«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Спиридонова Дарья Юрьевна

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. В дошкольном возрасте  дети  пытаются понимать, как это устроено. На современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_soobshchenie.docx15.85 КБ
Файл robototehnika.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. В дошкольном возрасте дети пытаются понимать, как это устроено. На современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Учитывая модернизацию дошкольного образования и важную для современного общества задачу – воспитание будущих инженерных кадров России, лего – конструирование с развитием инженерного мышления на современном этапе является одной из приоритетных задач.

Использование Лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Изучение методической литературы таких авторов, как Комарова Л.Г., Фешина Е.В., помогло нам понять, что через лего-конструирование мы способны развивать логическое мышление у детей и это является первой ступенью к техническому творчеству.

Обучение и развитие в ДОО можно реализовывать в образовательной среде с помощью леготехнологий. На наш взгляд, это является великолепным средством для интеллектуального развития и инженерного мышления у дошкольников.

Опираясь на современные требования в образовании, мы решаем следующие задачи:

1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

2. Способствовать развитию интереса к конструированию, стимулировать интерес к поисковой и творческой деятельности.

3. Развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память.

4. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Элементы инженерного мышления посредством лего-конструирования у детей развиваются не сразу. Для этого мы применяем такую модель:

- я – исследователь

- я – конструктор

- я – мастер

- я - творец

Итак, Я – исследователь.

На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок учится представлять образец в различных пространственных положениях.

Я – конструктор.

Здесь кипит работа по усовершенствованию продукта, дети делают его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.

Я – мастер.

В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. На данном этапе у ребенка уже есть собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.

Я – творец.

Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.

Кроме того, использование в работе комплексно-тематического принципа придает системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя, что позволяет запустить процесс использования вариативных методов и приемов, это дает возможность постепенно развивать инженерное мышление.

Немаловажную роль играет предметно-пространственная развивающая среда, в которой мы постарались создать необходимые условия. В лего-кабинете находятся схемы: дом, машина, различные животные, схемы предметов мебели и многие другие, разные виды конструкторов и дидактические игры с использованием Лего – конструкторов, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки.

Совместную деятельность с детьми по Лего –конструированию выстраиваем в игровой форме, создаем проблемные ситуации, что помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

Использование этих методов и приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.

Планируя свою работу согласно модели: я – исследователь, я – конструктор, я – мастер, я – творец, и опираясь на индивидуальные и личностные качества ребенка, мы пришли к выводу, что на разных этапах творчества развитие проходит по разному, сегодня он может быть творцом, а завтра стать исследователем, что непременно зависит от его психологического настроя.

Такой подход к организации деятельности детей делает их развитие более быстрым, легким и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой «высотой» является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста» Выполнила: старший воспитатель МБДОУ ДС №24 г. Кузнецка Д.Ю. Спиридонова

Слайд 2

« Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной техники…»

Слайд 3

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: Логическое Творческое Наглядно-образное Практическое Теоретическое Техническое

Слайд 4

Задачи педагога в рамках ФГОС ДО: Формирование мотивации развития обучения дошкольников; Формирование творческой, познавательной деятельности.

Слайд 5

Образовательная робототехника - новая, актуальная педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: Механика Электроника Автоматика Конструирование Программирование Технический дизайн

Слайд 6

Конструирование:

Слайд 7

Задачи для формирования инженерного мышления у старших дошкольников: Развить у детей 5-7 лет умение конструировать в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивать и обустраивать пространство по своему замыслу и плану; Способствовать развитию у старших дошкольников умения фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; Создать условия для развития инициативы в конструктивной деятельности.

Слайд 8

Центры конструирования, оснащенные разными видами LEGO конструкторов: Мягкие кирпичи LEGO Soft базовый набор; Конструктор LEGO DUPLO («Набор с трубками», «Детская площадка», «Космос и аэропорт», «Большая ферма», «Службы спасения», «Городские жители», «Общественный и муниципальный транспорт», «Город», «Дикие животные», «Строительные машины», «Работники муниципальных служб» и др.); Конструктор LEGO DUPLO б азов набор «Построй свою историю»; LEGO «Первые конструкции»; LEGO «Первые механизмы»; LEGO «Простые механизмы».

Слайд 9

Центры конструирования

Слайд 10

Центры конструирования:

Слайд 11

Модель развития инженерного мышления посредством LEGO конструирования: Я – исследователь Я – конструктор Я – мастер Я - творец

Слайд 12

«Я – исследователь» ( LEGO- конструирование по образцу): Основа, база на которой развивается творчество. Детям предлагают образцы объектов, выполненных из деталей LEGO- конструктора, показывают способы их воспроизведения. Обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий основанных на подражании.

Слайд 13

Конструирование по образцу

Слайд 14

«Я – конструктор» или LEGO - конструирование по замыслу: Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; Здесь ребенок решает сам, что и как он будет конструировать

Слайд 15

Конструирование по замыслу

Слайд 16

«я – мастер» ( LEGO- конструирование по теме): Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, но здесь замыслы детей ограничиваются определенной темой; LEGO- конструирование по модели: Ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения, что является эффективным средством активизации их мышления; В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры

Слайд 17

Конструирование по теме

Слайд 19

«Я – творец» ( LEGO- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: Предусматривает предоставление детям простых схем-чертежей, отражающих структуру образца постройки; У детей развивается образное мышление и познавательные способности; Дети начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи – в качестве средства самостоятельного познания новых объектов

Слайд 21

Современный инженер должен создать всю цепочку: исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....

Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )

Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...

«Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – сформировать инже...

«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».

В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобр...

Презентация для педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Презентациядля педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»1 слайд Предлагаю вашему вниманию презентацию своего опыта...

«Технология развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал будет интерестен воспитателяд ДО, рботающим по технологии развитиякритического мышления. В данном материале рассматриваются два приема ТРКМ - прием "Мозговой штурм" и прием ...

Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...