки, потешки, заклички)

2.Как называются короткие рифмованные стихи. Применяемые детьми,

для определения ведущего или распределения ролей в игре? (считалки)

3. Назовите форму фольклора?

У Ивашки – рубашка,

У рубашки – кормашки,

Кармашки – у рубашки,

Рубашка – у Ивашки. (скороговорка)

4.Как называются песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки. В которых добро всегда побеждает зло. И отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

5.Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям. («Теремок»- дружба; «Репка»-трудолюбие; «Кот, петух и лиса» - дружба, взаимовыручка)

6. Как называют следующие выражения: «Витя-титя-карапуз съел у бабушки арбуз», «Ябеда – беда, козья борода» (дразнилки)

7. Назовите жанр фольклора, в котором по содержащемуся в вопросе образу надо найти правильный ответ, (загадка).

Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.

Хороводы:

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть.

«Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели,                
присаживаемся
Встали,                                 
встаем
Себя показали.

Попрыгали,                прыгаем
Потопали                
топаем
В ладошки мы похлопали.
хлопаем.

Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.

Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.

Творческих всем успехов!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»

Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...

Мастер-класс с родителями на тему "Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики"

Цель: 1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. 2.Познакомить родителей с разнообразием дидактических игр, необходимых для полноценного развития мелкой моторики рук. 3. Показ...