Развитие гуманных отношений со сверстниками как задача социализации детей дошкольного возраста
статья по теме

Сымитка Виктория Евгеньевна
В современной России налицо конфликты ценностей, представлений о моральных принципах и социальных нормах. Кризисность современной социализации детей определяется противоречиями: - между традиционными гуманными ценностями и альтернативными ценностными ориентациями современной социокультурной ситуации; - между ориентацией на вестернизацию и стремлением к сохранению русской ментальности; - между способностью личности ребенка к самоактуализации и недостаточной опорой воспитания и социализации. В этих условиях актуальным является решение проблемы гуманизации отношений в детской среде, воспитания личности, отличающейся чувством человеческого достоинства, стремлением служить людям, эмпатией, душевной щедростью, справедливостью, потребностью в добротворчестве. Воспитанию этих гуманных качеств благоприятствуют особенности дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие гуманных отношений со сверстниками как задача социализации детей дошкольного возраста

Основной путь социализации и социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения. Задача педагога  организовать жизнь детей так, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений.

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, педагог опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

Ведущей тенденцией социализации современных детей является возрождение гуманистической традиции. Неслучайно сейчас так важен аксиологический подход в методологии социализации. Доброта, милосердие, совесть, справедливость, способность к самосовершенствованию, великодушие, отзывчивость, сострадание - являются целью гуманной социализации. Аксиологический подход к социализации требует глубокого изучения личности ребенка, корректировки его социализации.

Культурологический подход к процессу социализации открывает большие возможности. Гуманные русские традиции изначально развивают в детях такие качества, как доброту, осмысление сущностных функций социализации в позиции личностно-ориентированного подхода позволяет выявить ценности - самореализации, жизнетворчества, культурной идентификации, индивидуализации, становление ребенка как субъекта культуры, жизни и социума.

Развитие гуманных отношений должно вестись на положительных эмоциях, через создание таких условий в детской среде, когда имеется возможность как можно чаще переживать удовлетворение от собственных дел, от собственного милосердия. Постепенно границы позитивных мотивов расширяются и соотносятся со всей полнотой социализации (рис. 1).


Рисунок 1. Расширение гуманных мотивов детей

дошкольного возраста в процессе социализации

Особое место в процессе социализации занимает искусство. Оно является связующим звеном между эпохами и культурами. Искусство выступает как носитель духовной культуры, как средство пространственно временного познания мира искусство европейское и африканское, современное и средневековое отражает быт, нравственность, социальные отношения того общества, в котором оно было создано.  Искусство можно рассматривать как средство формирования и выражения эмоций. Оно вызывает радость и грусть, восторг и тревогу, помогает продемонстрировать свое эмоциональное состояние.

Психологическую основу гуманного отношения к другому составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам.

В социальной группе функционирование этих отношений выражается в признании за другим, как и за самим собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и поддержки, а также в требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам по группе. Каким образом происходит становление таких и подобных им сложных форм поведения на ранних этапах онтогенеза? Каковы предпосылки проявления гуманных отношений в детской группе?

Необходимым условием возникновения гуманного отношения к сверстнику является распознавание состояния, переживаемого другим. Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования детей раннего возраста показывают, что дети поначалу легче распознают эмоции радости и гнева и труднее — печали и грусти . В более старшем возрасте репертуар эмоциональных проявлений становится все богаче, и ребенок все тоньше их различает.

Благодаря способности детей к распознаванию эмоций на следующем этапе осуществляется аффективная вовлеченность в состояние другого. Она может протекать посредством заражения, в результате которого эмоциональное состояние одного ребенка непосредственно передается другим детям.

Такое уподобление эмоциональному состоянию другого появляется в раннем возрасте и позволяет перейти от эмоции сопереживания, эмпатии — к действию. Как показали наблюдения, если годовалые дети начинают плакать, видя слезы другого, то уже дети на год старше делают попытки утешить расстроенных, поделиться с ними лакомством и пр. Подобная эмоционально-утешительная реакция, вызванная неблагополучием сверстника, особенно ярко проявляется в дошкольном возрасте. При этом ребенок не только, подобно зеркалу, «отражает» то или иное состояние другого, но и испытывает нетождественные этому состоянию эмоции, например, жалость в ответ на его плач и гнев, направленный на обидчика.

Предпосылки гуманного отношения в дошкольном детстве могут проявиться и в форме кооперативности — непосредственного, действенно-практического отклика ребенка в ответ на неблагополучие сверстника или его потребность в содействии. Малыш полутора лет может отдать огорченному товарищу любимую игрушку, дошкольник готов поделиться чем-то лично для него ценным со сверстником, непроизвольно броситься ему на помощь, оказать услугу, например, поднести «строительный материал» для игры и т.д. Безусловно, подобные формы гуманного отношения проявляются далеко не всеми детьми. При полном осознании нужд и желаний сверстников ребенок зачастую может их игнорировать, либо преследовать собственные цели, проявляя равнодушие, жадность.

У ребенка-дошкольника активно формируются нравственные представления о том, что хорошо и что плохо, моральные оценки собственных действий и поступков сверстников. Идентификация ребенка со сверстниками развивает у него способность ставить себя на место других, относясь к себе как бы со стороны и соотнося при этом свое поведение с моральными нормами. В соответствии с нормами осуществляется принятие решения и «проигрывание» собственного действия в воображаемом плане. В сознании ребенка происходит предвидение того результата, который произведет его поступок, и предчувствие возможных последствий этого поступка для окружающих и его самого.

Эмоциональное предвосхищение играет важную роль в осуществлении дошкольниками форм деятельности, направленной на удовлетворение нужд и требований других людей, а также при выполнении определенных нравственных норм и правил поведения (А.В. Запорожец). Такого рода предчувствие — необходимый компонент гуманных взаимоотношений, в результате которых ребенок знает и чувствует, каким образом его действие отзовется на состоянии другого и как необходимо построить свою совместную деятельность с ним, чтобы устранить его неблагополучие.

В старшем дошкольном возрасте важно расширять область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, обогатить представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. Дети должны учиться активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей должна обогатиться вежливыми речевыми оборотами, разными формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой. Важно развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

На рисунке 2 представлена система компонентов гуманного отношения со сверстниками детей 6-7 лет, наглядно иллюстрирующая главные акценты в целенаправленной социализации детей.


Поступки

Г

У

М

А

Н

Н

Ы

Е

О

Т

Н

О

Ш

Е

Н

И

Я

Волевые устремления

Оценки

Направленность

Переживания

Знания

Рисунок 2. Интеграция компонентов гуманного отношения со сверстниками детей 6-7 лет


Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, надо стремиться воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле, показывая детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. В подготовительной группе дети с удовольствием принимают участие в акциях миролюбия: «Дружат дети всей планеты», «Земля — наш общий дом», «Пусть летят птицы мира».

Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное — связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.   Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий по определенным условиям.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.  В своей книге  “Общение: личность и психика ребенка”  М.И. Лисина выделила несколько форм общения:

  1. Деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество со взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;
  2. Познавательное общение со взрослым по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;
  3. Личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции школьника.

К шести годам у ребенка складываются представления об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек, о проявлениях возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей (черты лица, одежда, прическа, обувь). В старшем дошкольном возрасте должны быть элементарные представления о многообразии народов мира (представители белой, черной, желтой рас); некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия .

Ребенок понимает (из рассказов взрослых, детской литературы, видеоматериалов), что все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков.

В дошкольном возрасте у детей должны формироваться правила культуры поведения, понимание того, что они выполняются не только по отношению к близким, к воспитателю, но и по отношению к незнакомым людям. Это конкретные способы проявления детьми заботливого, вежливого отношения к старшим в ситуациях общения, в уходе за больным или старым человеком, в ситуации поздравления и т.д.

Дети учатся понимать, что заслуживает одобрения окружающих, а именно: проявление детьми доброго, чуткого отношения к старшим; что недопустимо проявление грубости, черствости к своим близким, учатся узнавать и называть разные эмоциональные состояния людей по мимике, жестам. Дети способны выделять характерные для того или иного эмоционального или физического состояния взрослого позу, жесты, мимику на картинке, в скульптуре, в жизни.

Во взаимодействии со сверстниками у детей формируются представления о правилах культурного поведения в группе среди детей: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеешь сам; играть дружно, быть справедливым.

Важно понимание того, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл, знание конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность) .

Дети должны осознавать, что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре.

В дошкольном возрасте происходит проявление интереса к эмоциональному состоянию и настроению сверстников. Умение «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса в жизни, на картинках, в скульптурном изображении, находить общие черты в настроении детей и музыки, природы, картины (радость, печаль, восторг, задумчивость), одна из задач по развитию гуманных отношений в общении со сверстниками.  В дошкольном возрасте дети умеют высказать свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния сверстника (почему оно возникло, как его поддержать или изменить), проявляют интерес к правилам поведения, выражают свое отношение к поступкам сверстников или героев литературных произведений. Дети могут оценивать поведение сверстника через сравнение его поступка с поступками и чертами личности литературных героев (Буратино, Карабас-Барабас, Чиполлино) .

Формируется умение высказываться о чувствах сверстников или героев литературных произведений, мультфильмов в той или иной ситуации, умение пожалеть, выразить сочувствие, защитить, сдержать свои негативные побуждения, избежать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться ко взрослому.

Как известно, игровая деятельность  шестилетнего ребенка является ведущей. Поэтому для реализации поставленных задач по социализации и социально-нравственному воспитанию дошкольника, можно использовать  огромное количество сюжетно-ролевых игр.

Говоря о значении игры в развитии социального поведения и социализации детей старшего дошкольного возраста, приобретении ими опыта общения и отношений со сверстниками, отечественные психологи и педагоги А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др. особое значение придают ее организационной стороне. Так, Д. Б. Эльконин указывает, что для осуществления игровой деятельности, имеющей коллективный характер, необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете; распределить между собой роли; договориться о значении вовлекаемых в игру предметов .

Гуманность – это интегративное качество личности, составляющими которого являются доброта, сочувствие, сострадание, милосердие, чуткость, отзывчивость, жалость, эмпатия. Генезис гуманности в мире детства, ибо господство интерактивной совместной деятельности (игры, совместных занятий, прогулки и пр.)  - внешний инструмент овладения детьми гуманными отношениями, когда социальный мир (общество взрослых и сверстников) приобретает для детей статус безусловных личных ценностей и порождает стремление к защите, содействию, помощи.

Согласно исследованиям  В.В. Абраменковой  показатели гуманных отношений детей является коллективистическая или солидарная идентификация – действенное сострадание неудачам и активное сорадование успехам других.

Совместная деятельность детей, построенная по принципу “один за всех и все за одного” может быть эффективным средством развития гуманных отношений детей. Разнообразные интерактивные ситуации со сменой позиций каждого ребенка могут сблизить детей и установить определенную степень тождественности между ними, когда ребенок как бы ставит себя на место другого, получает возможность относиться к нему как к себе самому, а значит и действовать в соответствии с этим отношением. Только интерактивные ситуации облегчают идентификацию с другим, обеспечивая тем самым гуманное отношение к сверстнику и действия по устранению его неблагополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Программа развития межличностных отношений через подвижные игры в группе детей дошкольного возраста

Программа состоит из ритуала приветствия, подвижных игр и ритуала прощания. Игры предназначены для развития межличностных отношений между сверстниками дошкольного возраста....

Создание социально - педагогических условий для развития партнерских отношений в сюжетно - ролевой игре у детей дошкольного возраста

Перед педагогическим сообществом стоит глобальная задача создания, апробации и внедрения новой модели образования. Дошкольное воспитание и обучение - первый уровень непрерывного образования, создающий...

«Технологии «Рефлексивный круг» как способ внедрения доброжелательных отношений в успешную социализацию детей дошкольного возраста»»

Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. Соединение этих двух понятий (рефлексия и круг) отражает основную направленность моей работы: научить ребёнка обращаться к ра...