Тьюторское сопровождение детей с РАС в ДОУ
статья
Тьюторское сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdeniya_detey_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra_v_dou.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ
Е.А. Гарафонова,
тьютор
МДОУ ЦРР- детский сад «Радуга»
п. Вейделевка
Аннотация. Расстройства аутистического спектра (РАС) относятся к категории нарушений, затрудняющих процесс обучения детей, который без тьюторского сопровождения зачастую бывает малорезультативным. Статья освещает практический опыт организации тьюторского сопровождения детей с РАС в условиях инклюзивного дошкольного образования.
Ключевые слова: тьютор, сопровождение, расстройства аутистического спектра, альтернативная коммуникация, инклюзивное образование.
В настоящее время растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Всего в мире насчитывают 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с РАС. Расстройства аутистического спектра – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий. Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения лиц с РАС в жизнь общества. Рост численности детей с РАС в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Основной целью тьюторского сопровождения является персональное сопровождение ребенка с РАС, способного самостоятельно (в меру своих возможностей) решать жизненно важные проблемы [1]. В задачи сопровождения входят: охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности [1].
Основным результатом деятельности тьютора в ДОО является изменение поведения ребенка – адаптация его к условиям учреждения, расширение коммуникации ребенка, позитивная динамика в личностном, когнитивном, эмоциональном, творческом развитии ребенка, повышение его самостоятельности.
Выбор того или иного приема работы тьютора будет определяться в каждом конкретном случае по-своему. Однако, знание особенностей развития ребенка при различных нозологиях все же позволяет более целенаправленно подходить к выбору технологий сопровождения.
Тьюторское сопровождение ребенка с РАС в ДОУ представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностический; проектировочный; реализационный; аналитический. Каждый из этих этапов имеет свою специфику и отражается как в содержании деятельности тьютора, так и в способах его работы. Именно имеющееся у ребенка нарушение, определяет особенности организации работы с ним.
Главной задачей, стоящей перед тьютором при наличии в учреждении детей с РАС становится организация помощи в адаптации ребенка в коллективе, стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. Работа начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.
Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе мы организуем совместную деятельность, которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работе. Тьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром [2].
В своей работе мы применяем элементы эрготерапии и методики Марии Монтессори, используем визуальные расписания, показывающие порядок занятий и заданий в наглядном виде. У ребенка складывается четкое представление о том, что ему нужно сделать. Задания представляются в виде предметных картинок, действий с предметами. Задания подбираются с учетом умений и потребностей ребенка, и предъявляются поэтапно, чтобы не пропустить усвоение важных навыков. Данная схема позволяет снизить тревожность ребенка, повышает внимание и мотивацию, препятствует развитию зависимости от взрослого. При такой наглядной организации ребенок с РАС видит, что он должен сделать, и не отвлекается на неважные детали.
Используемые нами элементы эрготерапии в основном направлены на коррекцию двигательных функций, развитие общей и мелкой моторики. Применяем в работе различные релаксирующие упражнения, пальчиковые игры, песочную, музыкальную терапии.
Методику Монтессори применяем с целью реализации индивидуального подхода в обучении. Когда ребенок сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятия, развиваясь в собственном ритме и направлении.
Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата. И, несомненно, настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.
В начале работы с подопечным следует тщательно изучить его возможности, используя не только документацию, но и собственные наблюдения. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях. Первостепенно нужно обратить внимание на особенности восприятия ребенка. Для детей с РАС характерен замедленный процесс получения и переработки информации, отвлекаемость, слабость процессов памяти, быстрая потеря дозированию нагрузки, увеличения сроков предъявления нового материала, частого повторения инструкций. Возможно упрощение заданий с учетом возможностей ребенка, сокращение, инструкции в процессе выполнения заданий, выраженное снижение работоспособности, быстрая утомляемость. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала [3].
Слабые бытовые навыки, неумения использовать простые предметы быта (расческа, полотенце и т.д.) также требуют повышенного внимания тьютора. В начале взаимодействия с ребенком следует сформировать именно простые навыки, так как затрачиваемое на их выполнение время может быть эффективно использовано в других целях.
В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Однозначного мнения на предмет, что входит в обязательную документацию тьютора у исследователей данного вопроса пока нет. Однако, накопленный практический опыт показывает, что основными документами тьютора являются: дневник наблюдений, индивидуальная программа работы с ребёнком.
Литература:
1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.
2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. – М.: СигналЪ, 2002.
3. Самарцева Е.Г. Специфика тьюторского сопровождения в дошкольных образовательных организациях: учебное пособие / Е.Г.Самарцева. – Орёл, изд. ОГУ, 2016. – 44 с.
4. Техники деятельности тьютора: Учебно-методическое пособие / науч. ред. С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Все чаще у детям ставят диагноз ОВЗ. Порой ребенок требует к себе много внимания и сил. В таких случаях на помощь учителю (воспитателю) приходит тьютер....
Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в ДОО
Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимоде...
Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения
Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание обра...
Особенности тьюторского сопровождения детей с ЗПР и интеллектуальным нарушением
Методические рекомендации...
Тьюторское сопровождение детей - аутистов как способ социализации детей с ОВЗ в ДОУ
Материал предназначен для специалистов, работающих в сфере образования с детьми с РАС (детский аутизм), с ОВЗ. В статье представлен материал из личного опыта работы....
Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...
"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"
В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....