Рабочая программа " Социокультурные истоки"
рабочая программа

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsiokulturnye_istoki.docx63.61 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад                              комбинированного вида «Солнышко»

Рабочая программа дополнительного образования

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

группы общеразвивающей направленности 6-7лет «Капитошка»

                                                                                                       

                                                                                                                   Разработала:

                                                                                                                    Тагирова С.К

                                                                2021г                                                    

                                                      Оглавление

1. Целевой раздел         2

1.1. Пояснительная записка          2

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы ………………………………………………………………3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы        4

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и теализации Программы        5

1.2. Планируемые результаты        8

2. Содержательный раздел        8

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития        8

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы        9

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы        10

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        10

3. Организационный раздел        11

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы        11

3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения        12

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        12

                                               1.   Целевой раздел

  1.   Пояснительная записка

Основной целью Программы является привнесение в отечественное образование духовно-нравственной основы. Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание Программы основано на российских культурных традициях.

Авторами Программы являются И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» и А.В. Камкин, доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета.

Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года. В июле 1998 года в Комитете по образованию и науке Государственной Думы Программа впервые была рассмотрена и получила поддержку.

В 2002 году учебный комплект Программы получил гриф Министерства образования РФ «Рекомендован для использования в учебно-воспитательном процессе субъектов РФ»; в 2012 году повторно включен в федеральный перечень учебных изданий, рекомендуемых для образовательных учреждений на территории субъектов РФ. (Программа для дошкольного образования входит составной частью в единый со школой учебно-методический комплекс).

Основная цель Программы в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Содержательной основой Программы является система понятий и категорий, представленной в курсе «Истоки» для начальной школы. Логика освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:

– в подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление детей с истоками русских традиций (Слова, Образа, Дела, Праздника) как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

В помощь работникам дошкольного образования подготовлен учебно-методический комплект, куда входит образовательный инструментарий для работы с детьми и родителями, основанный на активном методе Истоков.

Программа «Социокультурные истоки» опирается на следующие законодательные Постановления Правительства РФ:

Приказы Министерства образования и науки РФ и нормы международного права:

Национальную доктрину образования РФ на период 2000-2025 г.г.;

Положение о дошкольном образовательном учреждении от 2008 года;

Общенациональную программу развития воспитания;

Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено от 17.06.2003 г.);

Концепцию модернизации российского образования;

Конвенцию о правах ребенка, ратифицированную Российской Федерацией 15.09.1990 г.;

Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Федерального государственного образовательного стандарта (2007);

Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) и условиям её реализации (2011) и ряд других документов.

Актуальность Программы в дошкольный период

  • Формирование базовых качеств личности, образующих устойчивую индивидуальность человека.
  • Становление ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций, норм, правил поведения.
  • Наибольшая открытость детской души.
  • «Золотой» период в эмоциональной жизни человека.

Новизна Программы:

  • соединение дошкольного образования, начальной, основной и профессиональной школы в единый образовательный процесс с приоритетом духовно-нравственных ценностей;
  •  создание системы категорий-ценностей, обеспечивающих социокультурное и духовно-нравственное развитие всех участников образовательного процесса;
  • использование принципиально новых технологий эффективного обучения, способствующих приобретению всеми участниками образовательного процесса коммуникативных навыков;
  • создание условий для целостного развития личности, обладающей национальным самосознанием, способной к созидательному труду на благо семьи, общества и государства;
  •  формирование у детей и молодежи позитивного личного социокультурного опыта как базовой категории;
  •  обеспечение педагога необходимым социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка и родителя;
  • создание единого социокультурного контекста воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении и семье;
  • создание условий для успешной социализации детей.

  1. Цели и задачи Программы

Основная цель Программы «Социокультурные  истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Главные цели Программы:

  • первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;
  • организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;
  • формирование социальной активности детей дошкольного возраста, способности получать значимые социокультурные результаты, создание условий для первичной социализации ребёнка в окружающем мире.

Задачи Программы:

  • объединение обучения, воспитания и развития в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития как ребенка, так и его родителей на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных ценностей;
  • создание условий для первичной социализации ребенка в окружающем мире;
  • создание условий для развития познавательной сферы ребенка, на основе формирования бережного и созидательного отношения к окружающему миру;
  • развитие способности получать значимые социокультурные результаты;
  •  обеспечение преемственности в работе  дошкольной Организации и Школы;
  • укрепление статуса Образовательной организации, как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Активные формы обучения (АФО).

Методика АФО строится на основе следующих принципов:

1. Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях. Предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.

2.   Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников занятия.

3.  Принцип диалогового общения, позволяет участникам образовательной деятельности договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и  другое мнение, отличное от мнения группы.

4.  Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития воспитанника и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.

5. Принцип психологической безопасности и доверия в группе Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга учащиеся испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.

6.  Принцип творческой позиции участников образовательной деятельности. В ходе взаимодействия воспитателя с детьми создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.

  1. Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.

8.  Душевное запечатление (рефлексия). Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями. Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, на нем происходит переоценка опыта, имеющегося у ребенка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности  игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

1.  Самостоятельно использует в общении вежливые слова, соблюдает правила поведения на улице и в детском саду.

2. Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

1. Договаривается со сверстниками в коллективной работе, распределяет роли, при конфликте убеждает, объясняет, доказывает.

2.   Оценивает свои поступки, понимает необходимость заботы о младших.

3. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

1. Распределяет роли в игре, исполняет роль, сопровождает действия речью, содержательно и интонационно.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

1. Сочиняет оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории, использует все части речи, словотворчество.

2.  Умеет делиться со взрослыми и детьми разнообразными впечатлениями.

3.  Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

1.   Владеет основными движениями и доступными навыками самообслуживания.

2. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, соревнованиях, играх-эстафетах.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

1. Проявляет ответственность в трудовых поручениях, стремится радовать взрослых хорошими поступками.

2. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен принять установку на запоминание.

3.  Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение.

4.  Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут. Соблюдает правила игры.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

1. Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, использует различные источники информации.

2. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

3.  Ориентируется в пространстве и времени (вчера-сегодня-завтра; сначала  потом).

4.  Способен конструировать по собственному замыслу.

5. Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

6.  Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

7.  Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными

1. Знает свои имя и фамилию, возраст, имена, отчества родителей, места работы, значение их труда, имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем городе, называет свою улицу.

2. Имеет представление о Российской армии, войне, Дне Победы. Обладает представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

3. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна РФ, знает о Москве, о родном городе. Имеет представление о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

4. Знает о ценности здоровья, пользе утренней зарядки, физических упражнений, правильном питании, закаливании, гигиене. Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года.

5.   Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

6.   Знает о характерных особенностях построек.

7. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (сторон; количество углов, равенство, неравенство сторон). Знает 2-3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2-3 считалки, 2-3 загадки.

1.2  Планируемые результаты        

В соответствии с ФГОС ДО («п. 4.6., раздел IV. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования), разработаны целевые ориентиры дошкольного образования. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением, поступками и взаимодействием со сверстниками;

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; уважительно относится к результатам труда других людей, осознаёт общественную значимость труда взрослых; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции;

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в игре, художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения;

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья;

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; способен опираться на главные жизненные ценности, решать социальные, интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; проявляет сформированность гуманистической направленности в поведении;

- Ребенок проявляет любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет доброе и бережное отношение к природе и окружающему миру; адекватно оценивает свои возможности осуществить то или иное задание, выбранное дело; имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему.

- Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, знает и уважает традиции своего народа. Проявляет чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, сверстникам и соотечественникам.

2.   Содержательный раздел

2.1.  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

Программа является частью основной образовательной Программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, и рассчитана на один учебный год. Реализация Программы осуществляется во второй половине дня в совместной деятельности. Один раз в неделю.

Целевая аудитория - воспитанники подготовительной к школе группы 6 - 7 лет.

Сроки реализации парциальной образовательной Программы – 1 учебный год, в течение которого применяется форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы дополнительного образования, использовании соответствующих образовательных технологий.

Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают:

- возрастные особенности детей;

- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой ДОУ;

- создание комфортной обстановки;

- нормы нагрузки на ребенка.

Программа дополнительного образования обеспечивает развитие личности по духовно – нравственному воспитанию.

              Духовно – нравственное - воспитание предполагает развитие качеств:

 - становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;

 - патриотизма;

 - толерантности;

 - товарищества;

 - активного отношения к действительности;

 - глубокого уважения к людям.

Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей (законных представителей).

Недельная образовательная нагрузка ребёнка - не более 1 занятия в неделю.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Формы организации:

- Социально-педагогические проекты: «Семейное чтение», «Семейные походы», «Семейная гостиная»;

- Чтение и обсуждение литературных произведений с точки зрения духовно-нравственного воспитания;

- Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов и телепередач духовно-нравственного содержания;

- Досуговые мероприятия духовно-нравственного содержания (тематические, «День памяти святого ...»);

Игры духовно-нравственного содержания;

- Взаимодействие с родителями (законными представителями);

- Литературно-музыкальные досуги;

- Музыкально-художественная драматизация;

- Организация творческих выставок;

- Неделя книги;

- Семейные гостиные;

- Семейные конкурсы.

Обеспечивая положительный эмоциональный фон занятий, данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущую к подавлению творчества. Особое место в рамках программы отводится активным формам развития, таким как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.

Коммуникативный аспект качества образования играет важную роль в социализации ребенка в обществе. Организации общения детей с воспитателем, родителями, сверстниками в программе при реализации программы «Истоки» уделяется пристальное внимание.

Педагог в работе с детьми использует несколько форм общения:

- Деятельностное общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо (сотрудничество со взрослыми развивает в ребенке ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты);

- Познавательное общение с воспитателем о волнующих ребенка познавательных проблемах (способствует углублению познавательных интересов и активности детей);

- Личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить со взрослым проблемы, связанные с эмоциональным, духовно- нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делиться с воспитателем своими мыслями, впечатлениями. В этом общении формируются социально-ценностные ориентации ребенка, осознается смысл событий, развивается готовность к новой в дальнейшем социальной позиции школьника. В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребенка, как средство воспитания и обучения, как средство социализации. Активные формы образовательной деятельности, реализуемые в программе «истоки», развивают в детях способность видеть, слышать, чувствовать собеседника, приходить к согласию, принимать мнение другого, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса.

Методы и приёмы групповой работы:

  1. Присоединительное слово педагога. Эмоциональный заряд.  
  2. Использование визуального ряда и музыкального сопровождения (подборка репродукций картин отечественных художников-классиков, классической музыки и детских песен по темам).
  3. Разговор-диалог в круге.
  4. Совместное рассматривание репродукций картин, иллюстраций и др.
  5. Обсуждение выхода из проблемных ситуаций героев литературных произведений из книг для развития  и самих детей.
  6. Чтение детьми стихов, песенок, потешек наизусть по теме  занятия.
  7. Совместные размышления над пословицами и поговорками.
  8. Совместная игра. Игровая ситуация.  Игровое упражнение по теме занятия.
  9. Использование мультимедийной презентации, фрагментов мультипликационных и художественных фильмов.

В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу  для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой образовательного процесса, в нем участвует вся группа воспитанников.

Аспекты активных форм обучения и воспитания

Каждое занятие выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:

  1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий предмета «Социокультурные истоки»
  2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать  и слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.
  3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью (развитие способности выделить главное в содержании и главное в личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к согласию.
  4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая особенности восприятия и мышления, предполагает формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.

5.  Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл служения Отечеству, заключается в том, что воспитанники получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самореализоваться в обществе.

2.3  Способы и направления поддержки детской инициативы

При реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовательном учреждении создаётся образовательная среда, способствующая мотивационно-содержательной деятельности, направленной на развитие детской инициативы и активности.

         Истоковская образовательная среда (по Л.С. Выготскому «как совокупность человеческих отношений») способствует развитию в детях:

  • Творческой инициативы (активная включенность в игру по теме итогового занятия как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств; формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны). Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности;
  • Инициативы как целеполагание и волевое усилие (включенность дошкольников в разные виды продуктивной деятельности в альбомах для рисования и книгах для развития, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи, формируется система позитивных образов, которым ребёнок будет следовать в жизни);
  • Коммуникативной инициативы (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи и эффективные формы общения);
  • Социально-познавательной инициативы (любознательность, включенность в простую социально-познавательную исследовательскую деятельность, где формируется система социокультурных и духовно- нравственных ценностей, развиваются способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения);
  • Социально-деятельностной инициативы (активное проявление нравственных чувств по отношению к другим людям и объектам окружающего мира; участие ребёнка в добрых делах, в посильной помощи родителям и другим людям, в посильных благотворительных акциях помощи нуждающимся и др.).

           Условия, способствующие развитию детской инициативы в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • Создание воспитывающей среды, где доминирует социокультурное начало в организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников на основе методологии социокультурного системного подхода к Истокам в образовании;
  • Использование активного метода развития и воспитания дошкольников;
  • Выстраивание образовательной деятельности с детьми на основе активных форм развития и воспитания дошкольников (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микрогруппе вместе с родителями). (Создание образовательной среды, способствующей активному воспитанию личности дошкольника – первое и наиважнейшее условие для формирования и поддержки детской инициативы);
  • Обеспечение благоприятных условий развития как ребёнка, так и взрослого (педагога и родителя);
  • Изменение стиля взаимодействия педагога с детьми. (Педагогическое общение взрослого с детьми в «Истоках» строится на основе личностно-развивающего, позитивно-поддерживающего партнёрского взаимодействия);
  • АФОД и используемый образовательный инструментарий (книги для развития, книги для развития речи детей, альбомы для рисования) способствуют развитию креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к саморегуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;
  • Формирование мотивации детей к деятельности. (Мотивы реализуются в деятельности через определение целей. В результате соотнесения мотивов с целями субъекта (ребёнка) формируется особое психологическое образование – личностный смысл деятельности. Он характеризует общее отношение личности к деятельности, показывает, что на самом деле она означает для личности).
  • Книги для развития, система АФОД, образовательные технологии, используемые в программе «Социокультурные истоки» формируют в детях мотивацию:
  • Творить добро, помогать близким. (Желание порадовать, позаботиться о других людях возникает как самостоятельный мотив в дошкольном возрасте только у внимательных, социально чувствительных детей);
  • Взаимодействовать в паре и в группе со сверстниками, педагогом и родителями;
  • Совместно достигать значимых социокультурных результатов;
  • Развиваться и обучаться дальше, повторять успешные действия;
  • Познавать и осваивать отечественное и культурное наследие родного народа;
  • Применять полученные знания и сведения в практической жизни, опираясь на позитивный социокультурный опыт;
  • Подражать старшим во взаимоотношениях с людьми в труде, в отношениях к природе и животным;
  • Постигать жизнь и окружающий мир. (Проявление ребенком в совместной со взрослым деятельности наблюдательности, любознательности и интереса к познанию внешнего и внутреннего душевного и духовного мира; самостоятельное познание ребенком предметов и явлений окружающей действительности);
  • Проявлять привязанность и уважение сначала к близким людям в семье, а затем и другим людям, которые постепенно расширяют круг общения ребенка.

          Понимание и признание ребёнком необходимости соблюдения нравственных правил общения и поведения складывается на протяжении дошкольного возраста в мотивационную систему, определяющую и регулирующую его нравственное поведение. Внешне такой ребёнок отличается своей доброжелательностью, которая со временем становится устойчивым качеством личности.

Формирование коммуникативной инициативы.  

Организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится в Программе центральное место. В процессе общения со взрослым у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности. В современной педагогике совместная деятельность и общение рассматриваются как движущие силы развития личности ребёнка, как средство воспитания и развития. На это ориентируют нас и Стандарты дошкольного образования. «Сквозными механизмами развития ребёнка» определены общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность (п. 2.7., раздел II. «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» образовательного Стандарта).

            Коммуникативный аспект качества образования предполагает развитие умений эффективного общения позволяет создать добрую доверительную атмосферу, необходимую для духовно-нравственного и социокультурного развития и способствует приобретению дошкольниками таких важных качеств и умений, как:

- Чувство собственной ценности, защищённости, уверенности в поддержке;

- Доверие к оценке себя и окружающего мира со стороны взрослого и сверстника;

- Доверие к оценке, отношениям и чувствам;

- Моральная установка на отзывчивость;

- Способность к сопереживанию, сотрудничеству, социальному взаимодействию, сорадованию совместному успеху, совершенствованию;

- Умение устанавливать бесконфликтное взаимодействие.

            Логика развития основных коммуникативных умений выглядит следующим образом:

                                Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

Первостепенной становится задача дальнейшего развития умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

В возрасте 6-7 лет ставятся задачи развития умений:

- Понимать сверстников и взрослых;

- Принимать точку зрения собеседника;

- Делиться своими знаниями;

- Взаимодействовать в общем деле.

Показателями диагностики коммуникативного аспекта качества образования являются поведенческие показатели:

- Умение слушать, умение говорить, умение вступать в контакт, поддерживать и завершать общение;

- Видеть, слышать и чувствовать каждого, присоединяться к партнёру, выражать собственную оценку;

- Приходить к согласию, быть терпимым к иному мнению;

- Уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса;

- Выражать собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

2.4  Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализации программы «Социокультурные истоки» дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, можно прийти к выводу, что недостаточно формировать систему ценностей у детей в детском саду. Необходимо формировать единую систему ценностей, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» решает следующие задачи:

  • Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
  • Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.

С этой целью проводятся совместные с родителями занятия по программе «Социокультурные истоки», организуется взаимодействие по книгам для развития.

Таким образом, грамотно сформированная воспитательная среда «Истоков» формирует у детей определенную модель мира, систему социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ защитника Отечества, человека-труженика, мастера своего дела, образ доброго мира и счастливой жизни). Постепенно социальные идеи и образы не просто усваиваются ребёнком на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.                                       

3.   Организационный раздел

3.1  Описание материально-технического обеспечения Программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.

Для успешного преподавания курса необходимы определенные условия:

–         наличие учебного кабинета, учебной доски;

–         наличие необходимых технических средств – CD магнитофон, DVD магнитофон, телевизор;

–        наличие учебных пособий – иллюстрированный материал, раздаточный материал;

–        наличие копировальной техники и расходных материалов;

–        видеозаписи, диски.

Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

3.2 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения

Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.

  1. Истоковедение. Том 5. Издание 5 – е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2014.-224 с.
  2. Истоковедение. Том 11. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-320 с.
  3. Истоковедение. Том 15. - М.: Издательский дом «Истоки», 2015.-160 с.
  4. Сказочное слово. Альбом для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 16 с.
  5. Сказочное слово. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 32 с.
  6. Напутственное слово. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 36 с.
  7. Светлый образ. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 28 с.
  8. Мастера и рукодельницы. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 36 с.
  9. Семейные традиции. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6 - 7 лет).  Под общей редакцией И.А. Кузьмина. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 56 с.

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.

Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы дополнительного образования.

Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Основные направления создания предметно-пространственной среды, которым следовали мы, отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ. Наша модель развивающей среды создавалась с учётом этих принципов. Такое построение среды даёт детям чувство  психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.

Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:

—  системная, отвечает целям и задачам Программы;

—  инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;

— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;

— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;

— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:

  • реализуемой  программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

Комплексно-тематическое планирование по программе

«Социокультурные истоки»  с детьми 6-7 лет

Месяц

Тема

Содержание

Задачи

Сентябрь

«Сказочно е слово»

1. «Путешествие по сказкам». Викторина. 2. «Сказка - правда, в ней намек, добрым молодцам урок». Работа в паре. Оформление страницы альбома: рисунок «Моя любимая сказка»

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова». 2.Развитие самоутверждения в ходе общения в паре. 3.Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка.

Октябрь

«Напутств енное слово»

1. «Путешествие». Работа в круге: разговор с детьми на тему «Путешествие» Сюжетно - ролевая игра «Путешествие». 2. «Напутственное слово». Работа в пар

1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие умения общаться в паре. 3.Развитие основы самоутверждения.

Ноябрь

«Жизненн ый путь»

1. «Моя бабушка была…» Работа в микро группах: разговор с детьми на тему «Жизненный путь». Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. 2. « Кем я хочу стать» Оформление страницы альбома.

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции слова». 2.Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых. 3.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Декабрь

 «Светлый образ»

1. Сергий Радонежский Работа в круге: разговор воспитателя с детьми о преподобном. Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского». 2.«Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского. Оформление страницы альбома: рисунок

1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Традиции образа». 2.Создание позитивного настроя на общение в группе. 3.Формирование ресурса успеха.

Январь

«Великий чудотворный образ»

1- 2 «Великий чудотворный Образ» Работа в круге: продолжение разговора с детьми о преподобном Сергии Радонежском, рассматривание детских рисунков.

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Образа». 2.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. 3.Развитие основы самоутверждения.

Февраль

«Мастера и рукодельницы»

1. «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Игровая деятельность детей. Работа в круге: беседа с детьми о том, кого можно назвать мастерами и рукодельницами. 4. «Русские узоры» Оформление страницы альбома (на выбор: обведение узора на сколке, вышивка, шитье)

1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Воспитатние уважения к людям труда (мастерам и рукодельницам). 3.Развитие умения договариваться, приходить к согласию.

Март

«Старание и терпение»

1. «Терпение и труд - все перетрут» Работа в круге: беседа о старании и терпении. Работа в паре: «Старание и терпение». 2. Мастерская «Самоделкина»: продуктивная деятельность с переходом в сюжетно-ролевую игру.

1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции дела». 2.Развитие управленческих навыков и умения общаться в паре. 3.Развитие единого контекста в группе

Апрель

«Семейны е традиции»

1. «Традиции нашей семьи» Работа в круге: разговор о семейных традициях. 2. «Семейные традиции» Оформление страницы альбома.

1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие мотивации к взаимодействию у детей и взрослых. 3.Развитие единого контекста в группе.

май

9.

«Книга - праздник души»

1. «Путь книги». Работа в круге: разговор с детьми о книге (какие книги читали, где хранятся книги, почему взрослые и дети любят книги). 2. «Моя первая книжка» Совместная продуктивная деятельность детей и воспитателя: изготовление книжки-малышки.

1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Традиции праздника» 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Подготовка детей к созданию «Моей первой книги».

                                                    Заключение

«Социокультурные истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В основе преподавания данного курса лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения и воспитания.

Главными целями при реализации системы активных форм являются развитие духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, для достижения значимых результатов.

Программа «Социокультурные истоки», реализуя задачи ФГОС по достижению полноценной социализации ребенка-дошкольника, создаёт условия для формирования детской инициативы и самостоятельности, обеспечивает активное усвоение детьми дошкольного возраста системы ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности. Педагогические технологии активных форм развития и воспитания,  используемые в программе, создают условия для осуществления свободы выбора, которая  является основанием нравственных ценностных ориентаций.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Социокультурные истоки"

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для разновозрастной группы. Занятия проводятся по подгруппам , один раз в месяц....

Рабочая программа по парциальной программе "Социокультурные истоки"

Данная программа по социокультурным истокам для старшего дошкольного возраста....

рабочая программа "Социокультурные истоки" средняя группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

рабочая программа "Социокультурные истоки" подготовительная к школе группа

laquo;Социокультурные истоки». авторы: И. А. Кузьмин, А. В. Камкин. Программа «Социокультурные истоки» существенно наполняет образовательные...

Рабочая программа по реализации программы "Социокультурные истоки"

Рабочая программа по реализации программы "Социокультурные истоки"...

Рабочая программа "Социокультурные истоки"

Рабочая программа "Социокультурные истоки"...

Рабочая программа "Социокультурные истоки" с детьми 5-7 лет.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ(С ...