«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника. Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование - это не только увлекательный, но и полезный вид деятельности. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.
Давно известно, что для развития речи огромное значение имеет развитие мелкой моторики.
В данный момент я работаю на комбинированной группе, где есть дети с ОВЗ, и развитие мелкой моторики – это одна из задач в моей работе. В рамках реализации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» мною организован кружок «Волшебный мир электричества», целью которого является развитие у дошкольников инженерного мышления и творческих способностей, через использование электронного конструктора «Знаток».
Основные задачи программы кружка:
- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- учиться четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность;
- развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
- учиться применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- уметь действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.
Абсолютно все дети рано или поздно интересуются устройством различных электроприборов: как устроено радио, почему горят лампочки, как работают звонки, охранные сигнализации и т.п. На такие вопросы достаточно сложно ответить так, чтобы ребенок понял. Ведь приходится оперировать понятиями из физики и электроники. Однако, электронный конструктор "Знаток” позволяет постичь принципы работы электроприборов с помощью практических действий.
Конструктор "Знаток предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Даже если малыш абсолютный гуманитарий, ему будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.
Работа с деталями электронного конструктора позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков ребенка, что окажет незаменимую помощь в освоении письма в будущем, а также в развитии мышления и речи. Ведь, недаром говорят, что «детский ум находится на кончиках пальцев».
На основе брошюры по руководству мной был разработан тематический план.
Тематическое планирование
Тема | Наименование темы |
Тема 1 | Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Природа электрического тока. |
Тема 2 | Методика сборки схем |
Тема 3 | Условные обозначения и коды |
Тема 4 | Источники питания и света |
Тема 5 | Имитаторы звуков |
Тема 6 | Музыкальные звонки |
Тема 7 | Радиоприемники и вентиляторы |
Тема 8 | Охранные сигнализации |
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий,
выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике)
4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1 Словесный (устное изложение, беседа).
2 Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по
образцу).
3 Практический (практическая работа).
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В мониторинге образовательного процесса по развитию инженерного мышления и творческих способностей принимают участие родители. Свои наблюдения они фиксируют в индивидуальной карточке-анкете своего ребенка и могут их сравнить с наблюдениями педагога (Приложение 1). Многие родители стали интересоваться что собой представляет конструктор «Знаток» для дошкольников, так ли он прост в использовании. Мною было принято решение провести мастер-класс по ознакомлению родителей с конструктором.
После знакомства с конструктором, некоторые родители приобрели его своим детям и дома совместно собирают схемы и придумывают новые.
Дети, освоившие электронный конструктор "Знаток”, вряд ли будут испытывать трудности на уроках физики, труда и информатики.
В ходе работы ребенок учится партнерским отношениям, взаимопомощи и взаимопониманию. Интересная совместная деятельность объединяет, способствует формированию таких черт характера, как внимательность, общительность, терпение и аккуратность. Все эти качества незаменимы в жизни.
Большое количество разнообразных элементов конструктора создает неограниченные возможности для экспериментов! Электронный конструктор "Знаток”- отличный повод собраться всей семьей над каким-нибудь грандиозным проектом!
Приложение 1
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в целях создания эффективной системы выявления задатков и развития инженерного мышления и творческих способностей у детей.
Заполните столбец «наблюдения родителей», отметив знаком (1) Склонности Вашего ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если Вы заметили у ребенка все или практически все задатки по данному направлению.
Фамилия, имя, отчество ребенка:
Дата рождения:
Группа:
| № | Задатки и наклонности ребенка | Наблюдения педагогов | Наблюдения родителей | ||||
| 1. | Интеллектуальные: |
|
| ||||
| - наблюдателен, обладает исключительной памятью |
|
| |||||
| - знает многое, о чем его сверстники не предполагают |
|
| |||||
| - разносторонняя любознательность |
|
| |||||
| - охотно и легко занимается самостоятельно |
|
| |||||
| - умеет хорошо и по - взрослому излагать свои мысли |
|
| |||||
| 2. | Логико - математические: |
|
| ||||
| - проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию |
|
| |||||
| -демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических цифр и знаков |
|
| |||||
| - с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания |
|
| |||||
| - проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений |
|
| |||||
| - разбирается в измерении времени (часы, календари), предметов или денег |
|
| |||||
| - проявляет понимание геометрических особенностей плоских и объемных предметов |
|
| |||||
| - умеет «читать» простейшую графическую информацию о пространственных отношениях объектов |
|
| |||||
| - распознает и анализирует формы предметов в целом и отдельных его частей |
|
| |||||
| 3 | Технические |
|
| ||||
|
| - интересуется механизмами и машинами. |
|
| ||||
|
| - может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов |
|
| ||||
|
| - любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. |
|
| ||||
|
| - любит рисовать чертежи и схемы механизмов. |
|
| ||||
| - любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом |
|
|
| ||||
| - проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) |
|
|
| ||||
| -быстро и легко осваивает компьютер |
|
|
| ||||
| -читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов |
|
|
| ||||
4. | Естественно-технические: |
|
|
| ||||
- внимателен к разным природным явлениям, замечает необычные факты |
|
|
| |||||
- знает и интересуется историей и вопросами развития Земли и обитателей на ней |
|
|
| |||||
- задает разные вопросы о происхождении и изменении предметов |
|
|
| |||||
- проявляет большой интерес к занятиям экспериментами |
|
|
| |||||
- любит ухаживать за животными и растениями |
|
|
| |||||
5. | Технические |
|
|
| ||||
Интересуется механизмами и машинами. |
|
|
| |||||
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов |
|
|
| |||||
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. |
|
|
| |||||
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. |
|
|
| |||||
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом |
|
|
| |||||
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) |
|
|
| |||||
Быстро и легко осваивает компьютер |
|
|
| |||||
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов |
|
|
| |||||
6. | Творческое мышление: |
|
|
| ||||
- часто делает все по своему (независим) |
|
|
| |||||
- изобретателен в различной деятельности, в играх, в отношениях с другими детьми, предлагая свой подход |
|
|
| |||||
- задает оригинальные вопросы, придумывает новые идеи и находит необычные решения |
|
|
| |||||
- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу |
|
|
| |||||
- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей) |
|
|
| |||||
« » 20 г. Подпись педагога
« » 20 г. Подпись родителя
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование электронного конструктора «Знаток» для развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
В современном мире модернизация дошкольного образования приводит к тому, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, которые задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Одной из задач современного образования является развитие интеллектуальных и конструктивных способностей дошкольника. Конструктивная деятельность во ФГОС определена как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Конструирование - это не только увлекательный, но и полезный вид деятельности. Когда ребенок строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение.
Давно известно, что для развития речи огромное значение имеет развитие мелкой моторики.
В данный момент я работаю на комбинированной группе, где есть дети с ОВЗ, и развитие мелкой моторики – это одна из задач в моей работе. В рамках реализации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» мною организован кружок «Волшебный мир электричества», целью которого является развитие у дошкольников инженерного мышления и творческих способностей, через использование электронного конструктора «Знаток».
Основные задачи программы кружка:
- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- учиться четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность;
- развивать умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
- учиться применять полученные знания и умения в практической деятельности;
- уметь действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора.
Абсолютно все дети рано или поздно интересуются устройством различных электроприборов: как устроено радио, почему горят лампочки, как работают звонки, охранные сигнализации и т.п. На такие вопросы достаточно сложно ответить так, чтобы ребенок понял. Ведь приходится оперировать понятиями из физики и электроники. Однако, электронный конструктор "Знаток” позволяет постичь принципы работы электроприборов с помощью практических действий.
Конструктор "Знаток предоставляет неограниченные возможности для проявления фантазии ребенка, развивая его смекалку и воображение. Даже если малыш абсолютный гуманитарий, ему будет интересно поработать с конструктором, создать что-то новое и неповторимое: электронную игрушку или оригинальный чудо-прибор. Следуя инструкциям, собирая те или иные приборы, ребенок чувствует себя настоящим знатоком и волшебником, ведь в конце каждого удачного эксперимента происходит маленькое чудо: загорается лампочка, работает моторчик, двигается игрушка и т.п.
Работа с деталями электронного конструктора позволит усовершенствовать, сделать более точными движения пальчиков ребенка, что окажет незаменимую помощь в освоении письма в будущем, а также в развитии мышления и речи. Ведь, недаром говорят, что «детский ум находится на кончиках пальцев».
На основе брошюры по руководству мной был разработан тематический план.
Тематическое планирование
Тема | Наименование темы |
Тема 1 | Правила работы с электронным конструктором и техника безопасности и правила поведения. Природа электрического тока. |
Тема 2 | Методика сборки схем |
Тема 3 | Условные обозначения и коды |
Тема 4 | Источники питания и света |
Тема 5 | Имитаторы звуков |
Тема 6 | Музыкальные звонки |
Тема 7 | Радиоприемники и вентиляторы |
Тема 8 | Охранные сигнализации |
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.Организационный этап (создание эмоционального настроения в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2.Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий,
выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3.Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике)
4.Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1 Словесный (устное изложение, беседа).
2 Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по
образцу).
3 Практический (практическая работа).
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В мониторинге образовательного процесса по развитию инженерного мышления и творческих способностей принимают участие родители. Свои наблюдения они фиксируют в индивидуальной карточке-анкете своего ребенка и могут их сравнить с наблюдениями педагога (Приложение 1). Многие родители стали интересоваться что собой представляет конструктор «Знаток» для дошкольников, так ли он прост в использовании. Мною было принято решение провести мастер-класс по ознакомлению родителей с конструктором.
После знакомства с конструктором, некоторые родители приобрели его своим детям и дома совместно собирают схемы и придумывают новые.
Дети, освоившие электронный конструктор "Знаток”, вряд ли будут испытывать трудности на уроках физики, труда и информатики.
В ходе работы ребенок учится партнерским отношениям, взаимопомощи и взаимопониманию. Интересная совместная деятельность объединяет, способствует формированию таких черт характера, как внимательность, общительность, терпение и аккуратность. Все эти качества незаменимы в жизни.
Большое количество разнообразных элементов конструктора создает неограниченные возможности для экспериментов! Электронный конструктор "Знаток”- отличный повод собраться всей семьей над каким-нибудь грандиозным проектом!
Приложение 1
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в целях создания эффективной системы выявления задатков и развития инженерного мышления и творческих способностей у детей.
Заполните столбец «наблюдения родителей», отметив знаком (1) Склонности Вашего ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если Вы заметили у ребенка все или практически все задатки по данному направлению.
Фамилия, имя, отчество ребенка:
Дата рождения:
Группа:
№ | Задатки и наклонности ребенка | Наблюдения педагогов | Наблюдения родителей | |||||
1. | Интеллектуальные: | |||||||
- наблюдателен, обладает исключительной памятью | ||||||||
- знает многое, о чем его сверстники не предполагают | ||||||||
- разносторонняя любознательность | ||||||||
- охотно и легко занимается самостоятельно | ||||||||
- умеет хорошо и по - взрослому излагать свои мысли | ||||||||
2. | Логико - математические: | |||||||
- проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию | ||||||||
-демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических цифр и знаков | ||||||||
- с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания | ||||||||
- проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений | ||||||||
- разбирается в измерении времени (часы, календари), предметов или денег | ||||||||
- проявляет понимание геометрических особенностей плоских и объемных предметов | ||||||||
- умеет «читать» простейшую графическую информацию о пространственных отношениях объектов | ||||||||
- распознает и анализирует формы предметов в целом и отдельных его частей | ||||||||
3 | Технические | |||||||
- интересуется механизмами и машинами. | ||||||||
- может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов | ||||||||
- любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. | ||||||||
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | ||||||||
- любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом | ||||||||
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) | ||||||||
-быстро и легко осваивает компьютер | ||||||||
-читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов | ||||||||
4. | Естественно-технические: | |||||||
- внимателен к разным природным явлениям, замечает необычные факты | ||||||||
- знает и интересуется историей и вопросами развития Земли и обитателей на ней | ||||||||
- задает разные вопросы о происхождении и изменении предметов | ||||||||
- проявляет большой интерес к занятиям экспериментами | ||||||||
- любит ухаживать за животными и растениями | ||||||||
5. | Технические | |||||||
Интересуется механизмами и машинами. | ||||||||
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов | ||||||||
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. | ||||||||
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов. | ||||||||
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом | ||||||||
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей) | ||||||||
Быстро и легко осваивает компьютер | ||||||||
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов | ||||||||
6. | Творческое мышление: | |||||||
- часто делает все по своему (независим) | ||||||||
- изобретателен в различной деятельности, в играх, в отношениях с другими детьми, предлагая свой подход | ||||||||
- задает оригинальные вопросы, придумывает новые идеи и находит необычные решения | ||||||||
- чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу | ||||||||
- демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей) |
« » 20 г. Подпись педагога
« » 20 г. Подпись родителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов....
Методическая разработка «Лего –LAND» (развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста )
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...
«Развитие инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста».
В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – сформировать инже...
"Использование дидактических игр в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Дидактические игры занимают важное место в развитии мышления человека, так как значительно ускоряют процесс мыслительных операций, а также являются важнейшим средством их формирования....
Городская базовая образовательная площадка по теме: "Возможности использования электронного конструктора "Знаток" при организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста",
25 апреля прошло последнее занятие городской базовой образовательной площадки по теме: "Возможности использования электронного конструктора "Знаток" при организации образовательной деят...
Использование приемов и методов технологии развития критического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной ко...
«Робототехника как технология развития инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...