Долгосрочный проект на тему "Четыре времени года"
материал (младшая группа)

Зверева Лада Игоревна
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_2024_-2025.docx48.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

Долгосрочный проект на тему

«Четыре времени года»

2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

«Четыре времени года»

Подтемы проекта (подпроекты)

«Осень – рыжая подруга», «Хороша ты, зимушка – зима!», «Весна! Весна! И все ей рады…», «Снова лето к нам пришло»

Тип проекта

Познавательно – творческий - исследовательский

Возраст детей

3-4 года

Исполнители

Дети второй группы, воспитатели, родители

Продолжительность

Долгосрочный: 02.10.2024 г. – 29.08.2025 г.

Раздел программы

Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, ОО» Познавательное развитие»

Сроки реализации проекта

«Осень – рыжая подруга» - 01.10. 2024 – 29.11.2024

«Хороша ты, зимушка – зима!» - 02.12.2024 – 28.02.2025

«Весна! Весна! И все ей рады…» - 03.03.2025 – 30.05.2025

«Снова лето к нам пришло» - 02.06.2025 – 29.08.2025

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

  • У младших дошкольников недостаточно сформированы представления о временах года;
  • Недостаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
  • Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

С помощью взрослого ребёнок познаёт окружающий мир, устанавливает разнообразные связи: вступает в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, делится впечатлениями об увиденном и услышанном, принимает участие в разговорах. Дети дошкольного возраста смотрят на окружающий мир с огромным интересом, много замечают интересных вещей, но порой не видят самого главного. Поэтому очень важно, когда родители и воспитатели будут удивляться вместе с ребёнком, побуждать не только видеть, но и слышать, тогда дети получат более полную картину об окружающем нас мире.

Задача дошкольного учреждения – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.

Только в дошкольном возрасте можно заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования даёт хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Большинство современных детей, недостаточно общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В любом городе, посёлке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребёнка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

ЦЕЛЬ

Формирование начальных представлений о временах года.


ЗАДАЧИ

  1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
  2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
  3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1.  этап –организационно - диагностический

Цель:

  1. Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив;
  2. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей,
  3. Создание единого социо - культурного пространства;
  4. Составление перспективного плана мероприятий;
  5. Подготовка к проведению мероприятий;
  6. Постановка цели и задач;
  7. Определение направлений, объектов и методов исследования;
  8. Предварительная работа с детьми и родителями;
  9. Выбор оборудования и материалов.
  1. этап –формирующий

Цель:

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

Непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

  1. этап –обобщающий

Цель:

Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения.

Позволяет выращивать в ребёнке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребёнка.

Индивидуального обучения.

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные.

В современном мире в нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества.

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная.

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

ФОРМЫ РАБОТЫ

С детьми:

  • беседы;
  • занятия;
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
  • выставки детских работ по проекту «Четыре времени года»;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • творческая речевая деятельность;
  • утренники, развлечения;
  • театрализованная деятельность;
  • видеопросмотры.

С родителями:

  • наглядная пропаганда;
  • беседы и консультации;
  • дни открытых дверей;
  • конкурсы;
  • выставки.

«Осень – рыжая подруга»

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная,

Октябрь

Коллективная аппликация: «Перелётные птицы»;

Экскурсия   родителей с

Консультации

двигательная,

«Перелётные

аппликация:        «Овощи        на        тарелке»;        рисование

детьми        в        лес;

«        Витамины        с

изобразительная,

птицы

«Деревья в листве»; лепка «Овощи для засолки»;

разучивание

грядки»,        «Чем

чтение

«Листопад»

чтение художественной литературы:

стихотворений;

занять ребёнка дома

художественной

И. Бунин «Листопад»; «Огуречик - огуречик»,

участие в выставке:

осенью».

литературы.

«Репка»;

«Что такое осень?»

беседа: «Птицы улетают на юг»;

д/игра «Что нам осень принесла?», «Отгадай!

Овощ        или        фрукт»,        разложи        овощи        по

корзиночкам»; игра: «С какого дерева листочек»;

сюжетно - ролевые игры с муляжами овощей и

фруктов, «Магазин овощей и фруктов», «Лечим

куклу Катю», «Одеваем куклу на прогулку»; лото

«Овощи - фрукты», «Грибы - ягоды»; экскурсия

по участку; игры с шишками, листьями и др.;

наблюдения на прогулке за живой и неживой

природой,        осенними        цветами,        деревьями,

листопадом,        птицами,        насекомыми,        одеждой

людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами,

почвой; подвижные игры «Листопад», «У медведя

во бору».

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Что такое осень?»

Вид деятельности

Срок реализации Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная, изобразительная, чтение художественной

литературы.

Ноябрь

«У природы нет плохой погоды»

Коллективная                аппликация:                «Ёжик»; аппликация        «Грибочек»;        рисование

«Дождик»; лепка «Веточка рябины»; чтение художественной литературы:

З. Александрова

«Дождик»;        пальчиковая        игра:        «Вышел

Сбор гербария»;

мастер        –        класс

«Осенний букет».

Консультация

« Как одевать ребёнка осенью»; папка – передвижка «Осень».

дождик на прогулку»;

беседы: «Как животные готовятся к зиме»; Д/и «Мокрый – сухой», «Сколько листочков? «Сложи картинку», «Большой - маленький», «Найди такой же листик»; « Лото        «Осень»;

п/игра «Солнышко и дождик», «Птички и дождик»; наблюдения на прогулке за тучами, дождём с мокрым снегом, дымом из труб.

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Развлечение: «Осенние фантазии».

«Хороша ты, зимушка – зима!»

Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская.

Декабрь

«Вот и зимушка пришла»

Беседы на тему: « Береги нос в большой мороз».

«Логические        рассуждения:        «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение                опытов                и

экспериментов со снегом и льдом

«Детско-родительский рисунок на тему

«Кудесница - зима».

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме».

Конкурс "Талисман Нового года",

«Новый год шагает по планете».

(сыпучий, мягкий, липкий).

Рисование: «Падает, падает снег»

П/и «Два Мороза», «Мороз красный

нос». Игровая ситуация «Не идётся и

не едется, потому что гололедица»;

Д/и        «Когда        это        бывает»,        «Что

сначала, что потом».

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка «Новогодняя игрушка» (в рамках проекта «История новогодней игрушки»), новогодний утренник.

Коммуникативная, двигательная,

Январь

Беседа «Зимние забавы».

Дидактические и настольные игры «Зимние слова»,

Участие        родителей        в

создании фотоальбома на

Оформление папки        –

передвижки

«Зимние        виды спорта»

познавательно-

«Зимние

«Кто что делает?»,

тему: «Зимние забавы»

исследовательская.

забавы»

«Расскажи, где спрятался снеговик»,        Сюжетно –

ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент   со   снегом   и   льдом «Забавный   снег»

(холодный, твёрдый, рыхлый, тает).

«Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «Не заморозь руки», «Снежинки и ветер», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игры – забавы со снежинками».

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями: «Снежных дел мастера» - строительство снежных построек на участке.

Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская.

Февраль

«Зимующие птицы»

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы»;

п/и «Воробышки и кот», «Птички в гнездышке»; чтение: М. Познанская «Снег идет», О.

Высотская        «Холодно»,        О.        Высотская

«Покатились        санки        вниз»,        Я.        Суриков        «Зима»; игра-опыт: «Цветной снег»;

рисование «Ветка рябины для снегирей».

«Кормушки        для пичужки» - изготовление кормушек.

Совместное кормление птиц дома, в кормушке.

Папка- передвижка:

«Как        помочь птицам зимой?»

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Спортивный праздник на улице «Мы сильные, ловкие, смелые» (совместно с родителями).

«Весна! Весна! И все ей рады…»

Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок

реализации Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная,

Март

Наблюдение за состоянием погоды;        за небом, за

Беседа родителей с

Папка-передвижка:

двигательная,

«Весна

снегом;   за   деревьями,        птицами,        за явлениями

детьми на тему:

«Чем        же        занять

изобразительная.

пришла!»

природы, характерными для наступления весны –

«Опасный лёд»

ребёнка на прогулке

сосульки,        ледоход, проталины.        Чтение В.Берестов

весной?»

«Март»; рисование «Вот какие у нас сосульки»;

словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие

сосульки?»; речевая подвижная игра: «В гости к нам

весна пришла».

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Утренник, посвящённый 8 марта.

Коммуникативная, двигательная, изобразительная,

познавательно-

Апрель

«Прилёт птиц»

Словесно-речевые игра «Что весной бывает»; пальч. игра

«Возвращение птиц»; д/игра «Перелётные птицы»,

«Подснежник» - рисование;

«Пушистая веточка» - аппликация; п/игра «Птички, раз! Птички, два! ».

Посадка деревьев на территории детского сада.

Изготовление папки- раскладки «Весна»

исследовательская.

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Книжка – малышка «Перелетные птицы».

«Снова лето к нам пришло»

Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной

литературы.

Июнь

«Пришло лето красное»

Дидактическая игра «Что бывает летом?»; словесно-речевая игра «Лето к нам пришло»; чтение К.Чуковский

«Краденое солнце» ; п/и «Солнышко и дождик»;

рисование       «Одуванчики       в

траве»;       аппликация       «Луг-

Экскурсия в летний лес.

Изготовление папки- раскладки «Лето»

Консультация

«Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

лужок»,        лепка        «Ягодка        -

малинка»;        потешка        «Травка

муравка»; труд полив цветов.

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Развлечение "Солнышко лучистое, в гости приходи!"

Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы,

познавательно-

Июль

«Расцвело цветами лето»

Чтение   художественной   литературы:   Л.   Толстой

«Муравей и голубка», Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето», Э. Шим «Не зевай!»; заучивание: М. Стельмах «Солнышко, свети!»;

труд: полив цветов; С.Р.И. «Мы на даче», «Отдых на лугу»; раскрашивание

раскрасок «Цветы»;        опыт «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация        «О летнем отдыхе детей»

исследовательская.

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков: «Лето красное- прекрасное».

Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной

литературы.

Август

«Загадочный мир насекомых»

Беседы с детьми «Что дети знают о насекомых»,

«Таинственный мир насекомых»; д/игра «Кто летает, а кто ползает», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Пчёлки»; чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха»;        п/игра «Пчёлки и медведи»; лепка «Бабочка»; аппликация «Божья коровка»; рисование Бабочки в цветах»; наблюдение «Стрекоза, стрекозка».

Рассматривание насекомых.

Консультация: «Если ребёнка        ужалила пчела»

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Презентация проекта «Четыре времени года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие по временам года"

                                                      ...

Познавательный проект «Путешествие по временам года» для детей 2-3 лет

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для ...

Проект "Путешествие по временам года"

Тип проекта: информационно-практический.По количеству участников: групповой.Участники проекта: родители, воспитанники младшей группы, воспитатели.Продолжительность: ​долгосрочный....

Проект «Путешествие по временам года» для детей младшего дошкольного возраста

Проект позволяет повысить активность детей в освоении окружающего мира. Кроме уточнения и расширения представлений о временах года, проект через разнообразные виды деятельности способствует форми...

Проект «Путешествие по временам года» для детей младшей группы

Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества дете...

Беседа в рамках проекта " Путешествие по временам года". «Осень в гости к нам пришла».

Беседа в рамках проекта " Путешествие по временам года".«Осень в гости к нам пришла»....

Отчет о реализации проекта "Путешествие по временам года. Осень"

Долгосрочный проект формирует представления детей о сезонных изменениях в природе....