Методическая разработка образовательной деятельности на тему: «Мы в Мордовии живём»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Макунина Наталья Михайловна

Методическая разработка

образовательной деятельности

на тему:

«Мы в Мордовии живём»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_makunina_n.m.docx26.65 КБ
Файл samoanaliz_zanyatiya.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Методическая разработка

образовательной деятельности

на тему:

«Мы в Мордовии живём»

Подготовила: воспитатель,

Макунина Наталья Михайловна

2023 г.

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель:

- развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о республике Мордовия с использованием интеллект-карты;

- закрепить знания о символике, достопримечательностях, животных, знаменитых людях Мордовии;

- развивать у детей познавательный интерес к истории и традициям родного края;

- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы;

- создавать условия для развития познавательного интереса к совместному достижению цели, развитие коммуникативного взаимодействия.

Предварительная работа: беседы о Республике Мордовия; рассматривание иллюстраций и презентаций «Моя Родина – Мордовия»; знакомство с символикой Республики Мордовия, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с достопримечательностями республики, знаменитыми людьми, животным и растительным миром.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация с интерактивными заданиями, видеописьмо, магнитная доска, картинки для составления интеллект-карты, маркеры для доски, цветные и черно-белые изображения достопримечательностей Мордовии; разрезные картинки с изображением животных Мордовии.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в замечательный «круг радости». Давайте возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель берутся за руки). А, теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот, она, какая наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы!

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья.

Дети садятся на стулья

Воспитатель: Ребята как называется наша страна?

Дети: Наша страна Россия

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Россия большая страна, в нее входят много разных областей, республик, краев, округов. Как называется наша республика, в которой мы живем?

Дети: Мы живем в республике Мордовия.

Воспитатель: Хорошо. А кто глава нашей республики?

Дети: Главой республики является Здунов Артем Алексеевич.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Именно он является главой республики Мордовия. Сегодня к нам в группу пришло видеописьмо от воспитателя и воспитанников детского сада Подмосковного города Мытищи. Давайте, все вместе посмотрим его.

Дети смотрят видеописьмо

Воспитатель: Ну что, ребята, давайте советоваться? Как же нам быть? Как нам подробнее рассказать о нашей республике и ничего не забыть?

Дети: Может нарисовать рисунок? (дети предлагают разные варианты)

Воспитатель: Хорошо. Я тоже сначала хотела нарисовать рисунок, но потом подумала, какой же по размеру должен быть этот рисунок, чтобы на нем было отражено все-все про наш родной край. Кто еще как думает?        

Дети: Можно создать интеллект-карту нашей республики.

Воспитатель: Точно! Замечательная идея! С помощью интеллект-карты можно рассказать много информации. Посмотрите, у нас с вами есть цветные маркеры, магнитная доска, на которой я уже прикрепила карту Мордовии и портрет Главы Мордовии Артема Алексеевича Здунова. От центральной картинки нам необходимо провести 6 линий, разных цветов. Именно столько у нас с вами будет заданий, которые будем выполнять. Цвета выбираете вы сами, но самое главное, чтобы они не повторялись. Кто мне поможет нарисовать линии?

Ребенок рисует линии

Воспитатель: Ребята, подумайте, а что нам еще нужно для создания интеллект-карты?

Дети: Нам еще нужны картинки!

Воспитатель: Да, правильно, нам нужны картинки. Но их вы получите, если правильно выполните задания. А чтобы узнать какое вам задание нужно выполнить, вы будете кидать «кубик выбора».

Воспитатель: Ребята, приступаем к выбору первого задания. Кто мне в этом поможет?

Ребенок кидает кубик.

Воспитатель: Первое задание у нас на мультимедийной доске. Посмотрите внимательно на экран. Дети, что представлено на экране?

Дети: Это флаг Мордовии.

Воспитатель: Хорошо. А кто мне скажет, какие цвета на флаге Мордовии и что они означают?

Дети: На флаге Мордовии три цвета: красный, белый, синий. Красный означает силу и смелость, белый - мир и добро, синяя – величие и красоту.

Воспитатель: В центре флага на белой полосе изображена восьмиконечная розетка. Символом чего она является?

Дети: Она является символом солнца.

Воспитатель: Замечательно! Как вы думаете, где можно увидеть флаг Мордовии?

Дети: Флаг Мордовии можно увидеть на зданиях, на улице и у людей в руках во время государственных праздников, в нашей группе он тоже есть.

Воспитатель: Правильно! Ребята, посмотрите на экран. Там представлены гербы разных областей России. Определите среди них герб Мордовии.

Ребенок выбирает герб Мордовии

Воспитатель: Хорошо. А что изображено на гербе нашей республики?

Дети: В центре герба расположен щит, состоящий из трех цветов, лиса и три стрелы. Это показывает главное занятие коренных народов Мордовии – охота. Также на гербе есть золотые колосья пшеницы и гривна – национальное украшение женщин.

Воспитатель: Молодцы ребята, я вижу, что вы знакомы с гербом нашей республики! Ребята, что еще относится к государственным символам Мордовии?

Дети: К государственным символам нашей республики относится гимн Мордовии - торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают Гимн всегда стоя, если знают слова, то поют, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.

Воспитатель: Замечательно. Вы выполнили задание и получаете изображения флага, герба и гимна Мордовии. Их мы сейчас прикрепим на нашу карту. Ребята, у кого картинки прикрепите их на интеллект-карту. А как мы подпишем первую ветку интеллек-карты?

Дети: Первая ветка – «Символы».

Дети прикрепляют картинки на интеллект карту

Воспитатель: Отлично, одна ветвь нашей карты готова! А мы определяем следующее задание. Кто мне в этом поможет?

Ребенок кидает кубик выбора.

Воспитатель: Территория нашей Республики такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором. Где мы сможем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города? Как вы думаете?

Дети: Ее можно увидеть на карте.

Воспитатель: Отлично! Давайте рассмотрим карту Республики Мордовия. Посмотрите, реки на карте изображены голубой лентой. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, а кружочками отмечены города. Вам нужно прочитать города Мордовии на карте. Кто желает выполнить это задание?

Дети читают города

Дети: Саранск, Ардатов, Рузаевка, Инсар, Ковылкино, Темников, Краснослободск.
Воспитатель: Сколько городов в Мордовии?

Дети: В Мордовии 7 городов.

Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики?

Дети: Саранск – столица республики Мордовия.

Воспитатель: А в каком городе мы с вами живем?

Дети: Мы живем в городе Рузаевка.

Воспитатель: Совершенно верно! Вы получаете картинки с названием городов Мордовии. Прикрепите их на нашу интеллект-карту. Хорошо. Мы с вами не подписали линию, которая идет к нашим картинкам. Как мы ее подпишем?

Дети: Города

Воспитатель подписывает

Воспитатель: Мы заполнили уже две ветви. А мы определяем следующее задание. Кто мне в этом поможет?

Ребенок кидает кубик выбора.

Воспитатель: Много разных народов живёт в Мордовии. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, люди какой национальности живут в республике Мордовия?

Дети: В Мордовии живут русские, мордва: эрьзя и мокша, татары и люди других национальностей.

Воспитатель: Посмотрите, на экране представлены девушки в народных костюмах. Ребята, скажите, кто они по национальности? Почему Вы так решили?

Дети: На первой картинке изображена русская, на второй – мокшанка, на третьей эрьзянка, а на четвертой татарка.

Воспитатель: Отлично! Вы справились с заданием и получаете картинки с изображением людей в народных костюмах, проживающих на территории Мордовии. Давайте их расположим на нашей интеллект карте. А как мы подпишем линию?

Дети: Линию подпишем «НАРОДЫ».

Воспитатель подписывает. Несколько детей прикрепляют картинки на интеллект-карту

Воспитатель: Хорошо. Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем и проведем небольшую физкультминутку:

Физкультминутка:

По Рузаевке  мы идем. (Маршируют)

Звонко песню мы поем. (Покачивая головой вправо, влево)

Мы по улице шагаем. (Маршируют)

Ноги ровно поднимаем. (Выше колени поднимаем)

Делай шаг-раз, два.

Взмах руками - три, четыре.

Повертели головой. (Повороты головы)

Влево - вправо. Хорошо!

Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)

А теперь приступаем к следующему заданию. Кто мне поможет его определить?

Ребенок кидает кубик выбора.

Воспитатель: Наша республика богата талантами. Сколько замечательных людей прославили ее своим трудом и творчеством.  Посмотрите внимательно, на экране знаменитый человек Мордовии. Кто это? Чем он прославил нашу республику?

Дети: Скульптор С.Д. Эрьзя, поэт А.И. Полежаев, художник Ф.В. Сычков, герой Великой отечественной войны М.П. Девятаев, спортсмен Мишин А. В.

Воспитатель: Отлично! И с этим заданием Вы справились и получаете картинки с изображением знаменитых людей Мордовии. Прикрепите их на интеллект-карту. Как мы подпишем это направление?

Дети: Это ветку мы подпишем как «Знаменитости».

Воспитатель: Кто мне поможет определить следующее задание?

Ребенок кидает кубик выбора.

Воспитатель: В нашей республике очень много интересных мест, которые стараются посетить туристы. Это задание вам нужно будет выполнить на столе. Ребята, посмотрите, на столе лежат цветные и черно-белые фотографии достопримечательностей нашей республики. Вам нужно подобрать к черно-белому образу достопримечательности ее цветное изображение. И назвать это место. Вам знакомо это место? Вы там были?

Дети: Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича, Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, стадион «Мордовия Арена», Мордовский республиканский краеведческий музей, Музыкальный театр имени И.М. Яушева, площадь Победы в Саранске, парк отдыха.

Воспитатель: Отлично! И с этим заданием Вы справились. Прикрепите достопримечательности Мордовии на интеллект-карту. Как мы подпишем это направление?

Дети: Мы подпишем как «Достопримечательности».

Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее задание. И оно на столе. На столе лежат разрезные картинки с изображениями животных, обитающих в Мордовии. Вам нужно собрать картинки. Приступайте к выполнению. Назовите животное на картинке.

Дети: Лиса, волк, лось, заяц, кабан, зубр, бобер, ёж.

Воспитатель: Молодцы! Прикрепите свои картинки животных на интеллект-карте. Как мы подпишем нашу линию?

Дети: Животные

Воспитатель: Замечательно! Вы составили интеллект-карту про нашу малую родину – Республику Мордовию. Посмотрите, какая она получилась яркая, красочная, интересная и познавательная. Я ее сейчас сфотографирую и отправлю по электронной почте в детский сад города Мытищи. Воспитатели и дети с ней познакомятся и много узнают о нашей республике. А может быть приедут к нам в гости.

Воспитатель фотографирует интеллект-карту на телефон.

Воспитатель: Вам понравилось составлять интеллект-карту?

Какое задание для вас было самым сложным?

А какое самым интересным?

Воспитатель: Молодцы! Республика Мордовия сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы с вами гордимся ею. И я надеюсь, что вы сделаете всё, чтобы сберечь её, сделаете её краше, богаче и сильнее. Спасибо вам за работу!



Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 9 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия

Самоанализ

образовательной деятельности  

по патриотическому воспитанию

«Мы в Мордовии живём»

Подготовила: воспитатель,

Макунина Наталья Михайловна

2023 г.

Вашему вниманию представлено педагогическое мероприятие с детьми подготовительной к школе группы по теме «Мы в Мордовии живём». Данное занятие комплексное с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие». Форма проведения – подгрупповая, 8 человек.

При планировании образовательной деятельности мной была поставлена цель: развитие у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

В процессе образовательной деятельности мной решались задачи:

- обобщить и систематизировать знания детей о республике Мордовия с использованием интеллект-карты;

- закрепить знания о символике, достопримечательностях, животных, знаменитых людях Мордовии;

- развивать у детей познавательный интерес к истории родного края;

- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы;

- создавать условия для развития познавательного интереса к совместному достижению цели, развитие коммуникативного взаимодействия.

Проводилась предварительная работа с детьми: беседы о Республике Мордовия; рассматривание иллюстраций, презентаций, видеороликов «Моя Родина – Мордовия»; знакомство с символикой Республики Мордовия, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с достопримечательностями республики, знаменитыми людьми, животным и растительным миром.

Во время занятия использовался различный дидактический материал и оборудование: мультимедийная доска, презентация с интерактивными заданиями, видеописьмо, магнитная доска, картинки для составления интеллект-карты, маркеры для доски, цветные и черно-белые изображения достопримечательностей Мордовии; разрезные картинки с изображением животных Мордовии.

В течении всего занятия присутствовала благоприятная психологическая атмосфера: доброжелательность друг к другу и к окружающим, хорошее настроение.

Я считаю, что все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, присутствовали задания на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, повышению познавательной и мыслительной деятельности.

Вводная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны. 

В заключительной части было проведено подведение итогов, дети эмоционально откликнулись по пройденному занятию.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.

Я, считаю, что дети справились со всеми заданиями, на протяжении всего занятия сохраняли интерес, были активны, правильно отвечали на вопросы, радовались, что составили интеллект-карту и помогли воспитателю детского сада из другого региона. На занятии я к теме патриотизма подходила всесторонне: это и символы республики, и города, и знаменитые люди, и достопримечательности, и животные. Я старалась, чтобы дети узнали, какая прекрасная наша республика Мордовия, и став взрослыми берегли, охраняли и гордились ей и своей страной.

Анализируя, проведённое мероприятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём"

Развлечение "Мы в Мордовии родились, мы в Мордовии живём"...

Учебный план регионального компонента "Мы в Мордовии живём"

учебный план на год по региональному компоненту....

"Мы в Мордовии живём"

Перспективный план работы на 2018 - 2019 год по региональному компоненту на тему: "Мы в Мордовии живём" Цель: Познакомить с культурой и традициями мордовского народа. Привить любовь к родном...

«Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"»

Данный материал раскрывает содержание и структуру программы "Мы в Морлоаввии живем"...