Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с литературными и музыкальными произведениями крымских авторов
проект

Лилия Сергеевна Гениятова

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое воспитание, эстетические чувства и эмоции.

         Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к воспитанию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие.

         Известно, современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле – и видео фильмов, игру на компьютере – чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном – печатном, а не электронном виде.

         Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_oznakoml.docx20.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с литературными и музыкальными произведениями крымских авторов

Роль детской литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.

        Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое воспитание, эстетические чувства и эмоции.

        Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к воспитанию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие.

        Известно, современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле – и видео фильмов, игру на компьютере – чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном – печатном, а не электронном виде.

        Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

        Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

        Цель: ознакомить дошкольников с художественной литературой.

        Задачи:

- воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языках;

- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

        Задача детского сада, как отмечает Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица).

        Вывод: воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

        Прозаические произведения, произведения классической и современной литературы о Крыме для чтения и рассказывания детям.

        Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях связанных с родным краем.

        В программе «Крымский веночек» раскрываются вопросы литературного развития детей.

        При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.

        При выборе книг учитывается также единство содержания и формы.

        Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах Соловьевой, Федяевской, Карпинской, Гурович и др. На основе исследований вышеуказанных ученых, можно выделить несколько критериев отбора детской литературы для маленьких крымчан:

- идейная направленность детской книги;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность;

- доступность литературного произведения;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

        Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп:

  1. Произведения творчества народов Крыма. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; легенды, сказки.
  2. Произведения русской, крымскотатарской, армянской, греческой, украинской и др. классической литературы.
  3. Произведения современной русской, крымскотатарской, армянской, греческой и др.литературы.

Некоторые биографические справки о писателях Крыма

Бахревский Владислав Анатольевич (р.1936) Прозаик, поэт, классик детской литературы. Долгое время жил в Евпатории. Автор романов, повестей, рассказов, сказок, стихов, миниатюр. Любимый жанр – историческая проза.

        Тематика – преемственность поколений, верность добрым традициям, активное отношение к жизни. Произведения наполнены любовью к человеку, природе, ко всему живому. Для детей написаны повести: «Мальчик с Веселого», «Агей», «Хождение встреч к солнцу», рассказы «Василько и Василий», «Вертолетчики», «Артюша и другие шестилеточки», сказки «Почему луна улыбается», «Дом с жабой».

Белоусов Евгений Васильевич (р.1952) Детский писатель. живет и работает в Феодосии. Основная тема – история Крыма, описанная в форме исторических сказок для детей, в серии «История Крыма для детей, были, сказки, легенды, сказки». «Как стало соленым Черное море», «Как князь Владимир в Корсуне крестился», «Как Кирилл и Мефодий сказку писали».

Велиев Аблязиз (р.1939) Крымскотатарский поэт-песенник, прозаик, переводчик, журналист, редактор. Родился в Крыму, г.Судак. основные произведения: рассказы «История одного коржа», «Зоопарк», стихотворения «Пусть живут цветы», «Родное гнездо», «Праздник букваря», «Маме», «Навруз – Новый год»; документальные произведения «Герои не умирают», «Офицеры войны». Тематика творчества – природа, думы о настоящем и будущем, философские размышления. Поэзия наполнена любовью к родному Крыму. Герои рассказов и повестей – наши современники. Проза отличается простотой и в то же время мудростью.

Вилеко Виктор (Колесников Виктор Леонидович) (р.1954) Детский поэт и художник. Родился в Симферополе. Автор веселых стихов, забавных рассказов, книжек-раскрасок, развивающих игр, задач и др. Сборники: «Цветная азбука», «Нескучные каникулы», «Бывалый спасатель» и др.

Килеса Вячеслав Владимирович (р.1949) Прозаик, поэт. Родился в Белогорске. Автор книг «Сказки бабушки Даши», «Колейдоскоп», «Хроника одной семьи», «Провинциальные рассказы», «Всенний снег», «Истории, рассказанные вчера», «Детективное агентство Аргус», «Юлька в стране Витасофии», «Олечка», «Товарищи», «Приключения капельки». В стихах затрагиваются философские темы: о природе, вечности.

Огурцова Лидия Викторовна (р.1957)Поэт, прозаик, журналист, психолог. Занимается популяризацией детского творчества. Автор книг «Девочка и дельфин», «Серебряная нить», «Рождественская сказка», «Ладушки-оладушки», «Следы на песке», «Про манную кашу и девочку Наташу» и т.д.

Умеров Нузет Абибулаевич (р.1931) Поэт, прозаик, переводчик, журналист. Родился в Симферополе. Автор более 20 книг. Это стихотворения, поэмы, сказки, рассказы, повести, пьесы, юморески, эссе. Пишет о детской дружбе, почтении к старшим, школьной жизни, животных и растениях, явлениях природы. Главная тема – уважение к труду, рабочим профессиям. Книги для детей: «Золотое зернышко», «Медведь-гора», «Сказка о белом золоте», «Амет и черепица».

Юрахно Михаил Владимирович (р.1938) Поэт, прозаик, зоолог, доктор биологических наук, профессор. Живет и работает в Симферополе. Автор более 20 книг для детей. В основном это обучающие рифмованные загадки о живой природе: «Обитатели Америки», «Жители Арктики», «Северное сияние», «Загадки о животных».

Музыкальные традиции людей, проживающих в Крыму. Народные музыкальные инструменты.  

        Каждый народ Крыма имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. Музыкальный язык в отличии от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

        Народные традиции культуры народов Крыма, так или иначе, оставляют значительный след в хронологическом формировании культуры музыки, стиля. Испокон веков музыка зарождалась и развивалась в самых обыденных обстоятельствах жизни людей живущих в Крыму. Будь то свадебные гуляния, народный праздник, поминки или, напротив рождение – везде находила себе место народная музыка, в частности, народная песня.

        Работая, например, на поле, люди не имели возможности играть на инструментах, а песня всегда сопровождала их в труде, придавая силы. Да народу и некогда было учиться на чем-то играть. С самого рождения дети и по сей день самой первой узнают народную песню-колыбельную. Дети постарше знакомятся с потешками. Народная песня сопровождает нас всюду.

        Слушая народные песни, можно познакомиться с бытом русского, крымскотатарского, армянского, еврейского, украинского народов, узнать их радости и печали.

        Музыкальный фольклор русского народа. Богат мелодичными песнями, веселыми частушками, задорными дразнилками, величественными былинами, заводными хороводами и плясками. Музыканты, скоморохи сопровождали пение игрой на неугомонной балалайке.

        Музыкальный фольклор крымских татар – самобытная ветвь музыкальной культуры тюркоязычных народов. В крымскотатарской музыке различают 2 основных стиля – степной и горный.

        Эпические, исторические и лирические песни создавались и исполнялись обычно народными профессионалами – кедаями (у степных татар) и ашиками (у горных). Среди народных музыкальных инструментов особое место занимают: зурна, тулуп-зурна, кавал, кеманче, саз, сантыр, думбелек, давул, даре. С конца 19 века в музыкальный быт вошли скрипка, кларнет, труба, позднее – аккордеон и электрогитара.

        Евреи на полуострове давно уже стали одной из самых крупных этнических групп.

        Одним из древних еврейских музыкальных инструментов является шофар, без него невозможно представить празднование Рош ха-Шана – еврейского Нового года.

        В псалмах перечислены несколько музыкальных инструментов, их регулярно упоминает царь Давид. Один из его любимых инструментов была арфа.

        Армянский музыкальный фольклор – применение свадебных, обрядовых, застольных, трудовых, колыбельных, бытовых, игровых и др.песен получило большое распространение среди народа. 

        Армянский фольклор очень богат знаменитыми представителями народной музыки, ашугами (певцы-поэты), гусанами (армянские народные певцы).

        Всемирно известный армянский музыкант, Дживан Гаспарян, виртуозно играя на дудуке, армянский фольклор распространил на весь мир.

        Музыкальность – одна из характерных черт украинского народа.

        Украинские народные песни подразделяются на разнообразные жанры: календарно обрядовые, семейно-бытовые и бытовые, крепостные, исторические, солдатские, лирические песни и баллады.

        Украинские народные инструменты отличаются большим разнообразием

Сопилка- представляет собой деревянную трубку из липы, березы, бузины, орешника. На трубе просверлено 5 или 6 дырочек, с помощью которых играющий может изменять высоту тона.

Трембита – духовой музыкальный инструмент украинских горцев. Он представляет собой длинную трубу, изготовленную из дерева и обмотанную берестой. Для звукоизвлечения в верхней части трубы имеется мундштук.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности планирования ознакомления детей дошкольного возраста с литературным наследием Кубани

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой осуществляется в процессе основной образовательной деятельности, в процессе подготовки к пра...

Лепбук по ознакомлению детей дошкольного возраста с праздниками, традициями, музыкальными инструментами башкирского народа

фотоматериал по лепбуку "Ознакомление детей дошкольного возраста с бытом и традициями башкирского народа"...

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Выступление на тему: "Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с жанром живописи - натюрморт"

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство и, в частности живопись. А одним из интереснейших и своеобразных жанров живописи - натюрморт....

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в программах дошкольного образования

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дош...