«Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"»
консультация (старшая группа)
Данный материал раскрывает содержание и структуру программы "Мы в Морлоаввии живем"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"»
Данный региональный модуль программы дошкольного образования ориентирован как на полное использование 20% времени, так и на частичное (10-15%) в зависимости от специфики работы конкретного дошкольного учреждения. Учитывая принцип комплексно-тематического планирования, он предлагает включение материала по ознакомлению с родным краем в отдельные темы, работа по которым ведется по 2 недели в квартал (всего 6 недель в год). В представленных материалах сделан акцент на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (мордовскими языками, детской мордовской литературой и фольклором, мордовской музыкальной культурой, мордовским изобразительным и декоративно-прикладным искусством, мордовскими подвижными играми). Так как в Мордовии проживают не только мордва, но и представители других национальностей, данные разделы могут быть заменены изучением специфики другой культуры (например, русской, татарской). В то же время представлено содержание, которое относится к жизни людей любой национальности, проживающих в Мордовии.
Модуль рассматривается в пределах образовательных областей «Познание» («Формирование целостной картины мира»), «Социализация» («Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу» и «приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками»), «Безопасность» («Формирование предпосылок экологического сознания»), «Труд» («Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека») и рекомендуется для всех дошкольных образовательных учреждений. Материал, представленный в образовательных областях «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы» может использоваться в кружковой работе по краеведению, обучению детей мордовским языкам, хореографии и пр.
При разработке структуры и содержания регионального модуля программы дошкольного образования авторы ориентировались на современную нормативно-правовую базу дошкольного образования (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; а также на Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Содержание в модуле представлено по образовательным областям в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей группы. С учетом специфики дошкольных образовательных учреждений мордовский фольклор можно использовать и в работе с детьми раннего возраста (потешки, пестушки, прибаутки, заклички, песенки), но эта работа не предполагает формирования у детей этнокультурных представлений.
Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, содержание работы и планируемые промежуточные результаты освоения регионального модуля программы, которые в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения регионального модуля программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения регионального модуля программы дошкольного образования» предлагаются содержание диагностики по каждой образовательной области, примерные диагностические карты для фиксирования результатов мониторинга и примерные диагностические методики (вопросы, задания, ситуации), ориентированные на старший дошкольный возраст, которые можно варьировать и для других возрастных групп.
С целью координирования образовательных усилий семьи и детского сада по воспитанию, обучению и развитию дошкольников, в разделе «Работа с родителями» предлагается примерное содержание в области консультирования родителей, оказания им методической помощи, организации совместных мероприятий.
Представлен обширный перечень пособий и материалов, которые можно использовать при реализации регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Региональное содержание дошкольного образования может быть реализовано во всех образовательных областях; при том необходимо учитывать, как интеграцию самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы и направлением работы дошкольного учреждения.
Рассмотрим введение регионального аспекта в каждую образовательную область.
Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает включение в образовательный процесс мордовских народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств; предполагает ознакомление дошкольников с мордовскими пословицами и поговорками о здоровье, чтение художественной литературы о богатырях и героях, обладающими крепким здоровьем, о способах заботы о своем здоровье.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с народами, населяющими Мордовию (мордва –мокша и эрзя, татары, русские и др.), их национальными праздниками, традициями и обычаями; формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Мордовии, которые внесли в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков –героев Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн; также предусматривает ознакомление с мордовскими пословицами и поговорками о труде, с производством Мордовии, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике.
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с г. Саранск –столицей Мордовии, с другими городами и населенными пунктами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Мордовии; с картой Мордовии; с климатом, географическим положением, природой Мордовского края(явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками Мордовии; таже может быть реализована через ознакомление с экологической ситуацией в Мордовии, с природными факторами, опасными для человека и способами поведения в них.
Образовательная область «Речевое развитие» предполагает знакомство с языками, на которых говорят жители Мордовии; с названиями частей тела, одежды и предметов обихода древней и современной мордвы; включает в образовательный процесс мордовский фольклор (народные сказки, легенды, мифы, калядки, заклички, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки), а также произведения мордовских писателей и поэтов (переводы произведений устного народного творчества, стихи, рассказы, повести, сказки).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на ознакомление с мордовской народной игрушкой (птичкой-свистулькой, стилизованной игрушкой-матрешкой) и изделиями, изготовленными на территории Мордовии (керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, ложкарница); с частями одежды мокшан и эрзян. Успешно зарекомендовали себя в практике работы дошкольных учреждений рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий (посуды), приобщение к вышиванию и бисероплетению в народном стиле. Также необходимо знакомить детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами – уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла; в том числе включает ознакомление с мордовским музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Мордовии. Приобщение к мордовской музыкальной культуре происходит за счет введения в репертуар для слушания, пения и ритмики мордовской народной и композиторской музыки.
Таким образом, в основе регионального аспекта содержания дошкольного образования лежит принцип интеграции, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие образовательных областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Консультация для педагогов ДОУ: «Введение в действие Федеральных государственных требованийк структуре основной общеобразовательной программыдошкольного образования». Что такое ФГТ,...
Особенности организации взаимодействия детского сада и семьи в рамках перехода на федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В статье раскрываются формы работы с родителями в рамках перехода на ФГТ....
ФГТ к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Автор Подкина И.Ю. заведующий МБДОУ № 27 .
Какие же изменения произойдут в системе дошкольного образования при введении ФГТ? Прежде всего, изменится основная общеобразовательная программа дошкольного образования, и, соответственно изменятся ус...
Консультация "Родителям о введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Раскрывает теоретические основы документа, его актуальность....
«Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Памятка для воспитателей......
Выступление на педсовете"Содержание и структура регионального модуля программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живём"
Выступление...
Аналитическая справка по результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Аналитическая справкапо результатам внутреннего аудита соответствия Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад с. Заветное» обязательному минимуму содержания, заданному в Федерал...