Рабочая программа по социокультурным истокам
рабочая программа (подготовительная группа)

Имангулова Альфия Минибаевна

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  по социокультурным истокам

(старший дошкольный возраст)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

1.Пояснительная записка

3 стр.

1.1.Актуальность

4 стр.

1.2.Цель и задачи программы.

4 стр.

1.3.Ожидаемые результаты.

5.стр.

1.4.Методы и приемы работы

5.стр.

2. Календарно – тематическое планирование

6 стр.

2.1. Перспективное планирование для шестого года жизни.

6 стр.

3.Взаимодействие с родителями обучающихся групп

9 стр.

3.1. Взаимодействие с родителями обучающихся старших групп

9стр.

3.1. Взаимодействие с родителями обучающихся подготовительных к школе групп  

10 стр.

4. Работа с педагогами.

10 стр.

Заключение.

10 стр.

 Список использованной литературы.

11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка. 

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

 Программа разработана для старшего дошкольного возраста (5-6 лет); В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:

 в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека; («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»);

  Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.  

Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей.

Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:  

  • во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей;  
  • во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);  
  • в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;  
  • в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-

эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;

  • в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;  
  • в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;  
  • в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике «Истоковедение», т. 5).  

 

Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.

 

Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.  

Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы, над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).

 

1.1.Актуальность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.  И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.                

Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!                                

Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 

 

1.2. Цель и задачи Цель: 

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

 Задачи: 

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

 

1.3. Ожидаемые результаты

Результатами реализации программы являются:

  • первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
  • развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
  • развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
  • развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);  развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
  • создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

 1.4. Методы и приемы работы.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

 Наглядно-действенный метод:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях Словесно-образный метод представляется в процессе: 
  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр;
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо: 

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические

(«Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

  • игровой сеанс.

Воспитательная программа разработана старшего дошкольного возраста (5-6 лет); В течение  года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса.

 

 

2. Календарно - тематическое планирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Перспективное планирование для детей шестого года жизни.

 

Месяц 

Тема 

Содержание 

Задачи 

  1. «Русские богатыри»

Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций.

Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?»

  1. «Друг за дружку держаться ничего не боятся»

Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря». Режиссерская игра «Мы- защитники».

1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера».

2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию.

3.Развитие мотивации на общение в группе.

4.Формирование         представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

 

  1. «Вера маленького мальчика». Беседа с детьми по содержанию

рассказа

  1. «Святая вера». Работа в паре Чтение рассказа «Верный»

 

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3.Развитие основы самоутверждения.

  1. «Не послушный братец»

Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди». Ресурсный круг «Радость послушания»

  1. «Мы послушные ребята…» Работа в микро группах: совместное обсуждение и принятие детьми правил жизни в группе детского сада.

Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе»

1.Дальнейшее освоение социо-

культурной         категории

«Надежда».

2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым.

3.Развитие адекватной самооценки.

 

  1. «Рождество»

Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская.

Игровое упражнение «Рождественская елочка».

  1. «Рождественское чудо» Ресурсный круг.

Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо».

1.Дальнейше освоение социо-

культурной         категории

«Надежда».

2.Развитие умения слушать друг друга.

3.Развитие целостного восприятия.

 

  1. «Что такое согласие?»

Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам).

  1. «Построим дом».

Работа в паре

Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетноролевую или режиссерскую игру.

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда»

2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться.

3.Развитие мотивации к сотрудничеству.

  1. «Крепкая дружба.»                          

Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях.

Чтение рассказа «История о короткой дружбе»

  1. «Настоящий друг»

Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра

«День рождения друга»

 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь».

2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

1. «Добрые дела».

Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела. 2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка

 

1.Дальнейшее наполнение социокультурной         категории «Любовь».

2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков.

3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков.

  1. «А за ним такая гладь ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок).
  2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко».

Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку.

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».

2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга.

3.Формирование потребности в социальном соответствии.

4.Развитие         эмоциональной сферы ребенка.

 

  1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге

(беседа)

  1. «Мудрость рядом с нами». Ресурсный круг

Оформление         страницы         альбома

«Мудрый наказ»

 

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость».

2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам.

3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких).

 

 

 

 

 

3.Взаимодействие с родителями обучающихся групп 

3.1. Взаимодействие с родителями обучающихся старших групп (Возраст 5-6 лет)

 

        Тема занятия         Школа для родителей 

Занятие №1. План 

1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя.

2.Чтение текста «Верность»

Верность

        родной земле         3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?»

 

Литература:

Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18.

        Святая вера         Рисунок родителей и детей «Храм»

Радость          Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?»  послушания         Впечатления о послушании.

Занятие №2 План 

1. Надежда. Выступление воспитателя.

Светлая         1. Работа в четверке «Что укрепляет надежду?»  надежда         Литература:

Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41.

 

Доброе          Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» согласие          

Добрые друзья         Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе»

Занятие №3 План 

  1. Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя.
  2. Чтение родителями текста «Покаяние»

Добрые дела         3. Работа в четверке «Раскаяние» Литература:

Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84

 

        Мудрое слово         Консультация «Во что играли          наши бабушки»

Занятие №4 

План 

Мудрые люди         1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя.

2.Работа в четверке «Истоки победителя»

3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год»

 

 

 

 

 

 

 

4.     Работа с педагогами

 

Для повышения компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и внедрения в работу нетрадиционных форм взаимодействия с родителями был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию детей с педагогами МБОУ  «Школа развития №24».

Работа с педагогами проводиться 1 раз в квартал.

 

Работа

Задачи

1

Слайд -презентация «Духовно нравственное воспитание в детском саду»

Заложить основы по духовно-нравственному воспитанию с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с детьми и родителями.

2

Показательное занятие «Доброе слово»

Познакомить воспитателей с методами работы по духовно нравственному воспитанию

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово».

Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

3

Мастер- класс «Рождественская игрушка»

Познакомить воспитателей с традициями праздника Рождество.

Приобщение к нетрадиционной техники выполнения праздничного подарка- игрушки.

4

Тестирование «Значение духовно- нравственного воспитания в детском саду»

Выявление усвоения духовно нравственных основ при воспитании детей в детском саду.

 

Заключение 

Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.  

Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.  

В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература: 

  1. Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
  6. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996.
  8. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1999.
  9. Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. - Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
  10. Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
  12. Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Просвещение, 1983.
  14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
  15. Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 - № 3.
  16. Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психологопедагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.
  17. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
  18. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977.
  19. Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
  20. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
  21. Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2003 - № 10 (начало).
  22. Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2004 - № 3 (окончание).
  23. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
  25. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.

 

 

МБОУ «Школа развития № 24» Программа по социокультурным истокам. старший дошкольный возраст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Социокультурные истоки"

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для разновозрастной группы. Занятия проводятся по подгруппам , один раз в месяц....

Рабочая программа по парциальной программе "Социокультурные истоки"

Данная программа по социокультурным истокам для старшего дошкольного возраста....

рабочая программа "Социокультурные истоки" средняя группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

рабочая программа "Социокультурные истоки" подготовительная к школе группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

Рабочая программа "Социокультурные истоки"

Рабочая программа "Социокультурные истоки"...

Рабочая программа "Социокультурные истоки" с детьми 5-7 лет.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ(С ...