Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста
статья
Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Воспитание уважительного отношения к семье, обществу, государству у детей дошкольного возраста»
Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием русского народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования. Из образовательных стандартов видно, что ключевым направлением развития становится социально – коммуникативное развитие.
Главная задача дошкольной организации - создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – мини-модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания; то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья закладывает основу духовно-нравственного воспитания детей. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственные формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы.
Важность семьи вытекает из ее способности воспитывать индивидуальность.
Образовательный процесс в муниципальном бюджетном образовательном учреждении по данному направлению реализуется в соответствии с:
- комплексно-тематическим принципом;
- учетом интеграции образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
- единством обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач;
- развивающей предметно-пространственной средой.
В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации совместной деятельности:
- проектная деятельность;
- экскурсии;
- беседы (ситуативные);
- выставки детского художественного творчества;
- ознакомление детей с обычаями и традициями народов России, народным фольклором;
- музыкально - театрализованные представления;
- совместные мероприятия с родителями и детьми (традиционные праздники и тематические развлечения).
Доброй традицией имеет место проведение тематических недель, с участием воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, воспитанников и их родителей (законных представителей).
Основными целями проведения тематических недель является:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
- овладение речевым этикетом и культурой поведения во взаимоотношениях.
Педагогический коллектив использует наилучшие формы работы с семьями воспитанников:
- проектная деятельность;
- семинары – практикумы;
- совместные экологические акции;
- спортивные досуги;
- фото – выставки;
- совместные культурно – досуговые мероприятия
- праздники с народными традициями (календарные и народные: Рождество, Святочные гуляния, Колядки, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха), цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков. Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов в течение года;
- мероприятия, непосредственно связанные с историей России и русского народа, с целью приглашения не только родителей воспитанников, но и ветеранов ВОВ, военнослужащих, художников, артистов фольклорных и музыкальных театров, педагогов и воспитанников музыкальной и художественной школ. Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества (уважение, гордость, доброту, любовь), потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал;
- родительские встречи, несомненно, помогают сплотить субъектов образовательного процесса, больше знать о родителях (законных представителей), донести до них пожелания и идеи. Все это сплачивает родителей, как коллектив и в то же время семью, как ячейку общества. Во всех этих мероприятиях повышается авторитет родителей, а значит идет воспитание у ребенка социокультурных норм поведения.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи, следование общей цели формирования социально-нравственных ценностей в ребенке способно воспитать личность с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни.
Обобщая выше сказанное, можно с уверенность сказать, что дошкольная образовательная организация может заложить в детях зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности.
В дошкольном возрасте чрезвычайно важно непрерывное накопление ребёнком культурного общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, физических, художественно-эстетических и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Воспитательное взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста становится эффективным в воспитании ребёнка при следующих педагогических условиях:
- формирования ценностных ориентиров в процессе расширения педагогической компетентности членов многопоколенной семьи;
- определение и согласование с родителями и старшим поколением семьи функций, направленных на воспитание ребёнка;
- обогащение эмоционального опыта детей в общении с представителями старшего поколения семьи.
При создании вышеперечисленных педагогических условий эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует многообразия и вариативности содержания и форм работы, используемых в ДОУ и семье.
Важно изменить родительскую воспитательную позицию таким образом, чтобы родители понимали ценность воспитания в детях качеств, способствующих гармонизации отношений со старшим поколением семьи; пробуждать интерес детей к знаниям и жизненному опыту бабушек и дедушек, формируя доброе и уважительное отношение к старшему поколению; вовлечь бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду путём участия их в различных мероприятиях, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе дошкольной образовательной организации
Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно:
- с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством;
- с воспитания любви к родной семье;
- с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине.
Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству. Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям предков, к уважению и быту своих сограждан.
Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка.
Поэтому в образовательном процессе должны соблюдаться некоторые условия:
- непосредственное участие в краеведческой деятельности и взрослых, и детей;
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (экологические акции, труд на участке детского сада по выращиванию цветов, овощей, кустарников, деревьев, оформлению клумб);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада;
- взаимодействие с семьей, которая имеет определяющее значение в воспитании патриотизма и любви к родному краю. Именно в семье закладываются базовые ценности и прививается любовь к родному краю. Главная цель работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут им стать хорошим человеком и гражданином. В связи с этим мною намечены определенные задачи:
- приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формировать положительного отношения к себе; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.); о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях); об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др
Первое с чего нужно начать приобщение детей к социокультурным нормам это с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, в которой дети любят общаться, проявляют инициативу, самостоятельность в выборе деятельности и партнёров.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляться в непосредственно-образовательной деятельности. В этом помогает программа «Социокультурные истоки».
«Истоки» позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются; подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; стимулируют мотивацию к самосовершенствованию формирующейся личности ребенка.
Программа позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно- нравственного развития дошкольников. Программа существенно наполняет образовательные области «Социализация», Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» новым социокультурным и духовно-нравственным содержанием.
А также в беседах с детьми учить их постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность. Для этого использовать материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых жизненных событий.
Обратить внимание, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуациях, слушают рассказы, сказки, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки, выбирают собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.
Основной вид деятельности ребёнка – это игра.
В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и так далее. Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Учить детей находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, такие как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и так далее.
Приобщения детей к социокультурным нормам невозможно без участия родителей. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения.
Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог:
- использование самого объемного и значимого средства - социальной действительности;
- показ детям социального мира «изнутри» и помощь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий, преобразователя;
- формирование у ребенка представлений о человеческом роде, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие гуманных отношений со сверстниками как задача социализации детей дошкольного возраста
В современной России налицо конфликты ценностей, представлений о моральных принципах и социальных нормах. Кризисность современной социализации детей определяется противоречиями: - между традиционными...
ОПТИМИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема взаимосвязи родительско-детских отношений и уровня эмоционального здоровья ребёнка – дошкольника по своей актуальности заслуживает внимания не только педагогов-психологов, но и, прежде всего, род...
Программа развития межличностных отношений через подвижные игры в группе детей дошкольного возраста
Программа состоит из ритуала приветствия, подвижных игр и ритуала прощания. Игры предназначены для развития межличностных отношений между сверстниками дошкольного возраста....
"Взаимодействие участников образовательных отношений в решении задач познавательного развития детей дошкольного возраста"
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошколього возраста, взаимодействие с семьёй...
Система работы по воспитанию уважительного отношения в семье (совместные проекты, праздники, занятия, игры) у детей младшего дошкольного возраста
Данная консультативная статья раскрывает в себе аспекты системной работы по воспитанию уважительного отношения в семье у детей младшего дошкольного возраста....
Влияние музыкального воспитания в семье на общее развитие детей дошкольного возраста
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музык...
Фестиваль дружбы народов как одна из форм воспитания толерантного отношения к представителям разных национальностей у детей дошкольного возраста.
Фестиваль дружбы народов как одна из форм воспитания толерантного отношения к представителям разных национальностей у детей дошкольного возраста.В настоящее время одной из острейших проблем является в...