Конспект Совместная деятельность для детей среднего дошкольного возраста и их родителей конспект занятия «Знакомство с натюрмортом «Синие сливы»»
план-конспект занятия (средняя группа)

Пономарева Ольга Николаевна

Конспект

 Совместная деятельность для детей среднего

дошкольного возраста и их родителей

конспект занятия «Знакомство с натюрмортом «Синие сливы»»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 17 «Сказка»

Конспект

 Совместная деятельность для детей среднего

дошкольного возраста и их родителей

конспект занятия «Знакомство с натюрмортом «Синие сливы»»

Подготовила: воспитатель

Пономарева Ольга Николаевна

Камень-на Оби, 2024

Вид деятельности: Посещение картинной галереи, занятие по ознакомлению с натюрмортом.

Форма: совместная деятельность детей и родителей

Цель: создание условий для формирования культурных ценностей у дошкольников и вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития нравственной воспитанности детей.

Задачи для детей:

  • Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
  • Формировать навыки создавать натюрморт из окружающих предметов.
  • Развивать творческие способности детей чувство цвета, композиционное решение.
  • Воспитывать эстетическое восприятие натюрморта.

Задачи для родителей:

  • Привлечь родителей к формированию у детей эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства, формированию умений выделять их выразительные средства.

Материалы и оборудование: Репродукция картины «Натюрморт с фруктами», репродукции натюрмортов. Муляжи фруктов, посуда, ткань для драпировок, цветы в вазе и т.д.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое».

                                                                                                                                                                 

Ход образовательной деятельности.

Последовательность, алгоритм

Содержание деятельности

Действия

педагог

Дети и родители

1.Организационный этап. Эмоциональный настрой на совместную деятельность.

  Здравствуйте уважаемые гости. Наше занятие пройдет сегодня в необычной форме, с детьми и родителями вместе.

А сейчас я прошу вас встать в круг и взять за руки своих детей.

      У каждого на свете должны быть папа с мамой —

 У тех, кто всех послушней, и непослушных самых.

  У каждого на свете должны быть братья, сёстры…

Чтоб жизнь была весёлой и от улыбок пёстрой.

 У каждого на свете: детишек, птиц, зверья,

 Должны быть те, кто дорог — Родимая семья!

  У каждого на свете должны быть папа с мамой,

Семья большое счастье — подарок самый-самый!

Эмоционально включает детей и родителей в действие

Концентрируют внимание, проявляют интерес

2. Мотивация к деятельности.

У нас в детском саду есть картинная галерея, в ней находится часть репродукций из Третьяковской галереи. С некоторыми из них мы уже познакомились с ребятами. И сегодня я приглашаю вас посетить нашу галерею вместе с детьми. Посещение картинных галерей вместе с родителями приобщает ребенка к культуре, и он становится благодарным и восприимчивым посетителем выставок, галерей, культурных событий нашей страны.

Активизирует к просмотру картин в галереи, мотивирует к дальнейшей деятельности

Проявляют интерес к теме занятия

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть:

В переводе – неживая природа.

Это значит, мир вещей.

Поищи их поскорей!

То, что на столе стоит,

То, что на полу лежит,

То, что на стене висит

Художник всё объединит,

Одним словом назовет: «Натюрморт».

Если видишь, что с картины

Кто-то смотрит на тебя,

Может женщина, мужчина,

Может мамочка твоя

Или несколько людей,

То ты сразу не робей.

Говори всегда в ответ:

«Знаю я это – портрет!»

Если видишь на картине

Разливается река,

Или горы, или иней,

Или в небе облака;

Если видишь дом, деревья,

Поле, море иль шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Как вы думаете, уважаемые родители, в каком жанре написаны все эти картины?

Заинтересовывает родителей и детей к дальнейшей деятельности.

 

Отгадывают вместе с родителями загадки

3. Актуализация темы

А сейчас я приглашаю всех к пройти к столу.

Уважаемые родители, скажите пожалуйста, какие предметы по вашему мнению могут быть изображены в натюрмортах?

 Перед вами лежат различные предметы, ребята назовите их. (муляжи фруктов, ягод, и т.д. корзина).  На первый взгляд они самые обычные, но у каждого из них есть своя история. Например, эта корзина рассказала мне о себе вот такую историю: «Я корзина сделана из тонких гибких веточек, которые раскрасило щедрое летнее солнышко. Я такая легкая, но при этом очень прочная, могу перенести любую тяжесть. Потрогайте мою гладкую, блестящую ручку. Посмотрите сквозь меня на солнышко, и вы поймете, какая я красивая.»

       А сейчас я предлагаю выбрать себе любой предмет, который расскажет вам свою историю о себе, а вы расскажете ее нам.

Задает вопрос, стимулирует на последующие действия.

Рассказывают «истории» выбранных ими предметов.

Раз предметы могут рассказать о себе, значит, им есть, о чем побеседовать друг с   другом. Как вы думаете, о чем все эти предметы могут разговаривать?

Например: о том какая погода стояла летом, много ли было дождей, кто раньше из них созрел, кто вкуснее и полезнее, кто на вкус сладкий и сочный, у кого внутри косточки.

Задает вопрос, стимулирует на последующие действия.

Сосредотачивают внимание, проявляют интерес.

4. Определение цели совместной деятельности.

    Чтобы запомнить разговор предметов между собой, художники переносят их на холсты, они их рисуют. Такие картины получили название «натюрморты».

    Сегодня я хочу познакомить вас с натюрмортом замечательного русского художника Ильей Ивановичем Машковым, а называл он его «Синие сливы». Илью Ивановича Машкова называли «королем натюрмортов». Родился он крестьянской семье, в 11 лет был отдан родителями «в люди» в бакалейную торговлю, там он начал учиться рисованию, а затем поступил в Московское училище живописи.

     Слово «натюрморт» переводится как «неподвижная натура», «спокойная тихая жизнь». Тихая жизнь различных предметов, которые оживают в картинах художников.

Воспитатель: а зачем художники всё это рисуют?

 В жизни мы иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изображённые на картине. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая красоту друг друга. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.  

- До чего же яркая, нарядная, праздничная и «вкусная» картина получилась у художника, она написана маслом на холсте.   Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет в этом натюрморте. Родители, вы согласны? Может быть у кого, то есть свой ответ? 

Да, на первый взгляд кажется, что это апельсин, он как будто кричит: «Я самый главный! Самый большой! Самый круглый!»

Как вы думаете, а почему же художник назвал картину, «Синие сливы»? Разве здесь нарисованы только сливы?

Расскажите, какие еще фрукты вы здесь видите?

А хотите узнать почему художник так назвал свою картину? Взгляните теперь на сливы. Какой они формы? А какого цвета?                                   

 Сливы ярко-синие, с мерцающей голубизной. Сливы окружили апельсин плотным кольцом- словно стража. Как красиво и ярко звучат здесь два цвета- холодный синий и теплый оранжевый!

 Синие сливы и оранжевый апельсин лежат на белой тарелке посреди стола. А какие фрукты лежат около тарелки?

 Да, это персики и яблоки.  Расскажите, о персиках, какие они? Вспомните какие персики на вкус?  Да, они сладкие, ароматные, круглые, а внутри у них большая и очень твердая косточка. А какая у персиков кожица? Бархатистая, пушистая, мягкая. Посмотрите на картину. Какого цвета здесь персики? Да, тут разные: бордово-розовые, оранжево-красные, светящиеся бело-желтые, зеленовато-желтые, с красными бочками. Посмотрите на картину, какая интересная форма у персиков. Какая она? Да, как будто персики сложены из двух половинок. Они тоже выстроились вокруг апельсина, но не на тарелке, а подальше, на белой скатерти.  Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царем Апельсином. Яркая Синяя стража надежно охраняет его. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат строй. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину «Синие сливы». А персики и яблоки – как придворные, склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Вот какой интересный натюрморт придумал художник.

Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, собрали, вырастили. Сорванные цветы могут увянуть, ягоды и фрукты люди съедят, а нарисованные художником плоды и цветы будут жить. Глядя на эти картины, мы будем вспоминать зимой о лете или осени, о теплом солнышке, они будут согревать и радовать нас очень долго.

Включает детей и родителей в процесс знакомства с натюрмортом.

Формулируют ответы на наводящие вопросы педагога.

Дети определяют главный предмет в натюрморте.

Формулируют ответы на наводящие вопросы педагога.

5. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей

 А сейчас я предлагаю каждой семье составить свой натюрморт из предоставленных предметов и назвать его по-особенному, по-семейному.

 

Обращает внимание на предметы, расставленные на столе для создания натюрмортов. Активизирует на совместную деятельность.

Фантазируют, составляют натюрморт вместе с родителями.

Дети представляют свой натюрморт и называют его.

6. Анализ-рефлексия

Какое настроение у вас вызвала картина?

Какие краски использовал художник?

Почему он так расположил предметы?

Кто главный в этом натюрморте?

Как называется картина?

Выражает оценку деятельности детей и родителей.

Мотивирует желание у детей и родителей принимать участие в совместных мероприятиях.

Делятся впечатлениями, отвечают на вопросы, анализируют собственную и деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию и развитию игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Памятка для родителей.

Цель данной презентации - помочь родителям особых детей сориентироваться в большом разнообразии игрушек. Материал расположен с учётом возрастных особенностей дошкольников....

Конспект занятия «Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка» старший дошкольный возраст

Программное содержание:       Познакомить детей с конвенцией о правах ребенка. Развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека, и умение выразить св...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: для детей младшего возраста: «Знакомство с капелькой»

Проведение занятия позволит продолжить знакомить детей с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь. Расширять представления детей о свойствах воды....

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...

Конспект занятия. Старшая группа. Лепка. «Яблоко, Слива».

Обучение детей скатывать из куска пластилина шар и овал. ...

Презентация совместной деятельности для детей дошкольного возраста и их родителей.

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста ....