Конспект " Эх, дороги"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рудянина Анна Николаевна

Эх, дороги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eh_dorogi_-_konspekt_otkrytogo_zanyatiya_aprel2022g.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города Новосибирска «Детский сад № 414 «Чебурашка»

             

Конспект открытого занятия, посвященного 9 мая

«Эх, дороги, пыль да туман»

                                                                               Воспитатель: Рудянина А.Н

Новосибирск  2024 г.

Цель: Донести до детей значение Победы советского народа в ВОВ. Познакомить детей с легендарной машиной-полуторкой.

Задачи:

1. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к Родине;

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества детей посредством музыкально-эстетического воспитания и знакомством с художественными произведениями о войне.

3. Подробнее познакомить детей со значением машины-полуторки, в военное время.

4. Познакомить детей с блокадой в городе –герое Ленинграде.

Предварительная работа:

  1. разучивание стихов с детьми;
  2. индивидуальная работа с ребятами по обучению перевязывания раненого.
  3. индивидуальная работа с детьми;
  4. оформление группы;
  5. проведение занятий по патриотическому воспитанию;
  6. чтение художественной литературы о военном времени;
  7. конкурс рисунков и поделок, посвященный 9 мая.

Технический райдер: Музыкальный центр.

Атрибуты:

  1. цветная бумага для оригами – по 2 шт. каждому ребенку;
  2. клей на каждого ребенка;
  3. плакат с фотографиями и текстом «Герои войны»;
  4. изображение «Блокадного Ленинграда»;
  5. макет «Город Ленинград» и изображение-реконструкция боя на Ладожском озере, на дороге жизни.
  6. макет машины-полуторки военного времени;
  7. санитарные сумки с бинтами;
  8. костюмы для инсценировки;
  9. плащ-палатка для ведущей;
  10.  распечатанная презентация - альбом «Легенда фронтовых дорог. Знакомая «полуторка».

Ход праздника.

Под музыку:«Эх, дороги, пыль да туман», дети с двух сторон подходят к машине.

Ведущий:Здравствуйте ребята. Военные дороги! Сколькосолдат прошло по ним, топая своими сапогами и в жару, и в лютый холод, сколько самолетов пролетело над этими дорогами, сколько танков, машин проехало. Но все эти дороги вели нас к победе. Вот эта машина – знаменитая «Полуторка». Она ассоциируется с Великой Отечественной войной, так как была одним из основных транспортных средств на дорогах войны. Давайте попробуем проехать на ней и понять почему ее называют легендой фронтовых дорог.

Ведущий: «Слушай мою команду: «По машинам! Первое отделение, второе отделение». Одно из применений «Полуторки» во время войны было: подвести солдат к местам боевых действий.

Звучит музыка «Эх дороги».

(В это время воспитатель одевает плащ-палатку и берет два сигнальных красных флажка, встает перед машиной и подает сигналы регулировщика движений на дороге).

Ведущий: Машина, стоп! Первое и второе отделение ко мне. У меня в руках два конверта в них находится задание. Собрать картинки и рассказать о применение «Полуторки».

(дети собирают пазл, и по очереди рассказывают –что изображено на картинке)

Ответы детей:На первой картине мы видим, как машина везет солдат на передовую. И это не просто солдаты, это разведчики. Они в маскировочных халатах белого цвета. Чтобы на фоне снега, их не увидели враги, и они успешно могли выполнить боевое задание.

На второй картине мы видим, как машина подвозит пушку сорокапятку к местам боевых действий. Мы видим, что «Полуторка» легко передвигается не только по ровной местности, но и по бездорожью.

Ведущий: «Молодцы, с заданием справились успешно». «Слушай мою команду: «По машинам! Первое отделение, второе отделение».

(Ведущий с сигнальными флажками стоит впереди машины).

Звучит музыка.  (Вначале звучит музыка «эх, дороги», а затем звуки автоматной очереди.В это время, одно отделение выходит из машины, изображая раненных бойцов, а другое надевает медицинские сумочки и начинает оказывать первую помощь раненным бойцам: забинтовывают руку, ногу, голову).

Ведущий:

Пушки грохочут, пули свистят

Ранен осколком снаряда солдат

Шепчет сестренка: «Давай поддержу

Рану твою, я перевяжу»

Все позабыла: слабость и страх,

Вынесла с поля его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла

Многих сестричка от пули спасла.

Подставляясь под вражеский огонь, рискуя собственной жизнью, медсестры и медбратья выносили раненных солдат с поля боя, и оказывали им первую помощь, это действительно был подвиг.

(После того как дети –медсестры забинтовали раненных, они помогают им сесть обратно в грузовик. (Дети аккуратно складывают медицинские сумки и бинты на стульчик за машиной).

Звучит музыка «эх, дороги»

(Ведущий ставит знак обозначающий Ленинградский фронт,берет два сигнальных красных флажка, встает перед машиной и подает сигналы.В конце сигнал-стоп).

Ведущий: Машина, стоп. Первое и второе отделение ко мне. Друзья, посмотрите на этот знак, попробуем прочитать. Никита, попробуй.

Никита читает:Ленфронт.

Ведущий: Молодец -это обозначает, что мы с вами подъехали на нашей Полуторке к городу Ленинграду.  Друзья мои, подойдите, пожалуйста, к макету города Ленинграда.  В июне 1941года началась Великая Отечественная война. Гитлер планировал полностью снести наши два самых главных города Москву и Ленинград. Немецкие войска вели ожесточенный штурм города. Штурм был отбит. Немцы не смогли занять высоты и прорваться к городу, и они перешли к блокаде. В это время в городе находилось 3 мил человек. Постепенно в городе иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла, продовольствие заканчивалось, и начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба для рабочих была 250 гр. в день, а для остального населения до 125 грамм. Город подвергался постоянной бомбежке. Но ленинградцы продолжали трудиться – работали заводы, типографии, детские сады, театры, библиотеки, продолжали работать ученые. На заводах работали подростки 13-14 лет. Они заменили ушедших на фронт отцов. Как же можно было помочь ленинградцем в это тяжелое блокадное время?  На помощь пришёл наш грузовичок.

(Работа с макетом)

Ведущий:К Ленинграду можно было добраться только через Ладожское озеро.Летом продукты доставлялись по озеру кораблями, а с приближением зимы, стали ждать, когда замерзнет лед. Сначала по льду пустили подводы с продуктами, а затем и машины Полуторки. Эту дорогу по замерзшей Ладоге в блокадный Ленинград называли дорогой жизни. Во время движения по Ладоге шоферы держали двери открытыми. На случай, если машина начнет проваливаться под лед, чтобы успеть выпрыгнуть из кабины. Благодаря малому собственному весу, «Полуторка» лучше всего подходила для движения по льду озера, которое из-за постоянных обстрелов противником, порой, и замерзнуть толком не успевало.Отважные шоферы и эти простые машины возили в город продовольствие, а обратным ходом эвакуировали ленинградцев.Среди которых была пробабушка, нашего Демина Богдана. Она была четырехлетней девочкой, когда ее эвакуировали в Новосибирск в детский дом. Всего по дороге жизни в город было доставлено около 360 тысяч тон грузов, большей частью которых было продовольствие и перевезли его на себе в основном Полуторки. Не знаю, какой еще автомобиль в истории спас столько жизней.

(Ведущий подводит детей к альбому «Легенда фронтовых дорог. Знакомая «Полуторка»).

Ведущий: Кто знает, ребята, что такое подвиг?

Ответы детей.

Ведущий: Правильно.Подвиг - это великий поступок, когда ради счастья других людей, герои не жалеют собственной жизни. Ребята, как люди,живущие сейчас, помнят о тех, кто защищал свою страну, совершал подвиги. Вы все правильно сказали: им ставят памятники, посвящают песни, стихи, рассказы, проходят праздники победы, бессмертный полк, салют. Памятники воинам-защитникам есть во всех городах России. К памятникам в праздники и обычные дни приходят люди с цветами и отдают поклон погибшим воинам, тем, кто защищал Родную Землю. Есть памятники, которые посвящены и грузовику «Полуторке».

 (Показ иллюстраций)

Ведущий: Друзья, и мы сделаем для нашей машины полянку памяти.

(Дети садятся за столы и делают цветы - аппликация оригами).

Ведущий: Выполненную работу, несем к машине, закрепляем на кабине. Встаем двумя отделениями по краю машины. Рассказываем стихотворение:

(Все вместе рассказывают стих о России)

Берегите Россию

Нет России другой

Берегите ее тишину и покой

Это небо и солнце

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе

Ведущий: Слушай мою команду: по машинам!

(Первое и второе отделение становятся в кузове).

Ведущий: Ребята, подошло к концу наше путешествие по дорогам войны на нашей легендарной Полуторке. Что вам понравилось в сегодняшнем занятии?

Ответы детей.

Звучит музыка «эх, дороги»

Ведущий: Помашите до свидание нашей легендарной машине.

(Дети машут рукой до свидания).

Список литературы:

Г. Черкашин «Кукла», Ю. Герман «Вот как это было», Э. Фонякова «Хлеб той зимы», стихи посвященные дню победы – 9 мая.

Дополнительная литература:

             Легенда фронтовых дорог. Знаменитая «Полуторка».

Полуторка – самый известный советский грузовик. Полуторка стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша».  Машина Полуторка ассоциируется с Великой Отечественной Войной, так как была одним из основных транспортных средств на дорогах той войны. С начала войны и без того простую машину упростили до предела. Металлическая кабина сменилась деревянной, иногда она комплектовалась деревянными дверцами, но чаще всего просто брезентовыми шторками.  Переоценить вклад Полуторки в приближение победы невозможно, но один эпизод хочется выделить отдельно. Дорога жизни, проходившая по льду замершей Ладоги в блокадный Ленинград. Во время движения по Ладоге шоферы держали двери открытыми. На случай, если машина начнет проваливаться под лед, чтобы успеть выпрыгнуть из кабины. Благодаря малому собственному весу, около 1800 кг, «Полуторка» лучше всего подходила для движения по льду озера, которое из-за постоянных обстрелов противником, порой, и замерзнуть толком не успевало. Первый грузовик пошел по «дороге жизни» 22 ноября 1941 года, последний 24 апреля 1944 года, спустя несколько дней после официального прекращения сообщения этим путем. Лед стремительно таял, кое, где над его поверхностью уровень воды был под 40 см, но отважные шоферы и эти простые машины продолжали возить в город продовольствие, и эвакуировать обратными ходками ленинградцев. Всего по дороге жизни в город было доставлено около 360 тысяч тон грузов, большей частью которых было продовольствие, и перевезли его на себе в основном полуторки. Не знаю, какой еще автомобиль в истории спас столько жизней. Многие из этих машин остались на дорогах той войны, а уцелевшие и выпущенные в послевоенный период, помогали, поднимать строну из руин. В наши дни Полуторка почетный участник любого парада, посвященного Великой победе, ведь своей самоотверженной работой этот простой и примитивный механизм как мог, приближал великое событие – победу. Автомобилей той эпохи осталось не так уж и много. Немалая их часть заслуженно заняла свои места на пьедесталах памятников по всему бывшему СССР, а некоторые отреставрированы энтузиастами, и на ходу до сих пор. Грузовичок, внесшего наибольший вклад в Победу «ГАЗ-ММ», «Полуторка». Не каждому автомобилю досталась такая богатая и интересная судьба, как этому грузовичку.

                                           Город-герой Ленинград.

 27 января 1944 года в результате наступления советских войск на северном участке фронта была окончательно снята продолжавшаяся без малого 900 дней блокада Ленинграда. Первым днем блокады считается 8 сентября 1941года. Еще раньше -4 сентября немецкая тяжелая артиллерия начала обстрел Ленинграда.23 июня командующий Ленинградским военным округом генерал Попов отдал приказ о строительстве оборонительного рубежа. К концу августа 1941 года над Ленинградом нависла угроза захвата. Немецкие войска вели ожесточенный штурм города. Штурм был отбит. Немцы не смогли занять высоты и прорваться к городу, и они перешли к блокаде. Блокада города оказалась не менее тяжким испытанием, чем штурм. Мегаполис потреблял огромное количество продуктов – несмотря на эвакуацию, население города составляло около трех миллионов человек. Снабжение города пришлось налаживать по воздуху и через Ладожское озеро. Постепенно иссякли запасы топлива, воды, прекратилась подача света и тепла. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Нормы выдачи хлеба для рабочих отпускалась до 250 г в день, а для остального населения – до 125г. Город подвергался постоянным бомбежкам. Были разрушены около 10 тысяч домов и строений. Но ленинградцы продолжали трудиться – работали типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые.  Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. За время блокады ленинградские предприятия произвели около 10 млн снарядов, 12 тысяч минометов, 1,5 тысяч самолетов, было изготовлено и отремонтировано 2 тысяч танков. Снабжение осажденного Ленинграда было налажено по Ладожскому озеру в конце ноября 1941 года. По дороге жизни подвозили боеприпасы, вооружение, продовольствие, эвакуировали больных и раненых. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. Блокада Ленинграда была снята только 27 января 1944года. В этот день был дан праздничный салют. За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награждён орденом Ленина, а в мае 1965 года получил звание «Город-Герой».

ЛЕНФРОНТ

ЛЕДЯНАЯ
МАГИСТРАЛЬ
ПРОТЯЖЕНИЕ   30КМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Дорога к зайчику» (интегрированное занятие в первой младшей группе)

Дети отправляются в гости к зайчику. По дороге встречаются с дикими животными,  проходят через трудные препятствия....

конспект занятия "Дорогою добра"

Занятие преследовало цель формирования эмоционально-положительных взаимоотношений в детском коллективе. В ходе занятия я ставила перед собою  такие задачи, как развитие коомуникативных навыков, в...

Конспект ООД "Дорога в космос"

Конспект ООД к дню космонавтики...

Конспект занятия "Дорогою добра" ранний возраст.

Конспект по формированию нравственных навыков у детей раннего возраста. К занятию прописаны задачи, подробно описан ход занития....

Конспект занятия "Дорога в страну здоровья"

Занятие "Дорога в страну здоровья" рассчитано для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о правильном питании и факторах, разрушающих здоровье....

Конспект НОД "Дорога добра"

Образовательные  задачи:- закрепить знания  детей на основе  базовых  понятий  духовности  и  норм  христианской этики о добре и  зле.-расширить  пред...