«Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"»
консультация (старшая группа)

Лобарева Надежда Ивановна

Данный материал раскрывает содержание и структуру программы "Мы в Морлоаввии живем"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"»

Данный региональный модуль программы дошкольного образования ориентирован как на полное использование 20% времени, так и на частичное (10-15%) в зависимости от специфики работы конкретного дошкольного учреждения. Учитывая принцип комплексно-тематического планирования, он предлагает включение материала по ознакомлению с родным краем в отдельные темы, работа по которым ведется по 2 недели в квартал (всего 6 недель в год).  В представленных материалах сделан акцент на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (мордовскими языками, детской мордовской литературой и фольклором, мордовской музыкальной культурой, мордовским изобразительным и декоративно-прикладным искусством, мордовскими подвижными играми). Так как в Мордовии проживают не только мордва, но и представители других национальностей, данные разделы могут быть заменены изучением специфики другой культуры (например, русской, татарской). В то же время представлено содержание, которое относится к жизни людей любой национальности, проживающих в Мордовии. 

Модуль рассматривается  в  пределах  образовательных  областей  «Познание» («Формирование  целостной  картины  мира»), «Социализация» («Формирование  гендерной,  семейной,  гражданской  принадлежности, патриотических  чувств,  чувств принадлежности  к  мировому сообществу» и «приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам  взаимоотношения  со  взрослыми  и  сверстниками»), «Безопасность» («Формирование предпосылок экологического сознания»), «Труд» («Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека») и рекомендуется для всех дошкольных образовательных учреждений. Материал, представленный в образовательных областях «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы» может использоваться в кружковой работе по краеведению, обучению детей мордовским языкам, хореографии и пр. 

При разработке структуры и содержания регионального модуля программы дошкольного образования авторы ориентировались на современную нормативно-правовую базу дошкольного образования (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима  работы  в  дошкольных  организациях»; а также на Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до  школы» под  редакцией Н.  Е.  Вераксы, Т.  С. Комаровой, М.  А. Васильевой.

Содержание в модуле представлено по образовательным областям в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей группы. С учетом специфики дошкольных образовательных учреждений мордовский фольклор можно использовать и в работе с детьми раннего возраста (потешки, пестушки, прибаутки, заклички, песенки), но эта работа не предполагает формирования у детей этнокультурных представлений.         

Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, содержание работы и планируемые промежуточные результаты освоения регионального модуля программы, которые в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения регионального модуля программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения регионального модуля программы дошкольного образования» предлагаются содержание диагностики по каждой образовательной области, примерные диагностические карты для фиксирования результатов мониторинга и примерные диагностические методики (вопросы, задания, ситуации), ориентированные на старший дошкольный возраст, которые можно варьировать и для других возрастных групп.

С целью координирования образовательных усилий семьи и детского сада по воспитанию, обучению и развитию дошкольников, в разделе «Работа с родителями» предлагается примерное содержание в области консультирования родителей, оказания им методической помощи, организации совместных мероприятий.

Представлен обширный перечень пособий и материалов, которые можно использовать при реализации регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Региональное содержание дошкольного образования может быть реализовано во всех образовательных областях; при том необходимо учитывать, как интеграцию самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы и направлением работы дошкольного учреждения.

Рассмотрим введение регионального аспекта в каждую образовательную область.

Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает включение в образовательный процесс мордовских народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств; предполагает ознакомление дошкольников с мордовскими пословицами и поговорками о здоровье, чтение художественной литературы о богатырях и героях, обладающими крепким здоровьем, о способах заботы о своем здоровье.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с народами,  населяющими  Мордовию  (мордва –мокша  и  эрзя,  татары, русские и др.), их национальными праздниками, традициями и обычаями;  формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание толерантного  отношения  к  людям  разных  национальностей;  развитие чувства гордости за достижения уроженцев Мордовии, которые внесли в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков –героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн; также предусматривает ознакомление с мордовскими  пословицами  и  поговорками  о  труде,  с  производством Мордовии, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике.

Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным  пунктом,  в  котором  находится  детский  сад  и  проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с г. Саранск –столицей Мордовии,  с  другими  городами  и  населенными  пунктами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Мордовии; с картой Мордовии; с климатом, географическим положением, природой Мордовского края(явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками Мордовии; таже может быть реализована через  ознакомление  с  экологической  ситуацией  в  Мордовии,  с природными факторами, опасными для человека и способами поведения в них.

Образовательная   область «Речевое развитие» предполагает знакомство с языками, на  которых  говорят  жители  Мордовии;  с названиями  частей  тела,  одежды  и  предметов  обихода  древней  и современной мордвы; включает  в  образовательный  процесс  мордовский  фольклор  (народные сказки,  легенды,  мифы,  калядки,  заклички,  прибаутки,  пестушки, скороговорки, считалки), а также произведения мордовских писателей и поэтов  (переводы  произведений  устного  народного  творчества,  стихи, рассказы, повести, сказки).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на ознакомление с мордовской народной игрушкой (птичкой-свистулькой, стилизованной игрушкой-матрешкой) и изделиями, изготовленными на территории Мордовии (керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, ложкарница); с частями одежды мокшан и эрзян.  Успешно зарекомендовали себя в практике работы дошкольных учреждений рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий (посуды), приобщение к вышиванию и бисероплетению в народном стиле. Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами – уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла; в том числе включает ознакомление с мордовским музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Мордовии.  Приобщение к мордовской музыкальной культуре происходит за счет введения в репертуар для слушания, пения и ритмики мордовской народной и композиторской музыки.

Таким образом, в основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультация для педагогов ДОУ:   «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...

ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Автор Подкина И.Ю. заведующий МБДОУ № 27 .

Какие же изменения произойдут в системе дошкольного образования при введении ФГТ? Прежде всего, изменится основная общеобразовательная программа дошкольного образования, и, соответственно изменятся ус...

Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...