поэтика народных традиций
консультация

Пышкова Светлана Михайловна

доклад по реализации опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 47._poetika_narodnyh_traditsiy_iyun.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

СП Детский сад комбинированного вида «Колокольчик»

МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида

Доклад по реализации опыта работы

«Военно-патриотическое воспитание в рамках реализации работы в ДОУ »

Подготовила: Пышкова С.М., воспитатель.

пгт. Комсомольский, 2021г.

 «Поэтика народных традиций – детям»

Новогодние, рождественские, святочные праздники остаются в памяти нашей на всю жизнь. Детьми, мы конечно, не вникаем в романтическую суть традиций. Это придет значительно позднее. Но первые впечатления, как известно, особенно ярки, долговременны.

В раннем возрасте новогодние праздники дети воспринимают ситуативно; реагируют сиюминутно и конкретно на то, что разворачивается перед их взором. Красочное действо вызывает в душе живой отклик, эмоциональный подъем, активное соучастие. Последнее чрезвычайно значимо для поддержания здоровья. Современная наука отмечает: в зимний период физические силы детского организма утрачивают свою устойчивость, накопленный за лето витаминный запас теряется, снижается иммунитет, в связи с чем наблюдаются учащение простудных заболеваний, быстрая утомляемость, нервная усталость.

Сказанное позволяет констатировать: рождественские праздники, новогодняя елка, излучающая тысячи огней, - идеальный объект, расцвечивающий жизнь ребенка на фоне белой и студеной зимы.

Естественно, возникает вопрос: как воспринимают дети фольклорные образы зимнего праздника – Деда Мороза, Снегурочку, сказочных животных? Самым маленьким особенно значимо народное поэтическое слово. Об этом мы не раз писали. Однако напомним: в потешках, песенках, пестушках отражена сущность детства – видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. В наиболее ранние годы ребенок не видит противоречия между реальным и фантастическим. Во-первых, не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что нет достаточного опыта, а главное, малыши не способны еще анализировать ситуацию, оперировать образами. Следовательно, есть риск. Ребенок может испугаться сказочного Деда. Психологи установили: период от 1 года до 1 года 6 месяцев – особый в плане формирования ориентировочной активности. Характеризуется он высокой тревожностью, может сопровождаться негативизмом ко всему новому, незнакомому, выражаться особой настороженностью к чужим взрослым. Вот почему можно ограничиться только зрелищностью елки, загорающейся огоньками, а Деда Мороза и Снегурочку представьте в виде игрушек.

Новогодний праздник прекрасен тем, что включает вереницу тревожных превращений. И эту особенность уже улавливает ребенок третьего года жизни. Он ярко откликается на сказку и игровое взаимодействие со взрослым. И это объяснимо. Дети третьего года жизни уже способны действовать в ролевых рамках. У них интенсивно развивается воображение. Следовательно, формируются ролевая игра, продуктивные виды деятельностей (лепка, рисование). Это значит, что ребенок выделяет игровую ситуацию; мало того, может входить в игровое взаимодействие со взрослым, брать на себя определённую роль; готов к восприятию сюжета бытовой сказки, чувствителен к поэтике народного слова; легко входит в игровое взаимодействие со сказочными персонажами.

В дошкольный период детства восприятие сказочной тематики еще более усиливается, потому что старшие дети прекрасно воспринимают волшебные сказки. Значит, у взрослых есть возможность разыграть впечатляющее рождественское действо. Поэтика народных традиций должна найти яркое отражение в педагогическом процессе. Предвидим вопрос: почему? Поэтический песенный, танцевальный фольклор святочных игр, сочетающий все виды искусств – сильнейший стимул воздействия на эстетическое и патриотическое развитие ребенка.

Благодаря внедрению в образовательный процесс изучения традиций своего народа маленький гражданин страны становится частью великой страны. Интерес к истокам своей культуры привлекает уважение и любовь к своему народу. А так как культура русского народа тесно связана с культурой мордовского народа, то невозможно отточить грань между двумя народностями, будь то православные праздники или праздники государственного значения, народный фольклор или произведения писателей Мордовии, написанные на русском языке. Главное, чтобы ребенок-дошкольник понимал всю суть изложенного и увиденного. Исходя из возрастных особенностей ребенка и его личного опыта в социуме, в своей деятельности воспитатель использует всевозможные методы и приемы, которые способствуют развитию личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет

СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные  особенности воспитанников1.5. Планируем...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

консультация для воспитателей "Поэтика народных традиций детям"

Народные традиции - неотъемлемая часть нашей жизни. Пусть с годами они не забываются, а наооборот - сохраняются и множатся....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...