Тьюторское сопровождение детей с РАС.
статья (средняя группа)
В современной практике образования решается целый комплекс задач по созданию полноценных условий для эффективного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Отмечается положительная динамика в количестве детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии. Вместе с тем само по себе обучение в школе ребёнка с ОВЗ не делает школу инклюзивной. Для того чтобы быть таковой, в школе должны быть созданы специальные условия, ориентированные на особые образовательные потребности особого ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoei_soprovozhdenie_detey_s_ras.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение детей с РАС.
В современной практике образования решается целый комплекс задач по созданию полноценных условий для эффективного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Отмечается положительная динамика в количестве детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии. Вместе с тем само по себе обучение в школе ребёнка с ОВЗ не делает школу инклюзивной. Для того чтобы быть таковой, в школе должны быть созданы специальные условия, ориентированные на особые образовательные потребности особого ребёнка.
Отдельную группу обучающихся с ОВЗ составляют дети с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Данные расстройства – это целая группа нарушений, представляющих собой общие расстройства развития, наступающие в младенческом возрасте или детстве, отличающиеся стойким дефицитом способности коммуникации и социального взаимодействия, ограниченными интересами, стереотипным поведением.
Количество детей с расстройствами аутистического спектра растёт. Чаще всего такие дети обучаются на дому, индивидуально в школе, дистанционно. Вместе с тем увеличивается количество детей с РАС, успешно обучающихся в условиях инклюзии.
Инклюзивное образование детей с РАС может осуществляться эффективно лишь при условии реализации системы комплексного сопровождения обучающихся. Одним из направлений сопровождающей деятельности образовательного учреждения является тьюторское сопровождение, представляющее собой педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленное на создание специальных условий образовательной среды, соответствующих особым образовательным потребностям ребёнка с РАС.
В современной практике образования решается целый комплекс задач по созданию полноценных условий для эффективного включения в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Отмечается положительная динамика в количестве детей с ОВЗ, обучающихся в условиях инклюзии. Вместе с тем само по себе обучение в школе ребёнка с ОВЗ не делает школу инклюзивной. Для того чтобы быть таковой, в школе должны быть созданы специальные условия, ориентированные на особые образовательные потребности особого ребёнка.
Отдельную группу обучающихся с ОВЗ составляют дети с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Данные расстройства – это целая группа нарушений, представляющих собой общие расстройства развития, наступающие в младенческом возрасте или детстве, отличающиеся стойким дефицитом способности коммуникации и социального взаимодействия, ограниченными интересами, стереотипным поведением.
Количество детей с расстройствами аутистического спектра растёт. Чаще всего такие дети обучаются на дому, индивидуально в школе, дистанционно. Вместе с тем увеличивается количество детей с РАС, успешно обучающихся в условиях инклюзии.
Инклюзивное образование детей с РАС может осуществляться эффективно лишь при условии реализации системы комплексного сопровождения обучающихся. Одним из направлений сопровождающей деятельности образовательного учреждения является тьюторское сопровождение, представляющее собой педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленное на создание специальных условий образовательной среды, соответствующих особым образовательным потребностям ребёнка с РАС.
Обучение ребёнка с РАС в инклюзивном классе требует системного подхода, при котором тьютор выступает в роли помощника или посредника между ребёнком и образовательной средой, что позволяет оптимизировать процесс инклюзии. Особое значение в решении задач организации тьюторского сопровождения ребёнка с РАС в условиях инклюзивной практики приобретает системно-ресурсный подход, являющийся одним из вариантов системного подхода. Системно-ресурсный подход в обобщённом смысле предполагает выявление ресурсов, требующихся для функционирования системы и для решения системой тех или иных задач. Системно-ресурсный подход даёт основание описывать индивидуальные возможности ребёнка с РАС и условия образовательной среды, способные удовлетворить эти потребности, определяя тем самым инклюзивный характер образования
В сопровождении ребёнка с РАС тьюторство претерпевает ряд изменений, которые расширяют обязанности тьютора, выполняющего роль посредника между всеми участниками образовательного процесса. Тьютор анализирует интересы и проблемы ребёнка, осуществляет оценку способностей и возможностей ребёнка, определяет особые образовательные потребности обучающегося с РАС и необходимые индивидуализированные образовательные условия, отслеживает трудности в освоении учеником адаптированной образовательной программы, анализирует и оптимизирует социальные связи ребёнка, помогает формировать у ребёнка познавательные интересы.
Несмотря на типичность основных симптомов нарушений у детей с РАС, степень их выраженности у конкретных детей значительно варьирует. Поэтому специфические задачи, содержание работы тьютора и модель тьюторского сопровождения ученика с РАС могут отличаться в каждом конкретном случае.
Содержание деятельности тьютора в каждом единичном случае определяется индивидуальными возможностями обучающегося и состоит в мягком, последовательном изменении и использовании ресурсов образовательной среды для оптимизации процесса обучения ребёнка с РАС.
Общие задачи индивидуального тьюторского сопровождения обучающихся начальной школы с РАС в условиях инклюзивного класса: – непрерывное взаимодействие тьютора с другими специалистами сопровождения, учителями и родителями;
– развитие социальных навыков обучающегося параллельно с учебными;
– осуществление непрерывного тьюторского сопровождения ребёнка с РАС при продолжительных социальных контактах (особенно на начальном этапе обучения)
; – частое повторение вопросов или заданий во время уроков для понимания их смысла и удержания внимания обучающегося; – систематическое закрепление освоенного учеником учебного материала, а также формируемых жизненных компетенций.
Системно-ресурсный подход к обоснованию задач и содержания тьюторского сопровождения ребёнка с РАС предполагает объединение представлений об ограниченности возможностей человека как субъекта деятельности и путей преодоления этой ограниченности посредством обменных отношений со средой [3]. В данном контексте тьюторское сопровождение ребёнка с РАС в условиях инклюзивного образования представляется как особая педагогическая деятельность по оптимизации функционирования системы «ребёнок с РАС – инклюзивная образовательная среда», включающая в себя актуализацию, комплементарное взаимодействие и развитие индивидуальных ресурсов особого ребёнка и ресурсов образовательной среды.
Системно-ресурсный анализ опыта тьюторской работы показывает, что модель индивидуального сопровождения обучающегося с РАС должна включать следующие компоненты: – динамическую оценку и актуализацию индивидуальных способностей и возможностей (ресурсов) обучающегося с РАС (мотивация; когнитивные возможности; интересы; способы эмоционального реагирования; навыки учебного поведения; навыки социального взаимодействия и коммуникации и т. п.); – динамическую оценку и комплексное использование ресурсов образовательной среды (организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребёнок с РАС; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка; эмоциональная насыщенность контактов ребёнка и др.); – работу со всеми участниками образовательного процесса с целью создания психологически безопасной развивающей образовательной среды как условия комплементарного взаимодействия в системе «ребёнок с РАС – инклюзивная образовательная среда» и успешной социализации обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Все чаще у детям ставят диагноз ОВЗ. Порой ребенок требует к себе много внимания и сил. В таких случаях на помощь учителю (воспитателю) приходит тьютер....
Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в ДОО
Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимоде...
Тьюторское сопровождение детей с РАС в ДОУ
Тьюторское сопровождение...
Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание обра...
Особенности тьюторского сопровождения детей с ЗПР и интеллектуальным нарушением
Методические рекомендации...
Тьюторское сопровождение детей - аутистов как способ социализации детей с ОВЗ в ДОУ
Материал предназначен для специалистов, работающих в сфере образования с детьми с РАС (детский аутизм), с ОВЗ. В статье представлен материал из личного опыта работы....
Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...