Конспект занятия "Песня колокольчика". Презентация
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Тихомирова Татьяна Сергеевна

Цель: Ознакомление детей с историей возникновения колоколов и

колокольчиков на Руси

Задачи:

 Обучающие:

Закреплять знания детей о стекле, металле, дереве, их свойств

Активизировать словарный запас (звонарь, колокольня)

Знакомить с народной культурой России

 Развивающие:

 Развивать познавательную активность, творчество

 Развивать связную речь детей в игровой ситуации

 Развивать умение высказывать свое мнение

Развивать музыкальный слух, чувство ритма

 Воспитывающие:

 Воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа

 Побуждать в умение включаться в совместную игровую

деятельность

 Материально-техническое оснащение: 

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, доска;

Демонстрационный материал: презентация, колокольчики из различных материалов, игрушка Петрушка;

Раздаточный материал: колокольчики на каждого ребёнка, деревянные ложки, раскраски; Предварительная работа: беседа, подготовка шаблонов колокольчиков;

Методы и приемы:

наглядные: демонстрация предметных картинок колоколов,

колокольчиков (презентация в powerpoint) ;

словесные: беседа, рассказ, загадывание загадок,

игровые: дидактические игры, упражнения;

практические: физминутка;

Приёмы: вопросы, объяснение, художественное слово

(загадка, рассуждение)

 

 

План-конспект занятия

 

Этап занятия

Структурные компоненты

деятельности

Ход занятия 

Деятельность педагога 

Деятельность детей 

Время, минуты

1

Вводная часть

Организационный

момент

 

Проблемная ситуация

 

Воспитатель входит с игрушкой би-ба-бо Петрушка и   звонит в колокольчик, обращая внимание детей на себя.

Петрушка здоровается с детьми и предлагает поприветствовать друг друга.

Приветствие «Колокольчик»

 Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика.

Воспитатель: Петрушка, а что это такое ты нам принёс? Ребята, вы знаете, что это?

(Ответы детей)

Петрушка: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Из какого материала?

(Ответы детей: из металла, железа) 

Петрушка: Правильно, из металла. А как вы думаете, можно ли сделать колокольчики из дерева или стекла? (Ответы детей: да, можно)

Воспитатель: Но из дерева делают в виде сувенира, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Показать детям ложки, постучать ими

Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко бьется, такой колокольчик может быстро разбиться, его осколки будут очень опасны. Стеклянный колокольчик будет красиво звенеть.

 

 

Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь круг.

 

1,5

3,5 мин

2

Основная часть

 

Петрушка: Ребята, я пришёл к вам не с одним колокольчиком

(воспитатель раздаёт каждому колокольчик, попробовать поиграть).

Воспитатель: Ребята, теперь присаживайтесь на стульчики, Петрушка приготовил для вас много интересного.

Дети играют колокольчиками

1 мин

«Открытие»

 

Воспитатель включает презентацию «Песня колокольчика»

Петрушка: Ребята , отгадайте загадку.

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон-

Динь-до-дон, динь-дон-дон.

Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?

Колокольчики появились очень давно. Еще во времена царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма.  У древних греков были колокольчики всех видов, они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.

Воспитатель: Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Именно он послужил примером для изготовления колоколов (показать цветок)

Звучит запись колокольного звона.

Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?  Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? 

Воспитатель: - Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и о нападении врагов.

Воспитатель: - Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. 

Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.

Рядом с храмом строили колокольню, на ней подвешивали большой колокол, и, когда было нужно, звонарь звонил в колокол. Обычно колокола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Внутри колокола есть язык. Когда язык ударяет по колоколу, раздается звон.

(показать изображение колокольни)

-Колокол, как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают,

язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс - самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и провести физкультминутку:

Физкультминутка:

Петрушка:

У меня есть два колокольчика :красный и синий

Сколько раз прозвенит красный колокольчик – столько раз вы хлопаете в ладоши перед собой

А сколько раз прозвенит синий колокольчик  - столько раз хлопаете в ладоши над головой

Воспитатель: - Колокола вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что  они были самыми высокими строениями, что позволяло слышать колокольный звон на большое расстояние.Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола? (Звонарь)

(показать изображение звонаря)

На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется самый большой  колокол?

 Воспитатель: Правильно. Он весит 200 тонн. Царь – колокол никогда не звонил. При пожаре Москвы,  Царь - колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями), деревянные леса загорелись, люди боясь, что колокол расплавится, стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок. После пожара Царь - колокол пролежал в яме целое столетие. Позже колокол был поднят и установлен на каменный постамент, где он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший кусок колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя - колокола, который стоит сейчас в Московском Кремле, в Москве столице нашей родины и является уникальным памятником России. Этот колокол – великан отлили русские мастера – отец и сын Иван и Михаил Моторины.

(показать изображение царь-колокола)

А мы с вами знаем разминку для рук. (Дети соединяют ладошки в замок, а средний  палец правой руки опущен вниз, как язык у колокольчика).

                                                Колокольчик звенит

                                                Язычком он шевелит.

                                                Динь-динь-динь.

Воспитатель: Какие вы молодцы.

 

Петрушка: - Колокольчики полюбились в народе и стали составной частью национальной культуры, их вешали под дугу лошадям. 

(показать изображение лошади с колокольчиком)

Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои колпаки и своим звоном веселили народ.

(показать изображение скомороха с колокольчиком)

А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?  Воспитатель: - В колокольчик звонили во входную дверь 

(показать изображение двери с колокольчиком)

вешали животным на шею, чтобы они не потерялись 

(показать изображение животного с колокольчиком)

 колокольчиками украшают ёлки 

(показать изображение ёлки с колокольчиками)

используют в оркестрах 

(показать изображение оркестра с колокольчиком)

а также в разных играх.

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответ детей: звон колоколов)

 

(Ответы детей: чтобы созывать народ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют физминутку- задание Петрушки

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей: Царь- колокол)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют разминку вместе с воспитателем

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

Самостоятельное

 

И сейчас мы с вами и с Петрушкой поиграем с колокольчиком.

Дидактическая игра: «Угадай, где звенит»

(«Крепко зажмурь глазки, не подглядывай. Я буду звенеть в колокольчик, а ты определи, где он прозвенел»)

 

Петрушка

Молодцы ребята, хорошо и весело поиграли с колокольчиком.

А теперь, посмотрите, какие ещё бывают колокольчики – это сувенирные. Я вам принёс несколько посмотреть

Ребёнку завязывают глаза платочком и он должен угадать ,где звенит колокольчик( справа, слева сзади, впереди)

Дети рассматривают колокольчики

2 мин

3

Заключительная часть

 

 

Воспитатель:

 Ребята вы сегодня узнали много нового, а что вам больше всего запомнилось или понравилось? Петрушка вам даст колокольчик, а вы передавайте его друг другу и рассказывайте. Давайте скажем спасибо Петрушке и попрощаемся с ним.

(Ответы детей)

2 мин

4

Рефлексия

Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свой колокольчик в мастерской юного художника. В нашей мастерской вы увидите колокольчики, . Вы – юные художники и можете придумать свой узор. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Песня колокольчика2.6 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песня колокольчика

Слайд 2

Он под шапочкой сидит, Не тревожь его - молчит. Стоит только в руки взять. И немного раскачать, Слышен будет перезвон: Динь-дон-дон , динь-дон-дон . (Колокольчик.)

Слайд 3

Слово «колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И действительно, форма колокола, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.

Слайд 5

Для колоколов строились специальные помещение – звонницы. Звонница – щит под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера. Каждый звенел своим собственным голосом.

Слайд 6

Самый большой в мире Царь-колокол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

конспект занятия с презентацией " Путь хлеба к нашему столу"

конспект для разновозрастной группы в рамках проектной деятельности по теме "хлеб"...

Конспекты занятий и презентации для старших дошкольников

Занятия и  презентация по ЗОЖ в подготовительной группе детского сада...

Конспект занятия и презентация "Песок, его свойства и применение."

К конспекту прилагается презентация о разном песке и его использовании в жизне человека....

Конспект занятия к презентации "Школа для лунного гостя"

Конспект логопедического занятия по  автоматизации звука Л....