Рабочая программа "Социокультурные истоки" с детьми 5-7 лет.
рабочая программа (подготовительная группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ
ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ )
«ДОБРЫЙ МИР»
1. Пояснительная записка 1.1.Общие сведения
ДОУ осуществляет свою деятельность на основе законодательных нормативных документов:
· Лицензии на осуществление образовательной деятельности
· Устава МБДОУ
Направленность рабочей программы – социально-коммуникативная
Формы обучения: очная
Язык обучения: русский.
Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Форма работы с родителями: групповая, индивидуальная
Реализация программы проходит в период с 1 сентября по 31 мая.
Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Название программы «Добрый мир»
Используемый методический материал: комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», программа «социокультурные истоки», развивающие книги для детей и родителей
Участники: педагоги, дети, родители (законные представители), социальное окружение.
Общее руководство по реализации образовательной программы осуществляет – заведующий МБДОУ, методическая служба.
Корректировку образовательной программы осуществляет – заведующий, методическая служба, педагоги, родители.
Актуальность
Миссия ФГОС ДО заключается в формировании определенных умений детей; в развитие базовых способностей личности, социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. А базовый механизм формирования ценностей личности должен формироваться через эмоциональную составляющую (положительную, отрицательную или нейтральную) только таким образом определяется связь человека с миром. Поэтому отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо и является основой перерастания воспитания в самовоспитание. Так в Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);
3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: - воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; -развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; -развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; -становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Необходимо отметить, что родители стремятся в основном развивать интеллектуальную сторону детей, не осознавая важность социально-личностного развития ребенка через игру, общение.
Программа направлена на реализацию образовательной области «социально-коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин).
Рабочая программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО, комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», программы «социокультурные истоки» и ее содержание ориентировано на внедрение российских культурных традиций с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурный компонент заключается в познании окружающего мира республики Коми, традиций, фольклора, событий.
Рабочая программа разработана в соответствии программы «социокультурные истоки», цели и задач ООП ДО (обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений на основе - образовательной программы «Дорогою добра»).
1.2 Цель рабочей программы: создание условий для духовно нравственного воспитания и успешной социализации дошкольников на основе приобщения детей к базовым духовно нравственным и социокультурным ценностям России, родного края.
Задачи:
• привитие ценности культуры через традиции, художественное слово;
• овладение основами гражданской культуры на основе развития нравственных ценностей, такие, как способность к различению добра и зла, послушание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание;
• привитие социокультурных ценностей на основе единения общества: семья, род, защита Родной земли, забота о тех, кто нуждается, единение и радость в празднике;
привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольной образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dobry_mir.docx | 70.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 31 августа 2020 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ Ю.А. Фрейдина Приказ № 104 от 01 сентября 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ
ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ )
«ДОБРЫЙ МИР»
Составитель: воспитатели группы №4 Янушевская Т.Г.
Сыктывкар, 2020
Содержание
1.Пояснительная записка | 3 |
1.1. Общие сведения 1.2.Цели и задачи | 5 |
| 5 6 |
1.5. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста. Средний дошкольный возраст 5-7 лет | 9 |
2. Содержательный раздел. | 11 |
2.1. Содержание деятельности по освоению образовательной области «социально- коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки» | 11 |
2.2.Спосорбы и направления поддержки детской инициативы | 11 |
2.3 Перспективный план организации музея | 13 |
2.4 Проекты по реализации программы ««социокультурные истоки» с детьми 5-7 лет | 14 |
2.5. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» | 15 |
2.6 Игровая деятельность ка средство реализации программы «социокультурные истоки» с детьми 5-7 лет | 21 |
2.7 Перспективное планирование реализации программы «социокультурные истоки» с детьми 5- 7 лет | 28 |
2.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 36 |
3.Организационный раздел | 37 |
3.1Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах | 37 |
3.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе | 38 |
3.3 Традиции группы | 39 |
Пояснительная записка 1.1.Общие сведения
ДОУ осуществляет свою деятельность на основе законодательных нормативных документов:
- Лицензии на осуществление образовательной деятельности
- Устава МБДОУ
Направленность рабочей программы – социально-коммуникативная
Формы обучения: очная
Язык обучения: русский.
Форма работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Форма работы с родителями: групповая, индивидуальная
Реализация программы проходит в период с 1 сентября по 31 мая.
Рабочая программа рассчитана на детей 5-7 лет. Название программы «Добрый мир»
Используемый методический материал: комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», программа «социокультурные истоки», развивающие книги для детей и родителей
Участники: педагоги, дети, родители (законные представители), социальное окружение.
Общее руководство по реализации образовательной программы осуществляет – заведующий МБДОУ, методическая служба.
Корректировку образовательной программы осуществляет – заведующий, методическая служба, педагоги, родители.
Актуальность
Миссия ФГОС ДО заключается в формировании определенных умений детей; в развитие базовых способностей личности, социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. А базовый механизм формирования ценностей личности должен формироваться через эмоциональную составляющую (положительную, отрицательную или нейтральную) только таким образом определяется связь человека с миром. Поэтому отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо и является основой перерастания воспитания в самовоспитание. Так в Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
- «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
- свободного гражданина (субъекта истории, общества);
- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития). Реализация этой цели направлена на решение следующих задач: - воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; -развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; -развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений; -становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Необходимо отметить, что родители стремятся в основном развивать интеллектуальную сторону детей, не осознавая важность социально-личностного развития ребенка через игру, общение.
Программа направлена на реализацию образовательной области «социально-коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки» (автор И.А. Кузьмин).
Рабочая программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», ФГОС ДО, комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», программы «социокультурные истоки» и ее содержание ориентировано на внедрение российских культурных традиций с учетом этнокультурной ситуации развития детей. Этнокультурный компонент заключается в познании окружающего мира республики Коми, традиций, фольклора, событий.
Рабочая программа разработана в соответствии программы «социокультурные истоки», цели и задач ООП ДО (обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений на основе - образовательной программы «Дорогою добра»).
1.2 Цель рабочей программы: создание условий для духовно нравственного воспитания и успешной социализации дошкольников на основе приобщения детей к базовым духовно нравственным и социокультурным ценностям России, родного края.
Задачи:
- привитие ценности культуры через традиции, художественное слово;
- овладение основами гражданской культуры на основе развития нравственных ценностей, такие, как способность к различению добра и зла, послушание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание;
- привитие социокультурных ценностей на основе единения общества: семья, род, защита Родной земли, забота о тех, кто нуждается, единение и радость в празднике;
- привлечение родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности к проектированию и развитию внутренней социальной среды дошкольной образовательной организации. Принципы представлены в образовательной программе «Дорогою добра».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО):
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; уважительно относится к результатам труда других людей, осознаѐт общественную значимость труда взрослых; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции;
-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в игре, художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; способен опираться на главные жизненные ценности, решать социальные, интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; проявляет сформированность гуманистической направленности в поведении;
-ребенок проявляет любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет доброе и бережное отношение к природе и окружающему миру; адекватно оценивает свои возможности осуществить то или иное задание, выбранное дело; имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему. Ребѐнок приобщѐн к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, знает и уважает традиции своего народа. Проявляет
чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, сверстникам и соотечественникам.
Результаты освоения программы «социокультурные истоки» с детьми 5-7 лет
К шести годам | -понимание Веры, как важнейшей ценности отечественной, духовной культуры; -понимание добра, мудрого слова; -знание традиционных праздников. |
К семи годам | -понимание ценности и силы родительского благословения; -освоение ценностей семейных традиций; -освоение духовно-нравственных ценностей; -повышение эмоционального и духовного опыта человека. |
Через освоение содержания программы дети получают первичные представления социального характера о семье, ближайшей социокультурной среде, о моральных и нравственных нормах и правилах, принятых в обществе, его культурных ценностях и традициях; о государстве и принадлежности к нему, о мире. «Социокультурные истоки» раскрывают для детей значение труда в жизни человека, формируют уважительное отношение к людям труда. Программа подводит детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Постепенно дети выходят на понимание значимости не только труда физического, но и душевного, к пониманию важности таких качеств, как старание и терпение, которые дают человеку возможность учиться, вразумляться, исправлять свои ошибки, расти духовно, укрепляться в добре, достигать мастерства и внутренней красоты.
Образовательный процесс по реализации программы «социокультурные истоки» в ДОУ строится согласно ФГОС ДО (п. 2.6. раздела «Общие положения»), а также с позиции углубления реализации образовательной области
«социально-коммуникативное развитие» по комплексной образовательной программе дошкольного образования
«Детство».
1.4. Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (5-6 лет):
- Познание себя, других людей как представителей общества, осознание связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей;
- Тесное сотрудничество со сверстниками;
- Повышенная активность в познание окружающей среды, стремление задавать вопросы и экспериментировать;
- Внимание устойчивое и произвольное;
- Ведущее значение приобретает мышление наглядно-образное;
- Активное продуктивное воображение;
- Совершенствование звуковой культуры речи;
- Больше употребляют обобщающие слова (антонимы, синонимы);
- Самостоятельно строят деловые диалоги, осваивают правила речевого этикета, используют сравнения и эпитеты;
- Творческое проявление становится осознанным и направленным;
- В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное.
Характерно освоение сложных движений, обладают большим запасом представлений об окружающем, благодаря высокой активности, и желанию экспериментировать, служит, общение становится менее ситуативным.
Ребенок на пороге школы (6-7 лет)
- Обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием;
- мотивационная сфера расширяется за счет развития социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации;
- Развиваются морально-нравственные представления;
- К концу дошкольного возраста формируются обобщенные эмоциональные представления;
- Поведение становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
- Большая значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.
- Избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается дружба.
- В игре отражают сложно-социальные события;
- Целенаправленно обследует внешние особенности предметов;
- Увеличивается устойчивость непроизвольного внимания;
- Продолжается наглядно-образное мышление;
- В речи использует сложные предложение, активно развивается монологическая речь. Итогом развития речи является то, что к концу дошкольного возраста речь становится подлинным средством общения, познавательной деятельности, планирования и регуляции поведения.
- Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки, делать игрушки из бумаги путем складывания.
Характерно сложное и богатое по содержанию общение ребенка со взрослым. Дети этого возраста определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
Содержательный раздел
- Содержание деятельности по освоению образовательной области «социально коммуникативное развитие» на основе программы «социокультурные истоки»
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
Извлечение из ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребѐнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В ПООП в области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям; развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационно-социальной компетентности; развития игровой деятельности; развития компетентности в виртуальном поиске.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Условия, способствующие развитию детской инициативы в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»:
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- создание воспитывающей среды, где доминирует социокультурное начало в организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников на основе методологии социокультурного системного подхода к Истокам в образовании;
- использование активного метода развития и воспитания дошкольников;
- выстраивание образовательной деятельности с детьми на основе активных форм развития и воспитания дошкольников (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микро группе вместе с родителями). (Создание образовательной среды, способствующей активному воспитанию личности дошкольника – первое и наиважнейшее условие для формирования и поддержки детской инициативы);
- обеспечение благоприятных условий развития, как ребѐнка, так и взрослого (педагога и родителя);
- изменение стиля взаимодействия педагога с детьми. (Педагогическое общение взрослого с детьми в «Истоках» строится на основе личностно-развивающего, позитивно-поддерживающего партнѐрского взаимодействия);
- активные формы образовательной деятельности через используемый образовательный инструментарий (книги для развития, книги для развития речи детей, альбомы для рисования) способствуют развитию креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к само регуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;
- формирование мотивации детей к деятельности на основе образовательных ситуаций (социальных, игровых, познавательных, речевых, художественных и т.д.).
Изучение и содержание книг по программе «социокультурные истоки» подразумевает организацию мини музеев в группе ДОУ, посещения культурных центров города, экскурсии, что способствует актуализировать знания, представления детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности,
художественно - ручному труду. Такие формы работы педагога и родителей с воспитанниками позволяют заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чѐм заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные традиции, культуру. Формы проведения мероприятий по ознакомлению с архитектурными зданиями, памятниками.
Образовательная деятельность с детьми осуществляется через совместную деятельность воспитателя с детьми, в режимных моментах, в процессе проектной, игровой, речевой деятельности. Реализация образовательной области «социально коммуникативное развитие» по программе «социокультурные истоки» включает игры музейного содержания.
ИГРЫ МУЗЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ
- игры-развлечения;
- игры-путешествия;
- игры-графические упражнения;
- интеллектуально-творческие игры;
- игры по сюжету литературных произведений;
- дидактические игры и творческие задания; Помимо игр педагог использует такие виды работы, как:
-заполнение музейных словариков;
-беседы с детьми;
-самостоятельное рассматривание экспонатов;
-возможность смены экспозиций;
-мастер-класс по изготовлению экспонатов;
-образовательные путешествия;
-чтение художественной литературы;
-экскурсии в музей группы и музеи других групп;
-исследовательская деятельность, экспериментирование;
-музицирование, прослушивание аудио - материалов, просмотр мини-презентаций;
-продуктивная деятельность: детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п.;
-выполнение творческих заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.);
Согласно подходов и направлений по реализации образовательного содержания программы «социокультурные истоки» для детей старшего дошкольного возраста разработан перспективный план по организации музеев в группе.
2.3.Перспективный план по организации музея в группе
Название музея | Содержание | срок |
Старший дошкольный возраст | ||
«Шкатулка» | Познакомить с разнообразием изготовления шкатулок. Собрать в музеи шкатулки из разного материала и разной формы, дополнить экспонаты самодельными шкатулками, фотографиями, книгами, картинками. Дети конструируют различные шкатулки и сами их украшают. | Октябрь |
«Богатыри земли русской»» | Формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, о великих русских богатырях – защитниках земли русской. Закрепить названия древнего оружия богатырей через сбор экспонатов, сделанных своими руками, фотографий, иллюстраций и т.п. | Декабрь |
«Народный костюм» | Знакомство с народным костюмом, его элементами. В мини-музеи собирают элементы коми костюма, фотографии, видио-фильмы, мультимедийные презентации; совместно с педагогом и родителями изготавливают элементы костюма: кокошник, сарафан, косоворотка и т. д. Конкурс семейных работ «Чудо - вышивка» | Апрель- май |
Подготовительная к школе группа | ||
«Мастера и рукодельницы» | Обобщить знания детей о народных мастерах и рукодельницах Республики Коми. Экспонаты различных видов игрушки, посуды, картин и т.п. Проведение Ярмарки «Светлая Пасха» | Ноябрь апрель |
«Храмы и церкви города Сыктывкара» | Познакомить детей с храмами и церквями города Сыктывкар Познакомить с понятиями: «архитектура», «православие», особенностями строения храмов и церквей. В музеи сбор открыток, фотографий. Через интерактивные технологии провести видио-экскурсии. Изготовление коллажей. Провести конкурс рисунков: «Церкви города Сыктывкар» и т.п. | Январь- апрель |
Салют Победы | Выставка рисунков | май |
Реализация содержание программы «социокультурные истоки» включает проектную деятельность. Проект позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и социокультурные ценности. Ребенок получает опыт отношений с людьми, обществом, природой, родной культурой, традициями страны.
2.4 Проекты по реализации программы «социокультурные истоки» с участниками образовательных отношений
Название проекта | Возрастные группы | Период проведения |
-«Богатыри земли Русской» -«Рождественское чудо» | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Октябрь -ноябрь Декабрь-январь |
-«От зернышка до рубашки» -Проект «Предания деревянной игрушки» -«Храмы и церкви города Сыктывкара» | Подготовительная к школе группа (6-7 лет) | Октябрь -ноябрь Апрель Январь - май |
- Вариативные формы, способы, методы, средства реализации образовательной области «социально коммуникативное развитие»
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Разделы | Формы работы педагога с детьми | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность в семье | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
(по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство») | ||||
«Дошкольник | -разыгрывание ситуаций; | -Показ; | -игры (режиссѐрские, | -Наблюдения; |
входит в мир социальных отношений» | -чтение; художественной литературы; -игры, досуговые игры; -Совместные проекты -беседы | -объяснение; -обучение; -наблюдение; -напоминание -общение; -игровые и бытовые действиях с воспитателем; -беседа -чтение художественной литературы, -досуговые игры. | театрализованные, сюжетно ролевые игры); -общение; изобразительная деятельность; | -чтение; -развлечения; -общение -Бытовая деятельность -Развлечения -Совместные проекты -Досуги -Личный пример -Совместные прогулки, экскурсии |
«Развиваем ценностное отношение к труду» | -Показ -Объяснение - Наблюдение -Напоминание -игры -беседы | -изобразительная деятельность (конструирование, аппликация, рисование); -Напоминание -Беседы -Разыгрывание игровых ситуаций -Совместный труд -Рассматривание иллюстраций -Наблюдение -Чтение художественной литературы -поручения | -изобразительная деятельность (конструирование, аппликация, рисование); -Рассматривание иллюстраций; -Наблюдение | -Беседы -Личный пример - Показ -Совместный труд детей и взрослых -Напоминание -Объяснение -Чтение художественной литературы |
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» | -Показ -Объяснение -Обучение -Наблюдение -Разыгрывание игровых ситуаций -Рассматривание | -Дидактическая игра -Поручения -беседа -Разыгрывание игровых ситуаций | -игры -общение -инсценировка с игрушками | -Беседы -Личный пример Напоминание -Объяснение -Чтение художественной литературы |
иллюстраций -инсценировка с игрушками | ||||
Формы работы педагога с участниками образовательных отношений по реализации программы «социокультурные истоки» | ||||
Книги для развития детей дошкольного возраста: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово». | Итоговое мероприятие | Совместная индивидуальная и подгрупповая деятельность в подготовленной среде: (обсуждение, беседа, игра, наблюдение) Совместная подгрупповая деятельность: -Чтение художественных произведений (сказки, рассказы, былины); -поэтические тексты -заучивание стихотворений -народные игры -хороводные игры и песни -драматизация сказки -совместные игры (дидактические, театрализованные, игры- эксперименты, сри, режиссерские) -театрализованная деятельность -развлечения и праздники -продуктивная деятельность -обыгрывание этюдов, образов, эпизодов из сказок, стихотворений; -личный пример -рассматривание иллюстраций | Взаимодействие и игры со сверстниками; - -взаимодействие со взрослыми и сверстниками, -Общение -творческая деятельность - трудовая деятельность | -оформление рисунков, коллажа по темам -оформление альбомов -чтение в кругу семьи -совместные праздники -взаимодействие в быту -личный пример -экскурсии -объяснения -беседы -творческие вечера -участие в открытых мероприятиях --ресурсный круг -работа в паре, в микрогруппе |
-применение пословиц с объяснениями -творческая деятельность (дорисовать разными изобразительными средствами) -игры с рассуждением -игровые ситуации -словесные игры -загадки -проекты -мастерские |
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Разделы | Формы работы педагога с детьми | Самостоятельная деятельность | Образовательная деятельность в семье | |
Организованная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
(по комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство») | ||||
«Дошкольник входит в мир социальных отношений» | -беседы -общение -чтение; художественной литературы; -игры, досуговые игры; -Совместные проекты | -Показ; -объяснение; -обучение; -наблюдение; -напоминание -общение; -игровые и бытовые действиях с воспитателем; -беседа -чтение художественной литературы, -досуговые игры. | -игры (режиссѐрские, театрализованные, сюжетно ролевые игры); -общение; изобразительная деятельность; | -чтение; -развлечения; -общение -Бытовая деятельность -Развлечения -Совместные проекты -Досуги -Личный пример -Совместные прогулки, экскурсии |
«Развиваем ценностное | -Показ -Объяснение | -изобразительная деятельность | -изобразительная деятельность | -Беседы -Личный пример |
отношение к труду» | - Наблюдение -Напоминание -игры | (конструирование, аппликация, рисование); -Напоминание -Беседы -Разыгрывание игровых ситуаций -Совместный труд -Рассматривание иллюстраций -Наблюдение -Чтение художественной литературы -поручения | (конструирование, аппликация, рисование); -Рассматривание иллюстраций; -Наблюдение | - Показ -Совместный труд детей и взрослых -Напоминание -Объяснение -Чтение художественной литературы |
«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» | -Показ -Объяснение -Обучение -Наблюдение -Разыгрывание игровых ситуаций -Рассматривание иллюстраций -инсценировка с игрушками | -Дидактическая игра -Поручения -беседа -Разыгрывание игровых ситуаций -КВН -экскурсии | -игры -общение -инсценировка с игрушками | -Беседы -Личный пример -Напоминание -Объяснение -Чтение художественной литературы |
Формы работы педагога с участниками образовательных отношений по реализации программы «социокультурные истоки» | ||||
Книги для развития детей дошкольного возраста: «Сказочное слово», Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции» | Итоговое мероприятие | Совместная индивидуальная и подгрупповая деятельность в подготовленной среде: (обсуждение, беседа, игра, наблюдение) Совместная подгрупповая деятельность: -Чтение художественных произведений (сказки, рассказы, былины); -поэтические тексты | Взаимодействие и игры со сверстниками; - -взаимодействие со взрослыми и сверстниками, -Общение -творческая деятельность -трудовая деятельность | оформление рисунков, коллажа по темам -оформление альбомов -чтение в кругу семьи -совместные праздники -взаимодействие в быту -личный пример -экскурсии -объяснения -беседы -творческие вечера -участие в открытых |
-заучивание стихотворений -народные игры -хороводные игры и песни -драматизация сказки -совместные игры (дидактические, театрализованные, игры- эксперименты, сри, режиссерские) -театрализованная деятельность -развлечения и праздники -продуктивная деятельность -обыгрывание этюдов, образов, эпизодов из сказок, стихотворений; -личный пример -рассматривание иллюстраций -применение пословиц с объяснениями -творческая деятельность (дорисовать разными изобразительными средствами) -игры с рассуждением -игровые ситуации -словесные игры -загадки -проекты -мастерские | мероприятиях -ресурсный круг -работа в паре, в микрогруппе |
- ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» И «ВОСПИТАНИЕ НА
СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»
Третий год развития 5-6 лет
Тема занятия | Цели и задачи игровой деятельности | Название игры | Вид игры (включая подвиды) | Содержание игры |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Занятие № 1 «Верность родной Земле» |
| «Быть отважными хотим» «Мы военные» | Музыкальные | Выполнение движений в соответствии с содержанием песен: - «Быть отважными хотим» /муз. М. Красевой, сл. З. Петровой/ «Мы военные» /муз. Сидельникова,/ |
«Мы защитники» | Настольно- печатные игры | Выполнение игровых действий с соблюдением правил | ||
«Мы защитники» | Режиссерские Строительно- конструктивные | Выполнение игровых действий с использованием атрибутики, отображающей военную технику, фигурок солдат разных родов войск | ||
«Пожарные на учении» | Подвижная | Дети упражняются в лазании, беге, учатся действовать по сигналу, выполнять правила игры | ||
«Каша из топора» | Игра- инсценировка | Выполнение игровых действий по тексту р.н. сказки «Каша из топора» | ||
«Будем в армии служить» | Игры- тренировки | Выполнение команд, заданий, упражнений на развитие силы, ловкости, внимания, выполнения правил |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Занятие № 2 «Святая вера» |
деятельностью. | «Помощь идет» «Обвал» «Наводнение» /игры по произведениям Б.Житкова и других писателей/ | Сюжетно- ролевые игры | Отображение в играх действий, отношений людей друг к другу, умение прийти людям на помощь |
Занятие № 3 «Радость послушания» |
«Надежда»
| «Выбери иллюстрацию» | Дидактическая | Выбор детьми иллюстраций, герои которых проявляют послушание |
«Продолжи предложение» | Словесно- дидактическая | Подбор слов на тему послушания | ||
«Гуси-лебеди» | Игра- драматизация | Выполнение действий в соответствии с содержанием русской народной сказки «Гуси-лебеди» | ||
Занятие № 4 «Светлая надежда |
«Надежда»;
| «Два Мороза», «Жмурки», «Прятки», «Ловишки» и др. | Подвижные игры | Выполнение действий в соответствии с правилами игры. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Занятие № 5 «Доброе согласие» |
| «Мы играем целый день, целый день играть не лень» | Сюжетно- ролевые, строительно- конструктивные игры с водой и песком | Дети играют в разные виды игр, в ходе которых необходимо обращать внимание на умение детей договариваться, приходить к согласию |
Занятие № 6 «Добрые друзья» |
| «Мы – спасатели» | Сюжетно- ролевая | Самостоятельное и творческое применение социокультурного опыта в решении игровых проблемных ситуаций |
«День рождения друга» | Сюжетно- дидактическая игра | Выполнение игровых действий в соответствии с сюжетом игры |
«Два радиста» | Игры- инсценировки | Выполнение игровых действий в соответствии с содержанием рассказов «Два радиста» Б.Житкова, «Два товарища» Л.Толстого, отображение взаимоотношений людей | ||
«Два товарища» | ||||
Занятие № 7 «Добрые дела» |
«Любовь»
| «Всегда найдется дело для умелых рук…» | Игра- инсценировка | Выполнение движений в соответствии с текстом песни «Всегда найдется дело для умелых рук» |
«Продолжи предложение» | Словесная | Дополнение слов, фраз на тему о том. как помогаем близким | ||
Занятие № 8 «Мудрое слово» |
| «Доскажи словечко» | Речевое упражнение | Дополнение слов и фраз, пословиц и поговорок о народной мудрости. |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Занятие № 9 «Мудрые люди» |
«Мудрость»;
| «Краски…», «Колечко…», «Третий лишний» и др. | Подвижные игры | Выполнение движений в соответствии с содержанием и правилами игры, предложенных бабушками и дедушками. |
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ» И «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ» (для
детей 6-7 лет)
Тема занятия | Цели и задачи игровой деятельности | Название игры | Вид игры (включая подвиды) | Содержание игры |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Занятие № 1 «Сказочное слово» |
«Традиции Слова»;
| Путешествие по сказкам «Два Мороза» «Царь Горох» «Гуси-лебеди» | Игра- драматизация | Инценирование русских народных сказок |
Занятие № 2 «Путь-дорога» |
«Традиции Слова»;
приобретении необходимого социокультурного опыта. | Путешествие | Сюжетно- ролевая | Выполнение игровых действий в соответствии с заданной темой. |
Занятие № 3 «Жизненный путь» |
«Традиции Слова»
| «Школа», «Детский сад», «Больница», «Магазин» и др. | Сюжетно- ролевые | Выполнение игровых действий в соответствии с заданной темой. |
Занятие № 4 «Светлый образ» |
«Традиции Образа»;
совместных построек и игр. | «Мы - архитекторы» | Конструирован ие | Моделирование церковной архитектуры |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Занятие № 5 «Великий чудотворный образ» | - Продолжить наполнение социокультурной категории «Традиции Образа» | Доскажи словечко | Речевая | Дети дополняют фразы (пословицы), начатые воспитателем |
Занятие № 6 «Старание и терпение» |
социокультурной категорией «Традиции Дела»;
| Мастера-самоделкины | Продуктивная деятельность с переходом в сюжетно- ролевую игру | Изготовление игрушек-самоделок с последующим их использованием в игровой деятельности. |
Выполнение игровых действий отображающих труд взрослых, Выражение взаимоотношений |
«Традиции Дела»;
| «Ателье» «Мастерская» /обувная, швейная, шляпная/ «Ферма» «Стройка» и др. | Сюжетно- ролевые | Выполнение игровых действий в соответствии с выбранной темой |
«Ателье» «Мастерская» | Сюжетно- дидактические | |||
«Кому что нужно для работы» | Дидактическая | |||
«Уж я сеяла ленок….» «Как сеют мак» | Хороводные | Выполнение детьми действий в соответствии с текстом | ||
«Горшки» «Иголка, нитка, узелок» «В короли» | Подвижные | Выполнение детьми действий в соответствии с текстом, выполнение правил | ||
«Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем» |
«Семь Катерин» | Театрализован ная | Театрализация по сказке Вологодского края «Семь Катерин» | ||
Занятие № 8 «Семейные традиции» |
категорией «Традиции праздника»;
семьи; | «В гостях у бабушки» «День рождения папы» | Сюжетно- ролевая | Выполнение игровых действий в соответствии с выбранной темой |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
- Воспитывать доброжелательные отношения ко всем членам семьи, желание продолжать семейные традиции. | ||||
Занятие № 9 «Книга – праздник души» |
«Традиции праздника»;
мотивацию на учебную деятельность. | «Книжный магазин», «Бибилиотека», «Читаю книгу своей дочке». | Сюжетно- ролевая | Выполнение игровых действий в соответствии с выбранной ролью. |
Перспективное планирование реализации программы «социокультурные истоки» Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Задачи образовательной области | Режимные моменты | Организованная образовательная деятельность | Самостоятельн ая деятельность | Совместная деятельность с семьей | Итоговое мероприятие |
Сентябрь – октябрь. Книга 1 «Верность родной земле» | |||||
Приобщение духовно-нравственному контексту «Верность» -познание окружающего мира, истории через художественные произведения Приобщение к истокам русской культуры через былины, рассматривание иллюстраций Развивать умение оценивать добрые дела, поступки, умение общаться с близкими и окружающими людьми | -рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «БОГАТЫРИ» (Стр. 286 «Истоковедение») -работа с пословицами (стр 3) | -чтение былины «Илья Муромец» в пересказе И.А. Кузьминой, в обработке А.Н. Нечаевой(стр.4-7) -былина «Добрыня Никитич» (8-11) -прослушивание былин «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 14-15) | -задания по былинам (стр7) | Итоговое занятие «Верность родной земле» |
-чтение былины «Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович» (стр.16-18) -игры задания (стр. 20-21) -чтение стих-я «Русь» И.С.Никитин | -Рассматривание воинов защитников Родины (стр.289 Истоковедение») | Иллюстрации в книжном центре- богатырей, раскраски | проведение праздника «Защитники Отечества» -проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» | Итоговое занятие «Верность родной земле» Оформление страницы альбома «Славный могучий богатырь» (стр19) | |
Ноябрь-декабрь книга 2 «Радость послушания» | |||||
Освоение социокультурной категории «послушание» | -Чтение р.н.с. «Гуси лебеди» (стр4-6) -Чтение сказки «Аленький цветочек» (ред. С.Т. Акскова) стр. 7-22 -выполнение творческого задания на стр. 23 -задание на стр. 24- 25 по фрагменту р.н.с. «Царевна лягушка» | Пополнение развивающих центров книгами, иллюстрациями, раскрасками | Выполнение задания по прочитанной сказке «Аленький цветочек» Оформление страницы альбома «Радость послушания» (стр 27) | Викторина «Мудрые сказки» | |
Январь-февраль Книга 3 «Светлая Надежда» | |||||
Приобщение к духовно – нравственному контексту категории | -Чтение рассказа И.С. Шмелева «Рождество» (стр. 5- | Проект «Рождественское | -праздничное украшение | -Оформление альбома «Рождественское | -Проведение тематического вечера |
«надежда» | 8) -«Предание о первой Рождественской елке» Е. Ивановский (стр.9-10) -Рассказ К. Лукашевич «Рождество Христово» (стр.10) -беседа на тему «Праздник Рождества Христова» (стр.291 «Истоковедение»)) -чтение Стихотворения Ф.М. Достоевского «Божий дар» (стр.12) | чудо» Выставка «Рождественских елок» | группы | чудо» Участие в проекте | «Рождество» |
2 часть книги «Доброе согласие» |
Освоение культурных категорий «мир», «согласие», «дружба» | -Творческое задание на стр. 23 и рассказ А.Митяева «Дружба» (стр.240) - Рассматривание иллюстраций по сказкам -Драматизация сказки «Рукавичка» -Слушание аудиокниг | -Чтение произведения И.С. Шмелева «Счастье мое миндальное» (стр.17-18) -Выполнение творческого задания на стр. 19 -Рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания» (стр. 22) | Оформление Альбома «Мои добрые дела» | Беседы с родителями о послушании и добром согласии | Образовательная ситуация «Построим дом» |
Март-апрель книга 4 «Добрые друзья» | |||||
Приобщение к духовно – нравственному контексту категории «любовь» | -Р.н.с. «Зимовье зверей» (стр.12-14) | -Чтение сказки в обработке К.Д. -Ушинского «Сивка Бурка» (5- 10) | Творческое задание по сказке на стр. 10 | Оформление альбома пословицы о дружбе | |
2 часть книги «Добрые дела» | |||||
-Выполнение задания на стр 32 -Работа с пословицами (стр. 4, 16, 32) | -Чтение сказки П.П.Ершова «Конек горбунок» (стр.17-32) | -Рисование любимых героев | Оформление альбома «Добрые дела» Экскурсия в библиотеку С.Я. Маршака | -Проведение занятия «Добрые дела» стр. 34-35 | |
Май книга 5 «Мудрое слово» |
Освоение социокультурной категории «мудрость» | -Чтение р.н.с. « Никита Кожемяка» (стр5-7) «Белая уточка» (стр. 10-14) -Разбор пословиц по сказке (стр7) -Выполнение творческого задания на стр. 9 | -Проведение занятия «Мудрое слово» -Чтение сказки «Пастушья дудочка» Р.н.с. «Названный отец» -Выполнение творческого задания на стр.26 | Поиск мудрых советов: «Сундучок мудрыми советами» Рисование Чтение рассматривани е | Творческий вечер: (пересказ сказок) «Я начну, а ты продолжи» | Проведение занятия с родителями «Мудрые советы» |
Перспективное планирование по реализации программы «социокультурные истоки» - Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Задачи образовательной области | Режимные моменты | Организованная образовательная деятельность | Самостоятельн ая деятельность | Совместная деятельность с семьей | Итоговое мероприятие |
Сентябрь – октябрь Книга 1 «Сказочное слово» | |||||
Знакомство с социокультурной категорией «традиции слова» | Чтение сказки «Царевна лягушка» (стр. 4-10) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (стр. 11- 26) | Чтение «путешествие по сказке» (стр.30) | Рисование героев Выполнение заданий на стр. 28 | Совместное Чтение Выполнение задания (стр 10) Выполнение творческого задания на стр. 29 | Итоговое занятие «сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок» |
Ноябрь - Книга 2 «Напутственное слово» | |||||
Чтение сказки «Василиса Прекрасная» (стр. 6-14) | Чтение сказки К.Д. Ушинского «Ветер и | Выполнение задания стр. 5 | Выполнение заданий на стр. | Занятие «Напутственное |
Солнце» (стр. 5) Музыкальная гостиная | Рисование иллюстрации к сказке стр. 15 | 16-17 | слово» | ||
«Жизненный путь» | |||||
Чтение сказки «ФИНИСТ Ясный Сокол» (стр. 21-32) Работа с пословицами стр. 20 | Рассказывание притчи «Старик и яблоня» (стр.33) | Оформление страницы «Кем я хочу стать?» стр. 35 | Творческое задание совместно с родителями и детьми стр.34 | ||
декабрь-январь Книга 3 «Светлый образ» - «Светлый образ» (1 часть книги) | |||||
Чтение рассказа «Сын радости» стр.9-11 Презентация «прошлое деревянной игрушки» | Чтение произведения «Благословение» И.С. Шмелев, стр. 5-8 Рассказы «В пустыне Преподобного Сергия» и «Чудо об источнике» стр.12-13 Проект «Предания деревянной игрушки» | Оформление страницы Альбома «О преподобном Сергии Радонежском» | Совместные размышления (стр. 8) Участие в проекте | Мастерская «Ярмарка Пасхальная» | |
«Светлый образ» (2 часть книги) |
Чтение рассказа «Куликовская битва» стр.25 | Фрагмент «Жития» стр.24- 25 | Рассматривани е репродукций картин «Куликовская битва» | Участие в проекте «Прошлое деревянной игрушки» | Итоговое занятие «Светлый образ» стр.26-27 | |
Февраль – март 4 книга «Мастера и рукодельницы» - 1 часть «Мастера и рукодельницы» | |||||
Освоение и осмысление социокультурной категории «Традиции дела» | Чтение сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» стр.5-12 Обсуждение пословиц, поговорок о труде, о добре, о заботе, о терпении (стр. 12) В гостях у «Мастеров» - викторина (конкурсы, загадки, стихи) стр. 16 | Создание проекта «От зернышка до рубашки» Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» стр. 13-14. Беседа по иллюстрациям стр. 14 | Рисование Рассматривани е узоров, росписи, изделий | Оформление страницы Альбома стр.15 Музыкальная гостиная | Занятие –форма мастерская «Мастера и рукодельницы» стр. 17-18 |
2 часть – «Старание и терпение» | |||||
Чтение сказки «Морозко» стр.21-25 Объяснялки и рассуждалки стр. 25 «Крошечка – | Чтение «Иван Крестьянский сын» стр. 26-33 Беседа «Старание и терпение» | Вышивание Изготовление деревянных игрушек Роспись «Русские | Оформление страницы альбома стр.25 | Мастерская «Старание и терпение» |
Хорошечка» «Марья Моревна» Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка» | узоры» | ||||
Апрель-май Книга 5 «Семейные традиции» - 1 часть «Семейные традиции» | |||||
Освоение и осмысление социокультурной категории «традиции праздника» | Чтение сказки П.П. Бажова «Живинка в деле» стр.6-11 Чтение фрагмента «Лето Господне» И.С. Шмелев, стр. 12-13 Работа с пословицами стр.4 | Чтение рассказа О.С. Абрамовой «семейная радость» стр. 5 Беседа с отцом Алексеем | Чтение Рисование | Выполнение совместных заданий стр. 11 | Занятие «Семейные традиции» стр. 10 |
2 часть книги – «Книга праздник души» | |||||
Чтение Предание «О Первом Красном Яичке» стр.19 Заучивание стихотворения Тютчева Ф.И. «Весенние воды», стр. 22, В.А. Жуковского «Жаворонок» стр.23 | стихотворения посвященные пасхе А.Н. Майкова и К.М. Фофанова стр.21 чтение сказки о «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем князе Гвидоне и о | Создание книг Составление сказок, загадок Рисование любимых героев сказок | участие в музыкальной гостиной | «Книга праздник души» |
прекрасной лебеди» стр. 24-50 |
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Реализация рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников:
-Анкетирование родителей.
-Родительские собрания.
-Совместные занятия с родителями в ДОУ.
-Обучение родителей активным формам по системе «Моя семья».
-Создание информационного листка «Наши истоки» с рекомендациями для родителей; другие наглядные виды работ: информационные стенды, папки-передвижки и др.
-Работа в семье с книгами для развития по программе «Социокультурные истоки»
-Совместные мероприятия: конкурсы, выставки, праздники, развлечения, экскурсии.
-Вечера вопросов и ответов: «Спрашивали? Давайте подумаем вместе». (расширять педагогические знания, обсудить некоторые проблемы развития детей).
-Родительские вечера (праздники общения с родителями, поиск ответов на вопросы; мастерские по изготовлению игрушек, пению колыбельных, созданию книжек, атрибутов и т.п.)).
-Родительские чтения (чтение художественной литературы, проведение рубрики «поразмышляйка»).
-Совместная деятельность родителей и детей (придумывание, сочинение, игры, рассказывание, беседы, рисование и т.п.);
-Оформление развивающей предметно пространственной среды в группе и вспомогательных помещений, где организуется образовательный процесс с детьми.
-Участие в проектах, конкурсах, выставках.
Организационный
- Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
Вид деятельности | Количество образовательных ситуаций в неделю |
Ситуация общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта | Ежедневно (25мин) |
Беседы и разговоры с детьми | Ежедневно (25 мин) |
Чтение художественной литературы | Ежедневно (25 мин) |
Игровая деятельность (социально-коммуникативные, речевые и другие виды игр) Ежедневно (25 мин) | |
Хороводные игры | 1 раз в неделю(25мин) |
Формы творческой активности | |
Музыкально-театрализованная гостиная | 1 раз в неделю(25 мин) |
Творческая мастерская (художественно-эстетическая деятельность – (рисование, лепка, художественный труд, ручной труд) | 2 раз в неделю (50 мин) |
Организация музея | 3 раза в год |
Проектная деятельность | 3 раза в год |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
самообслуживание | Ежедневно |
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) | Ежедневно |
Трудовые поручения (общий и совместный труд) | 1 раз в неделю (25 мин) |
итоговые мероприятия с детьми и родителями в месяц в виде организованной образовательной деятельности по программе «социокультурные истоки» | 1 |
Итого в год 9 |
Образовательная деятельность с детьми основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Виды детской деятельности с дошкольниками педагог организуют в режимных моментах в течение дня. Изложение образовательного содержания по программе «социокультурные истоки» в течение дня позволяет педагогу организовывать итоговые мероприятия с детьми и родителями воспитанников 1 раз в месяц.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по программе «Социокультурные истоки»
Для детей дошкольного возраста (5-6 лет);
-«Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
-«Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
-«Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
-«Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
-«Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет); Для детей дошкольного возраста (6-7 лет);
-«Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
-«Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
-«Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
-«Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
-«Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста
(6-7 лет).
Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:
-«Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
-«Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
-«Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
-«Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Традиции группы (старшая группа)
Месяц проведения | Традиции группы | Праздники |
Сентябрь | «День воспитателя» -Семейные чтения* -День Музея | День Знаний |
Октябрь | -Именины -Посещение Храма* -Конкурс «Краски Осени» | Праздник «Осенний бал» |
Ноябрь | Семейная мастерская «Подарки для мам и бабушек»* «Богатырская сила»* - выставка (проект) Посиделки: «Почитаем, поговорим»* | «Мамин праздник» |
Декабрь | «Мастерская Деда Мороза» День Музея (экскурсия) | «Новогодние чудеса» |
Январь | Святочные вечера* -Именинный пирог | Колядки* Рожественская звезда* |
Февраль | «Книжкин день рождения»* (экскурсия в библиотеку) -Именинный пирог -Посещение стадиона «Динамо» | -«Защитникам Отечества посвящается» - Зарница - Широкая Масленица* |
Март | Мастерская - «Золотые руки мам»* | «Мамам теплые |
Посещение Храма* День Музея | поздравления»» | |
Апрель | «День Смеха», «День космонавтики» (12 апреля) - проект | «Пасха»* |
Май | «День веселых шляп» Проведение вечера памяти «Защитникам посвящается» -Именинный пирог | «День Победы» «Пусть всегда будет, солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду – Я» |
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Мониторинг социокультурного развития и социализации ребѐнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даѐт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.
В старшей группе (5 – 6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание детей на ценности внутреннего мира человека. Дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София;
-в подготовительной к школе группе (6 – 8 лет) осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Дети осваивают традиции Слова, Образа, Дела, Праздника.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе проведения активных форм обучения. В качестве показателей оценки основных характеристик развития
личности ребѐнка в мониторинге по программе «Социокультурные истоки» выделяются внешние (наблюдаемые)
проявления этих характеристик у ребѐнка в поведении, в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление этой характеристики на протяжении всего дошкольного детства.
Мониторинг проводится в течение года по мере пройденных тем. Педагог проводит наблюдение, беседы и заполняет карты наблюдений. Источником для проведения наблюдений является методическое пособие
«Истоковедение. Том 15.-М.Издательский дом «Истоки», 2015.-160с.
Традиции группы (подготовительная группа)
Месяц проведения | Традиции группы | Праздники |
Сентябрь | «Ах лето-лето» - выставка рисунков «День воспитателя» -Семейные чтения -День Музея | День Знаний |
Октябрь | -Именинный пирог -Конкурс «Краски Осени» | Праздник «Осенний бал» |
Ноябрь | Семейная мастерская «Подарки для мам и бабушек» День открытых дверей | «Мамин праздник» |
Декабрь | «Мастерская Деда Мороза» | «Новогодние чудеса» |
Январь | Рождественское чудо. -Именинный пирог -День музея | Колядки. Рождество. |
Февраль | «Книжкин день рождения» (экскурсия в библиотеку) -Именинный пирог -«А мой папа самый лучший» | -«Защитникам Отечества посвящается» - Широкая Масленица |
Март | Мастерская - «Цветы для мам» -День Музея | «Мамам теплые поздравления»» |
Апрель | «День Смеха» «День космонавтики» (12 апреля) - проект | «Пасха» |
Май | «День веселых шляп» Акция «георгиевская ленточка» -Именинный пирог | «День Победы» «Пусть всегда будет, солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда мама, пусть всегда буду – Я» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим по программе Детский сад 2100
Пособие по программе Детский сад 2100 "Здравствуй, мир!"...
Рабочая программа с детьми старшей группы по развитию речи по программе Детский сад 2100
программа по развитию речи в старшей группе...
Рабочая программа с детьми старшей группы (целевой раздел)
Содержание I. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка …………………….……………...………… 2 1.2 Цель рабочей программы………………………………………....….2 1.3 Задачи рабочей программы:………………...
«Удивительный мир сказок» Дополнительная Рабочая Программа с детьми старшей - подготовительной группы «Морячки» (5-7 лет) на 2016-2018 учебный год
Оглавление:Пояснительная записка…………………………………………………………...3 - 6Список детей…………………………………………………………………………7Перспективный план работы с детьми 5 – 6 лет………………………………..8 - 9Перспективный план работы с ...
Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Витамины с грядки-наши верные друзья"
ЗОЖ с детьми...
Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Олимпийцы"
Рабочая программа с детьми по здоровьесбережению "Олимпийцы"...