Особенности тьюторского сопровождения детей с ЗПР и интеллектуальным нарушением
методическая разработка по коррекционной педагогике
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности тьюторского сопровождения детей с ЗПР и интеллектуальным нарушением | 773.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Принципы инклюзивного образования: Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание. Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно. Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимается во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей. Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть. Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный всеобуч по месту жительства для каждого ребенка. Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам. Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность. Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка. (Ч.А. Джумагулова, 2001)
Нормативно – правовое обеспечение инклюзивного образования Документы международного уровня по развитию С(К) и ИО . Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в сфере образования (1960 г.); Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006 г. (ратифицирована Россией в 2012 г .)); «Саламанкская декларация» и «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями » (1994 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г .); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982 г .) Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 г .) Документы федерального уровня по развитию С(К) и ИО. Конституция Российской Федерации (1993 г. ( ст. 43 )); Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями ); Федеральный закон от 07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. 02.12.2013 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации »; Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации ».
Статьи ФЗ "Об образовании в РФ«, о функционировании СК и ИО Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ"(обучающийся с ОВЗ, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа и т.д.); Статья 5 "Право на образование" создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ОВЗ; Статья 48 " Обязанность и ответственность педагогических работников" учитываем особенности психофизического развития, обучающегося и состояния их здоровья, соблюдение условий, взаимодействие с медицинскими организациями. Статья 55 «Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность"; Статья 79 " Организация получения образования с ОВЗ "специальные условия образовательная деятельность осуществляется по адаптивным образовательным программам, для ребенка инвалида это индивидуальная образовательная программа.
Профессия тьютор в современной системе образования Тьютор (англ. t utor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в нашем образовании. Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося. Тьютор на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы/детского сада. Тьютор - это : Человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи); Позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск; Культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Наставник ; Посредник (между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, большой историей знающих и индивидуальной историей начинающего освоение; между разными субъектами образовательного пространства – ученик, учитель, родители ; и др .); Т от , кто реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования.
Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его: когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков; коммуникативной сферы: умения общаться; эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде; самостоятельности . Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач: создание условий для успешного обучения ребенка; создание условий для успешной социализации ребенка; максимальное раскрытие потенциала его личности. Перечисленные задачи достигаются следующими средствами: организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места , места отдыха и других мест, где бывает ребенок; понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала , адаптация учебных пособий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся: Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие ); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие ); Дети с нарушением речи (логопаты ); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Дети с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, с ЗПР) Нарушение интеллектуального развития – одно из самых распространенных нарушений. Здесь могут использоваться такие понятия, снижение интеллекта как нарушение или задержка психического или интеллектуального развития, умственная отсталость, заторможенность , тяжелые учебные проблемы. В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза (В.В. Ковалев) и деменцию . При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций . Перечень заболеваний, согласно Международной Классификации болезней (МКБ-10): F70 Умственная отсталость легкой степени (IQ в пределах 50-69 баллов) F78 Слабоумие. Слабо выраженная умственная субнормальность. Другие формы умственной отсталости F79 Умственная отсталость неуточненная F80 Специфические расстройства развития речи и языка F81 Специфические расстройства развития учебных навыков F83 Смешанные специфические расстройства психического развития
Дети с ЗПР У определенной части детей пограничная интеллектуальная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями так называемых предпосылок интеллекта (К. Ясперс): памяти, внимания , работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирующейся личности . В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития» и «задержка психического развития» (ЗПР ), предложенные Г.Е. Сухаревой. Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия – «пограничная интеллектуальная недостаточность ». Они характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию . Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития (« задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности , не достигающей умственной отсталости. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервнопсихическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими , неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка.
Характерные особенности детей с ЗПР Снижение работоспособности ; Объем и темп работы снижен , Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения ; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля ; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения ; Трудности в счёте и решении задач по математике.
Сопровождение детей с ЗПР При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от коррекционных задач. Обучающемуся с ЗПР необходимо предъявлять хорошо структурированный материал. Необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания ). Обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного . Важно, чтобы ребенок через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться . При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. Педагогу необходимо: следить за успеваемостью обучающихся; после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок ; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание ; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что то делают неправильно ; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя – это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления ; требовать структурирования действий.
Особенности развития творческих способностей у детей с ЗПР Дети с ЗПР являются обучаемыми. Сам термин «обучаемость» характеризует систему познавательных свойств личности и предполагает наличие умственных способностей к усвоению знаний. Особую роль в процессе обучения играет творчество, оно представляет собой «один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира». Условия развития творческой способности у детей с ОВЗ . Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ОВЗ, готовность распознать и развивать творческую одаренность ребенка. Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ОВЗ, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников. Третье условие – психолого-педагогическое сопровождение. Цель такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностям, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни таких детей провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ОВЗ, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей. Четвертое условие – адекватная особенностям и способностям детей с ОВЗ система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Одним из средств развития творческой одаренности, учащихся с ОВЗ являются творческие конкурсы.
Характерные особенности детей с интеллектуальными нарушениями Патологическая инертность нервных и психических процессов; Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; Снижение мотивации деятельности; Тугоподвижность , косность и стереотипность мышления; Нарушение критичности мышления; Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности; Недостаточность , недифференцированность и бедность восприятия; Низкая точность и прочность запоминания; Непреднамеренность запоминания; Нарушения речи; Низкая целенаправленность деятельности Отставание социального интеллекта; Минимальное развитие моторики; Не способность к самообслуживанию и общению;
Сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями Для ребенка с интеллектуальным нарушением необходимо максимально связывать материал урока с практическим опытом и повседневной жизнью ребенка. Избегайте путаницы, оставляйте доску чистой. Адаптируйте задания так, чтобы они соответствовали уровню ребенка с ОВЗ, разбивайте задание на короткие отрезки и учебные задачи, просите других учеников помогать. Не замечайте нежелательных действий, если ребенок делает это с целью привлечения внимания. Хвалите и уделяйте внимание тогда, когда поведение соответствует желаемому .
Отношение детей с проблемами интеллектуального развития к игре Слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам (4-6 лет). Действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий, в которых отсутствует ориентировка на свойства предметов . Ребенок совершает процессуальные действия, ребенок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий ( например, снимает одежду с куклы и снова надевает её). Несформированный целевой компонент игры. Лишь к 7 – 8 годам под влиянием обучения, у некоторых детей формируется умение поставить цель в самостоятельной игре (например, отвезти товар в магазин) и подготовить все необходимое для её достижения (найти место для игры). Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения к 7-8 годам. В этом возрасте у многих детей появляется избирательный интерес к игрушкам, появляются любимые игрушки. Игра длительное время остается одной из форм удовлетворения потребности в двигательной активности. Характер проявляемой детьми спонтанной двигательной активности не всегда соответствует игровой ситуации. Детей необходимо учить использовать различные предметы в других функциях и применять их в играх (кубик-мыло, стол и т.д.) Игровые действия выполняются без сопровождения речью.
Роль игры в социализации детей с ОВЗ Доказано, что ребёнок с ОВЗ испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок. И для этого необходимо использования эффективных средств. Одним из таких средств является игра . Социализация детей с ОВЗ в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Игра - есть труд, серьезная форма развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. Игра , является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Работа тьютора с родителями. Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагогадефектолога, врача, социального работника и других специалистов. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основные направления работы с родителями : Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы; О казание родителям эмоциональной поддержки; С одействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития; Ф ормирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка; П роведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Литература Бородина В.А., Резникова Е.А., Цилицкий В.С. Педагогические основы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман .- пед . ун-та, 2018. – 204 c. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. - М.: ЦППРиК «Тверской», 2014. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/ /МО и Н РФ ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», 2015. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник нормативных документов. - М.: Изд-во «Национальное образование». 2016. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания». Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017г. № 10н. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 19.12.2014) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден 19.12.2014) Школа на пути к открытому образованию. Опыт освоения тьюторской позиции . Автор: Е.А. Волошина и др. Издательство Москва-Тверь : « СФК-Офис», (Серия «Библиотека тьютора». Вып.4), 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности изобразительной деятельности детей с разными формами интеллектуальных нарушений.
Характерные особенности рисунков умственно отсталых дошкольников . Уровни сформированности изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями....
Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в ДОО
Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимоде...
Тьюторское сопровождение детей - аутистов как способ социализации детей с ОВЗ в ДОУ
Материал предназначен для специалистов, работающих в сфере образования с детьми с РАС (детский аутизм), с ОВЗ. В статье представлен материал из личного опыта работы....
Технология тьюторского сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
В последние годы внимание специалистов сосредоточилось на поиске возможностей оказания коррекционной помощи детям с глубокой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) и тяжелыми множественными на...
"Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии"
В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования....
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной этому являетс...