Рабочая программа по социокультурным истокам
рабочая программа (подготовительная группа)
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по социокультурным истокам | 219.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА РАЗВИТИЯ № 24»
Рабочая программа по социокультурным истокам
(старший дошкольный возраст)
Содержание
1.Пояснительная записка | 3 стр. | |
1.1.Актуальность | 4 стр. | |
1.2.Цель и задачи программы. | 4 стр. | |
1.3.Ожидаемые результаты. | 5.стр. | |
1.4.Методы и приемы работы | 5.стр. | |
2. Календарно – тематическое планирование | 6 стр. | |
2.1. Перспективное планирование для шестого года жизни. | 6 стр. | |
3.Взаимодействие с родителями обучающихся групп | 9 стр. | |
3.1. Взаимодействие с родителями обучающихся старших групп | 9стр. | |
3.1. Взаимодействие с родителями обучающихся подготовительных к школе групп | 10 стр. | |
4. Работа с педагогами. | 10 стр. | |
Заключение. | 10 стр. | |
Список использованной литературы. | 11 стр. | |
|
1. Пояснительная записка.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально - практического взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяет решить программа «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Программа разработана для старшего дошкольного возраста (5-6 лет); В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
в старшей подгруппе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека; («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»);
Восприятие и освоение категорий и ценностей предполагается осуществлять в связи с разнообразными видами деятельности – игрой, чтением, наблюдением, конструированием, эстетической, изобразительной и трудовой деятельностью. Большинство занятий по программе носит интегративный характер. Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачу речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способность к рассуждению и доказательству и т.д.).
Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.
Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей.
Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:
- во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей;
- во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
- в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;
- в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-
эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
- в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;
- в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
- в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике «Истоковедение», т. 5).
Существенной особенностью данной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процессе коммуникативных и управленческих навыков.
Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии. Обеспечивая высокий эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества.
Программой предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы, над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).
1.1.Актуальность
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Это доказывает особую значимость и актуальность духовно-нравственного образования и воспитания детей!
Самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
1.2. Цель и задачи Цель:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
1.3. Ожидаемые результаты
Результатами реализации программы являются:
- первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний); развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
1.4. Методы и приемы работы.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод:
- показа сказок (педагогами, детьми);
- рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
- наблюдений;
- экскурсий;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях Словесно-образный метод представляется в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия), ручной труд (изготовление поздравительных открыток.)
- проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические
(«Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.
- игровой сеанс.
Воспитательная программа разработана старшего дошкольного возраста (5-6 лет); В течение года предусмотрено проведение девяти занятий. Концентрический принцип построения программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования и базисного курса «Истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса.
2. Календарно - тематическое планирование.
2.1 Перспективное планирование для детей шестого года жизни.
Месяц | Тема | Содержание | Задачи | ||||||
Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций. Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?»
Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря». Режиссерская игра «Мы- защитники». | 1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3.Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
| ||||||||
рассказа
| 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Развитие основы самоутверждения. | ||||||||
Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди». Ресурсный круг «Радость послушания»
Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе» | 1.Дальнейшее освоение социо- культурной категории «Надежда». 2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3.Развитие адекватной самооценки.
| ||||||||
Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская. Игровое упражнение «Рождественская елочка».
Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо». | 1.Дальнейше освоение социо- культурной категории «Надежда». 2.Развитие умения слушать друг друга. 3.Развитие целостного восприятия.
| ||||||||
Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам).
Работа в паре Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетноролевую или режиссерскую игру. | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда» 2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3.Развитие мотивации к сотрудничеству. | ||||||||
Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях. Чтение рассказа «История о короткой дружбе»
Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга» | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. | ||||||||
1. «Добрые дела». Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела. 2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка
| 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь». 2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. | ||||||||
Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку. | 1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка.
| ||||||||
(беседа)
Оформление страницы альбома «Мудрый наказ»
| 1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость». 2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам. 3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких). | ||||||||
|
3.Взаимодействие с родителями обучающихся групп
3.1. Взаимодействие с родителями обучающихся старших групп (Возраст 5-6 лет)
Тема занятия Школа для родителей
Занятие №1. План
1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя.
2.Чтение текста «Верность»
Верность
родной земле 3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?»
Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18.
Святая вера Рисунок родителей и детей «Храм»
Радость Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» послушания Впечатления о послушании.
Занятие №2 План
1. Надежда. Выступление воспитателя.
Светлая 1. Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» надежда Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41.
Доброе Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» согласие
Добрые друзья Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе»
Занятие №3 План
- Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя.
- Чтение родителями текста «Покаяние»
Добрые дела 3. Работа в четверке «Раскаяние» Литература:
Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84
Мудрое слово Консультация «Во что играли наши бабушки»
Занятие №4
План
Мудрые люди 1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя.
2.Работа в четверке «Истоки победителя»
3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год»
4. Работа с педагогами
Для повышения компетентности педагогов в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и внедрения в работу нетрадиционных форм взаимодействия с родителями был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию детей с педагогами МБОУ «Школа развития №24».
Работа с педагогами проводиться 1 раз в квартал.
№ | Работа | Задачи | |
1 | Слайд -презентация «Духовно нравственное воспитание в детском саду» | Заложить основы по духовно-нравственному воспитанию с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с детьми и родителями. | |
2 | Показательное занятие «Доброе слово» | Познакомить воспитателей с методами работы по духовно нравственному воспитанию Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям. | |
3 | Мастер- класс «Рождественская игрушка» | Познакомить воспитателей с традициями праздника Рождество. Приобщение к нетрадиционной техники выполнения праздничного подарка- игрушки. | |
4 | Тестирование «Значение духовно- нравственного воспитания в детском саду» | Выявление усвоения духовно нравственных основ при воспитании детей в детском саду. | |
|
Заключение
Работая по Программе «Социокультурные истоки» дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Происходит качественно иное осмысление полезных видов деятельности. Другими словами, ребенок научается выбирать то, что является жизненно важным.
Существенной особенностью программы «Истоки» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Бандяк О.А., Синицина В.Н., Кузьмин И.А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы. – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ, 2001.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
- Воспитание детей в игре/ Под ред. Менджерицкой Д.В., - М.: Просвещение, 1979.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.
- Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа-Пресс, 1996.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. – М.: Тривола, 1999.
- Иванова М.Н. Воспитание в контексте истоковедения. – Истоковедение. - Т. 2. – М.: ТШБ, 2002
- Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989.
- Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки: Программа для начальной школы (1-4 классы) – Истоковедение. - Т. 1. – М.: ТШБ. 2001.
- Концепция регионализации образования на основе истоковедения. – Истоковедение. - Т. 1 – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Просвещение, 1983.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников// Дошкольное образование. – 1994 - № 3.
- Михайленко Н.Я., Поддъячева М.Н. Проблемы дошкольной игры: психологопедагогический аспект. – М.: Просвещение, 1987.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. – М.: Просвещение, 1987.
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977.
- Пучкова Ю.М., Твардовская Н.Ю. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология. – Истоковедение. – Т. 2. – М.: ТШБ, 2002.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
- Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2003 - № 10 (начало).
- Смирнова Е.О. Гударева О Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.// Дошкольное воспитание - 2004 - № 3 (окончание).
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического воспитания детей. – М.: Педагогика, 1984.
МБОУ «Школа развития № 24» Программа по социокультурным истокам. старший дошкольный возраст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа " Социокультурные истоки"
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для разновозрастной группы. Занятия проводятся по подгруппам , один раз в месяц....
Рабочая программа по парциальной программе "Социокультурные истоки"
Данная программа по социокультурным истокам для старшего дошкольного возраста....
рабочая программа "Социокультурные истоки" средняя группа
laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...
рабочая программа "Социокультурные истоки" подготовительная к школе группа
laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...
Рабочая программа " Социокультурные истоки"
Программа...
Рабочая программа "Социокультурные истоки"
Рабочая программа "Социокультурные истоки"...
Рабочая программа "Социокультурные истоки" с детьми 5-7 лет.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ(С ...