«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. В дошкольном возрасте дети пытаются понимать, как это устроено. На современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.85 КБ |
![]() | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. В дошкольном возрасте дети пытаются понимать, как это устроено. На современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.
Учитывая модернизацию дошкольного образования и важную для современного общества задачу – воспитание будущих инженерных кадров России, лего – конструирование с развитием инженерного мышления на современном этапе является одной из приоритетных задач.
Использование Лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.
Изучение методической литературы таких авторов, как Комарова Л.Г., Фешина Е.В., помогло нам понять, что через лего-конструирование мы способны развивать логическое мышление у детей и это является первой ступенью к техническому творчеству.
Обучение и развитие в ДОО можно реализовывать в образовательной среде с помощью леготехнологий. На наш взгляд, это является великолепным средством для интеллектуального развития и инженерного мышления у дошкольников.
Опираясь на современные требования в образовании, мы решаем следующие задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
2. Способствовать развитию интереса к конструированию, стимулировать интерес к поисковой и творческой деятельности.
3. Развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память.
4. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Элементы инженерного мышления посредством лего-конструирования у детей развиваются не сразу. Для этого мы применяем такую модель:
- я – исследователь
- я – конструктор
- я – мастер
- я - творец
Итак, Я – исследователь.
На данном этапе ребенок попадает в так называемое «Техническое бюро». Он исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно используя опорные схемы, различные символы и знаки, носящие образный характер, пробует установить, на что похож предмет и чем он отличается от других. Ребенок учится представлять образец в различных пространственных положениях.
Я – конструктор.
Здесь кипит работа по усовершенствованию продукта, дети делают его креативным и уникальным. Инициативность, творческий потенциал и воображение помогают юному конструктору найти положительные свойства предметов. Применение которых, улучшат, преобразуют продукт, сделают его находкой конструкторской мысли. Особое значение данный этап имеет для совершенствования знаний, умений и навыков о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа.
Я – мастер.
В «Мастерской» ребенок реализует свой опыт созидания. На данном этапе у ребенка уже есть собственная активная позиция, широкий спектр для созидания: техническое или художественное конструирование, использование конструктора Лего, основ моделирования, макетирования.
Я – творец.
Ребенок созидает и творит. Продукт его деятельности – часть окружающей жизни. И как всякий рукотворный продукт он способствует самовыражению ребенка, развитию его самостоятельной творческой активности, стремлению к созиданию и свободе выбора.
Кроме того, использование в работе комплексно-тематического принципа придает системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя, что позволяет запустить процесс использования вариативных методов и приемов, это дает возможность постепенно развивать инженерное мышление.
Немаловажную роль играет предметно-пространственная развивающая среда, в которой мы постарались создать необходимые условия. В лего-кабинете находятся схемы: дом, машина, различные животные, схемы предметов мебели и многие другие, разные виды конструкторов и дидактические игры с использованием Лего – конструкторов, включающие в себя обучение составлению алгоритма сборки.
Совместную деятельность с детьми по Лего –конструированию выстраиваем в игровой форме, создаем проблемные ситуации, что помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Использование этих методов и приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.
Планируя свою работу согласно модели: я – исследователь, я – конструктор, я – мастер, я – творец, и опираясь на индивидуальные и личностные качества ребенка, мы пришли к выводу, что на разных этапах творчества развитие проходит по разному, сегодня он может быть творцом, а завтра стать исследователем, что непременно зависит от его психологического настроя.
Такой подход к организации деятельности детей делает их развитие более быстрым, легким и позволяющим достичь больших высот. В нашем случае такой «высотой» является последующее формирование и развитие инженерного мышления у подросшего ребенка, направляя его по пути научно-технического творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной техники…»
Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: Логическое Творческое Наглядно-образное Практическое Теоретическое Техническое
Задачи педагога в рамках ФГОС ДО: Формирование мотивации развития обучения дошкольников; Формирование творческой, познавательной деятельности.
Образовательная робототехника - новая, актуальная педагогическая технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: Механика Электроника Автоматика Конструирование Программирование Технический дизайн
Конструирование:
Задачи для формирования инженерного мышления у старших дошкольников: Развить у детей 5-7 лет умение конструировать в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивать и обустраивать пространство по своему замыслу и плану; Способствовать развитию у старших дошкольников умения фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; Создать условия для развития инициативы в конструктивной деятельности.
Центры конструирования, оснащенные разными видами LEGO конструкторов: Мягкие кирпичи LEGO Soft базовый набор; Конструктор LEGO DUPLO («Набор с трубками», «Детская площадка», «Космос и аэропорт», «Большая ферма», «Службы спасения», «Городские жители», «Общественный и муниципальный транспорт», «Город», «Дикие животные», «Строительные машины», «Работники муниципальных служб» и др.); Конструктор LEGO DUPLO б азов набор «Построй свою историю»; LEGO «Первые конструкции»; LEGO «Первые механизмы»; LEGO «Простые механизмы».
Центры конструирования
Центры конструирования:
Модель развития инженерного мышления посредством LEGO конструирования: Я – исследователь Я – конструктор Я – мастер Я - творец
«Я – исследователь» ( LEGO- конструирование по образцу): Основа, база на которой развивается творчество. Детям предлагают образцы объектов, выполненных из деталей LEGO- конструктора, показывают способы их воспроизведения. Обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий основанных на подражании.
Конструирование по образцу
«Я – конструктор» или LEGO - конструирование по замыслу: Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; Здесь ребенок решает сам, что и как он будет конструировать
Конструирование по замыслу
«я – мастер» ( LEGO- конструирование по теме): Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, но здесь замыслы детей ограничиваются определенной темой; LEGO- конструирование по модели: Ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения, что является эффективным средством активизации их мышления; В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры
Конструирование по теме
«Я – творец» ( LEGO- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: Предусматривает предоставление детям простых схем-чертежей, отражающих структуру образца постройки; У детей развивается образное мышление и познавательные способности; Дети начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» - простейшие чертежи – в качестве средства самостоятельного познания новых объектов
Современный инженер должен создать всю цепочку: исследование – конструирование – технология – изготовление – доведение до конечного потребителя
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841207-1478010619.png)
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/29/picture-1155156-1582979959.jpg)
Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/27/picture-1328611-1619519768.jpg)
«Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – сформировать инже...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/09/picture-934882-1499580014.jpg)
«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-1423047-1663927832.jpg)
Презентация для педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Презентациядля педагогов «Использование технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»1 слайд Предлагаю вашему вниманию презентацию своего опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/04/picture-999055-1712196923.jpg)
«Технология развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал будет интерестен воспитателяд ДО, рботающим по технологии развитиякритического мышления. В данном материале рассматриваются два приема ТРКМ - прием "Мозговой штурм" и прием ...
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...