Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в программах дошкольного образования
статья по художественной литературе

Сергеева Елена Валентиновна

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Валентиновна

 Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой в программах дошкольного образования

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!

А. Токмаков

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Именно в этом ее участие сложно переоценить. В наше время тяжело представить себе детство без книги. С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она дает возможность домыслить, «дофантазировать», учит размышлять над новой информацией, развивать креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность,

развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. . В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. По словам В.А. Сухомлинского, чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости, обогащает и развивает речь. Перед нашим обществом стоит одна и важнейших задач – возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии и жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами.Всё это обрушивается на незащищённое поле ребёнка.

В.Г. Белинский был убежден, что детские книги-сокровища духовного богатства людей. Книга - жизнь нашего времени выражает чувства, эмоции, переживания людей. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих людей. Художественное слово помогает ребенку понять красоту родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. 

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

 Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

По мнению К.Д. Ушинского основным проводником ребёнка в дошкольные годы в мир речевой культуры является взрослый, говорящий красиво на уровне литературного языка. Ребёнок усваивает язык по подражанию, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М.Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

В современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Многие известные литераторы и психологи уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование личности ребенка. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский,  В.А. Сухомлинский и мн. др. Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений. В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Детская художественная литература несет в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Главной целью ознакомления с художественной литературой в детском возрасте считается формирование личности ребенка. Именно становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания в дошкольном возрасте. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо и играет большую роль в формировании личности малыша. В этом реализуется основная функция детской художественной литературы — воспитательная.

В дошкольном возрасте эта задача возлагается на воспитателей в детском саду. Он должен научить ребенка правильно обращаться с книгой, развить у него интерес к чтению. Знакомство в детском саду с любимым всеми детьми дядей Степой из произведения С.В. Михалкова воплощает их мечты о таком герое, с которым они рады повстречаться и подружиться. Их привлекает в нем отзывчивость и решительность, готовность прийти на помощь, попавшим в беду. Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок — он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать».

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Данное направление представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в двух образовательных областях:

- «Речевое развитие», которое включает в себя знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- «Художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного); восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности .

В соответствии с ФГОС ДО можно определить основные принципы работы по приобщению детей к художественной литературе:

- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей;

- Содействие и сотрудничество детей и взрослых;

-Ребёнок полноценный участник (субъект) образовательных отношений;

- Поддержка инициативы дошкольников;

- Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др.;

- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы;

- Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Литературное развитие влияет практически на все сферы жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способности познавать мир и выражать свои жизненные впечатления в художественном слове.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку – дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных образовательных программ для обучения и воспитания детей.

Методы и формы работ в процессе образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям.

 Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой с целью их воспитания и развития освещается не в каждой программе. В основном авторы программ используют произведения детской литературы для определенных педагогических целей: умственного развития, развития речи, воспитания коллективизма, экологического воспитания и др. При этом литература не всегда рассматривается как явление искусства, к которому надо приобщать дошкольников.

Наибольший интерес для нас представляют программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя и реализующие следующие цели:

- формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- развивать способность слушать литературные произведения разных жанров;

- принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

- формировать потребность слушать чтение и рассказывание.

Основные методы и приёмы ознакомления детей с литературой: словесный, это чтение произведений, вопросы к детям по содержанию произведений, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписи.

Практический - элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность.

Наглядный- показ иллюстраций, элементы инсценировки, движение пальцами, руками, схемы и алгоритмы, просмотр видеофильмов, диафильмов,оформление выставки, книжного уголка.

 Каждая из программ, анализ которых будет представлен ниже, своеобразно подходит к литературному развитию дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

Раздел «Ребенок и книга» программы «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является воспитание основ литературного развития детей, становления их как будущих читателей, достаточно глубоко и методически интересно освещает данную проблему. Содержание раздела направлено на воспитание у детей интереса и любви к книге, умение ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение детей к постоянному общению с книгами, обучение их ориентировке в содержании и стиле произведений (сказочных, приключенческих, исторических, лирических, фантастических и др.)

Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы как искусства слова, развитием их художественно-речевой деятельности.

Программа предлагает использовать следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказки используются ее специфические особенности, зачины, концовки; при сочинении загадок — выразительно-изобразительные средства: сравнения, эпитеты, метафоры; ритмическое строение текста. Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы детьми произведений.

 В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми всех возрастов по приобщению их к книге. Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей и т. д. В целом можно сказать, что программа «Детство» очень широко и открыто решает задачи воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении.

 Выделяется из общего ряда программа «Развитие» (авторы А. А. Венгер и О. М. Дьяченко), основными целями которой являются: развитие умственных и художественных способностей ребенка; специфических дошкольных видов деятельности на основе обучения наглядному моделированию. Программа включает серьезную объяснительную записку и детальную характеристику работы.

 В организации работы с детской книгой выделяются три направления: ознакомление с художественной литературой; освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; построение наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации.

 При ознакомлении с художественной литературой предусматривается развитие эмоциональной сферы ребенка, усвоение им морально-этических норм, при работе с детской книгой: чтение стихов, сказок, рассказов; бесед о прочитанном; игровые драматизации.  Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности авторы предлагают через знакомство детей со средствами выразительности звуковой стороны речи: эпитетами, сравнениями и т. д.

 С этой целью рекомендуется проводить такие формы работы, как беседа о прочитанном, описание картинок, персонажей произведений причем, в старшем дошкольном возрасте предлагается отмечать наглядные признаки: форму, цвет, но и эмоциональные характеристики: грустный, веселый и др.; дидактические словесные игры, пересказы, выразительное чтение, заучивание, драматизация, сочинение новых сказок.

Для построения наглядных моделей при пересказе, сочинении новых произведений, драматизации рекомендуется отбирать материал из детских книг и хрестоматий в соответствии с принципами усложнения и соответствия временам года.

Следующая программа, в которой предполагается большая работа по приобщению к книге ичтению ребенка, программа «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.).

 В разделе «Приобщение к книге» предлагается ежедневно читать детям произведения детской литературы. Одними из основных критериев отбора произведений для чтения является понятность и доступность т. е. содержание и поступки героев должны быть близки и понятны детям.

 В программе обосновывается необходимость чтения детям произведений разных жанров: сказок — народных и авторских, малых форм фольклора, юмористических произведений, игровых и лирических стихотворений и т. д. и ставятся определенные педагогические задачи:

- извлекать из детской литературы информацию, развивать с ее помощью познавательную деятельность детей;

- при чтении стихотворений, при драматизациях совершенствовать художественно-речевые навыки детей (интонация, жесты, мимика);

- развивать интерес детей к детской литературе;

- совершенствовать эстетическое восприятие художественных произведений;

- учить состраданию по отношению к персонажам, вызывать радость у детей от встречи с добрым и красивым миром детской книги;

- развивать у детей умение обращать внимание на изобразительно-выразительные средства, на красоту языка;

- учить замечать жанровые особенности произведений сказки, рассказа, стихотворения.

Особое внимание в программе уделяется организации книжного уголка. Предлагается привлекать детей для отбора книг для рассматривания и слушания, вызывать их на разговор о содержании книжного уголка, учувствовать в подготовке выставок и т. д.

Комплексной программой для дошкольного образовательного учреждения является программа «Из детства в отрочество», над которой работал временный научный авторский коллектив под руководством Т. Н. Дороновой. По мнению авторов, развитие у детей интереса к чтению начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать.

 Необходимо систематическое чтение, и лучше всего начинать со сказок, поскольку им принадлежит особое место в развитии дошкольника: они эмоционально близки ребенку и составляют особый мир, который наиболее активно воспринимается детьми.

 В программе широко представлены разные виды и жанры литературных произведений. Ежедневно читать детям определенную программой литературу; стараться увлечь детей чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса; во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц; организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома; прививать детям привычку бережно обращаться с книгой — так звучат задачи литературного образования детей.

Вызывают интерес советы родителям, а именно: относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми; создавать в семье условия для слушания, не отвлекать ребенка; читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению; обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации. Пути реализации данных задач отражены в методических пособиях 3. А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго», «Положи твое сердце у чтения», «Ты детям сказку расскажи».

 Автор говорит о необходимости ежедневного чтения детям (не менее 30 минут в день) и предлагает не только план проведения еженедельного ознакомления с детской литературой, но и указывает общие задачи, предлагает содержание видов непосредственно образовательной деятельности:

- тематической (приобщение детей к ведущим темам детской литературы);

- теоретической (знакомство с доступными возрастным особенностям детей теоретическими понятиями);

- творческой (с целью развития литературного творчества детей);

- аналитической (анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл).

Автор напоминает, что такое эпитет, рифма, сказка, какие виды сказок существуют, при этом рекомендует соответствующую литературу, к которой можно обратиться, что в свою очередь, существенно облегчает работу педагога. Весьма разнообразны формы, методы и приемы работы: здесь и подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя, и пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте, и выразительное чтение воспитателя, и «письмо», якобы адресованное детям автором произведения.

Также предлагаются игры: «Библиотека», «Книжкина больница», игры по прочитанным книгам и викторины. Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке. Для родителей советуют оформлять «информационные листки», в которых сообщается о том, что читали детям в детском саду и содержатся рекомендации к домашнему чтению.

Особенно хотелось бы отметить необычность программного подбора литературного материала: последовательно и логично представлена литература разных эпох. Интересны вопросы при анализе произведений: они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Литературное образование происходит постепенно и незаметно. Ребенок ступенька за ступенькой постигает сложное творение — произведение искусства слова.

Программа «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой), направлена на необходимый и достаточный уровень коммуникации, речевого развития ребенка, как стержень личностного и умственного развития.

Литературный репертуар для детей дошкольного возраста отличается разнообразием видов, жанров, тематики. Так с младшей группы в список детской литературы входят следующие произведения русского фольклора: начинаются с малых форм: песенок («Жили у бабуси…»), закличек («Сорока, сорока…»), потешек («Тень, тень, потетень…»), которые помогают детям в развитии их эмоциональной сферы, творческих способностей, усваивать ценность народной культуры. 

Естественно в список детской литературы входят и русские народные сказки, которые полны чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояниям добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Они дают детям «уроки на всю жизнь»: уроки трудолюбия и доброты («Колобок» (мл.гр.), «Война грибов с ягодами» (ср.гр.), «Хаврошечка» (ст.гр.), «Кот в сапогах» (подг.гр)…), дружбы и теплоты в отношениях, взаимопомощи («Крылатый, лохматый да масляный» и др.), а также храбрости («Заяц-хвастун»).

Кроме русских народных, список литературы пополняется и фольклором народов мира это- песенки и сказки, которые несут в себе большой потенциал национальных народных культур.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете. Так, в средней группе литературный репертуар пополняется баснями (представляют собой краткий рассказ в стихах или прозе с вытекающим из него поучением (моралью)) и рассказами, они учат оценивать нравственные отношения, разъясняют вредные последствия определенных действий и поступков, отучают от нежелательного поведения и реакций, учат распознавать угрозы и грамотно защищаться от них).

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей интерес к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Таким образом, анализ образовательных программ для дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с художественной литературой выявляет не только особенности каждой программы, но и разнообразные подходы к организации педагогического процесса по проблеме в детском саду.

Независимо их объединяет от индивидуальности каждой программы, не только желание раскрывать творческий потенциал ребенка, но и содействие становлению его как настоящего читателя.

Можно сделать вывод, что умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

Все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Необходимо сказать, что главными условием осуществления эффективного руководства знакомством дошкольников с художественной литературой является прежде всего литературная образованность самого педагога. Не в меньшей степени значим и фактор образования родителей, который проявляется в покупке книг для детей, в формировании домашних библиотек. Очень точно подметил А. Токмаков, что «…детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»

Основным условием успешности всестороннего развития детей дошкольного возраста средствами художественной литературы является высокий уровень педагогического просвещения родителей и педагогов. Поэтому в дошкольном учреждении создаются определенные условия, и, прежде всего, система методической работы с педагогами и родителями. Для реализации содержания всестороннего развития дошкольников средствами художественной литературы, может быть, использована система, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации поставленных задач. 

В содержание системы работы входит:

  1. Педагогическое просвещение родителей;
  2. Модернизация развивающей предметной среды;

3 Использование художественной литературы творчества через интеграциюразличных видов детской деятельности;
4  Модернизация содержания театрализованной деятельности;
5  Всестороннее развитие  дошкольников средствами художественной литературы.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

Библиография

1.Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.

2.Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008

3.Запорожец, А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М., 2012.

4.https://www.google.com/url?q=http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/11/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-oznakomlenie&sa=D&ust=1531753990378000

5.Большева Т.В. Учимся по сказке. - СПб., 2009.

6.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2007.

7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

8. Электронный ресурс https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do

9. Электронный ресурс https://cyberleninka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой -это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних...

Взаимодействие ДОУ и семьи при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой

Материал содержит опыт работы - проект, смотр-конкурс книжных уголков в группах среди педагогов, детей и родителей. Также имеются рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у д...

Необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Проблема необходимости приобщения к художественной литературе обусловлена тем, что мы живем в век развития электроники, поэтому , совершенно необходимо воспитать в детях любовь к книге уж...

Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой во 2 младшей группе.

Очень важно правильно спланировать на год работу с детьми по всем образовательным областям так, чтобы каждый вид детской деятельности закреплял знания и умения детей, полученные при предварительной ра...