Ознакомление с предметным миром детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр
материал (средняя группа)

Валерия Тельминова

Ознакомление с предметным миром детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Мурманский педагогический колледж»

(ГАПОУ МО «МПК»)

Курсовая работа

Ознакомление с предметным миром детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Тельминова Валерия Васильевна

Специальность

Дошкольное образование

Курс 3, группа «Д3»

Форма обучения: очная

Руководитель:

Карман Марина Михайловна

Мурманск 2021

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о предметном мире у детей среднего дошкольного возраста

  1. Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста
  2. Содержание знаний детей среднего дошкольного возраста о предметном мире (предметном окружении)
  3. Возможности дидактических игр в формировании знаний о предметном мире у детей среднего дошкольного возраста

Глава 2. Организация образовательной деятельности по ознакомлению с миром предметов детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Анализ педагогических условий, созданных для формирования знаний о предметном окружении детей в условиях группы среднего дошкольного возраста

Серия дидактических игр, направленных на формирование представлений о предметном мире у детей

Частичная апробация конспектов игр с детьми средней возрастной группы в совместной деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

3

7

7

14

16

22

22

26

34

35


ВВЕДЕНИЕ

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений о создании и изменении предметов человеком. Предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность. [1]

Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективного вечного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива, какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

Одним из эффективных средств познания мира и совершенствования усилий ребенка может являться дидактическая игра.

Дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. В дидактической игре как в универсальной мини- лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний , но и учатся владеть этими знаниями.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм », представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций , представляющих собой основу обучения . Для дидактической игры характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций , представляющих собой основу обучения. Использование дидактической игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений вызвано тем, что игра является ведущей деятельностью в этом возрасте.


Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр, для ознакомления дошкольников с предметным миром.

Проблемa исследования: является ли дидактическая игра средством для ознакомления дошкольников с предметным миром?
Объект исследования: ознакомление дошкольников с предметным миром. Предмет исследования: дидактическая игра как средство ознакомление дошкольников с предметным миром.

Задачи:

#1048;зучить и проанализировать научную, психологическую, педагогическую литературу по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с предметным миром посредством дидактических игр

#1055;роанализировать педагогические условия, созданные для формирования знаний о предметном окружении детей.

#1055;роанализировать результаты исследования по ознакомлению с предметным миром детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, педагогических условий, созданных для формирования знаний о предметном окружении детей в условиях группы среднего дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о предметном мире у детей среднего дошкольного возраста

  1. Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста

Предметный мир в жизнь ребенка входит постепенно. Ребенок растет, начинает интересоваться окружающими его предметами. Внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в его поле зрения. Он стремится активно взаимодействовать с окружающими предметами.

Предметный мир в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь научится ориентироваться в многообразии предметного мира, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к ним отношение. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение, строение и материал, из которого сделан предмет. Комплекс этих признаков помогает, ребенку научится различать и называть сходные предмет.

Для знакомства с предметным миром целесообразно использовать специальный дидактический материал для того чтобы ребенок научился различать и опознавать предметы. Например, моделирующие предметы посуды, одежды, мебели.

Ознакомившись с исследованиями В.И. Логиновой можно сказать, что функция предмета состоит в том, чтобы использоваться человеком, а назначение – это удовлетворить все потребности человека. Тем самым ребенок понимает весь смысл создания предметов.

В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатом его труда, представление о своих возможностях что-то создавать. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество.

Идеи современных отечественных исследователей занимают особое место в изучении предметного мира. Они рассматривают предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого.

Предметный мир оказывает большое влияние на формирующиеся потребности ребенка, служит ему своеобразной опорой в общении с другими людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами.

Изучив исследования С.А. Козловой, можно сделать вывод, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых. [4]

Предметный мир в работе рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому, что каждая вещь имеет свое место, и сознание того, что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь.

Ребенок постепенно учится жить с этими предметами, учится, правильно пользоваться ими. Справедливо будет отметить, что именно в предметной деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, а связи с вещами – через человека.

Ребенок начинает легче понимать многообразие предметного мира, если предметы сгруппировать по каким-либо признакам. Существуют разнообразные классификации предметного мира. Их можно классифицировать по: материалам (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), формам (прямоугольные, круглые), строение и др.

Со второй половины XIX в. стала складываться классификация предметов по способам использования: мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

Классифицировать предметы можно по назначению. Одни предметы используются в быту человека: электроприборы, посуда, одежда, мебель и т.д.

Другие на производстве: машины, станки, компьютеры.

Есть предметы для духовного развития взрослых и детей: музыкальные инструменты, книги, картины.

Изучив исследования О.В.Дыбиной – Артамоновой предметный мир можно условно разделить на три группы.

К первой группе предметов – можно отнести те предметы, с которыми ребенок не действует, т.к. дети лишены возможности непосредственного контакта с ними. (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве).
Но задача этих предметов велика: они служат образцом деятельности взрослого, ребенок получает информацию о них как о результате труда человека. Они созданы для удовлетворения потребности людей.

Ко второй группе относятся предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он контактирует с этими предметами. Они так же имеют огромное значение для развития ребенка: дети видят эти предметы и действуют с ними на практике.

К третьей группе относятся предметы, с которыми ребенок действует. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни взрослых, они позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность, добросовестность, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более красивой удобной, дольше служит людям. Именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольника.

При таком представление предметной среды, для ребенка содержится большее количество возможностей познавать предметы, и практически использовать их.

Наиважнейшими для ознакомления детей с предметами, являются ближайшие предметы и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна.

Для восприятия многих вещей, которые нас окружают, требуется деятельность анализаторов. Дети, как и взрослые, пользуются своими «помощниками» (анализаторами), но, они не до конца осознают их роли. И для ребенка ознакомление с ними является большим открытием, вызывающем интерес.

С ранних лет ребенка нужно обучать не только различать, но и группировать вещи по их назначению, признакам, а так же учить ценить любую так как человек вкладывает много труда в создаваемые вещи. Ведь создавая вещи, человек не только думает об их прямом использовании, но и старается сделать их красивыми, иногда вещь благодаря стараниям человека становится предметом искусства. Детей с ранних лет важно научить тому, чтобы он видел в вещи красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет важно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Только тогда вещи становятся друзьями человека, и их берегут.

В жизни ребенка также огромное значение имеет и предметная среда, являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления ребенка он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями. Начинает действовать с ними определенным образом, занимает активную позицию по отношению к окружающему миру, предполагающую стремление использовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями.

Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к предметному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для того чтобы ребенок мог обдумать как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, он начинает творчески относится к предметному миру. [3]

Итак, можно сказать, что дошкольное детство имеет особое значение для всего последующего становления личности. И здесь важнейшую роль играет проблема поиска новых форм обучения и воспитания , а также организация развивающей среды, которая может предоставить детям значительно большее «поле» для самостоятельных действий, которое способствовало бы формированию познавательной и практической активности дошкольников.


  1. Содержание знаний детей среднего дошкольного возраста о предметном мире (предметном окружении)

Для того чтобы определить содержание знаний детей дошкольного возраста о предметном мире стоит воспользоваться специальными программами созданными авторами для детских садов. На примере сравнения возьмем две программы: «Радуга» и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста».

В программах для каждого возраста есть определенные требования по изучению предметного мира.

Сначала выясним требования, которые предъявляют программы по изучению предметного мира. Первой рассмотрим программу «Радуга». Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. По мнению авторов этой программы, предметный мир надо начинать с первой мл. гр. (2-3 года), но нас в первую очередь интересует информация о детях среднего дошкольного возраста

В средней гр.(4-5 лет) предметный мир изучается более углубленно чем во второй мл. гр. Закрепляется и расширяется представление детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функций); на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных предметов. Ребенок начинает понимать, что если он не правильно будет пользоваться предметами, они могут навредить его здоровью.

Теперь рассмотрим требования «Примерной общеобразовательной программы» к изучению предметного мира дошкольниками.

Средняя гр. (4-5лет) дети этой группы учатся понимать, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы, и сделаны из разных материалов; давать ощутить, что предметы имеют разный вес, объем, внешние и внутренние характеристики, учить называть свойства предметов словами. Ребенок начинает понимает что предметы отличаются друг от не только внешними признаками

Анализируя выше описанное можно сделать вывод, что программы немного отличаются друг от друга своей структурой по изучению предметного мира. Потому как программы были написаны в разные годы, а мы знаем, что меняется наш мир, меняются наши дети поэтому меняются требования в программах. Каждая из программ помогает ребенку войти в предметный мир постепенно. Ребенок изучает свойства, функции предметов, внешние и внутренние признаки предметов. Но в программах есть некоторые существенные различия, например, программа «Радуга» знакомит ребенка с правилами безопасности по использованию предметов, помогает изучать историю создания рукотворных предметов, а в программе «Примерная общеобразовательная…» об этом не говорится в ней другие требования. Но, тем не менее, обе программы разработаны так чтобы ребенок мог войти в предметный мир взрослых с определенными знаниями, для того чтобы легко ориентироваться в многообразии предметного мира. Ребенок приобщается к современному миру при помощи системных знаний о предметах.

Итак, какими бы требованиями не отличались программы, цель у них одна это помочь ребенку приобщится к миру взрослых. Чтобы ребенок имел разнообразное представление об окружающем предметном мире и не затерялся в нем. Потому-что предметный мир не постоянен.


  1. Возможности дидактических игр в формировании знаний о предметном мире у детей среднего дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно игра является основой развития ребенка, развития умений соотносить творческие навыки с реальной жизнью. Игра – лучший способ добиться развития ребенка без использования методов принуждения.

В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков и другие ученые. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи.

Очень велико значение дидактической игры для развития познавательных действий у детей дошкольного возраста. В дидактических играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится сравнивать, классифицировать, обобщать по размер, форму, цвету и другим признакам предметов.

Проблеме формирования познавательных действий у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж.Пиаже и многие другие.

В последние годы вопросы, связанные с теорией и практикой дидактической игры, исследуются многими учёными, дидактическая игра стала одной их популярных форм обучения.

Игра – главное средство, способствующее разрешению внутренних противоречий и готовящее ребенка к осуществлению новых видов деятельности. (Д. Б. Эльконин) [8]

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.

Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской.

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Он каждый вид игр «привязывал» к определенному возрасту.

В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская называла творческими, другие – игры с правилами.

А.И. Сорокина предлагает свою классификацию дидактических игр: игра-путешествие, игра-поручение, игра-предположение, игра-загадка, игра-беседа.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, необходимое через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествия: усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: "Помоги Буратино подобрать нужный цвет", "Проверь, правильно, ли Незнайка восстановил логическую цепочку".

Игры-предположения "Что было бы…?" или "Что бы я сделал...?", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы...?" или "Что бы я сделал...?". Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?".

Игры-загадки. Используются для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться - доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры нужно найти, добыть - сделать открытие и в результате что-то узнать. Ее ценность заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей.

Однако существует классификация детских игр, на которую, в настоящее время, опираются многие ДОО:

  • режиссерские игры;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • театрализованные игры;
  • игры со строительным материалом;
  • дидактические игры;
  • игры с игрушкой.

Дидактические игры различаются и по обучающему содержанию познавательных действий у детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

В этой классификации выделяют следующие типы игр:

  1. игры по сенсорному воспитанию, которые направлены на развитие таких познавательных действий как анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  2. игры по развитию речи, которые направлены на развитие таких познавательных действий как классификацию, систематизацию, сравнение, обобщение;
  3. игры по ознакомлению с природой, которые направлены на развитие таких познавательных действий как систематизацию, абстракцию, обобщение, сравнение;
  4. игры по формированию математических представлений, которые направлены на развитие таких познавательных действий как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация. [2]

В дошкольной педагогике все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

Настольно-печатные игры – интересное занятия для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющихся представлениях о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В средней группе эти игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов).

Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой..

Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод развития у детей познавательных действий. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию познавательных действий лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.


ГЛАВА 2. Организация образовательной деятельности по ознакомлению с миром предметов детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Анализ педагогических условий, созданных для формирования знаний о предметном окружении детей в условиях группы среднего дошкольного возраста

В возрасте 4-5 лет деятельности ребенка дифференцируются, действия начинают определяться словесно выраженным замыслом, речь все больше выступает в своей планирующей функции; ребенок постепенно освобождается от ситуативной связанности.

В средней группе должен появиться нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами, наборов картинок с изображениями букв и предметов, цифр и предметов и т.п. Этот материал, свободно исследуемый детьми, вводит их, пока еще внешне, на уровне графических образцов, в нормативно-знаковый мир.

Размещение материала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

Анализируя педагогические условия можно сделать вывод, что средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Серия дидактических игр, направленных на формирование представлений о предметном мире у детей

Дидактическая игра «Лавина»

(для детей средней группы)

Цель: развивать память, умение называть предметы по группам в определенной последовательности.

Ход:
Воспитатель сообщает детям тему игры, на основе которой им предстоит называть предметы, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры.


Например: яблоко; яблоко-груша; яблоко-груша-слива; и т.д

Если ребенок не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, пропускает ход.
В конце игры, воспитатель дает положительную оценку всем детям, принявшим участие в игре.

Дидактическая игра

«Магазин посуды».

(для детей средней группы)

Цель: образовывание названия посуды, продолжение формирования знания о профессии продавца, развитие мышления, речи, памяти, восприятие, внимания.

Материал: Полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы, салфетницы, блюдо для печенья, сухарница, солонка. (предметы можно менять).

Ход:
- У нас открыт магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить. Знать какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную вещь. Сначала рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам...
(хлебница, сахарница, салфетница).

Воспитатель указывает на предметы, давая понять детям, что их нужно назвать.
- Вот специальное блюдо для сухарей, это...(сухарница).
А вот блюдо для печенья. У него нет другого названия. Просто блюдо. Не ошибайтесь, когда будете покупателями, называя их. Пожалуйста, кто какую посуду хочет купить, подходите, магазин открыт.
«Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

(для детей средней группы)

Цель: формирование умения сравнивать по признакам предмета.

Ход:
Воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия».
Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия, задавая им наводящие вопросы.

-Посмотрите на лица снеговиков. Они какие? (У каждого два глаза и оранжевый нос)
- А что у них на головах? (Головные уборы разного цвета)
- Что они держат в руках? (Метлы, лопатки, веточка)
- Какие из этих предметов мы можем встретить в нашей повседневной жизни?

В конце воспитатель еще раз вместе с детьми проговаривает отличия и схожие черты изображений на карточках и дает положительную оценку принимавшим участие в игре детям.


Частичная апробация конспектов игр с детьми средней возрастной группы в совместной деятельности

Заключение

Предметы, которые окружают ребенка, имеют огромное значение в его развитии. Взаимодействуя с предметным миром, ребенок обогащает свой социальный опыт и всесторонне развивается. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, помогает ему ориентироваться в этом мире. Через предмет ребенку раскрываются разные стороны жизни: труд, быт.

Предметный мир рассматривается как совокупность предметов, которые характеризуются формой, цветом, строением, материалом назначением, т.е. признаками, которые изменяются в процессе деятельности человека. Постепенно ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делая их полезными и удобными в использовании. И ребенок начинает осознавать, что когда он вырастет, то сможет преобразовывать вещи чтобы удовлетворить потребности человека.

Именно дидактическая игра является наиболее эффективным средством для ознакомления ребенка с предметным миром. Современный ребенок проводит большую часть времени в развлекающих его играх. И именно потребность в игре и желание играть необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Анализ программ «Радуга» и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» показал, что чем бы ни отличались программы по своим требованиям цель у них одна. Это помочь ребенку войти в предметный мир постепенно и с легкостью. И каким бы не был многообразным и многогранным наш мир он преодолеет все трудности благодаря своим знаниям.

Список используемой литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Конспект занятий. М ., 2011-124 с.

#1044;едюкина М.И. Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / М. И. Дедюкина, В. М. Васильева // Образование и наука в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). - 94–96 с. — ISSN 2412-0537.

3. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Игры – занятия для дошкольников. М. 2011. -128 с.

4. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М., 2012 -416 с.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.\Под ред. д-ра пед. наук Л.А.Парамоновой.- М.: Карапуз-Дидактика, 208с.- 2-е изд., доп. и перераб.

6. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева ] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

7. Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сборник материалов (Под. Ред. Т.П.Колодяжная. Т.В.Рубан).- М., 2013-228с.

8. Шестопалова М.Б. Развитие познавательных действий у дошкольников посредствам развивающих игр. // Дошкольная педагогика. 2012. №; 19с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке

     Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке....

Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...

Самообразование: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.Задачи:1. Изучить психолого – п...

Конспект-занятия Ознакомление с предметным миром детей старшего дошкольного возраста по социально-бытовой ориентировке

Цель исследования: изучение предметного мира детьми   старшего дошкольного возраста на занятиях по социально- бытовой ориентировке.       Объект исследован...