Долгосрочный проект на тему "Четыре времени года"
материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_2024_-2025.docx | 48.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»
Долгосрочный проект на тему
«Четыре времени года»
2024
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта | «Четыре времени года» |
Подтемы проекта (подпроекты) | «Осень – рыжая подруга», «Хороша ты, зимушка – зима!», «Весна! Весна! И все ей рады…», «Снова лето к нам пришло» |
Тип проекта | Познавательно – творческий - исследовательский |
Возраст детей | 3-4 года |
Исполнители | Дети второй группы, воспитатели, родители |
Продолжительность | Долгосрочный: 02.10.2024 г. – 29.08.2025 г. |
Раздел программы | Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, ОО» Познавательное развитие» |
Сроки реализации проекта | «Осень – рыжая подруга» - 01.10. 2024 – 29.11.2024 «Хороша ты, зимушка – зима!» - 02.12.2024 – 28.02.2025 «Весна! Весна! И все ей рады…» - 03.03.2025 – 30.05.2025 «Снова лето к нам пришло» - 02.06.2025 – 29.08.2025 |
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
- У младших дошкольников недостаточно сформированы представления о временах года;
- Недостаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
С помощью взрослого ребёнок познаёт окружающий мир, устанавливает разнообразные связи: вступает в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, делится впечатлениями об увиденном и услышанном, принимает участие в разговорах. Дети дошкольного возраста смотрят на окружающий мир с огромным интересом, много замечают интересных вещей, но порой не видят самого главного. Поэтому очень важно, когда родители и воспитатели будут удивляться вместе с ребёнком, побуждать не только видеть, но и слышать, тогда дети получат более полную картину об окружающем нас мире.
Задача дошкольного учреждения – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Только в дошкольном возрасте можно заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования даёт хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.
Большинство современных детей, недостаточно общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В любом городе, посёлке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребёнка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ЦЕЛЬ
Формирование начальных представлений о временах года.
ЗАДАЧИ
- Формирование первичных представлений об особенностях природы.
- Формирование позитивных установок к различным видам труда.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Владение речью как средством общения, развитие связной речи.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- этап –организационно - диагностический
Цель:
- Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив;
- Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей,
- Создание единого социо - культурного пространства;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Подготовка к проведению мероприятий;
- Постановка цели и задач;
- Определение направлений, объектов и методов исследования;
- Предварительная работа с детьми и родителями;
- Выбор оборудования и материалов.
- этап –формирующий
Цель:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
Непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
- этап –обобщающий
Цель:
Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребёнке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребёнка.
Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационные.
В современном мире в нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развития творчества.
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
С детьми:
- беседы;
- занятия;
- рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
- выставки детских работ по проекту «Четыре времени года»;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
- заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- творческая речевая деятельность;
- утренники, развлечения;
- театрализованная деятельность;
- видеопросмотры.
С родителями:
- наглядная пропаганда;
- беседы и консультации;
- дни открытых дверей;
- конкурсы;
- выставки.
«Осень – рыжая подруга»
Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||
Коммуникативная, | Октябрь | Коллективная аппликация: «Перелётные птицы»; | Экскурсия родителей с | Консультации |
двигательная, | «Перелётные | аппликация: «Овощи на тарелке»; рисование | детьми в лес; | « Витамины с |
изобразительная, | птицы | «Деревья в листве»; лепка «Овощи для засолки»; | разучивание | грядки», «Чем |
чтение | «Листопад» | чтение художественной литературы: | стихотворений; | занять ребёнка дома |
художественной | И. Бунин «Листопад»; «Огуречик - огуречик», | участие в выставке: | осенью». | |
литературы. | «Репка»; | «Что такое осень?» | ||
беседа: «Птицы улетают на юг»; | ||||
д/игра «Что нам осень принесла?», «Отгадай! | ||||
Овощ или фрукт», разложи овощи по | ||||
корзиночкам»; игра: «С какого дерева листочек»; | ||||
сюжетно - ролевые игры с муляжами овощей и | ||||
фруктов, «Магазин овощей и фруктов», «Лечим | ||||
куклу Катю», «Одеваем куклу на прогулку»; лото | ||||
«Овощи - фрукты», «Грибы - ягоды»; экскурсия | ||||
по участку; игры с шишками, листьями и др.; | ||||
наблюдения на прогулке за живой и неживой | ||||
природой, осенними цветами, деревьями, | ||||
листопадом, птицами, насекомыми, одеждой | ||||
людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, | ||||
почвой; подвижные игры «Листопад», «У медведя | ||||
во бору». | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Что такое осень?» |
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, чтение художественной литературы. | Ноябрь «У природы нет плохой погоды» | Коллективная аппликация: «Ёжик»; аппликация «Грибочек»; рисование «Дождик»; лепка «Веточка рябины»; чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик»; пальчиковая игра: «Вышел | Сбор гербария»; мастер – класс «Осенний букет». | Консультация « Как одевать ребёнка осенью»; папка – передвижка «Осень». |
дождик на прогулку»; | ||||
беседы: «Как животные готовятся к зиме»; Д/и «Мокрый – сухой», «Сколько листочков? «Сложи картинку», «Большой - маленький», «Найди такой же листик»; « Лото «Осень»; п/игра «Солнышко и дождик», «Птички и дождик»; наблюдения на прогулке за тучами, дождём с мокрым снегом, дымом из труб. | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Развлечение: «Осенние фантазии». |
«Хороша ты, зимушка – зима!»
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. | Декабрь «Вот и зимушка пришла» | Беседы на тему: « Береги нос в большой мороз». «Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом | «Детско-родительский рисунок на тему «Кудесница - зима». | Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме». Конкурс "Талисман Нового года", «Новый год шагает по планете». |
(сыпучий, мягкий, липкий). | ||||
Рисование: «Падает, падает снег» | ||||
П/и «Два Мороза», «Мороз красный | ||||
нос». Игровая ситуация «Не идётся и | ||||
не едется, потому что гололедица»; | ||||
Д/и «Когда это бывает», «Что | ||||
сначала, что потом». | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Выставка «Новогодняя игрушка» (в рамках проекта «История новогодней игрушки»), новогодний утренник. |
Коммуникативная, двигательная, | Январь | Беседа «Зимние забавы». Дидактические и настольные игры «Зимние слова», | Участие родителей в создании фотоальбома на | Оформление папки – передвижки «Зимние виды спорта» |
познавательно- | «Зимние | «Кто что делает?», | тему: «Зимние забавы» | |
исследовательская. | забавы» | «Расскажи, где спрятался снеговик», Сюжетно – | ||
ролевые игры: «Собираемся на прогулку». | ||||
Эксперимент со снегом и льдом «Забавный снег» | ||||
(холодный, твёрдый, рыхлый, тает). | ||||
«Почему снежинка на ладони тает»; Подвижные игры «Не заморозь руки», «Снежинки и ветер», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»; «Игры – забавы со снежинками». | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями: «Снежных дел мастера» - строительство снежных построек на участке. |
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. | Февраль «Зимующие птицы» | Рассматривание альбома: «Зимующие птицы»; п/и «Воробышки и кот», «Птички в гнездышке»; чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высотская «Холодно», О. Высотская «Покатились санки вниз», Я. Суриков «Зима»; игра-опыт: «Цветной снег»; рисование «Ветка рябины для снегирей». | «Кормушки для пичужки» - изготовление кормушек. Совместное кормление птиц дома, в кормушке. | Папка- передвижка: «Как помочь птицам зимой?» |
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Спортивный праздник на улице «Мы сильные, ловкие, смелые» (совместно с родителями). |
«Весна! Весна! И все ей рады…»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||
Коммуникативная, | Март | Наблюдение за состоянием погоды; за небом, за | Беседа родителей с | Папка-передвижка: |
двигательная, | «Весна | снегом; за деревьями, птицами, за явлениями | детьми на тему: | «Чем же занять |
изобразительная. | пришла!» | природы, характерными для наступления весны – | «Опасный лёд» | ребёнка на прогулке |
сосульки, ледоход, проталины. Чтение В.Берестов | весной?» | |||
«Март»; рисование «Вот какие у нас сосульки»; | ||||
словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие | ||||
сосульки?»; речевая подвижная игра: «В гости к нам | ||||
весна пришла». | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Итоговое мероприятие: Утренник, посвящённый 8 марта. | ||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- | Апрель «Прилёт птиц» | Словесно-речевые игра «Что весной бывает»; пальч. игра «Возвращение птиц»; д/игра «Перелётные птицы», «Подснежник» - рисование; «Пушистая веточка» - аппликация; п/игра «Птички, раз! Птички, два! ». | Посадка деревьев на территории детского сада. | Изготовление папки- раскладки «Весна» |
исследовательская. | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Книжка – малышка «Перелетные птицы». |
«Снова лето к нам пришло»
Программное содержание: формирование первичных представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности | Срок реализации Тема | Форма реализации | ||
Взаимодействие педагога с детьми | Взаимодействие родителей с детьми | Взаимодействие педагога с семьёй | ||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы. | Июнь «Пришло лето красное» | Дидактическая игра «Что бывает летом?»; словесно-речевая игра «Лето к нам пришло»; чтение К.Чуковский «Краденое солнце» ; п/и «Солнышко и дождик»; рисование «Одуванчики в траве»; аппликация «Луг- | Экскурсия в летний лес. | Изготовление папки- раскладки «Лето» Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)». |
лужок», лепка «Ягодка - | ||||
малинка»; потешка «Травка | ||||
муравка»; труд полив цветов. | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Итоговое мероприятие: Развлечение "Солнышко лучистое, в гости приходи!" |
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы, познавательно- | Июль «Расцвело цветами лето» | Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Муравей и голубка», Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето», Э. Шим «Не зевай!»; заучивание: М. Стельмах «Солнышко, свети!»; труд: полив цветов; С.Р.И. «Мы на даче», «Отдых на лугу»; раскрашивание раскрасок «Цветы»; опыт «Нужна ли цветам вода». | Уход за огородом и цветником с детьми дома. | Консультация «О летнем отдыхе детей» |
исследовательская. | ||||
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие. Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков: «Лето красное- прекрасное». | ||||
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы. | Август «Загадочный мир насекомых» | Беседы с детьми «Что дети знают о насекомых», «Таинственный мир насекомых»; д/игра «Кто летает, а кто ползает», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Пчёлки»; чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха»; п/игра «Пчёлки и медведи»; лепка «Бабочка»; аппликация «Божья коровка»; рисование Бабочки в цветах»; наблюдение «Стрекоза, стрекозка». | Рассматривание насекомых. | Консультация: «Если ребёнка ужалила пчела» |
Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие. | ||||
Итоговое мероприятие: Презентация проекта «Четыре времени года». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект «Путешествие по временам года» для детей 2-3 лет
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания – это начальная ступень непрерывного и всеобщего экологического образования. Результат этой деятельности обеспечивает хорошую базу для ...
Проект "Путешествие по временам года"
Тип проекта: информационно-практический.По количеству участников: групповой.Участники проекта: родители, воспитанники младшей группы, воспитатели.Продолжительность: долгосрочный....
Проект «Путешествие по временам года» для детей младшего дошкольного возраста
Проект позволяет повысить активность детей в освоении окружающего мира. Кроме уточнения и расширения представлений о временах года, проект через разнообразные виды деятельности способствует форми...
Проект «Путешествие по временам года» для детей младшей группы
Формирование элементарных представлений о временах года. Воспитание положительного отношения к природе, умения разглядеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества дете...
Беседа в рамках проекта " Путешествие по временам года". «Осень в гости к нам пришла».
Беседа в рамках проекта " Путешествие по временам года".«Осень в гости к нам пришла»....
Отчет о реализации проекта "Путешествие по временам года. Осень"
Долгосрочный проект формирует представления детей о сезонных изменениях в природе....